Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Практическая работа «Конфликтогены»Стр 1 из 5Следующая ⇒
Учебно-методическое пособие По конфликтологии (для студентов)
Пермь 2011 Одобрены Учебно-методическим советом «___» _______________ 20__ г.
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного отделения ППК ФКиС специальностей: 050719 «Коррекционная педагогика», 050720 «Физическая культура», 050721 «Адаптивная физическая культура», 050718 «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»
Автор-составитель: Сергеева Ю.Б. преподаватель ППК ФКиС
Рецензент:
Содержание
Пояснительная записка Учебно-методическая разработка является учебным пособием для студентов, изучающих тему «Конфликты и их разрешение» в курсе психологии. Пособием можно пользоваться для изучения темы в индивидуальном режиме, для работы на учебном занятии и для подготовки к экзамену по психологии. Материал, представленный в разработке, имеет практическую направленность. Разработка содержит в себе теоретический блок, вопросы для обсуждения и практические задания, направленные на изучение особенностей поведения студентов в конфликтных ситуациях, а также на закрепление учебного материала. В пособие включены задания для самостоятельной работы, среди них есть диагностические методики на определение уровня конфликтности студента, преобладающую стратегию его поведения в конфликтной ситуации и творческие задания, позволяющие полученные знания перевести в умения. Кроме перечисленного, пособие содержит вопросы для обсуждения, практические задания и задания для самостоятельной работы способствующие развитию аналитических умений студентов, необходимых для их будущей профессиональной деятельности и в плане самоанализа и в плане помощи ученикам в сферах их межличностного и делового общения. Данное пособие может быть использовано преподавателем на учебном занятии, в качестве раздаточного материала и тестовых опросников. Раскрывая понятие конфликта текст пособия можно использовать для составления конспекта и схем, отражающих сущность понятия и его структуры, а также как основу для приведения примеров из своей жизни. Причины возникновения конфликта помогут в анализе своего поведения в конфликтной ситуации и анализе своей конфликтности. Используя материал по стратегиям поведения в конфликте, студент составляет сравнительную таблицу стратегий, расширяет свое представление о возможных путях разрешения конфликта и выбора оптимальной линии своего поведения в нем. Тема типы конфликтов позволит студенту при анализе своей ситуации перевести факты на язык психолого-педагогических категорий, выявить структуру данного конфликта, определить характер и направленность его развития. Дает представления о путях урегулирования конфликтной ситуации. Этикет конфликта - материал для обсуждения. Схема конструктивного развития конфликта, пример выполнения практической самостоятельной работы, в которой студент рассматривает разные варианты конструктивного разрешения своей конфликтной ситуации. Приложения содержат диагностические методики для самостоятельного выполнения. Форма отчета: письменная в тетради Форма оценивания: оценка содержательная и бальная (по пятибалльной школе)
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Конфликт (от лат. – столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, мотивов, интересов, позиций, мнений, взглядов, субъектов взаимодействия. – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, результат столкновения их интересов или потребностей. - как состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения.
Два направления изучения конфликта: 1. Конфликт как противоречие- главный источник развития - он неизбежен, закономерен.
2. Конфликт – как деструктивное явление: с точки зрения социологии, главной ценностью общества является его стабильность и любое нарушение стабильности – деструкция, не порядок. ( вспомним слова лешего из сказки про домовёнка Кузю) Вывод: Дарендорф: Оба подхода верны и их надо учитывать– т.к. общество ценно как своей стабильностью, так и оно должно развиваться.
Обычно конфликт у людей ассоциируется с агрессией, спорами, враждебностью и т.п. – потому воспринимается как явление нежелательное. И действительно конфликт может усугублять разногласия и ухудшать отношения людей. Однако конфликт может выполнять и позитивную роль помогает выявить разнообразие точек зрения, альтернатив, дает дополнительную информацию. Конфликт конструктивный – способствует принятию взвешенных решений и развитию взаимоотношению, служит источником саморазвития. Конфликт деструктивный–препятствует эффективному взаимодействию и принятию решений. Межгрупповые и межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или групп между собой. Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные. Основные функции конфликтов представлены ниже:
Функции конфликтов:
Структурные элементы: 1этап. Конфликтная ситуация - лежит в основе конфликта, она включает в себя обозначенные противоречия. Ее образ - отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей – может существенно различаться. («Каждый по-своему прав» или «У каждого своя, правда»)
2этап. Конфликт развивается только при возникновении Инцидент – т.е. когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
3этап. И если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в реальный, актуальный и далее может развиваться как конструктивный или деструктивный.
Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Предмет конфликта – то из-за чего он возникает. Мотивы конфликта – внутренние и внешние силы, подталкивающие к нему людей.
Возникновение конфликта: Схема 1: Внешний повод Конфликт Сущность противоречия
Сопутствующие обстоятельства Сущность противоречия–истинный повод для конфликта, причем не всегда осознанный. Пример: - глубинные чувства: зависть, личная неприязнь, соперничество, жадность. - более осознанные причины: желание захватить рынок сбыта, потеснить конкурента или заработать больше денег. Сопутствующие обстоятельства – могут видоизменять время начала и характер конфликта, не затрагивая его сущности. Пример: Два ученика испытывающие неприязнь друг к другу могут сдерживать свои чувства при учителе, а оставшись наедине начать конфликт. Внешний повод – то стечение обстоятельств, которое запускает механизм конфликт Пример: колкая фраза, оскорбление, насмешка. Причины возникновения конфликта: Общие: различия во взглядах людей и их индивидуально-психологических особенностях. Частные: связаны с конкретными видами конфликтов. Возможность возникновения конфликта без реально существующих противоречий, в ситуациях «слово за слово». Конфликтогены — слова и фразы, провоцирующие ответную агрессию и ведущие к обострению конфликта.
Практическая работа «Конфликтогены» Вспомните ситуации, в которых к конфликту между вами и участниками общения привело использование конфликтогенов. Определите, к какому из предложенных типов они относятся. В общении с кем вы чаще используете те или иные конфликтогены или кто по отношению к вам их использует чаще. Конфликтогены: 1. Незаслуженные и унизительные упреки. 2. Негативные обобщения, «навешивание ярлыков». Пример: с помощью слов «все», «всегда», «никогда», «никто», «каждый», 3. Настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести. Пример: «должна», «надо», … 4. Указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии. 5. Решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения. Пример: «Не хочу про это даже слышать…», «Что ты в этом понимаешь (об этом знаешь)», «Вот повзрослеешь, тогда поговорим» 6. Неуместная ирония, сарказм. 7. Ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар».
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 689. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |