Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Несколько основных способов разрешения или Этикет конфликта.
Главное помнить одно: устранить конфликтнельзя, будем учиться им управлять!
Помните несколько афоризмов: «Если приходиться общаться с невыносимыми людьми – радуйтесь, что Вы не такой!», «Смиритесь с тем, чему пока нельзя помешать», «Помните, Вам никто ничего не должен!»
Вопросы для закрепления: 1. Конфликтность — всегда ли это плохо? В чем конфликтность может помочь, а в чем помешать самому человеку и окружающим? 2. Насколько совпали результаты первого и второго тестов? Если совпадение не полное, то в чем причина этого? 3. От чего зависит, когда лучше избежать напряженности в отношениях, а когда можно пойти напролом? 4. Можно ли выделить какую-либо из стратегий поведения в конфликтной ситуации как наиболее эффективную?
Самостоятельная работа: 1. Самооценка конфликтности личности методом тестирования. (Приложение 1); 2. Определение тактики поведения в конфликте. (Приложение 2); 3. Диагностика стилей поведения в конфликтной ситуации. (Приложение 3); 4. Составить сравнительную таблицу стратегий поведения в конфликте; 5. Придумать, как можно действовать в предложенных ниже ситуациях в соответствии с каждой из описанных стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Примеры конфликтных ситуаций: 1) Ты договорился(-лась) идти на дискотеку с друзьями (подругами) по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький(ая) еще!»
2) Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть ее через неделю. С тех пор прошел месяц, а книгу он так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал ее принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда ее положил, и теперь не могу ее найти».
3) Ты купил в магазине полкило колбасы, принес ее домой и тут обнаружил, что она несвежая. Ты возвращаешься в магазин, отдаешь продавцу колбасу и чек и просишь вернуть деньги за некачественный товар. А он отвечает: «Ничего не знаю, у нас все продукты свежие. Вы приобрели это в другом месте».
6. Вспомните одну из конфликтных ситуаций участником которой, вы были когда-то или ситуацию, в которой находитесь сейчас. Выполните анализ структуры ситуации (опишите ее вкратце, обозначить участников, их позиции, сопутствующие обстоятельства, …). Предложите варианты ее конструктивного решения, опираясь на схему 2, стр. 10.
Литература 1. Бородкин Ф.М., Корян Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989. 2. Грецов А. Тренинг общения для подростков, - СПБ, 2006 3. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, 1995. 4. Соснин В.А., Красникова Е.А., Социальна психология, М., 2010
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тест «Самооценка конфликтности» Инструкции: Оцените по 7-балльной шкале, насколько в вас представлено каждое свойство. 7 баллов - означает, что данное свойства в вашем поведении проявляется всегда. 1 балл - что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы.
Обработка: Подсчитайте общую сумму баллов. Интерпретация результатов: 60 и более баллов— высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите повод для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением глубинное чувство собственной неполноценности? 50-60 баллов— выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают. 30-50 баллов— конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы. 15-30 баллов— конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими. Менее 15 баллов— для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой-либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение окружающих?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тест «Тактика поведения в конфликте» Инструкция:Оцените применимость к себе каждого из приведенных ниже утверждений, ответив «да» или «нет». За каждый ответ «да» присваивается 1 балл, за каждое «нет» - 0 баллов. «Избегающий конфликта»
1. Всегда проигрывает в конфликте. 2. Считает, что конфликта надо избегать. 3. Выражает свое мнение извиняющимся тоном. 4. Считает, что проиграет, если выразит несогласие. 5. Удивляется, почему другие его не понимают. 6. Говорит о конфликте на стороне оппонента. 7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально. 8. Считает, что в конфликте не следует демонстрировать своих эмоций. 9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт. 10. Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта.
Интерпретация результатов: 8-10 баллов – в поведении выражена тенденция к конфликтности; 4-7 баллов – средне выраженная тенденция к конфликтному поведению; 1-3 балла – выражена склонность к избеганию конфликтного поведения.
«Действующий напролом»
1. - Часто подтасовывает факты. 2. - Действует напролом. 3. - Ищет слабое место в позиции оппонента. 4. - Считает, что отступление ведет к «потере лица». 5. - Использует тактику «затыкания» рта оппоненту. 6. - Считает себя знатоком. 7. - Нападает на человека, а не на проблему. 8. - Использует тактику маскировки (голосом, манерами и т. п.). 9. Считает, что выигрыш в аргументах очень важен. 10. Отказывается от дискуссии, если она идет не в соответствии с его замыслом.
Интерпретация результатов: 8-10 баллов – ярко выражена тенденция действовать напролом; 4-7 баллов – средне выраженная тенденция действовать напролом; 1-3 балла – тенденция действовать напролом не выражена.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 420. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |