Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В РЕЙТИНГОВЫХ БАЛЛАХ




2.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям и видам работ

№№

Виды работ

и контроля

Максимальное количество баллов

Модуль 1 Модуль 2 Итого
1. Выступление и работа на семинаре 6 6 12
2. Составление конспекта и изучение нормативно-правовых актов по изучаемым темам 1 1 2
3. Изучение периодических изданий, научной литературы 2 2 4
4. Подготовка и выступление с докладом 4 4 8
5. Написание реферата/ подготовка реферата-презентации 20 20 40
6. Тестирование по теме (группе тем) 15 15 30
7. Собеседование с преподавателем по терминологическому словарю 2 2 4
8. Итого за семестр 29 31 100

2.2. Виды контроля успеваемости, применяемые на аудиторныхзанятиях, их оценка в рейтинговых баллах

№№ Виды контроля успеваемости* Максимальное кол-во баллов
1. Выступление и работа на семинаре 2
2. Составление конспекта и изучение нормативно- технической документации по изучаемым темам 2
3. Изучение периодических изданий, научной литературы 2
4. Подготовка и выступление с докладом 4
5. Написание реферата /подготовка реферата-презентации 3 /10
6. Тестирование по теме (группе тем) 15
7. Собеседование с преподавателем по терминологическому словарю 2
8. Посещение лекционных занятий **

Характеристика работ:

Выступление на семинаре представляет собой устный ответ студента на заранее поставленные вопросы на предыдущем занятии и подготовленных на основании указанной преподавателем литературы.. В ответе должны быть представлены общетеоретические и практические аспекты рассматриваемого вопроса, различные точки зрения. Выступление не должно представлять собой пересказ учебного пособия или статьи. Оценивается умение студента выступать перед аудиторией. Представленный материал должен рассказываться, а не полностью считываться с листа.

Отказ отвечать, ссылка на неготовность или незнание материала оценивается минусовой оценкой, вплоть до «-2» баллов. При оценки работы студента на семинаре следует учитывать не только его выступление, но и иное участие, а именно вопросы к выступающему по плану семинара, дополнение к выступлению по плану семинара, оппонирование по сообщенному докладу или реферату (происходит при обсуждении этих сообщений и не ограничивается теми или иными вопросами к докладчику, а включает в себя высказывание собственного мнения, обоснование и защиту его). За данные виды работы студенту может начисляться дополнительный бал

Работа на семинаре оценивается максимально в 2 балла:

· полный ответ (5 академическая оценка) – 2 балла;

· допустил неточности в изложении, формулировках (4 академическая оценка) – 2-1 балл;

· неполный ответ (3 академическая оценка) – 1 балл;

· неправильный ответ (2 академическая оценка) – 0 баллов;

· отказался отвечать (0) - - 2 балла.

Под рефератом подразумевается творческая исследовательская работа, основанная, прежде всего, на изучении значительного количества научной и иной литературы по теме исследования в размере 15-20 страниц. Другие методы исследования могут, конечно, применяться (и это поощряется), но достаточным является работа с литературными источниками и собственные размышления, связанные с темой. Прочитав определенное количество книг, брошюр и статей, сделав выписки и конспекты, составив план реферата, студент пишет реферат, включающий: титульный лист, план, текст реферата, библиографический список.

Текст реферата должен быть представлен в печатном виде с соблюдением всех правил оформления. Для выступления по реферату студенту отводится до 10 минут на семинарах. При выступлении предпочтительнее, чтобы он не читал текст, а говорил свободно, лишь заглядывая в написанную работу. Реферат обсуждается участниками семинара и оценивается преподавателем. Если озвучивание реферата невозможно, он сдается для оценки преподавателю.

При выставлении баллов за реферат могут учитываться следующие критерии:

· полное раскрытие темы и соблюдение логичности изложения - 1 балл;

· наличие собственных выводов и предложений, обобщений, критического анализа – 1 балл;

· использование широкой информационной базы, правильность оформления, соблюдение правил цитирования – 1 балл.

По желанию студента по тексту реферата может быть представлена электронная презентация. При этом максимальная оценка работы составит 10 баллов.

Под докладом подразумевается итог самостоятельной исследовательской работы студента. Чтобы его подготовить, необходимо не только познакомиться с определенной научной литературой, но и выдвинуть свою гипотезу, провести сбор эмпирического материала (например, в школе), используя самостоятельные наблюдения, применяя устные опросы, анкеты, тесты, изучить необходимые документы и т.д., проверить гипотезу, прийти к обоснованным выводам, доказать правильность собственного решения проблемы и оформить полученные результаты в виде письменной работы. Остальные требования к докладу такие же, как и к реферату.

При выставлении баллов за доклад могут учитываться следующие критерии:

· полное раскрытие темы и соблюдение логичности изложения - 1 балл;

· наличие собственных выводов и предложений, обобщений, критического анализа – 1 балл;

· использование широкой информационной базы, правильность оформления, соблюдение правил цитирования – 1 балл.

· качество устного выступления: умение говорить публично, заинтересовать слушателей, владение речью, ясность, образность, живость речи – 1 балл.

Конспекты статей, параграфов и глав или иного полного текста книг оцениваются с учетом труда, вложенного в их подготовку. Они не подменяются планами работ или полностью переписанным текстом: студент должен научиться отбирать основное. Конспект пишется в тетради, от руки, с обозначением фамилии владельца. Обязательно указывается автор книги (статьи), место и год издания, а на полях помечаются страницы, где расположен конспектируемый текст. Качество конспекта повышается, когда студент сопровождает его своими комментариями, схемами или таблицами.

При оценке работы студента преподаватель должен учитывать:

· наличие конспекта статьи или параграфов и глав или иного полного текста книг - 1 балл;

· умение анализировать, представлять собственные выводы и предложения – 1 балл;

Составление конспекта и изучение нормативно-правовых актов по изучаемым темам в данном случае также как и выше учитывается уровень самостоятельной подготовки студента. Конспект должен содержать основные положения нормативного акта, а не должен собой подменять простое его переписывание. Студент при ответе должен знать содержание, понимать его суть, делать собственные выводы.

При оценке работы студента преподаватель должен учитывать:

· наличие конспекта нормативного акта - 1 балл;

· умение анализировать, представлять собственные выводы и предложения – 1 балл;

Тест - в традиционном его понимании содержит список вопросов и различные варианты ответов. Как правило, тест должен содержать 50 вопросов и продолжается достаточно долго ( один академический час). Заранее известно количество вопросов и проходной бал. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Результат традиционного теста зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

При оценке результатов теста за правильный ответ на вопрос студент получает 1 очко, за неправильный – 0 очков. Набранные в результате тестирования очки пересчитываются в баллы следующим образом:

15-20 ответов – 3 балла;

21-27 ответов – 6 баллов;

28-36 ответов – 9 баллов;

37-44 ответов – 12 баллов;

45-50 ответов – 15 баллов.

Собеседование с преподавателем по терминологическому словарю на каждом практическом занятии преподаватель проводит выборочный опрос студен на знание изучаемой терминологии по данной дисциплине. В зависимости от объема изучаемого материала к каждому практическому занятию студенты должны запоминать от 5 и более терминов. Таким образом, по каждому из модулей может быть проверено от 20 и более терминов.

При выставлении баллов за термины могут учитываться следующие критерии:

· даны правильные формулировки по всем терминам, задаваемым преподавателем – 2 балла;

· допускал неточности в изложении, формулировках – 2-1 балл;

· неполный ответ, не точная формулировка термина – 1 балл;

· неправильный ответ – 0 баллов;

· отказался отвечать – от – 1 до - 2 баллов.

 

Необходимо учитывать следующие ограничения:

1. На последнем занятии семестра письменные работы уже не принимаются.

2. Суммарное число баллов за конспекты не должно превышать половины итоговой суммы.

3. Штрафуется нарушение требований к подготовке рефератов, докладов или конспектов.



Краткий конспект лекций

 

Тема 1. Предмет и задачи курса. Понятие мирового хозяйства. Международное разделение труда Мировая экономика как учебная дисциплина представляет собой особую сферу научного познания, сформировавшуюся на основе экономической теории. Объектом ее изучения является всемирное, или мировое, хозяйство, под которым понимается совокупность отдельных стран, участвующих в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений.

Цель - ознакомление с основными законами и тенденциями развития современной мировой экономики (как в целом, так и по основным хозяйственным отраслям, регионам, странам мира), международной торговли товарами (услугами), международного движения факторов производства (капитала, труда, технологий, материальных ресурсов и экономически ценной информации).

Предмет изучения у мировой экономики: отношения между людьми по поводу производства, распределения и обмена и потребления жизненных благ. Изучение проблем мировой экономики позволяет решить следующие основные задачи: · создать теоретическую и методологическую базу для правильного понимания закономерностей, процессов, проходящих как в мировом хозяйстве в целом, так и в его отдельных частях (странах и регионах); · выявлять тенденции мирового экономического развития в целом, регионов и отдельных стран, · обобщать и успешно использовать имеющийся опыт для решения национальных и международных экономических проблем. Конкретными объектами изучения мировой экономики являются: · общие закономерности развития мирового хозяйства; · процессы глобализации; · национальные экономики с точки зрения их участия в международном разделении труда; · транснациональные структуры, их производственная и сбытовая деятельность; · валютно-финансовые и бюджетные средства национальных правительств, выделяемые для международной финансово-экономической деятельности; · мировая валютно-финансовая система, деятельность международных финансовых институтов; · международные экономические организации; · международное хозяйственное законодательство; · товары и услуги, произведенные отраслями реального сектора, мировой рынок; · региональная экономическая интеграция в рамках Европейского союза и проч.

Мировое хозяйство как система сложилось на рубеже XIX -XX вв. Поэтому большой исторический период, начиная от первобытнообщинного способа производства до конца XIX в. — это период формирования мирового хозяйства, а с начала ХХ века по сегодняшние дни — период развития мирового хозяйства, который также имеет свои этапы.

Основным показателем развития мирового хозяйства является валовой мировой продукт (ВМП), который выражает общий объем конечных товаров и услуг, произведенных на территории всех стран мира независимо от национальной принадлежности действующих там предприятий, в определенный период времени. ВМП определяется как сумма валового внутреннего продукта каждой страны мира. Единицей измерения ВМП служит $ США. Показатель ВМП выражает общую активность в мире и отдельных странах. ВМП дает возможность определить место страны и регионов в мировом производстве, общественную производительность труда в разные периоды времени.

В основе развития мирового хозяйства лежит МРТ – высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на устойчивую, экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на определенных видах продукции и на обмен результатами их производства.

Можно выделить несколько этапов процесса формирования МРТ: на первом этапе (с XVI в.) осуществлялся в основном обмен готовыми товарами; на следующем этапе (с середины XIX в.) к нему добавились международные производственные связи и невиданные масштабы международной миграции капитала; на современном этапе изменения МРТ проходят под воздействием НТР, ведущей к интернационализации производства.

Различаются общее, частное и единичное МРТ.

Общее МРТ – разделение труда по сферам экономической деятельности –отраслевая специализация (отсюда вытекает деление стран-экспортеров на индустриальные, сырьевые, аграрные).

Частное – специализация на отдельных видах готовой продукции (подотрасли) – предметная специализация.

Единичное – специализация на изготовлении отдельных деталей, узлов, компонентов единой стадии технологического процесса – технологическая специализация.

Сущность МРТ проявляется в единстве двух процессов – расчленения (разделения) процесса производства и последующего его объединения.

Эти два процесса реализуются в двух основных формах – международной специализации и кооперации производства.

Международная специализация производства (МСП) – форма разделения труда между странами на основе дифференциации национальных производств с выделением отдельных отраслей, подотраслей изготовления однородных продуктов сверх внутренних потребностей.

Международная кооперация произвоства (МКП) – основанный на МСП устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими.

Особенности современного этапа МРТ:

- тенденция перехода к единичной специализации;

- образование ТНК;

- рост миграции капитала;

- влияние НТР;

- разный уровень экономического развития стран – неспособность симметрично вливаться в МЭО.

 

Тема 2. Глобализация и глобальные проблемы в мировой экономике Глобализация представляет собой объективный социально-экономический процесс, начавшийся в 1980-1990 гг., приводящий к формированию единого мирового экономического пространства. Па сегодняшний день она является высшей ступенью интернационализации экономической жизни, ее специфической формой, отражающей усиление уже существующей в мире взаимозависимости хозяйствующих субъектов. Глобализация есть комплексное геоэкономическое, геополитическое и геогуманитарное явление, оказывающее мощное влияние на все стороны жизнедеятельности стран, вовлекаемых в этот процесс.

Глобализация выросла из региональной интеграции, характеризовавшейся возникновением реальной экономической зависимости отдельных стран друг от друга, но принципиально от нее отличается (при интеграции сохраняется ключевая роль государств в деле регулирования и поддержки бизнеса, а также относительная автономность национальных экономик).

Но глобализацию нельзя сводить к простому усилению взаимозависимости хозяйственных комплексов отдельных стран. Она гораздо шире, так как затрагивает все области общественной жизни, вносит значительные коррективы в перспективы развития международного сообщества. ведет к постепенному преобразованию мирового пространства в единую финансово-информационную, военно-политическую и социально-культурную зону, в которой свободно перемещаются товары, информация, идеи, инвестиции, новые технические разработки, их носители. Все это стимулирует развитие мира как целостной системы. Глобализация является процессом объективным, обусловленным новым этапом развития мировой экономической системы. В то же время на нее в значительной мере влияют субъективные факторы (правительства, руководство крупнейших фирм, общественных организаций и проч.). Агентами глобализации являются: · международные финансовые, торговые, экономические организации (МВФ, МБРР, ВТО, МОГ и проч.): · транснациональные корпорации, транснациональные банки и их сети; · региональные экономические организации (ЕС. АСЕАН и проч.); · ведущие страны мира (США. Китай и др.); · отдельные физические лица и политические группы, интересы которых обычно не совпадают с глобальными тенденциями прогрессивного мирового развития.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...