Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Практическая работа «Конфликтогены»




Учебно-методическое пособие

По конфликтологии

(для студентов)

 

 

 

Пермь 2011

Одобрены

Учебно-методическим советом

«___» _______________ 20__ г.

 

 

Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного отделения ППК ФКиС специальностей:

050719 «Коррекционная педагогика»,

050720 «Физическая культура»,

050721 «Адаптивная физическая культура»,

050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»

 

 

Автор-составитель: Сергеева Ю.Б. преподаватель ППК ФКиС

 

Рецензент:

 

 

Содержание

 

Тематический указатель № стр.
  Пояснительная записка ………………………………………………...   Понятие конфликта его социальная роль и структура ……………...   Причины возникновения конфликта…………………………………..   Стратегии поведения в конфликтных ситуациях……………………..   Типы конфликтов и способы их урегулирования…………………….   Способы урегулирования ………………………………………………   Вопросы для закрепления ……………………………………………   Самостоятельная работа ……………………………………………….   Литература ………………………………………………………………   Приложение 1.  Тест «Самооценка конфликтности»……………………   Приложение 2. Тест «Тактика поведения в конфликте» …………...   Приложение 3. Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях.……………………………………………………………...…   3   6   8   9   12   14   16   16   17   18   20     21

 

 

 

Пояснительная записка

Учебно-методическая разработка является учебным пособием для студентов, изучающих тему «Конфликты и их разрешение» в курсе психологии. Пособием можно пользоваться для изучения темы в индивидуальном режиме, для работы на учебном занятии и для подготовки к экзамену по психологии.

Материал, представленный в разработке, имеет практическую направленность. 

Разработка содержит в себе теоретический блок, вопросы для обсуждения и практические задания, направленные на изучение особенностей поведения студентов в конфликтных ситуациях, а также на закрепление учебного материала. В пособие включены задания для самостоятельной работы, среди них есть диагностические методики на определение уровня конфликтности студента, преобладающую стратегию его поведения в конфликтной ситуации и творческие задания, позволяющие полученные знания перевести в умения. Кроме перечисленного, пособие содержит вопросы для обсуждения, практические задания и задания для самостоятельной работы способствующие развитию аналитических умений студентов, необходимых для их будущей профессиональной деятельности и в плане самоанализа и в плане помощи ученикам в сферах их межличностного и делового общения.

Данное пособие может быть использовано преподавателем на учебном занятии, в качестве раздаточного материала и тестовых опросников.

Раскрывая понятие конфликта текст пособия можно использовать для составления конспекта и схем, отражающих сущность понятия и его структуры, а также как основу для приведения примеров из своей жизни.

Причины возникновения конфликта помогут в анализе своего поведения в конфликтной ситуации и анализе своей конфликтности.

Используя материал по стратегиям поведения в конфликте, студент составляет сравнительную таблицу стратегий, расширяет свое представление о возможных путях разрешения конфликта и выбора оптимальной линии своего поведения в нем.

 Тема типы конфликтов позволит студенту при анализе своей ситуации перевести факты на язык психолого-педагогических категорий, выявить структуру данного конфликта, определить характер и направленность его развития. Дает представления о путях урегулирования конфликтной ситуации.

Этикет конфликта - материал для обсуждения. Схема конструктивного развития конфликта, пример выполнения практической самостоятельной работы, в которой студент рассматривает разные варианты конструктивного разрешения своей конфликтной ситуации.

Приложения содержат диагностические методики для самостоятельного выполнения.

Форма отчета: письменная в тетради

Форма оценивания: оценка содержательная и бальная (по пятибалльной школе)

 

 

 
Мой друг студент! Пособие, что держишь ты в руках, Содержит знаний клад, в своих главах. В нем труд учителя, забота о тебе, Чтоб стал успешней и понятней сам себе. Его ты бережно и аккуратно изучай, И в первозданном виде дальше передай. Заданья вовремя все сделать успевай, Лишь на отлично, не иначе их сдавай. И синтез представлений старого и нового                                                        случится, И знание сие в стиль твоей жизни                                                превратится! С уважением,                               Сергеева Ю.Б.  

 

 



КОНФЛИКТОЛОГИЯ

             

Конфликт (от лат. – столкновение) 

- столкновение противоположно направленных целей, мотивов, интересов, позиций, мнений, взглядов, субъектов взаимодействия.

