Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Церковь и папство в XI-XV вв.




1054-раскол церкви на восточную и западную. До этого существовало общее пространство христианской церкви- католической и ортодоксальной (православной). Римский папа- особый титул, который приравнивается к епископу. Складывается папство в 4-5 в. Римская кафедра- кафедра апостола Петра (очень авторитетная). Изначально не было документов, которые бы оформляли авторитет папств, это было на бытовом уровне. 4-5 в- обоснование церковного примата (верховенства) папы Римского для всего Запада. Лев 1 Великий- первый папа Римский. 451г- на ВС происходит столкновение папы Римского и Восточной церкви о восстановлении пентахии- власти, состоящей из 5 частей (5 епископских кафедр, которые признавались самыми авторитетными). Настаивали на том, чтобы папа Римский главенствовал над всеми кафедрами. 8-9в- темные века (римский папа практически не обладал властью), 754- папа римский получил в дар земли, их дали ему как светскому властителю. На западе все переходило в частное право, институт церкви также был основан на частном праве.

Складывается институт частной церкви, церковь потеряла свою самостоятельность, она учитывала светские интересы, Папа римский остался практически без управления. Старший сын- светская власть, младший- духовная. До 11 в папа римский добивается метса,платили деньги и тд,бывало что на месте было несколько пап. Вульгата- библия на лат языке. Только папа римский мог назначить архиепископа в Англию. Англия приняла христианство. Середина 11 в- три папы (одному 12), в этой ситуации вмешивается император и становится единственным папой. Выбор пал на Папу Льва 9 из Клюни.

Орден- порядок,система. Клюнийские монастыри принимали единый устав. Лев 9 имел мечту о духовном лидерства. Появилось 2 положения: раскол христианской церкви, реорганизация папской канцелярии. Западная Европа получает образец устройства канцелярий. Булы( печать) Римского папы отличается от всех остальных. Григорий 7(Папа) - Григорианская реформа. Все супрематии подчинены папе Римскому. Существуют симония- продажа должностей за деньги светской властью. Вплоть до 11 в Западная церковь не знала целибата (обет безбрачия), инвеститура (обряд ввода во владения), 1122- деление полномочий. Все духовенство подчинено папе .

В X в. на фоне глубокого кризиса церковной жизни предпринимаются первые попытки возрождения аскетических ценностей, инициатором которого было монашество. К середине XIв. подготовили общецерковную реформу.

Особое влияние среди разнообразных монашеских движений уже к середине X в. приобрели клюнийцы, которые выступали против нарушений бенедиктинского устава. Одевались в черный цвет – символ отказа от всего мирского. Монастырь Клюни вБургундии был основан в 910 г. Постепенно сложился клюнийский обычай, дополнивший бенедиктинский. Так, именно клюнийцы потеснили мосарбскую церковь в Испании.

В X — начале XI в. попытки реформировать монашество предпринимаются и в германской империи, где ее инициатором был император (ему важно было не только монашество, но и частная, имперская церковь, ее укрепление). В 1046 г. Генрих III низложил сразу трех пап,избранных различными группировками римского духовенства инобилей. После чего сам назначил папой немецкого епископа,сторонника реформы. Период с 1046 по 1058 г. называют эпохойнемецкого папства. Именно в середине XI в. в западной церкви в целом утверждается обет безбрачия (целибат) для клириков.

Папа Лев IX в XIв. учреждает коллегию кардиналов – опору папства в управлении церковью и проведении реформ.

В 1054 г. произошел разрыв между папством и восточной церковью, положивший начало раздельному существованию двух церквей — римско-католической (греч.: вселенской) иправославной.

1. филиоквия (и от Сына) – про нисхождение святого духа

2. учение о пресуществлении (способ пребывания тела и крови Христа в хлебе и вине: они в нем только духовно или хлеб и вино на самом деле превращаются в тело которое «пережевывают зубами»)

3. догмат о чистилище

В конце 50-х гг. XI в. в кругах римских реформаторов зарождается идея более глубокого обновления церквии прежде всего освобождения ее от власти светских правителей. Григорианская реформа, по имени папы Григорий VII, в основном была направлена против частной церкви и инвеституры (введение духовного лица в должность). Вместо частной церкви в Германии и Англии был введен патронат – покровительство над приходом или монастырем.

