Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ




АНАМНЕСТИЧЕСКИЙ МЕТОД

1. Объективный анамнез.

2. Субъективный анамнез (со слов больного).

Что даёт анамнез как метод исследования?

* данные о наследственности;

* о социальных условиях жизни;

* о полученном воспитании и образовании;

* о перенесенных заболеваниях и их возможной связи с психическим заболеванием;

* о начале и течении данного заболевания.

 

ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД (метод наблюдения)

1. Негласный характер объективного наблюдения.

2. Организация наблюдения - во время обходов, журнал наблюдения средним медперсоналом, наблюдение младшим персоналом.

 

СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД

1. Метод беседы и его специфические особенности.

2. Организация беседы с больным (в палате, кабинете).

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД:

* метод тестов;

* метод свободных ассоциаций;

* естественный психологический эксперимент;

* другие методы.

 

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ:

* письма;

* рисунки;

* стихотворения;

* заявления;

* другие произведения.

 

Контрольные вопросы:

1. Психиатрическая помощь и принципы её оказания.

2. Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке.

3. Права лиц, страдающих психическими заболеваниями.

4. Перечислите особенности оказания помощи в психиатрической больнице.

5. Как осуществляется госпитализация в психиатрический стационар?

6. Какие группы психиатрического диспансерного наблюдения Вам известны?

7. Назовите методы обследования психически больных.

 

Литература по теме занятия:

1. Учебник

2. Закон о психиатрической помощи в Российской Федерации и гарантиях прав граждан при ее оказании

3. Руководство по психиатрии / Под ред. А.В.Снежневского в 2-х т. М.: Медицина, 1983.

4. Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В.Морозова в 2-х т., М.: Медицина, 1988.

 

 



Занятие 2.

Тема: патология ощущения и восприятия.

Общая цель: уметь выявить и оценить расстройства ощущений и восприятий.

Конкретные цели:

1. Уметь выявить при помощи беседы и наблюдения сенестопатии, иллюзии и галлюцинации.

2. Уметь оценить тяжесть выявленных расстройств.

3. Уметь предупредить социально опасные действия, связанные с содержанием обманов восприятия.

4. Уметь правильно описать выявленные расстройства.

5. Уметь выявить особенности расстройств ощущения и восприятия у детей.

 

РАССТРОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ.

 

Восприятие - это отражение предметов и явлений действительности, при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие - одно из первых звеньев познания и тесно связано с ощущением, отражающим отдельные свойства предметов и представлением, воспроизводящим в сознании образы реальной действительности.

Развернутые симптомы нарушений восприятия могут возникать только в определенном возрасте. Характерное для ребенка преобладание сферы образного чувственного познания над абстрактной - первой сигнальной системы над второй - отражается и на характере его восприятия - оно отличается большей яркостью.

Расстройства восприятия можно разделить на количественные и качественные. К количественным расстройствам относятся: гиперестезия, гипестезия и анестезия.

Гиперестезия - это резкое повышение чувствительности, при котором все раздражения "врезаются" в сознание и оставляют глубокий след. Обычные звуки усиливаются, щелчок выключателя воспринимается как выстрел, свет становится невыносимо ярким, "режет" глаза. Это состояние встречается в структуре астении.

Гипестезия - состояние противоположное гиперестезии, т.е. понижение чувствительности. Нарушается четкость, яркость восприятия больным внешнего мира. Окружающее воспринимается блеклым, призрачным, застывши м, "сквозь дымку", звуки приглушены, доносятся как бы "сквозь вату". Это состояние встречается при депрессиях, кровопотерях, физическом и психическом истощении.

Анестезия - состояние психического бесчувствия при котором утрачивается человеком способность переживать ощущение радости, печали, горя и т.п. Если это состояние болезненно переживается, беспокоит больного, то оно носит название болезненной психической анестезии.

Количественные расстройства восприятия впервые можно наблюдать у 3-5-7-летних детей. Эти симптомы не стойки, часто носят внушённый окружающими характер. В подростковом возрасте чаще бывают у девочек, но и здесь они малодифференцированны.

