Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Религиозные войны во Франции.
Во второй половине XVI в. Франция вступила в период политического кризиса, проявлением которого стали религиозные (гражданские) войны, длившиеся с короткими передышками 32 года (1562—1594). Участники: кальвинисты и католики. Причина религиозных войн крылась в изменении политического строя и традиционных форм отношений в обществе в связи с формированием абсолютизма. Поводом послужила обстановка, сложившаяся во Франции вскоре после окончания Итальянских войн. Напряженность, оппозиционные настроения, связанные с укреплением абсолютизма. Кроме того, в 1559 г. произошла смена власти: умер Генрих II, власть перешла к Франциску II, рост влияния герцогов Гизов. Показателем остроты политической ситуации стал Амбуазский заговор — попытка дворцового переворота, спровоцированная в 1560 г. гугенотской аристократией во главе с принцем Конде. Целью заговора было отстранение Гизов. Заговор был раскрыт, мятежные дворяне казнены. Регентство Марии Медичи при Карле IX. Ее попытки примирить католиков и протестантов враждебно воспринимались. Повод: 1562 – расправа над гугенотами в Валли герцогом Фр.Гизой. Первый период религиозных войн: 1562—1570. Борьба не отличалась ожесточением, обе группировки стремились захватить власть и править от имени короля. Католики – север, протестанты – юг. Первый период закончился эдиктом примирения в Сен-Жермене (1570). Гугеноты получили право на богослужение в пределах предместьев двух городов каждого губернаторства Франции, а также право занимать общественные должности. Второй период: 1572—1576. Он отличался широкомасштабными военными действиями. 24.08.1572г - «Варфоломеевская ночь» - расправа католиков над гугенотами в Париже по случаю бракосочетания сестры Карла IX Маргариты Валуа и вождя гугенотов Генриха Наваррского. Здесь власть не предприняла никаких действий, развязав братоубийственную войну во Франции. Военные действия перекинулись на др. города и продолжались до октября 1572. Воплощением идей гугенотов стало создание сепаратистского гугенотского государства на юге Франции. Конфессионально-политический раскол привел к нарушению территориальной целостности Франции. Самоуправляющаяся Гугенотская конфедерация имела свою армию и систему налогов. Высшим органом этого союза были Генеральные штаты. Штаты во главе с дворянством держали под контролем реформаторские церкви, диктуя им свои требования и втягивая их в политическую борьбу. Оформление конфедерации произошло в Ниме в 1575г. Второй период религиозных войн закончился удовлетворением требований гугенотов: предоставлением религиозной свободы повсюду, кроме Парижа и территории королевского двора, а также права организовать свои отделения при судебных палатах (парламентах) провинций. 1576 г. - образовалась Католическая лига. Глава – Генрих Гиз, состав бюргеры, дворяне. Лига предлагала восстановить и сохранить католическое богослужение, обеспечить авторитет власти короля Генриха III, вернуть провинциям их права и старинные вольности, принадлежность к лиге обязательна для католиков. Третий период: 1580—1594. Характеризовался поисками Генрихом III выхода из кризиса путем принятия непопулярных мер, обостривших и без того сложную обстановку, а также появлением на политической арене Генриха Наваррского в качестве вождя гугенотов, активизацией Католической лиги и образованием Парижской лиги и, наконец, гибелью короля. Внутриполитическая обстановка осложнялась инфляцией и ростом налогов. Подданные во всех бедах обвиняли короля. Безвременная кончина последнего мужского представителя династии Валуа привела к тому, что дофином Франции стал принц династии Бурбон гугенот Генрих Наваррский. Складывавшаяся обстановка побуждала к восстановлению Католической лиги 1584г. Их кандидат на престол — кардинал Карл Бурбон. Сформировалась Парижская лига (1585). В нее вошли торговцы, ремесленники, городские низы, часть зажиточного бюргерства, судейское чиновничество, студенты Сорбонны и низшее католическое духовенство. Осложнение обстановки заставило Генриха III в 1585 г. отменить все указы в пользу гугенотов. В этом же году папа Сикст V своей буллой лишил Генриха Наваррского как еретика права наследовать французский престол. Сближение католиков с испанским королем Филиппом II побудили Генриха III в апреле 1588 г. к союзу с Генрихом Наваррским. Позиция короля вновь вызвала волнение в Париже. На время власть в Париже оказалась у Гиза. Доведенный до отчаяния король приказал убить Генриха Гиза. 1589 – смерть Генриха III. Франция на грани катастрофы. Страну опустошают дворянские отряды и иноземные наемники. 1592 – начало осады Парижа Генрихом Навррскоим, падение города через 3 месяца. 1593 – торжественное отречение от кальвинизма и 1594 – коронация Генриха IV. С этого времени на французском престоле утвердилась династия Бурбонов. Итог: Религиозные войны выявили непоследовательность политики короны, антиабсолютистский характер выступлений дворянства как под католическим, так и под протестантским знаменами. Гарантией мира в послевоенной Франции стал Нантский эдикт, обнародованный Генрихом IV в 1598 г. Указ объявил в качестве официальной галликанскую церковь. В эдикте декларировались права на положение, имущество, образование, суд, медицинскую помощь. Но реализация этих прав была разной для католиков и протестантов. Эдикт территориально ограничивал права протестантов на отправление культа (спец. Места, исключая Париж и крупные города, епископские резиденции), обучение детей только в спецшколах, университетах, нельзя пользоваться госпиталями, право на суд только в спецпалатах, обязанность уплаты налога в пользу галликанской церкви. С политической точки зрения Нантский эдикт был призван содействовать укреплению власти на местах; лишал права знать решать конфессиональную проблему по собственному усмотрению.
11. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 439. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |