Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 9. Международные экономические отношения и их формы. Международная торговля.




Сущность МЭО - объективно вытекающие отношения из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, глобализации хозяйственной жизни.

МЭО проявляются в разных формах:

Все формы МЭО взаимосвязаны. Например, торговля товарами сопровождается обеспечением транспортных, финансовых, страховых услуг.

Торговля товарами и услугами составляет наибольшую часть (около 80%) общих расчетов между странами (если не считать спекулятивное перемещение валютных средств). Однако наиболее динамично развивается сегодня международное движение капитала.

Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, специфичная форма обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран. Международная торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. При этом внешняя торговля отдельных государств выступает составным элементом международной торговли.

Внешнюю и международную торговлю характеризуют три важных характеристики: общий объем (товарооборот), товарная структура и географическая структура.

Внешнеторговый оборот – сумма стоимости экспорта и импорта той или иной страны. При этом различают стоимостной и физический объемы внешней торговли. Стоимостной объем исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем рассчитывается в постоянных ценах и, следовательно, позволяет производить необходимые сопоставления, определять реальную динамику внешней торговли.

Объем всей международной торговли подсчитывается путем суммирования только объемов экспорта всех государств, обычно выражаемых в долларах США. Причем суммарная стоимость экспорта всех стран меньше показателя суммарной стоимости импорта, что происходит следствие включения в объемы импорта расходов на перевозку и страхование грузов до порта страны назначения или до ее границы.

Как и в мировой экономике в целом, в мировой торговле в XIX-XX вв. произошли существенные сдвиги по следующим направлениям:

- Географическая структура;

- Товарная структура;

- Деловая структура;

- Организация торговли.

В 70-80 гг. произошли коренные изменения как в самой структуре МЭО, так и в структуре товарных цен, что была связано с нефтяными кризисами. Вследствие этого промышленно развитые страны переживают эпоху промышленной революции, активно ведется поиск новых источников сырья и т.д. Как результат – в структуре торговли торговля топливом отошла на второй план (что не коснулось СССР).

Географические сдвиги относятся к соотношению между группами стран в мировой экономике. Тенденция: соотношение меняется в пользу развивающихся стран, т.к.:

В эту группу включен Китай;

В развивающихся странах образовалась категория НИС;

В этой группе появились новые гиганты – Бразилия, Индия.

В совокупном объеме мировой торговли ПРС занимают 63%, развивающиеся страны –33-34%, страны с переходной экономикой – 3%.

По товарной специализации внешнеторговая деятельность подразделяется на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

Товарные сдвиги частично связаны с географическими сдвигами. Абсолютное лидерство (более ¾ мирового экспорта) приходится на продукцию обрабатывающей промышленности. Если сырьевые товары в МТ в предвоенные годы составляли около 40%, то, не смотря на рост производства, сегодня этот показатель снизился до 12%. Удельный вес продовольственных товаров снизился с 20 до 8% (специализация ПРС). На долю обрабатывающей промышленности после войны приходилось менее ½ объема МТ (на первом месте оказалась торговля машинами, оборудованием, техническими средствами). Доля химической промышленности выросла и составляет сегодня 9-10% (самая большая доля – фармацевтические товары и пищевые добавки).

Изменение структуры цен: в 90-е гг. произошло снижение цен на сырье, цветные металлы, сельскохозяйственную продукцию. В тоже время поднялись цены на зерно, что объясняется повышенным спросом со стороны ряда развивающихся государств (Индия, Китай), ставшими богаче, кофе. Имеют тенденцию к росту также и цены на готовую продукцию.

Изменения в организации торговли: лизинг, техническое и гарантийное обслуживание и прочие новые формы торговли, которые привлекают покупателей.

В зависимости от товарной специализации экспортно-импортных потоков международную торговлю принято различать и учитывать (по природе предмета купли-продажи) как торговлю: 1) готовой продукцией; 2) машинами и оборудованием; 3) сырьем и полуфабрикатами; 4) услугами и 5) интеллектуальной собственностью.

В связи с тем, что товарная специализация налагает свой (и часто достаточно существенный) отпечаток на содержание и, следовательно, формы международных коммерческих операций, следует начать рассмотрение с соотношения форм и методов международной торговли.

Под методом следует понимать принципиально обособленный способ достижения цели международной торговли, в которую вступает ее участник. Метод международной торговли – это способ осуществления торгового обмена (торговой операции или торговой сделки) между ее участниками, являющимися резидентами как разных стран (прямой метод), так и одной страны (косвенный и кооперативный методы). Несмотря на то, что обычно в международной практике, классическую основу которой составляют экспорт и импорт, выделяют два метода торговли, можно с определенной долей условности выделить 6 методов. Принимая во внимание ответственность и непосредственные действия по исполнению экспортно-импортных операций, это - два так называемых основных метода торговли:

- прямой экспорт (импорт) – совершение международной торговой сделки непосредственно между производителем/ продавцом и покупателем/ потребителем/ пользователем;

- косвенный экспорт (импорт) – совершение международной торговой сделки через посредника.

Однако, принимая во внимание современные реалии современного международного бизнеса, можно добавить еще один, третий метод, который, зародившись в среде малого бизнеса, занимает, можно сказать, срединное положение между классическими:

- кооперативный экспорт (импорт) – совершение международной торговой сделки через особого посредника, представляющего собой некую организационную форму бизнеса, созданную группой инициаторов этой сделки, совершение которой каждым отдельным участником указанной группы представляется невозможным, слишком рискованным и/или экономически неэффективным.

Если обособление первых трех методов обусловлено в первую очередь степенью причастности к непосредственному исполнению экспортно-импортных операций или тем, как ведутся эти основные операции (собственными силами, силами посредника или совместными усилиями заинтересованных сторон), то следующий, четвертый метод – это

- встречная торговля, которая выделяется как метод в силу особенностей подготовки, сопровождения и завершения таких международных коммерческих сделок, оплата по которым проводится без использования (твердой) валюты либо лишь частично покрывается валютой, т.е. заметно отличается и обосабливается способом и процедурой осуществления международных сделок.

История международной (и внутренней) торговли доказала жизнеспособность такого пятого метода, который предполагает проведение торговых операций через специальные институты:

- международные аукционы, биржи и торги. Учитывая тот факт, что все перечисленные институты имеют объединяющую их функцию установления качества и цены продаваемых через них товаров, исходя из соотношения спроса и предложения и оценок участников-покупателей, можно назвать этот метод институционально-конкурсным.

Шестой метод получил развитие лишь в последнее десятилетие ХХ века, когда претерпевает качественные изменения такой основной ресурс, как глобальные коммуникационные системы. Это – электронная торговля, или е-торговля.

Формы международной торговли столь же многообразны, как и содержание международной торговли в целом. (таблица 2)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 480.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...