К качественным расстройствам восприятия относятся: сенестопатии иллюзии, галлюцинации, психосенсорные нарушения, включающие синдромы деперсонализации и дереализации.

При сенестопатиях больной испытывает чувство "жжения", "растягивания", "прокалывания", "переливания" в различных органах: "легкие слиплись", "сердце перекручивается", "мозги переливаются". Эти ощущения отличаются необычностью, не соответствуют стандартным жалобам соматических больных, не подтверждаются лабораторными анализами. Сенестопатии часто наблюдаются в детском, особенно в подростковом и юношеском возрасте. В возрасте 6-7 лет имеют неразвёрнутый характер. У подростков сенестопатии носят интерпретативный характер и в этих случаях представляют первичный симптом.

Иллюзии - ложные восприятия, не соответствующие объективно имеющемуся раздражителю. Иллюзорные обманы представляют собой восприятие одних предметов вместо других (висящий в темном коридоре плащ кажется человеком). Иллюзии различаются по виду анализатора, среди них выделяют т.ж. простые иллюзий и парейдолии - иллюзии фантастического содержания (узор на ковре воспринимается как фантастическая сцена). Способствуют появлению иллюзий страх, темнота, тугоухость, плохое зрение и т.д. Чаще всего иллюзии встречаются в состоянии расстроенного сознания.

Галлюцинации - мнимые восприятия не имеющие объективного раздражителя. Галлюцинации разделяются по органом, чувств: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые, висцеральные; по содержанию: нейтральные, комментирующие, устрашающие, императивные; по форме: простые, сложные и смешанные.

Особо выделяются псевдогаллюцинации, которые отличаются от истинных тремя признаками:

1) Они проецируются вне реального поля зрения, чаще всего в голове;

2) носят характер сделанности, ("вкладывают мысли", "показывают видения", "причиняют боль");

3) носят характер отчужденности, т.е. больные подчеркивают особый характер этих галлюцинаций, отличая их от реальных объектов ("вижу людей, но они не такие, как все").

Отношение к галлюцинациям может быть активным, когда больной убегает, прячется, вступает с ними в борьбу и пассивным, созерцательным. Галлюцинации встречаются в картинах большинства психических заболеваний.

В каком возрасте могут возникать галлюцинации? Тогда, когда у ребенка есть процесс узнавания, то есть когда он способен воспринимать и дифференцировать целостный предмет. В детской клинике галлюцинации распознаются поздно, только после 4-х лет, когда возможен словесный отчёт.

Особенности галлюцинаций у детей:

В связи с недостаточностью самоотчёта о воспринятом, повышенной внушаемостью, самовнушаемостью и большой живостью воображения, ребенок часто склонен к иллюзиям. Воспринятое нередко фантастически перерабатывается ребенком соответственно его желаниям и опасениям. Эта наклонность к иллюзорности находит своё отражение и в патологических состояниях при повышенной температуре тела во время инфекций, при состояниях страха, возникающих под влиянием прочитанных сказок. Перед засыпанием у детей легко появляется иллюзорное восприятие окружающего, предметы представляются искаженными и устрашающими.

Свойства галлюцинаций у детей:

1. Ярко чувственный характер галлюцинаций.

2. У детей преобладают зрительные галлюцинации, даже при шизофрении. Они сопровождаются более выраженным страхом.

3. Галлюцинации часто сопровождаются фантазированием (хотя, как правило, психопатологию не следует расширять за счет фантазирования).

4. По содержанию галлюцинации у детей более просты, чаще связаны с образами животных, людей.

При распознавании галлюцинаций используют метод наблюдения и расспроса. При недостаточном словесном отчёте ведущее значение имеет наблюдение, позволяющее обнаружить объективные признаки галлюцинаций.

Психосенсорные нарушения - это искажение сложных восприятий: внешнего мира и собственного "Я".

Деперсонализация включает в себя такие симптомы как: нарушение "схемы тела" (увеличение конечностей, головы, увеличение или уменьшение самого тела, чувство отсутствия или присутствия лишней конечности), раздвоение "Я".