В XII—XIII вв. папство находилось в зените своего могущества. Оно сумело организовать крестоносное движение, добилось отмногих европейских монархов принесения вассальной присяги,уплаты регулярной подати Апостольскому престолу («денарийсв. Петра»), активно вмешивалось во внутренние дела всех христианских государств. Мощным оружием в руках папства сталиотлучение от церкви и интердикт (запрет отправления таинств и

других церковных обрядов), подкреплялось это всё Константиновым даром, тем, что Иннокентий IIIутвердил за папами титул «викарий Христа», а также теорией и непогрешимости пап. С конца XIв. развивалось мнение о том, что папа владеет ключами от царства небесного и что он в состоянии обеспечить спасение, открыв дорогу в рай. Это дало возможность индульгенции сначала всем участникам Крестовых походов, потом всем кто жертвовал на них деньги.

В XIIразвивается Цистерианский орден:отталкивались от устава св. Бенедикта, но выбирали для своих обителей еще не обжитые человеком места. Физический труд был основной монашеского служения, чужим трудом жить не разрешалось. Идеалы бедности и уединения.

Также был орден августинцев: Высшая любовь к Богу требовала жертвенной любви к ближнему, которая прежде всего выражалась в активной проповеднической деятельности в миру. Августинцы и другие ордена,принявшие устав св. Августина, чувствовали свою ответственность за спасение всех христианских душ и потому им был чуждидеал монашеского уединения во имя личного спасения, характерный для бенедиктинства.

Крупнейшими еретическими движениями, оформившимися во второй половине XII — XIII в., явились ереси вальденсов и катаров. Вальденсы: надо жить в бедности, католическая церковь развращена богатствами, потеряла святость. Катары (позже альбигойцы) (откатарсис): могущественная католическая церковь – творение сатаны, крест – символ пороков.

Распространение еретических движений во многих странах Западной Европы и их массовый характер привели к учреждению инквизиции: теперь вводилась особая должность папского инквизитора, который единолично вел следствие по этим делам. Обычным наказанием по обвинению инквизиции стало сожжение на костре(порт, аутодафе — акт веры), якобы очищающее еретиков от ихзаблуждений.

Папство в борьбе с ересями не ограничилось одними лишь карательными мерами, понимая, что еретические движения выражали тягу широких слоев населения обновленной, бедной, церкви и во многом были обусловлены неэффективностью проповеднической деятельности католическогоклира. Так, папа Иннокентий III исходил из необходимости подчинить движение за святую бедность, «приручить» его и использовать затем для укрепления авторитета всего духовенства в глазахпаствы. Он и его преемники утвердили создание нищенствующихорденов, первыми и важнейшими из которых явились доминиканцыи францисканцы, появившиеся в начале XIII в., уделявшие внимание заботе о душах.

Св. Доминик (ум.в 1221 г.), испанский каноник-августинец, в начале XIII в. оказался на юге Франции, охваченном ересью альбигойцев. Свою задачу он видел в первую очередь в организацииэффективной проповеди во имя сохранения целостности католической церкви. Официальное название доминиканцев, выражающееспецифику ордена, — братья проповедники. Фома Аквинский был доминиканцем.

Св. Франциск отверг монашеское уединение, «зная, что послан Богом для того, чтобы приобрести Ему души». Франциска, в отличиеот Доминика, заботившегося о борьбе с ересями и целостностицеркви, побуждала к проповеди прежде всего любовь и сострадание к ближнему. Франциск обращался со словами Евангелия нетолько к людям, но и к птицам, змеям, волкам, видя во всякойприроде Бога. Краеугольным камнем учения Франциска была«госпожа бедность», понимаемая как высшая степень смирения.Смирение, самоуничижение характерны и для его последователей, официально именовавшихся миноритами, т.е. меньшимибратьями.

К концу XIII в. папство, ранее успешно противостоявшее универсалистским притязаниям императоров, столкнулось с новой мощной силой — зарождающимисяцентрализованными монархиями. Конфликт разгорелся с французским королем Филиппом IV, который без разрешения папыобложил налогом французское духовенство. Тем самым Филипп IVпродемонстрировал, что французская церковь является неотъемлемой частью его королевства и впредь королю решать, в какойстепени она будет подчиняться папе. Папа Бонифаций VIII уже готов был отлучить Филиппа IV от церкви, когда вего резиденцию в Ананьи ворвались люди французского короля.Один из них, согласно легенде, нанес пощечину папе железной рукавицей. Не перенеся унижения, Бонифаций вскоре скончался.С пощечины в Ананьи в 1303 г. началась эпоха ослабления папства, оказавшегося под контролем Франции. Избранный на папский престол французский епископ, опасаясь оппозиции итальянского духовенства, предпочел остаться во Франции. В 1309—1377 гг.резиденция пап находилась на юге Франции, в Авиньоне. Тут они создали эффективное финансовое ведомство, открыто торговали должностями из-за отсутствия контроля. Впервые именно авиньонские папы перешли к широкой торговле индульгенциями

Профранцузские настроения папства вызвали вдругих странах, особенно с началом Столетней войны, сильноедвижение за независимость национальных церквей. С началомXIV в. впервые зарождается и теория о необходимости отделенияцеркви от государства.