– это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, результат столкновения их интересов или потребностей.

- как состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения.

 

Два направления изучения конфликта:

1. Конфликт как противоречие- главный источник развития - он неизбежен, закономерен.

 

2. Конфликт – как деструктивное явление: с точки зрения социологии, главной ценностью общества является его стабильность и любое нарушение стабильности – деструкция, не порядок.

( вспомним слова лешего из сказки про домовёнка Кузю)

Вывод:

Дарендорф:

Оба подхода верны и их надо учитывать– т.к. общество ценно как своей стабильностью, так и оно должно развиваться.

 

Обычно конфликт у людей ассоциируется с агрессией, спорами, враждебностью и т.п. – потому воспринимается как явление нежелательное. И действительно конфликт может усугублять разногласия и ухудшать отношения людей. Однако конфликт может выполнять и позитивную роль помогает выявить разнообразие точек зрения, альтернатив, дает дополнительную информацию.

Конфликт конструктивный – способствует принятию взвешенных решений и развитию взаимоотношению, служит источником саморазвития.

Конфликт деструктивныйпрепятствует эффективному взаимодействию и принятию решений.

Межгрупповые и межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или групп между собой.

Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены ниже:

 

Функции конфликтов:

Позитивные   Негативные
- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;   - большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте;  
- получение новой информации об оппоненте;   - увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;  
- сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом;     - представление о побежденных группах, как о врагах;
- стимулирование к изменениям и развитию;   - чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;  
- снятие синдрома покорности у подчиненных;   - после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников;  
- диагностика возможностей оппонентов;   - сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”);

 

Структурные элементы:

1этап. Конфликтная ситуация - лежит в основе конфликта, она включает в себя обозначенные противоречия. Ее образ - отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей – может существенно различаться. («Каждый по-своему прав» или «У каждого своя, правда»)

 

2этап. Конфликт развивается только при возникновении Инцидент – т.е. когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.

 

3этап. И если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в реальный, актуальный и далее может развиваться как конструктивный или деструктивный.

 

Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

    Предмет конфликта – то из-за чего он возникает.

Мотивы конфликта – внутренние и внешние силы, подталкивающие к нему людей.

 

           

 

Возникновение конфликта:

Схема 1:

Внешний повод

Конфликт

  Сущность                                                                              

противоречия

Сопутствующие

обстоятельства

Сущность противоречияистинный повод для конфликта, причем не всегда осознанный.

Пример: - глубинные чувства: зависть, личная неприязнь, соперничество, жадность.

- более осознанные причины: желание захватить рынок сбыта, потеснить конкурента или заработать больше денег.      

Сопутствующие обстоятельства – могут видоизменять время начала и характер конфликта, не затрагивая его сущности.

Пример: Два ученика испытывающие неприязнь друг к другу могут сдерживать свои чувства при учителе, а оставшись наедине начать конфликт.

Внешний повод – то стечение обстоятельств, которое запускает механизм конфликт Пример: колкая фраза, оскорбление, насмешка.

Причины возникновения конфликта:

Общие: различия во взглядах людей и их индивидуально-психологических особенностях.

Частные: связаны с конкретными видами конфликтов.

Возможность возникновения конфликта без реально существую­щих противоречий, в ситуациях «слово за слово». Конфликтогены — слова и фразы, провоцирующие ответную аг­рессию и ведущие к обострению конфликта.

 

Практическая работа «Конфликтогены»

Вспомните ситуации, в которых к конфликту между вами и участниками общения привело использование конфликтогенов. Определите, к какому из предложенных типов они относятся. В общении с кем вы чаще используете те или иные конфликтогены или кто по отношению к вам их использует чаще.

Конфликтогены:

1. Незаслуженные и унизительные упреки.

2. Негативные обобщения, «навешивание ярлыков».

Пример: с помощью слов «все», «всегда», «никогда», «никто»,

           «каждый»,

3. Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому че­ловеку следует себя вести.

    Пример: «должна», «надо», …

4. Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии.

5. Решительное установление границ разговора, «закрытие» опреде­ленных тем для обсуждения.

    Пример: «Не хочу про это даже слышать…», «Что ты в этом понимаешь (об этом знаешь)», «Вот повзрослеешь, тогда поговорим»

6. Неуместная ирония, сарказм.

7. Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имею­щие целью «выпустить пар».

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 621.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...