Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальные процессы в Западной Европе в раннее Новое время.




Происходила деформация традиционной структуры феод общ-ва, начали выделяться самост группы в рамках прежних сословий:

1)Дворянство. «Старое дворянство» - жило на доходы от поместий и военной службы.крупная аристократия, сред-ние и мелкие землевладельцы. Преобладало матер оскудение.выход: нажим на крестьян; работа при корол дворе. Мелкопоместные дворяне тоже испытывали трудности: рыцарская служба и вассальные отн-ния изживали себя. Выход: корол армии, участие в завоеваниях. «Новое дворянство» -среднее и мелкое дворянство – стремилось повысить доходность своих поместий через введение аренды. Хар-на тесная связь с рынком, вложение доходов предприн-во, оргц-ия мануфактур, участие в паевых компаниях. Сближение с гор предпринимателями и купцами. Аноболированные – возведенные в дворянское достоинство - выходцы из неблагородных сословий (чиновники, горожане). По роду деят-ти и источникам доходов были ближе к новому дворянству.

2) Крестьянство – поляризация крестьянства: выделение зажиточной крест верхушки и размывание\слой среднего крестьянства – самостоятельных мелких хозяев и рост числа малообеспеченных и безземельных крестьян, лишенных средств произ-ва и вынужденных добывать пропитание работой по найму

3) Городское население. Купцы – наиболее состоятельная прослойка.занимались, междунар торговлей, банк операциями, их позиции оставались прочными. Часть купечества стали скупать земли, недвижимость, титулы, другие вкладывали средства в произ-во, АО, банки. Ремесленники – основа средневек бюргерства. Цеховая элита удерживала свои позиции, часть мелких ремесленников разорялась, теряя хоз. Самостоятельность, они опускались на уровень «подмастерий». Городские интеллектуалы – юристы, врачи, преподаватели, студенты.

4) Новая соц структура – ранняя буржуазия и пролетариат. Они возникли на основе слияния разнородных групп, кот объединяло участие в новых формах предпринимательства, преимущественно раннекапитал типа. Ранняя буржуазия включала сельских и город предпринимателей, значительную часть нового дворянства, владельцев мануфактур. Пролетариат складывался за счет обезземеленных крестьян, разорившихся ремесленников и городского плебса. 

8.

Северная Европа в IX-XI вв.

IX - середина XIвв. вошли в историю СВ как «эпоха викингов» (период их широкой экспансии и внутренняя колонизация, развитие мореходства) – последняя волна переселения народов.

«вик» - бухта, порт. Норманны и варяги = викинги. Первые упоминания – конец XVIIIв. (нападение на сев-вост побережье Англии, которые потом стали постоянными и в Германии). Язычники. Заселили Исландию (альтинг – вече в Исландии) и значительную часть Ирландии. IXв. – путь из варяг в греки. Грабили также Францию, Италию, Испанию, завоевали север и восток Англии. В 911 г. на севере Франции Роллоном основывается герцогство Нормандия, еще полуязыческое. В конце Х в. норвежцами была открыта Гренландия, а также север Америки (Ньюфаундленд). В началеXIв. подчиняют Англию, стребовали огромную контрибуцию. Держав Кнута Великого (1016-1035): объединил Англию, Данию и Норвегию. Последний викинг на престоле – Харальд: в 1066 г. Англия навсегда избавилась от экспансии викингов, но под их властью оставались северная Шотландия, острова Ирландии.

Из-за позднего развития феодальных отношения в скандинавских странах практически не было личной зависимости крестьян и барщины, права феодалов на лены ограничены и вассальные отношения менее развиты. В Исландии феодализма вообще не было (объясняется в основном климатическими условиями: земледелие не особо, в основном скотоводство)

Основная масса населения свободна (бонды – земледельцы скотоводы охотники рыбаки, жившие в своих хуторах). Леса и луга были общей собственностью жителей округа (альменнинг). Классовое общество складывалось медленно, органы самоуправления – тинги, право было областным, строилось на обычаях. К IX в. общественное влияние знати постепенно усилилось и по мере подчинения ей части свободных людей складывались государства. Однако первые конунги были в большей степени предводителями племен и племенных союзов (Дания – Харальд Синезубый; Норвегия – Олав Харальдсон; Швеция – Олаф Скётконунг). Добиваясь укрепления своего положения конунги стремились опереться на христианскую церковь, из-за повсеместного господства язычества христианство укрепилось в Скандинавии лишь в начале XIв., а окончательно сломлена не была даже в XII. В 1103 было учреждено общескандинавское епископство в Лунде.

Монашество в средние века.

(Монашество (от греч. monachos - отшельник) - одна из форм осуществления христианского аскетического идеала. Греческое слово аскеза (буквально - упражнение) еще в античной этике обозначало своего рода духовную гимнастику. В текстах Нового Завета отсутствует какая-либо разработанная система христианской аскезы, не упомянуты там и монахи. Мотив следования Христу во спасение души, единения с ним, становится ключевым в христианской аскезе. Другой ее важной особенностью был культ послушания, смирения.

Христианин должен победить не плоть, но свой эгоизм, себялюбие во имя любви к Богу. Однако в действительности христианство заимствовало у различных дуалистических учений поздней античности формы неистовой борьбы с плотью, которые в последствие нередко превалировали в практике монашества, особенно в ситуации обострения эсхатологических ожиданий.

В III-IV вв. аскеты, до того жившие внутри общины, порывают с ней и удаляются прочь от города, культивированного пространства, «в пустыню». Складываются две формы монашества, существовавшие на протяжении всего средневековья: наряду с кельями еремитов (отшельников) возникают первые монастыри - общины монахов, соблюдающих определенный устав и подчиняющихся аббату (настоятелю). Устав регламентировал распорядок дня, быт и богослужение в монастыре. Конституирование монашества было вызвано численным ростом христианской общины, начиная с III в. Эта парадоксальная формулировка раскрывает взаимоотношения аскета и общины, во главе которой стоит епископ.

Для аскета пребывание в разросшейся общине или выполнение каких-либо богослужебных обязанностей означало отвлечение от трудов веры, от стези индивидуального спасения. Но в V в. монастырь оказался в подчинении епископа диоцеза. Впоследствии на Западе с ростом самосознания монашества эта зависимость стала причиной острых конфликтов с епископатом. Монашество появилось в III в. в Египте, затем в Палестине и Сирии. На Западе оно известно со второй половины IV в. Древнейшие монастыри были основаны в Аквитании св. Мартином Гурским, однако, они представляли скорее колонии отшельников-энтузиастов, жизнь которых была слабо регламентирована.

Иной тип монастыря складывается в юго-восточной Галлии. Около 400 г. близ Канн возник монастырь Лерин, ставший центром целой монашеской «республики» по течению Роны. Именно в Лерине скорее всего берет начало магистральное направление западного монашества, которое обрело завершенные формы в уставе св. Бенедикта. В 530 г. св. Бенедикт из Нурсии (ок. 480/490-555/560) основал на Монте Кассино близ Неаполя монастырь. В основе его устава лежало более древнее правило, предположительно связанное с кругом Лерина.

Бенедикт определял монастырь как «школу служения Господу», где основой жизни монахов должно стать безграничное послушание учителю - аббату, «викарию Христа». С послушания начинается воспитание смирения, высшей смысл которого в растворении своей воли в воле Бога. Потому-то Бенедикт и считал общину монахов с ее строгой дисциплиной, неусыпным контролем и системой наказаний кратчайшим путем к Богу. Вступив в общину, монах не только отрекается от мира, но приносит обет послушания и оседлости: ворота навсегда закрываются за ним. С тем чтобы исключить всякое проявление индивидуальной воли, Бенедикт последовательно проводит в уставе идею общежитийности: монахи спят, питаются, читают и работают вместе.

Он даже устранил индивидуальную молитву монахов из общего богослужения: уста всех братьев произносили одни и те же слова. Наряду с молитвой важным занятием братии должен был стать физический труд. Праздность Бенедикт считал вредной для души.

Однако он не требовал от своих монахов измождения плоти ни трудом, ни постами, во всем придерживаясь умеренности. Распространение устава св. Бенедикта в Европе заняло несколько столетий. Широкую известность принесли ему ирландские миссионеры, появившиеся на континенте в конце VI-VII в. Ирландское монашество, возникшее в V-VI вв., отличалось глубоким своеобразием. В Ирландии, где города еще только начинали складываться, епископат, не обладавший светской властью, оказался значительно слабее монастырей.

Там, собственно, сложилась монастырская церковь. Только монастыри осуществляли пастырское служение, а аббаты или аббатиссы сами назначали епископов или митрополитов. Свой авторитет монастыри во многом заслужили невероятной строгостью аскезы. Одной из ее форм стало паломничество Христа ради. Ирландские монахи словно принимали добровольное изгнание, отлучение от родины. Так в конце VI в. в Галлию прибыл св. Колумбан.Под воздействием его проповеди франкская знать устремилась в монастыри, ранее бывшие лишь убежищем галло-римлян; число монастырей в Галлии возросло более чем в два раза.

Колумбан добивался полной правовой независимости своих обителей от власти епископа. В монастырях Колумбана стало распространяться так называемое смешенное правило, основывавшееся как на ирландских традициях, так и на уставе св. Бенедикта. Его Колумбан, возможно, получил из Рима от папы Григория Великого, написавшего в конце VI в. житие Бенедикта. С тех пор устав св. Бенедикта стал восприниматься в Европе прежде всего как римский, хотя собственно в самом Риме бенедиктинцы появились лишь в X в.

Следующим этапом в распространении устава св. Бенедикта стала деятельность англосаксонских миссионеров на континенте в первой половине VIII в. В связи с подчинением английской церкви Риму устав, освященный именем папы Григория Великого, уже с конца VII в. преобладал в английских монастырях. Но наряду с посланцами из Рима в Англии действовали также ирландские миссионеры, привнесшие сюда собственные аскетические представления. Английский епископат, созданный Григорием Великим, не был поглощен монастырями, однако, господствовало убеждение, что как епископы, так и священники обязаны вести монашеский образ жизни: лишь «чистые руки» могут прикоснуться к святому причастию. Усилиями ирландцев, а затем и англосаксонских миссионеров монашество в силу своего высокого морального авторитета занимает совершенно особое положение в Западной Европе. Именно оно становится на долгие века инициатором всевозможных обще церковных реформ, интенсивно воздействует на массовое сознание и повседневную жизнь паствы. Островные миссионеры добивались чистоты клира (духовенства), требовали от него монашеского обета безбрачия (целибат), ранее не всегда исполнявшегося даже епископами. Под непосредственным влиянием англосаксов к первой четверти IX в. клир разделился на регулярный, живущий общиной и по монашескому уставу, и секулярный, т.е. исполняющий лишь обычные требования церковного права.

Если часть клира в результате деятельности миссионеров постепенно сближалась с монашеством, то и монахи под влиянием ирландских традиций принимали священнический сан, позволявший им самостоятельно отправлять таинства. Деятельность англосаксонских миссионеров на континенте увенчалась в середине VIII в. законодательным утверждением устава св. Бенедикта во всех монастырях франкского королевства. Однако в силу разности местных условий, противоречий самого устава в монастырях складывались или продолжали существовать обычаи, дополнявшие или разъяснявшие правило св. Бенедикта.

Советник Людовика Благочестивого св. Бенедикт Анианский (ум. в 821), сознавая необходимость приспособить устав к северным реалиям и сложившимся в монастырях традициям, в первой четверти IX в. ввел единый и обязательный для всех монастырей обычай. Этот своего рода расширенный устав, св. Бенедикта позволил находить приемлемые, с учетом местных традиций, формы монашеской жизни и одновременно обеспечивал единство монашества в духе бенедиктинства. Вплоть до XII в. не новые уставы, а именно письменные «обычаи» являлись инструментами монашеских реформ, ужесточения монашеской аскезы.

Монашеские движения Х — первой половины XI в. Идея церковной реформы. В Х в. на фоне глубокого кризиса церковной жизни предпринимаются первые попытки возрождения аскетических ценностей. Инициатором обновления выступило монашество, в недрах которого оформились движения за реформу монастырей, подготовившие к середине XI в. и общецерковную реформу. Свою силу монашество черпало в широко распространившихся среди мирян ожиданиях конца света — сначала в тысячелетнюю годовщину рождества, а затем и воскресения Христа. Именно реформированное монашество становится во второй половине X—XI в. наиболее авторитетной силой христианского мира.

Наибольшее влияние среди разнообразных монашеских движений уже к середине Х в. приобрели клюнийцы. Монастырь Клюни в Бургундии был основан в 910 г. В отличие от других аббатств, Клюни с самого начала оказался вне сферы действия «права частной церкви». Его основатель, герцог Аквитании, на вечные времена отказался от своих прав на монастырь, передав его под покровительство римского папы, что обеспечивало и независимость от епископа. Освобождение монашества от влияния извне, будь то со стороны епископа или светского сеньора, стало основой клюнийской программы реформы. Это не означало, что клюнийцы добивались отмены «права частной церкви». Напротив, они сами пользовались этим правом для осуществления реформы

монастырей, получая их в дар во спасение души, покупая или вступая с сеньором в совместное владение. Клюнийцы направляли свои усилия, прежде всего на устранение тех очевидных нарушений бенедиктинского устава, которые были вызваны обмирщением монастырей в конце IX—Х в. Неслучайно для своих одеяний клюнийцы избрали черный цвет, символизировавший отказ от всего мирского. Основной задачей монашества представлялась молитва за мирян перед Богом, соединение с ним в молитвенном созерцании. Месса в Клюни в течение дня не прекращалась ни на секунду и отличалась особенной торжественностью.

Постепенно вокруг Клюни складывается мощное объединение монастырей, главой которого являлся непосредственно аббат Клюни, а основой монашеской жизни — клюнийский обычай, дополнявший устав св. Бенедикта. Клюни подчинялись сотни монастырей по всей Европе. Особую роль сыграли клюнийцы в христианских  государствах Испании, где они содействовали вытеснению мосарабских богослужебных традиций римскими и утверждению авторитета папы.

Клюнийское объединение не ограничивалось сферой политических интересов того или иного сеньора, как, скажем, объединение монастырей Каролингской империи вокруг правящей династии. Клюнийские монастыри были выведены из под власти местных епископов.  Аббат Клюни, позднее получивший из Рима знаки епископского сана, являлся как бы епископом подчиненной ему «клюнийской церкви». Свободные от власти сеньоров и епископов клюнийские монастыри образовывали своего рода суверенное монашеское государство, главу которого современники нередко называли «королем».

В Х — начале XI в. попытки реформировать монашество предпринимаются и в германской империи. Но если клюнийское движение развивалось снизу, по инициативе отдельных подвижников из числа самих монахов, то в Германии главным поборником реформы выступал император. Так, например,  Генриха III (1039-1056), а не какого-либо аббата, современники называли «правителем монахов». Реформаторские устремления германских императоров были направлены на укрепление системы имперской церкви. Продолжая традиции Каролингов и рассматривая свою власть как сакральную, императоры претендовали на роль защитников церкви и истинного благочестия. Бороться со всевозможными церковными нестроениями, по их мнению, входило в обязанности помазанника Божьего

Именно эти соображения побудили Генриха III и его окружение выступить с идеей церковной реформы, выходящей за пределы одного лишь монашества. Оздоровление церкви Генрих III решил начать с Рима, положив конец власти римской аристократии над Апостольским Престолом. В 1046 г. он низложил сразу трех пап, избранных различными группировками римского духовенства и нобилей. После чего сам назначил папой немецкого епископа, сторонника реформы. Период с 1046 по 1058 г. называют эпохой немецкого папства. В эти годы римскую церковь возглавляли папы немецкого происхождения, опиравшиеся в деле реформы церкви на императора. Целью реформы было в первую очередь запрещение симонии и браков среди клириков, объявленных ересью. Именно в середине XI в. в западной церкви в целом утверждается обет безбрачия (целибат) для клира. Целибат обеспечивал неотчуждаемость церковного имущества и способствовал росту экономического могущества церкви в последующие столетия.

Контакты папства с епископствами и монастырями Западной Европы упрочились и стали более интенсивными. Началось создание и особых механизмов осуществления папской власти над церковью. Эти усилия связаны в первую очередь с понтификатом Льва IX (1049—1054). Лев IX провел реорганизацию папской канцелярии, которая вскоре получила название римской курии. Наряду со значительным штатом писцов и нотариев, позволявшим папству вести обширную переписку, в нее вошли ближайшие советники Льва IX из числа реформаторов церкви. Эти советники образовали коллегию кардиналов. Кардиналами ранее называли римских клириков, а также епископов семи ближайших к Риму кафедр; в их обязанности входило главным образом участие в папском богослужении. Однако теперь Лев IX рассматривал кардиналов как опору папства в управлении церковью и проведении реформы. В коллегию кардиналов вошли клирики из разных стран, олицетворяя, таким образом, универсальный (вселенский) характер папской власти.

 

9.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 466.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...