В 1378-1417 была великая схизма: постоянно было несколько пап, все друг с другом ссорились. Лишь на Констанцском соборе в 1417 г. был выбран папа, получивший всеобщее признание. Также в 1439 г. состоялась Флорентийская уния: грекам нужная была помощь для борьбы с турками и это упрочило позиции Рима.

Папство второй половины XV в. все более сосредотачивается на укреплении своей власти в Риме и патримонии св. Петра,фактически отказываясь от прежних притязаний на универсальное господство. По своему образу жизни и миросозерцанию папыэтой эпохи более соответствовали типу ренессансного итальянского князя, лишь номинально сохранив титул викария Христа.Они привлекали в Рим многих прославленных художников игуманистов, инициировали пышное строительство церквей и общественных зданий, собирали древности. Вместе с тем, отказпапства от проведения реформ церкви, светский образ жизни исомнительные нравственные принципы многих наместниковХриста вызвали растущее недовольство в странах Западной Европы, что создало благоприятные условия для распространенияидей Реформации, в XVI в. приведшей к отпадению от Рима части Германии, отдельных кантонов Швейцарской конфедерации,Англии и Скандинавии.

Тридцатилетняя война.

(1618-1648)

Первый в истории Европы военный конфликт, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны.

Причины войны:

1)Религиозная напряженность в Германии – противостояние 2-х церквей – протестантской и католической. По условиям Аугсбургского религиозного мира 1555г. немецкие князья могли выбирать религию (лютеранство или католичество) для своих княжеств по своему усмотрению, но Ватикан не хотел терять завоеванное влияние. Усилились цензура и инквизиция, укрепился орден иезуитов. В 1607г. В Донаувёрте произошло открытое столкновение между протестантами и католиками. Император-католик подверг город опале и наложил на него штраф. Протестанты требовали соблюдать Аугсбургский мир, католики требовали вернуть земли. Отсутствие компромисса, роспуск рейхстага. Для «самопомощи» протестанты и католики создали военно-политические союзы – Евангелическую унию и Католическую лигу (1608-1609), которые Получали поддержку от иностранных гос-в. В рез-те возникла угроза военного конфликта 2-х лагерей в Германии и интервенции европейских гос-в.

2)Международные противоречия:

А) Испанские, австрийские Габсбурги против Франция – за гегемонию в Европе.

Б) Республика Соединенных провинций, боровшаяся за независимость от Испании, заключила союз с Евангелической унией

В) Дания и Швеция – против Германии и их прорыв к Балтике

Г) Англия - противоречивая позиция (сотрудничество и соперничество со странами антигабсбургской коалиции)

Д) Россия, Польша и Османская империя – косвенное влияние на войну.

Повод: май 1618г – гонения на протестантов и сторонников независимости страны со стороны габсбургских властей в Чехии. Массовые волнения, политический разрыв с Австрией («пражская дефенестрация»). Начало войны.

Первый (чешский) период войны (1618—1623). Создание общей федерации между Чехией и Моравией. Союзники двинулись на Вену и нанесли ряд поражений армии Габсбургов. 8 ноября 1620 г., подойдя к Праге, объединенные силы императорской армии и Католической лиги в битве у Белой Горы разгромили значительно уступавшее им чешское войско. Чехия, Моравия, другие области королевства были заняты победителями. Начался террор; всякое богослужение кроме католического, было запрещено. В 1627 г. Похоронный сейм в Праге закрепил утрату Чехией национальной независимости. =>изменении политической и военной ситуации в пользу Габсбургов и их союзников.

