Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Античное наследие в средние века.




Синтез Зап. Европы был неравномерным. Территории: Романтизированные (Италия, Византия), варварские (Сев.Герма-ния, Скандинавия), синтезные.

1. Соц сфера. 2 основных класса общества : феодалы (формировались из дружины и чиновников) и крестьяне (форм из рабов и общинников). Наличие городов, сохранение прежних форм аренды.

2. полит. Сфера. Сохранение римского аппарата чиновничества. VII-VIII ВВ – складывание общего аппарата управлении, характерного для всего Средневековья. Идея империи также сохранилась, идея монархии шла с заимствованием от античной цивилизации.

3. Культурная сфера. Сохранение античной материальной Культуры (дороги, храмы, мосты) и быта. Например, стеклянные серванты с посудой. Главным языком была латынь вплоть до XVIIIв. Система образованияния – античная (7 искусств) Религия – канал, обеспеч взаимосвязь с античностью. Развитие права у варваров на основе римского, язык –латынь. В IX в. появляются университеты, где учили римскому праву (болонский). Общественное сознание варваров: мы – прямые наследники Рима.

В истории нельзя поставить точку, когда закончилась Римская империя. Античное наследие оказывало влияние не только на раннее средневековье, но и на другие периоды истории.. В VIII В. Каролинги возрождали античное мировоззрение, в XIв. – Болонский университет, в XII – возрождение, в XIV - ренессанс.

17.

Средневековый город.

14 в- рассвет Западно европ Средневекового города. В результате ремесленного производства происходит возникновение городов. Произведения ремесла делаются в обмен на др продукт. 13-14 в- появляется товарное производство. Коммутация ренты- вместо натур продукта крестьянин должен был отдавать деньгами. 13-14 в- города должны были предоставить крестьянам возможность продавать свою продукцию. Из общин превращаются в города. ГЕнезис (возникновение) средн города: 1) из римских городов (преемственность городов Римских и городов средневековых) 2) Марковая теория (из сельской общины) 3)Бурговая (замок+ земельная община) 4) Вотчиновая община ( город из господского хоз-ва) 5) рыночная теория (место пересечения торг путей).

Даже моностырь мог стать центром, где возникал город (он являлся защитой). Гендарное разделение труда. Для города важно : господствует ремесленное производство (товарное), обладает собственным правом и управлением. Налог кровный+ налог денежный. 13в- королевская власть заинтересована в богатых городах. Стена для города= замок для сеньора. После уничтожения городских стен город исчезал. Сред город- коллективное юридич лицо, имел герб. Антич город- община. Функции города: центр торговли, административныая ф (управление местностью), военный центр, религиозный центр, культурный центр (возникают школы, библиотеки и тд). 14 в- королевские города (лоднон, париж ). Дома были засыпные. Центр города: центральная площадь, городской собор, городская администрация (ратуша), городская тюрма, рынок( сердце города). С 13 в города получали специализацию. Город сохранял аграрный характер.

Города в Средневековье были центрами экономического, социального, политического и духовного развития общества. XIв. – время, когда в большинстве стран Западной Европы в основном сложились города, наравне в главными структурами феодализма. Многие города остались еще со времен Римской Империи, в разной мере запустевшие и разрушенные: Милан, Рим, Равенна,Неаполь, Амальфи, Париж, Лион, Арль, Кёльн, Майнц, Страсбург, Трир, Аугсбург, Вена, Лондон, Йорк, Честер, Глостер. Они по большей части играли роль либо административных центров, либо укрепленных пунктов (крепостей-бургов), либо резиденций епископов. Основой городской жизни была экономическая функция — складывание и развитие простого товарного хозяйства, мелкого товарного производства и торговли. Развитие такого производства основывалось на общественном разделении труда. К X-XIвв. производительные силы западноевропейского общества выросли, развивалось ремесло, дифференцировалась продукция: города становятся центрами сбыта продукции.

На рубеже I и 11 тысячелетий наряду сназванными хозяйственными появились важнейшие социальные и политические предпосылки складывания городов. Государство и церковь видели в городах свои опорные пункты и источники денежных поступлений, поэтому они по-своему содействовали их развитию. Выделился господствующий слой, потребность которого в оружии, предметах роскоши и т.п. способствовала увеличению числа профессиональных ремесленников.

Рост годов в отдельных областях Западной Европы происходил разными темпами. Раньше всего, в VIII—IX в., феодальные города, в первую очередь как торгово-ремесленные и политическиецентры, сформировались в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Бари,Неаполь, Амальфи); в X в. — на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбонн, Монпелье, Тулуза и др.). В этих и других областях с богатыми античными традициями быстрее, чем в других, про-изошло формирование феодального государства с его опорой на города. В X—XI вв. стали возникать феодальные города в Северной Франции, в Нидерландах, в Англии и Германии — по Рейну и верхнему Дунаю. Фландрские города Брюгге, Ипр, Гент, Лилль, Дуэ, Аррас и др. славились тонкими сукнами, которыми снабжалимногие страны Европы. В этих областях было уже не так много римских поселений, большинство городов возникало заново. Позднее, в XII—XIII вв., выросли феодальные города на северных окраинах и во внутренних областях Зарейнской Германии, в Скандинавских странах, в Ирландии, Венгрии, дунайских княжествах, т.е. там, где развитие феодальных отношений происходило медленнее. Здесь все города вырастали, как правило, из рыночных местечек, а также областных (бывших племенных) центров.