При дереализации искаженно воспринимается окружающая обстановка (искажается форма предметов - метаморфопсия, их величина: макро- и микропсия, количество - полиопия).

Психосенсорные расстройства встречаются при эпилепсии, энцефалитах, опухолях, могут быть следствием органических поражений теменно-затылочных отделов и области межуточного мозга.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие расстройства ощущений Вы знаете?

2. Что такое сенестопатии?

3. Дайте определение иллюзий?

4. Что такое галлюцинации? Дайте их классификацию.

5. Чем отличаются псевдогаллюцинации от истинных галлюцинаций?

6. Каковы объективные признаки галлюцинаций?

 

Литература по теме занятия:

1. Учебник

2. Руководство по психиатрии / Под ред. А.В.Снежневского в 2-х т. М.: Медицина, 1983.

3. Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В.Морозова в 2-х т., М.: Медицина, 1988.

4. В.В.Ковалёв Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей). М.: Медицина, 1979.

 


Занятие 3.

 

Тема: интеллектуально-мнестические расстройства и синдромы нарушения ясности сознания.

Общая цель: уметь выявить и оценить интеллектуально-мнестические расстройства и синдромы нарушения ясности сознания.

Конкретные цели:

1. Уметь выявить при помощи беседы и наблюдения интеллектуально-мнестические расстройства и критерии дезориентированности при синдромах нарушения ясности сознания.

2. Уметь оказать врачебную помощь больному с нарушениями ясности сознания вне специализированного психиатрического стационара.

3. Уметь правильно выявить и оценить особенности интеллектуально-мнестических расстройств и синдромов помраченного сознания у детей.

 

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТА.

 

Внимание- направленность и сосредоточенность психики на определенных объектах. Различают пассивное и активное внимание. Основные качества внимания: объем, устойчивость и переключаемость. При астенических состояниях, как правило, наблюдается истощаемость и отвлекаемость. Трудность привлечения внимания можно отметить у возбужденных и у маниакальных больных. Для синдромов нарушения сознания при шизофрении характерна невозможность сосредоточения. Сужение внимания может наблюдаться при тревожном синдроме, при патологических идеях.

Память - обеспечивает связь настоящих психических процессов с прошедшими; является отражением прошлого опыта, заключающимся в запоминании, хранении и последующем воспроизведении информации. Память бывает кратковременной и долговременной.

Структура памяти:

* восприятие - рецепция;

* запоминание - ретенция;

* воспроизведение - репродукция.

Классификация: филогенетическая и онтогенетическая; различают виды памяти по рецепторам: зрительная, слуховая и т.д. - образная, двигательная (кинестетическая), эмоциональная;

по типу фиксации: механическая, логически смысловая;

эйдетизм - феноменальная память.

Узнавание - мгновенное и осмысленное.

Репродукция происходит по законам ассоциаций: по сходству, смежности и контрасту, по смыслу.

ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ СИМПТОМЫ ПАТОЛОГИИ ПАМЯТИ:

количественные:

* Гипермнезия характеризуется легкостью воспроизведения прошлого опыта, наблюдается при маниакальных состояниях, а иногда - при лихорадке.

* Гипомнезия - ослабление памяти; встречается при старении, атеросклерозе, после травм головы.

* Амнезия - отсутствие воспоминаний на события определенного промежутка времени. Ретроградная амнезия - отсутствие воспоминаний о событиях, предшествующих началу заболевания. Антероградная - на события после начала заболевания. Фиксационная - не запоминаются события, происходящие в данный момент времени.

 

качественные - парамнезии (обманы памяти):

* Псевдореминисценции - неправильное воспроизведение во времени, в месте или последовательности событий, которые были в действительности.

* Конфабуляции - заполнение пробела памяти вымыслами, фантастическими событиями.

* Криптомнезии - искажение памяти, псевдоплагиат, приписывание чужого себе, путают сновидения с явью.

* Экмнезии - перенос событий прошлого в настоящее (при старческой деменции).

* Анакфория - воспоминание при напоминании.

* Дисмнезия - отнесение событий к несоответствующим им периодам жизни.