Второй (датский) период войны (1625—1629). Новым участником войны стал датский король Кристиан IV. Он заручился крупными денежными субсидиями от Англии и Голландии, набрал армию и направил ее против военачальника Тилли. Войска северогерманских князей, разделявших настроения Кристиана IV, присоединились к датчанам. Тем временем, Валленштейн предложил Фердинанду II простую и циничную систему создания и содержания огромной армии; она должна жить за счет высоких, но строго установленных контрибуций с населения. Продвинувшаяся на север армия Валленштейна вместе с армией Тилли нанесла ряд сокрушительных поражений датчанам и войскам протестантских князей. Мир был заключен в 1629 г. в Любеке на условиях, достаточно благоприятных для Кристиана IV (ничего не утратив территориально, Дания обязалась не вмешиваться в германские дела). Одним из крупнейших последствий поражения протестантов на втором этапе войны стало принятие императором в 1629 г. Реституционного эдикта. Он предусматривал восстановление прав католической церкви на все секуляризованные имущества, захваченные протестантами с 1552 г.

Третий (шведский) период войны (1630—1635). Летом 1630 г. в Померании высадился со своей армией шведский король Густав-Адольф. Шведы пришли в Германию под лозунгами избавления от тирании, защиты свобод немецких протестантов, борьбы с попытками провести в жизнь Реституционный эдикт. Густав-Адольф двинул свою армию против Тилли и в сентябре 1631 г. нанес ему сокрушительное поражение при деревне Брейтенфельд близ Лейпцига. Это стало переломным моментом в войне — шведам был открыт путь в Центральную и Южную Германию. Весной 1632 г. на реке Лехе разбил войска императора. В этом сражении был смертельно ранен Тилли. В мае 1632 г. Густав-Адольф вступил в Мюнхен — столицу Баварии. Стремясь заставить Саксонию — крупнейшего союзника шведов в Германии — порвать союз с Густавом-Адольфом, Валленштейн вторгся в ее земли и начал их опустошать. В ноябре 1632 г. у города Лютцена, снова близ Лейпцига, произошла вторая крупнейшая битва: шведы одержали победу и заставили Валленштейна отойти в Чехию, но в сражении погиб Густав-Адольф. Его смерть ускорила падение установившейся в Германии шведской гегемонии. Осенью 1634 г. шведская армия потерпела поражение от имперских войск при Нердлингене. Мир был заключен в Праге весной 1635 г. Император, пойдя на уступки, отказался от проведения Реституционного эдикта в Саксонии на 40 лет. Общеполитическая ситуация снова оказалась благоприятной для Габсбургов.

Четвертый (франко-шведский) период войны (1635—1648). Возобновив союз со Швецией, Франция предприняла дипломатические усилия для активизации борьбы на всех фронтах, где можно было противоборствовать и австрийским, и испанским Габсбургам. Республика Соединенных провинций продолжала свою освободительную войну с Испанией и добилась ряда успехов в крупных морских сражениях. Бои шли с переменным успехом, но в начале 40-х годов определился нарастающий перевес французов и шведов. Шведы разбили императорскую армию осенью 1642 г. снова при Брейтенфельде, после чего заняли всю Саксонию и проникли в Моравию. 1643 – битва при Рокруа. Франция завладела Эльзасом. Швеция снова активизировала действия своей армии в Германии и весной 1646 г. разгромила императорские войска при Янкове в Южной Чехии. В 1644 г. начался мирный конгресс в Мюнстере, где велись переговоры между императором и Францией. 1645 г. в Оснабрюке открылись переговоры, на которых выяснялись шведско-германские отношения.

Вестфальский мир 1648. По Вестфальскому миру Швеция получила всю Западную Померанию и другие земли. Швеция стала великой европейской державой и реализовала свою цель господства над Балтикой. Франция – Эльзас, Лотарингия, 10 имперских городов. Республика Соединенных провинций получила международное признание своей независимости. Прямое признание своего суверенитета получил Швейцарский союз. Вестфальский мир закрепил политическую раздробленность Германии. Статус официально признанной религии получил в империи наряду с лютеранством и католицизмом также и кальвинизм. Разорение Германии; сокращение население Европы. Торговле, промышленности, культуре был нанесен тяжелый урон.

Крестовые походы.

Крестовые походы (конец XI-XIII) – военно-колонизационные движения западноевропейских феодалов, части горожан и крестьянства, которые происходили в форме религиозных войн и под лозунгом освобождения христианских святынь в Палестине из-под власти мусульман или обращение язычников и еретиков в католичество.

Первые Крестовые походы были массовыми и стихийными: принимали участие и сеньоры и рыцари и крестьяне и купцы. Потом социальная база сужалась в основном до рыцарства. Крестовые походы конца XII-XVорганизовывались монархами государств при поддержке пап и итальянских морских республик (Венеции). Сам термин появился в 1250 г., до этого они называли себя пилигриммами а походы паломничеством.