Основное население городов составляли люди, занятые в сфере производства и обращения товаров: различные торговцы и ремесленники (сами сбывавшие свой товар), огородники, промысловики. Значительные группы людей были заняты продажей услуг, в том числе на рынке: матросы, возчики и носильщики, трактирщики и содержатели постоялых дворов, слуги, цирюльники и др.В крупных городах, особенно политике-административных центрах, обычно жили феодалы со своим окружением (прислуга, военные отряды), представители королевской и сеньориальной администрации — служилая «бюрократия», а также нотариусы, врачи, преподаватели школ и университетов и другие представители нарождающейся интеллигенции. Заметную часть населения составляло черное и белое духовенство, нередко — воинский гарнизон.

Размеры средневековых западноевропейских городов были весьма невелики. Обычно их население исчислялось 1 или 3—5 тыс. жителей. Даже в XIV—XV вв. большими считались города с 20—30 тыс. жителей. Только немногие из них имели население, превышающее 80—100 тыс. человек (Константинополь, Париж, Милан, Венеция, Флоренция, Кордова, Севилья).

Городские стены со временем становились тесными, не вмешали всех построек. Вокруг стен, окружавших первоначальный городской центр (бург, сите, град), постепенно возникали предместья — посады, слободы, населенные главным образом ремесленниками, мелкими торговцами и огородниками. Позднее предместья в свою очередь обносились кольцом стен и укреплений. Центральным местом в городе была рыночная площадь, рядом с которой обычно располагались городской собор, а там, где было самоуправление горожан, еще и ратуша (здание городского совета). Люди одинаковых или смежных специальностей нередко селились по соседству.

Коммунальное движение – борьба между городами и сеньорами, против тяжелых форма феодального гнета, сокращение поборов и торговые привилегии. Поэтому в XIIв. начинается борьба городов за самоуправление. Одним из важнейших результатов борьбы городов с их сеньорами в Западной Европе было то, что подавляющее большинство горожан добилось освобождения от личной зависимости. В средневековой Европе победило правило, согласно которому бежавший в город зависимый крестьянин, прожив там определенный срок (по обычной тогда формуле — «год и день»), становился свободным. «Городской воздух делает свободным», — гласит средневековая пословица.

Бургеры – зажиточные горожане, будущая буржуазия, ремесленные цехи (союзы, гильдии) чтобы противостоять конкуренции.Цеховая организация не ограничивалась осуществлением основных, социально-экономических функций, но охватывала все стороны жизни ремесленника. Цехи объединяли горожан дляборьбы с сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Каждый цех имел своего святого патрона, подчас также свою церковь или часовню, являясь своеобразной церковной общностью. В XIV-XVвв. цеховый строй разлагался: выделились старшие и младшие цехи, младшие стали просто наемными работниками.

Купеческие гильдии. Торговые гильдии обеспечивали своим членам монопольные или привилегированные условия в торговле и правовую защиту, оказывали взаимопомощь, были религиозными и военными организациями. Купцы разных городов также иногда создавали общества. Самой значительной стала знаменитая Ганза — торгово-политический союз купечества многих городов. Ганза имела филиалы в ряде стран и еще в XVI в. держала под своей властью североевропейскую торговлю.

Велика была роль городского сословия в развитии образования и культуры в целом, прогрессу которой они в X—XV вв. значительно способствовали. В городах создавались светские школы и университеты, первые типографии, там возводились величественные соборы и многоэтажные здания, изготовлялись мозаика, витражи, скульптура, фонтаны, строились водопроводы и канализация. В городах возникли театрализованные зрелища. Там начинала формироваться интеллигенция.

Реформация. Кальвинизм.

Французская Реформация началась в середине XVI в., позже чем в других странах, что объяснялось политической стабильностью при Франциске I и особым статусом галликанской церкви, католической по своей ориентации и в то же время имеющей статус национальной государственной церкви. Прелюдией Реформации стало движение за реформу церкви в рамках католицизма. Сторонники реформы связывали преобразование церкви с религиозным просвещением. Это движение стимулировалось гуманистическим просветительством, важную роль в котором сыграло расширение сети учебных заведений и книгопечатание. К сторонникам реформы принадлежали ремесленники и торговцы, типографы, правоведы, преподаватели университетов, а также представители знати. В первые десятилетия XVI в. во Франции получили распространение идеи Лютера. На рубеже XVI в. движение за реформу было связано с именем Жака Лефевра д'Этапля; публикации; дал новое толкование основных догматов католического вероучения о спасении и грехе.

Новой вехой в религиозной жизни Франции стало распространение кальвинизма. Жан Кальвин (1509—1564) заявил о себе как о преемнике Лефевра и Лютера в 1536 г. книгой "Наставление в христианской вере". Первое латинское издание с предисловием автора было подарено Франциску I в надежде на то, что монарх проведет Реформацию сверху, своей властью. Однако объявленное еретическим, «Наставление» было сожжено на паперти собора Нотр-Дам, что означало изгнание его автора из страны. Отныне кальвинизм распространялся во Франции вопреки воле монарха. Первые реформатские церкви, так назывались церковные организации сторонников Кальвина, появились в начале 40-х годов в Эльзасе и в 1557 г. в Париже. В 1559 г. в Париже собрался синод реформатских церквей, на котором был принят единый символ веры и выработаны общие организационно-дисциплинарные установки. Реформатская церковь не получила официального статуса. Негативную роль в ее судьбе сыграли следование принципу выборности служителей культа и наделение мирян правом входить в состав церковной организации. Это облегчило проникновение в ряды церкви людей, далеких от новых религиозных убеждений и преследующих свои, главным образом политические, интересы. Поэтому, зависимая в материальном отношении от добровольных пожертвований, эта церковь оказалась легко втянутой в политическую борьбу.

Человек не может спасти сам себя; догма о предопределении (уже известно кто спасется, а кто нет). Кальвин хотел отказаться от всего в церковной организации кроме пресвитора и общины.

18.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 529.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...