Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Организация психиатрическое службы.




КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПСИХИАТРИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЯТОГО КУРСА ПЕДИАТРИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА

(для аудиторной работы)

 

 

Красноярск - 2003 г.

О преподавании ПСИХИАТРИИ на педиатрическом факультете

 

Основная задача методических указаний - обеспечение оптимального использования учебных часов, выделенных на изучение психиатрии на педиатрическом факультете.

Согласно учебному плану, психиатрию на педиатрическом факультете изучают на 5 курсе в осеннем и весеннем семестре: в осеннем семестре изучается общая психопатология - 6 занятий по 4 часа; в весеннем - частная психиатрия.

На педиатрическом факультете преподавание психиатрии не должно основываться на чтении курса "взрослой" психиатрии. В преподавании психиатрии студентам педиатрического факультета должен быть использован принцип сравнительно-возрастного изучения общей психопатологии и частной психиатрии.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психиатрия - система взглядов на возникновение, профилактику, лечение психических заболеваний. В сферу задач психиатрии входит также проведение экспертиз: судебно-психиатрической, военной, трудоспособности лиц, страдающих психическими заболеваниями.

Нарушения психической деятельности встречаются не только у людей, страдающих шизофренией, эпилепсией и другими "большими" психическими заболеваниями. Они могут сопровождать инфекционные, нервные, соматические. Далеко не каждый больной, нуждающийся в помощи психиатра, обращается по назначению. Поэтому любой врач, независимо от специальности, должен знать: имеет он дело с психически здоровым или больным человеком. Если пациент психически болен, то следует выбрать необходимый для него вид помощи. С учетом психического состояния больного должен решаться вопрос о форме психиатрической помощи.

Виды психиатрической помощи, порядок её оказания определяет Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании" (и соответствующий ему Приказ Минздрава РФ №245 от 2.09.92 г.).

 

 



ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ

 

К моменту прохождения курса психиатрии (4-5 курс), студент, прослушав курс медицинской психологии и пройдя многие клинические дисциплины, знает основные требования к поведению студентов в больнице. Эти же требования остаются в силе и в психиатрической больнице. Однако, кроме того имеются требования и правила, которые специфичны для психиатрического стационара. Это связано с тем, что пациенты психиатрической больницы в силу нарушения сознания, галлюцинаций, бредовых идей, двигательного возбуждения, эмоциональных расстройств и т.д. требуют особого подхода со стороны кураторов

1.    Недопустимо как панибратство, обращение на "ты", так и пренебрежительное или снисходительное отношение. Не следует пользоваться широко распространенным в клиниках стандартным термином "больной".

2.    Беседуйте с больным спокойно, доброжелательным тоном, не вступая в споры, не возмущайтесь. Никогда не смейтесь над пациентом, даже если его высказывания крайне нелепы. При многоречивости мягко, но настойчиво отклоняйте беседу в нужном направлении. С первой же беседы постарайтесь расположить к себе больного.

3.    В присутствии больных не следует пререкаться друг с другом, говорить на посторонние темы. Куратор не должен вступать с больными в обсуждение их болезни, а тем более сообщать диагноз, результаты лабораторных исследований, методы проводимой терапии. Нельзя давать невыполнимых обещаний (например о выписке, изменении режима). При настойчивом возвращении курируемого к данным вопросам, необходимо дать ему совет поговорить на эту тему с врачом. Не следует обманывать пациентов. Душевнобольные никогда не прощают обмана, продуктивный контакт будет утрачен.

4.    Курируя в беспокойных отделениях, необходимо соблюдать ряд правил: беседуя, лучше садиться справа от больного, не следует стоять около ног лежащего пациента. Если тема разговора раздражает курируемого, усиливает его напряженность, нужно изменить содержание беседы или даже прекратить её.

5.    Необходимо подчиняться режиму психиатрического учреждения: без разрешения дежурной сестры не допускать свободного выхода больных из отделения: больным нельзя передавать или брать от них для отсылки и передачи письма и вещи. В передачах посетителей могут содержаться сильно действующие лекарства, наркотики, колющие и режущие предметы (вилка, нож), которые могут быть использованы и по бредовым мотивам как с целью нападения на других больных, так и на персонал. В письмах, заявлениях больных нередко содержатся высказывания и угрозы в адрес административных учреждений. Имеющиеся там данные могут оказаться ценными для выявления у больного агрессивных тенденций, галлюцинаций, бреда.

Учитывая еще бытующее у населения предвзятое отношение к одному лишь факту пребывания в психиатрической клинике, соблюдая общие принципы врачебной тайны, ни в коем случае нельзя разглашать знакомым и другим лицам сведения, полученные в беседе с больными, сам факт его госпитализации, содержание высказываний, обстоятельств помещения в больницу, диагноз, прогноз и другие сведения, касающиеся психического состояния пациентов.

 



Занятие 1.

Тема: Введение в психиатрию. Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании". Знакомство с психиатрическим стационаром. Методы обследования психически больных. Особенности содержания пациентов в психиатрическом стационаре.

Цель: Уметь грамотно составить направление к психиатру. Уметь правильно себя вести в психиатрическом стационаре. Уметь вести беседу с психически больным.

 

 

Организация психиатрическое службы.

Психиатрическая помощь в РФ осуществляется учреждениями органов здравоохранения, социального обеспечения, просвещения, медико-санитарными частями предприятий и ведомств.

В системе здравоохранения функционируют 3 самостоятельные и взаимодействующие службы:

* психиатрическая для взрослых

* психиатрическая для детей и подростков

* наркологическая.

Каждая из них располагает профильными специальностями и внебольничными лечебно-профилактическими учреждениями.

Психиатрическая служба децентрализована, т.е. приближена к населению и общедоступна.

Стационарная психиатрическая помощь осуществляется психиатрическими больницами, психиатрическими отделениями /палатами/ в составе общесоматических больниц. Наиболее оптимальным вариантом является больница на 600-800 коек. Отделения рассчитаны на 70-105 коек.

На основании приказа № 245 Министерства здравоохранения РФ от 2 сентября 1992 г. "О Законе Российской Федерации "О психиатрическое помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" госпитализация психически больных может проводиться:

1. В добровольном порядка

2. В недобровольном порядке

3. Принудительно.

Госпитализация больных в добровольном порядке проводится по направлению участкового психиатра или врачом психиатром психиатрической бригады скорой помощи по их письменному согласию

Госпитализация в недобровольном порядке допускается по следующим критериям:

1. при явном обнаружении психических расстройств, которые могут привести к действиям и поступкам, опасным для самого больного, либо окружающих;

2. беспомощность больного, т.е. невозможность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

3. ухудшение психического состояния больного, если он будет оставлен без психиатрической помощи (статья 29 Закона).

Больной госпитализированный в недобровольном порядке, в течение 48 часов должен быть освидетельствован врачебно-консультативной комиссией, которая выносит заключение об обоснованности госпитализации и необходимости дальнейшего пребывания в психиатрическом стационаре. Это заключение направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения.

Принудительное лечение проводится в соответствии с инструкцией "О порядке применения принудительного лечения и других мер медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно-опасные действия" МЗ. Оно назначается только при наличие постановления следователя или определения суда.

Внебольничная психиатрическая помощь осуществляется психоневрологическими диспансерами. В его задачи входит выявление и диагностика психических заболеваний, учет больных, оказание лечебной и социальной помощи, правовая, социально-бытовая, патронажная помощь, трудоустройство.

Группы диспансерного учета:

* 1-я группа: больные находятся в стационаре или часто госпитализируются (видеть больного 1 раз в месяц);

* 2-я группа:  больные на б/л, на "пролонгах", суицидальные - (видеть не реже 1 раза в 10 дней или до 1 месяца);

* 3-я группа: "компенсированные" больные - наблюдение 1 раз в 2-3 мес.

* 4-я группа: больные, работающие в ЛТМ и нуждающиеся в трудоустройстве, наблюдение раз в 3 месяца.

* 5-я группа: социально-опасные - наблюдение раз в месяц.

* 6-я группа: больные с хорошей ремиссией, кто может быть в дальнейшем снят с учета - наблюдение 1 раз в 6 месяцев.

 

ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ.

При организации психиатрической помощи детям и подросткам учитывается:

1. первостепенное значение внебольничной помощи

2. возрастающее значение лечебно-восстановительных мероприятий, включая воспитание, обучение, лечебно-профилактическую коррекцию, развитие трудовых навыков.

3. постоянная тесная организационная связь с педиатрической службой

4. необходимость тесного сочетания лечения и воспитания с обучением во всех звеньях и на всех этапах оказания психиатрической помощи.

 

ВНЕБОЛЬНИЧНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

1. В системе Министерства Здравоохранения РФ:

a) психоневрологический диспансер для детей и подростков является центром оказание психиатрической помощи детям

b) дневной стационар

c) специализированные учреждения: ясли-сад для детей с пограничными нервно-психическими нарушениями.

2. В системе Министерства Просвещения

a) санаторные детские сады для детей с пограничными нервно-психическими нарушениями

b) детские сады для умственно отсталых детей

c) школы-интернаты для умственно отсталых детей.

3. В системе Министерства социального обеспечения:

a) детские дома-интернаты для детей с физическим дефектом и церебральным параличом

b) детские дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью.

 

ДИРЕКТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ВОПРОСАМ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.

Основным директивным документом по организационным вопросам психоневрологической помощи является ЗАКОН РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и на основании ЗАКОНА - ПРИКАЗ Министерства Здравоохранения РФ № 245 от 02.09.92 г. "О Законе РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании".

 

ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ

В ПСИХИАТРИЧЕСКИХ СТАЦИОНАРАХ:

 

1. Принцип закрытых дверей.

2. Усиленный надзор и наблюдение за поведением больных.

Постоянного надзора требуют больные:

a) опасные для себя и окружающих;

b) беспомощные;

c) склонные к побегам и асоциальному поведению.

По синдромологической характеристике это больные:

a) с нарушением сознания;

b) с психомоторным возбуждением;

c) с импульсивным поведением;

d) депрессивные больные;

e) с кататоническими расстройствами.

3. Систематическое проведение мероприятий по трудотерапии и социальной реабилитации. В штате каждого отделения имеется инструктор по трудовой реабилитации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 294.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...