* Симптомы "уже пережитого", "уже виденного", когда больной в незнакомом месте всё воспринимает как уже ранее пережитое, виденное; и, наоборот, симптомы "никогда не виденного", "никогда не пережитого", при которых знакомая обстановка переживается как ранее неизвестная.

 

СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ:

* Амнестический синдром проявляется в прогрессирующей гипомнезии. Память снижается от настоящих событий к прошлым (закон Рибо).

* Корсаковский синдром включает в себя фиксационную амнезию, конфабуляции, псевдореминисценции, нарушение ориентировки ("одномоментное существование"), отсутствие критики. Этот синдром наблюдается при алкогольном психозе и при многих органических поражениях мозга. Впервые описан С.С.Корсаковым при алкогольном полиневрите в 1887 году.

 

Интеллект - это способность к приобретению опыта (знаний) и его применению на практике. Интеллект - собирательное понятие, включающее способности, одаренность, мыслительные возможности, память, знания, а также активность, внимание, трудоспособность, моторику и речь.

Олигофрения(малоумие) - наследственное, врожденное или рано приобретенное слабоумие. При олигофрении возможна лишь небольшая положительная динамика состояния, связанная с ростом и обучением. Олигофрению различают по этиологии, по степеням умственного недоразвития и по особенностям клинической картины. Выделяют три степени умственного недоразвития:

* Идиотия. Ребенок - идиот обычно говорит 2-3 слова, жизнь его ограничивается простейшими рефлекторными актами, он или вял, или часто излишне возбужден. Идиоты неопрятны, не интересуются игрушками. Это состояние часто сопровождается многочисленными физическими дефектами (заячья губа, волчья пасть, диспластическое строение и т.д.).

* Имбецильность. Это средняя степень слабоумия. Недостаточность интеллекта сказывается, главным образом, в неполноценности представлений о числах, пространстве и времени. Отвлечённые представления вообще недоступны. Больные располагают скудным запасом слов и понятий.

* Дебильность. Самая легкая степень психического недоразвития. Дебильные дети могут, хотя и плохо учиться, но массовой школы они обычно не заканчивают. Они механически могут запоминать те или иные сведения, но применить их в практической деятельности им трудно. Сложная ассоциативная деятельность для ни невозможна.

Деменция - приобретённое слабоумие, развивается у лиц со сформировавшимся интеллектом и характеризуется утратой приобретенных навыков. Деменция чаще является прогрессирующим состоянием. Различают частичную и тотальную деменцию. Выделяют старческое, травматическое, эпилептическое, паралитическое слабоумие.

 


Занятие 4.

 

Тема: патология мышления и речи.

Общая цель: уметь выявить и оценить расстройства мышления и речи.

Конкретные цели:

1. Уметь выявить при помощи беседы и наблюдения количественные и качественные расстройства мышления.

2. Уметь оценить тяжесть выявленных расстройств на уровне симптомов и синдромов.

3. Уметь правильно описать выявленные расстройства.

4. Уметь правильно выявить особенности расстройств мышления и речи у детей.

 

НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ.

Мышление- процесс установления связей между предметами и явлениями реального мира, выяснение сущности явлений, общих свойств вещей. Основой мышления являются понятия. Мышление формируется и формулируется в речи. Различают конкретнее и абстрактное мышление.

К патологии мышления относятся следующие виды расстройств: количественные - ускорение и замедление мышления, качественные - обстоятельность, резонерство, бессвязность, разорванность, ментизм персеверации, неологизмы, аутистическое мышление и сверхценные и бредовые идеи.

Ускоренное мышление наблюдается при эмоциональном оживлении. (маниакальное состояние). В этих случаях легко образуются поверхностные ассоциации. Ускорение может достигнуть "скачки идей", когда речь не поспевает за мыслями.

При замедленном мышлении ассоциации возникают медленно, с трудом, наступает замедление и обеднение речи. Это нарушение наблюдается при депрессии, оглушенности и более стойко при органических поражениях мозга.

Обстоятельное, детализированное мышление отличается тем, что больные не отвечают прямо, кратко на вопросы застревают на деталях, ненужных подробностях, не имеющих прямого отношения к ответу.

Персевераторное мышление характеризуется как бы "топтанием на месте". Больные несколько раз повторяют фразу или слово, возвращаются к прежней мысли. Персевераторное мышление может наблюдаться при эпилепсии и органических поражениях мозга.

Резонерство - "пустословие", бесплодное мудрствование. Вместо прямого ответа больные рассуждают "на заданную тему", изрекают банальные истины или повторяют "общие места". Это расстройство может обнаруживаться при шизофрении.

Разорванное или атактическое мышление характеризуется грубым нарушением логических связей при сохранности грамматического строя речи. Например: Журбина через контору переехала, а в носу глазное отверстие сделали". Ориентировка больных в окружающем не нарушена. Разорванное мышление характерно для шизофрении.

Неологизмы - новые слова, понятные только больному или вообще не имеющие смысла.

Ментизм - сгущения, наплывы мыслей помимо воли больного.

При бессвязном мышлении нарушается стойкость речи, отдельные мысли и слова не связаны между собой. Этот тип мышления встречается при помрачении сознания.

Аутистическое мышление - мышление оторванное от реальности, автономно развивающееся из внутренних побуждений больного, нередко возникающее как "озарение" и проявляющееся главным образом в "осуществлении" своих сокровенных желаний.

Сверхценные идеи захватывают сознание больного целиком и надолго. Они тесно связаны с реальностью, но далеко не всегда правильны и к ним нет достаточной критики. Эти идеи отражают личностные оценки бального и его устремления.

Бредовые идеи - суждения, возникшие на болезненной почве, не соответствующие действительности и не поддающиеся коррекции, разубеждению. Различают бред систематизированный и образный. По содержанию выделяют три группы бредовых идей:

1. Персекуторный бред (включает в себя бред преследования, отношения, воздействия, отравления, колдовства, ущерба);

2. Экспансивный бред (бред величия, богатства, реформаторства, изобретательства)

3. Депрессивный бред (самообвинения, самоуничижения, виновности, греховности)

Бредовые идеи могут быть:

* первичными - паранойяльный бред (бред толкования). Расстройства восприятия при этом варианте отсутствуют, в основе переживаний могут лежать реальные события, которые, однако, истолковываются неправильно, в рамках болезненной логики. Например: у дома остановилась милицейская машина; больной истолковывает это - "За мной следят!". Такой бред обычно бывает систематизированным, монотематическим;

* вторичными, когда изначально нарушается:

1) восприятие, то есть имеют место галлюцинации или псевдогаллюцинации; такой бред называется чувственным, как правило он не систематизированный;

2) эмоции - это экспансивный и депрессивный - аффективный бред.

Выделяют следующие основные варианты бредовых синдромов:

* паранойяльный синдром характеризуется первичным систематизированным бредом при отсутствии явно нелепых суждений и галлюцинаций;

* при параноидном синдроме наблюдается сочетание бреда (чаще преследования, воздействия) с галлюцинациями;

* парафренный синдром отличается фантастическим бредом, сочетающимся с явлениями психического автоматизма и конфабуляциями.

Выделяют ипохондрический бред, когда на основе сенестопатий у больного формируется убеждение о наличии у него тяжелых, неизлечимых заболеваний.

В детском возрасте бред, в форме симптомов, типичных для взрослых не встречается. В связи с недоразвитием психики вербализация (то есть словесное оформление) бреда невозможна.

В детском возрасте наблюдаются:

а) бредовые страхи - недифференцированные страхи людей, неодушевлённых предметов, чаще ночные страхи. Критерий бредового страха - угроза в его адрес, невозможность уговорить ребенка;

б) бредовое поведение - возникает нарушение регуляции поведения, в основе которого находится недовольство окружающими или в знак протеста. Чаще возникает в отношении одного лица - родителей (обычно - матери), одноклассников;

в) бредовые игры и фантазии - уже к 2 годам, когда ребенок играет в одни и те же игры, проявляет интерес только к определённым предметам (электрическим розеткам, например). Игровое перевоплощение в таких случаях носит характер бредового поведения.

В подростковом возрасте встречаются бредовые идеи такие же как и у взрослых.

       Навязчивости - мысли, действия, возникающие в сознании больного помимо его желания. Это рано возникающие симптомы психической болезни ребенка. Навязчивые явления у детей раннего возраста имеют обычно двигательный (моторный) характер. Они выступают в виде непроизвольного "привычного" подергивания плечами, головой, облизывания губ, сосания концов кос, либо в форме навязчивых страхов - они выражаются плачем, упорным нежеланием ребенка оставаться в одиночестве. В 6-7 лет появляются навязчивые мысли, то есть расстройство усложняется: ребенок часто моет руки, чтобы не заразиться, ботинки ставит определенным образом - "иначе может что-нибудь случиться". Не разрешает трогать свою кровать, если до неё дотронулись, то, прежде, чем лечь в постель, он должен определённое число раз постучать по ней, "иначе будет плохо". Такого рода защитные действия называются ритуалами.

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АССОЦИАТИВНЫХ РАССТРОЙСТВ

Изменение ассоциации представлений может быть обнаружено у ребенка после 3-4 лет, со времени появления образного мышления. После 12-14 лет нарушения фактически аналогичны таковым у взрослых.

Периоды ускоренного темпа ассоциаций характерны для дошкольников и младших школьников во время их активного игрового творчества. В старшем подростковом возрасте немотивированное и стойкое ускорение ассоциаций может оказаться симптомом стёртого гипоманиакального состояния.

Для детей старше 3-х лет типично неоднократное повторение новых слов. Внешне оно может казаться механическим и даже бесцельным. По существу же такое повторение составляет важнейшее условие развития психики. Содержание и структура повторяемых слов у здорового ребенка постоянно усложняется. В случае стереотипий и персевераций происходит задержка, остановка ассоциаций на одном уровне, без усложнения и развития их, в таком случае не исключен болезненный характер повторения слов.

Инкогерентные ассоциации приходится наблюдать у подростков и юношей.

 

РАССТРОЙСТВА РЕЧИ в структуре психических заболеваний наиболее характерны для детского возраста.

Двигательная (моторная) афазия - больной понимает смысл и значение слышимых им слов, умеет прочитать написанные слова, в состоянии написать их, но не может их выговорить.

Сенсорная афазия (словесная глухота) - больной не понимает речи окружающих, хотя понимает написанное и способен читать.

Вариант сенсорной афазии - словесная слепота - алексия - зрительные образы слов утрачены, больной не понимает написанные слова, хотя понимает смысл услышанного.

Аграфия - потеря способности выражать слово в письменной форме, способность же говорить сохраняется.

Косноязычие - неправильное произношение отдельных звуков и звукосочетаний. В раннем детстве - явление физиологическое, в норме с возрастом проходит. Если задерживается - то это признак патологии речи.

Мутизм тотальный - полное молчание, может быть избирательным; часто возникает как реакция протеста.

Задержка развития речи - позднее (после 3-х лет) развитие фразовой речи.

Преждевременное развитие речи - оформление фразовой речи в возрасте до 1 года.

Заикание - нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Развивается в возрасте 4-5 лет, чаще у мальчиков.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие Вы знаете количественные нарушения мышления?

2. Назовите качественные расстройства мышления.

3. Дайте определение бредовых идей и их классификацию.

4. Чем опасны больные с бредом?

5. Какие бредовые синдромы Вам известны?

6. Что такое навязчивые идеи?

7. Дайте определение дисморфомании?

8. Какими методами Вы будете пользоваться для выявления расстройств мышления?

Литература по теме занятия:

1. Учебник

2. Руководство по психиатрии / Под ред. А.В.Снежневского в 2-х т. М.: Медицина, 1983.

3. Руководство по психиатрии / Под ред. Г.В.Морозова в 2-х т., М.: Медицина, 1988.

4. В.В.Ковалёв Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей). М.: Медицина, 1979.

Занятие 5.

Тема: эмоционально-волевые расстройства.

Общая цель: уметь выявить и оценить эмоционально-волевые расстройства.

Конкретные цели:

1. Уметь выявить при помощи беседы и наблюдения количественные и качественные расстройства эмоциональной и волевой .

2. Уметь правильно описать выявленные расстройства.

3. Уметь правильно выявить особенности эмоционально-волевых расстройств у детей.

 

ПАТОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ

 

Эмоции - такие психические процессы, в которых человек переживает своё отношение к тем или иным явлениям окружающей среды и к самому себе. Понятия, с которыми в основном связаны патологические эмоции я волевые расстройства, включают в себя настроение, аффект, страсть, экстаз.

Настроение - определенный эмоциональный фон, длительный по времени, определяющий установку для возникновения тех или иных положительных или отрицательных эмоций.

Аффект - сильная кратковременная эмоция, взрыв эмоций. Аффект в пределах нормы называется физиологическим.

Страсть - сильное длительное чувство, направляющее деятельность человека.

Экстаз - сильная положительная эмоция (восторг, блаженство), захватывающая личность целиком в момент действия определенного раздражителя.

Эмоциональные расстройства условно делятся на количественные и качественные. К количественным нарушениям эмоций можно отнести следующие:

1) сензитивность - эмоциональная гиперестезия, обостренность чувств, эмоциональная ранимость, обнаруживается при астенических состояниях, иногда как черта личности;

2) слабодушие - недержание эмоций в форме слезливости и умилённости; часто встречается при атеросклерозе сосудов головного мозга, а также при астенических состояниях;

3) лабильность эмоции - неустойчивость настроения, когда по незначительному поводу его полярность меняется, притом, как, например, при истерии, с яркой экспрессией (внешним проявлением) каждого перехода;

4) эксплозивность - эмоциональная взрывчатость, когда аффекты с гневливостью лихостью, злобой и даже агрессией возникают по незначительному поводу; встречается при эпилепсии, при органических поражениях височной доли, при эксплозивной форме психопатии;

5) апатия - безразличие, эмоциональная опустошенность, "паралич" эмоций, при длительном течении и недостаточном осознавании она перерастает в эмоциональную тупость.

Качественные нарушения эмоций:

Патологический аффект - отличается, от физиологического аффекта помрачением сознания, неадекватностью поступков с нередкой агрессией, выраженными вегетативными проявлениями, амнезией совершенного в таком состоянии и последующей резкой астенией. Патологический аффект относится к исключительным состояниям - состояниям, исключающим вменяемость.

Дисфория - злобно тоскливое настроение с чрезмерной раздражительностью, возникающее обычно при эпилепсии и органических заболеваниях мозга. Характеризуется небольшой длительностью (часы, дни), большой конфликтностью и нередко агрессивным поведением.

Депрессия - патологически сниженное настроение, как правило, длительное по времени; характеризуется тоскливостью, тревогой, суицидальными мыслями и поступками. Выделяют "депрессивную триаду": депрессию как симптом, замедление мышления с идеями самоуничижения и психомоторную заторможенность (вплоть до оцепенения - ступора).

Эйфория - неадекватно повышенное настроение, характеризующееся добродушием, безмятежностью и веселостью. Эйфория типична для органических заболеваний головного мозга с лобной локализацией, а усложненный тип эйфории с глупым поведением, дурашливостью и склонностью к плоским шуткам, остроумничанью называется "морией".

Мания - синдром противоположный депрессии: повышенное настроение, ускоренное мышление и психомоторная расторможенность. При маниакальном возбуждении отмечается обилие и быстрая смена желаний, суетливая деятельность, незавершенность поступков, многоречивость - до "скачки идей", повышенная отвлекаемость.

Паратимии - извращения эмоций, которые возникают с нарушением закономерностей эмоционального реагирования. К ним относятся:

1. эмоциональная неадекватность, когда у больного формируется эмоция, характер которой не соответствует и даже противоположен психологической ситуации;

2. эмоциональная амбивалентность - двойственность, одновременное возникновение противоположных эмоций.

Оба нарушения типичны для шизофрении.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...