Причины походов: расслоение структур общества, младшие сыновья, не наследовавшие отцовские земли не знали что делать, внутренняя колонизация была ограниченной, источник богатств – на востоке, плюс нравственная религиозная основа и спасение, кануном походов были смуты и голод, эпидемии чумы, так что большинство крестьян просто бежало от хозяев.

1095 – папа Урбан IIначал пропаганду военной экспедиции на Восток.

Первый Крестовый поход (1096-1099) – весной под предводительством проповедника Петра Пустынника тысячи крестьян из Лотарингии и Шампани, а также областей Рейна двинулись на Восток. Еврейские погромы в городах Франции и Германии (евреи виноваты за смерть Христа), бесчинствовали в Венгрии и Болгарии, в августе прибыли к Константинополю. У Никеи почти все крестьяне были убиты или проданы в рабство туркам-сельджукам, немногие спаслись бегством обратно в К. В августе же из Лотарингии выдвинулось рыцарство и вместе с византийцами они взяли Никею. После захвата крестоносцами города Эдессы, возникло первое крестоносское гос-во – графство Эдесское. В июле 1099 г. Иерусалим, принадлежавший египетскому халифу, был взят. Было решено избрать из числа князей правителя и наделить его титулом защитника Гроба Господня. После присоединения Эфесского графства возникло Иерусалимское королевство, к которому потихоньку присоединялись еще земли. Всего было 4 крестоносских гос-ва: Иерусалимское кор-во, Эдесское, Антиохийское кн-во, графство Триполи, в которых господствовали феодальные порядки сев-франц образца. Территория делилась на баронии, баронии на рыцарские феоды. В Иерусалимском кор-ве было патриаршество, создавались духовно-рыцарские ордена: тамплиеров (переведен во Францию в XIVв.), мальтийский, тевтонский (переведен в Прибалтику)

Второй Крестовый поход (1147-1148) мусульмане призывают к джихаду – священной войне Ислама против христиан: разгромили Триполи и Эдессу, поэтому в 1145 г. папа Евгений IIIиздает буллу, призывающую к походу. Поход возглавил король Франции Людовик VIIи германский император Конрад III. Однако все они были разгромлены у Дамаска

Третий Крестовый поход (1189 – 1192) положение государств крестоносцев начинается ухудшаться. Султан Египта, присоединивший Сирию и Месопотамию Саладин убивает короля Иерусалима Ги де Лузиньяна и берет Иерусалим и Антиохийское княжество. Поэтому в 1187 папа призывает католиков к новому походу, в котором участвовали только профессиональные рыцарские армии. Три отряда паломников возглавили король Англии Генрих IIПлантагенет ->Ричард Львиное Сердце, Фридрих Барбаросса и Филипп IIАвгуст. Столкновение Филиппа и Ричарда под Иерусалимом привело к войне между Англией и Францией. Поход предотвратил падение государств крестоносцев, но обострил противоречия в Европе и усилил конфронтацию Запада и Византии.

Четвертый поход 1202-1204 – стало ясно, что главный враг – Египет, поэтому Иннокентий IIIразворачивает пропаганду похода против Египта, но в основном вывел всё на конфликт с Константинополем и греческой церковью. Переломный момент: война против христиан, не религиозное, а политическое и экономическое значение. Константинополь пал и была образована Латинская империя. Последний крупный поход, показавший кризис крестоносного движения.

Крестовые походы XIIIв.поиск новых форм походов: что лишь дети освободят Иерусалим =>1212 г. поход детей. 5ый поход 1217-1221 – венгры и австрийцы, взяли крепость Дамьетты, но надолго не удержали. 6ой поход 1128-1129 – германский император и сицилийский король без боя вернули Иерусалим, который в 1244 снова захватили мусульмане. 7ой поход 1248-1254 – готовился Людовиком IXпротив Египта: не дойдя до Каира их взяли в плен и пришлось платить выкуп.им же организованный 8ой поход остановился в Тунисе из-за эпидемии. Крестовые походы на Святую Землю закончились

Северные крестовые походы – против язычников, организованные в XII-XIIIвв. немецкими датскими и шведскими феодалами против язычников.

Поздние крестовые походы – XIV-XVпопытки использование форму и идейную основу крест походов в качестве противодействия экспансии турков-османов: Священная Лига организованная Климентом VI. В битве народов при Варне 1444 г. войска крестоносцев были разгромлены султаном.

Итоги крестовых походов: большие жертвы людские и Константинополя после латинского разгрома, централизация Англии и Франции и их интересы на Востоке, активизация джихада и вообще конфликт востока и запада, социальная мобильность населения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 768.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...