Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Существуют четыре основных типа конфликта




Внутриличностный конфликт. Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

Межличностный конфликт. Это самый распространен­ный тип конфликта. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины.

Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты (между руководством и исполнителями, работниками различных подразделений, неформальными группами внутри подразделений).

Таблица 1.   Типы конфликтов по содержанию предмета конфликта

 

Тип конф ликта Его содержание Способ его урегулирования
1. Ценностейкак смыслов – стержней жизни. Все люди работают, но у них различный смысл жизни: для одного жизнь в работе, для другого семья. Даже если смысл не осознается все равно, есть доминанта ценностей, именно она определяет модель поведения во взаимодействии с людьми. Смысловые ценности могут не совпадать – это не обязательно конфликт, а вот если они пересеклись – это конфликт, причем самый сложный.   Выработка условий сосуществования людей с различными ценностями.
2. Ресурсов   Когда цели совпадают, т.е. когда несколько человек претендуют на какие то ограниченные ресурсы (финансы, должность, территория, вещи, …), причем каждая сторона заинтересована получить нужное для нее в более выгодной части. Например: место в автобусе и т.п.   Компромиссное решение, определяющее порядок использование ресурсов.
3. Интересов Когда интересы различны и противоречат друг другу – создают помеху друг другу. На самом обыденном уровне. Компромиссные решения создающие полную или частичную реализацию интересов обеих сторон.  
4. Средств достижения Когда участников разделяют общие ценности и цели, они имеют различные представления о способах их достижения. Например: одна цель создать фирму, но представления о способах ее достижения различны. Один правдив – все по закону, другой – подмазать, дать взятку и т.п. Конфликт развивается на фоне ценностей. Сосуществование: Компромисс – если рассматривать средства как ценности. Выработать порядок совместной деятельности.  
5. Потенциалов Там где результат складывается из суммы индивидуальных усилий и если потенциал участников разный, ее слабое звено ухудшает общий результат, становиться помехой, возникает - конфликт несоответствия. Когда кто-то из участников взаимодействия в силу некомпетентности или физической неспособности не может вносить необходимый вклад в общее взаимодействие.   Компромиссное решение:  1- распределить обязанности и  2- создать условия для повышения потенциала. При условии, что они должны будут ориентироваться: а) на расширение потенциала; б) на пересмотр предъявляемых требований.  
6. Правил взаимодействия * Связанны с любым нарушением принятых норм, установленных правил: правила этикета и негласные нормы у подростков, нормы семьи и ценности подростка, … * Личные особенности: излишнее морализаторство, грубость, агрессия и др. – такие люди сами по себе являются источниками конфликта.  * Нетерпимость одного по отношению к другому – попытка навязать свою точку зрения, свои взгляды. Такие конфликты трудно разрешимы из-за личных особенностей. Пересмотр или уточнение норм взаимодействия – цель компромиссное решение.

 

 

Некоторые пути предотвращения деструктивного конфликта

1. Целесообразно использовать стратегии поведения в зависимости от типа конфликтной ситуации. Учитывая степень близости участников конфликта (например: родители, друзья, посторонние люди и др.), обоснованность их требований (беспокойство, хамство,  др.), взаимной зависимости конфликтующих сторон (с родителями предстоит долго жить, вряд ли целесообразно расставаться с другом из-за книги, с нерадивым продавцом больше не встречаться и др.)

 

2. Из теоретического блока раскрывающего структуру конфликта видно, что можно не доводить до деструктивного поведения, а разрешить ситуацию конструктивно. Это возможно, при условии, что каждая из сторон стремиться удовлетворить интересы другой стороны. 

Пример разрешения конфликтной ситуации.

Ситуация: «В библиотеке в читательском зале два посетителя. Один из них открыл окно, а другому это не нравиться и он хочет его закрыть»

 

Схема 2.               КОНСТРУКТИВНОЕ

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

 

1 сторона 2 сторона

ПОЗИЦИИ

Открыть окно Закрыть окно  

ИНТЕРЕСЫ

      Доступ свежего воздуха. Боязнь заболеть;              Дискомфорт;              Шумно.  

ПОИСК УСЛОВИЙ СОВМЕСТИМОСТИ ОБОИХ ИНТЕРЕСОВ

Выдвижение 1-ой стороной своих условий принятия интереса 2-ой стороны Выдвижение 2-ой стороной своих условий принятия интереса 1-ой стороны  

Например:1. Окно приоткрыть;                                  

             2. Пересесть 2-ой стороне на другое место;

             3. Открыть другое окно;

             4. Открыть окно для проветривания и вместе сходить в буфет;

 

ПОИСК СОВМЕСТИМОСТИ ВЫДВИГАЕМЫХ УСЛОВИЙ

Принятие 1-ой стороной интереса     2-ой стороны со своими условиями. Принятие 2-ой стороной интереса  1-ой стороны со своими условиями.  

ВЫРАБОТКА СОГЛАСОВАННОГО РЕШЕНИЯ

Согласованное решение - учитывающее интересы обеих сторон и выдвинутые сторонами условия реализации интереса противоположной стороны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 304.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...