Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВН. ЧТЕНИЕ. В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце» – 1 час




 

В разделе «Авторская сказка» появляется не встречавшийся ранее тип текста – текст об авторе. Он тоже содержит предваряющее задание. Обязательно выполняем его.

 

«Сказка о мертвой царевне» -- учим пятиклассников работать с постраничными сносками. Объясняем, зачем комментаторы специально объясняют значение отдельных слов текста. После чтения текста дома можем в течение нескольких минут выяснить у учащихся, обращались ли они к сноскам, как поняли и запомнили толкование приведенных в сносках слов.

Можно попросить учеников дополнить сноски.

Впервые после этой сказки встречается задание «Проведи самостоятельное исследование». Подчеркнем, что это задание адресовано не всем учащимся. Положительную оценку ученик получает только в случае самостоятельного выполнения задания. Можно организовать групповую работу по выполнению этого задания. Помогите пятиклассникам распределить функции. Назначьте лидера. Это будет прообразом проектной деятельности.

 

Е 60. Уделим особое внимание работе с терминами. Можно заняться разгадыванием чайнворда. Любой методический прием, который выберет учитель, будет полезен. Без включения этих понятий в активный словарь школьников невозможно дальнейшее изучение драмы на уроках литературы.

 

    1.   д            
  2. р е п л и 3.   к а  
    й       а    
    с       р    
    т   4.  р   т    
  5. я в л е н и е  
    и   м   н    
6. с ц е н  а   7.   а к т
         р        
        к        
        а        

 

1, 7. Большая часть драматического произведения.

2. Речь героя драматического произведения.

3, 5, 6. Более мелкие части драматического произведения.

4. Короткие замечания автора пьесы.

 

Г с. 133. Данное задание направлено на развитие умения учащихся выделять главное и сопоставлять. Оно готовит школьников к написанию сочинения- сравнительной характеристики. Целесообразно подготовительную работу по выполнению этого задания оформить в виде таблицы:

 

Примерные вопросы для сопоставления Мари (примеры из текста) Фриц (примеры из текста)
Возраст героев    
Портрет героев    
Черты характера    
Отношение к окружающим    
Что ценит в жизни больше всего    
Мое отношение к герою    

 

В1. с. 175 Работа по озаглавливанию фрагмента текста является очень эффективной для формирования важнейшего для речевой деятельности человека умения сжимать текст. Не надо лишь проводить эту работу формально. Если учащиеся затрудняются в самостоятельном назывании фрагментов, пусть выберут ключевые слова или фразы из текста.

 

А с. 175 Выполнение задания перед текстом о М.М. Пришвине можно организовать как подготовку индивидуальных сообщений о писателях. Выступления учащихся могут сопровождаться демонстрацией компьютерных презентаций.

 

А2. с. 205 Можно дать индивидуальное задание одному (нескольким) учащимся перечитать и подготовиться рассказывать сказку «Лягушка-путешественница». Если в классе знают сказку хорошо, предложим пятиклассникам рассказать ее «по цепочке».

В3. с. 211 В случае необходимости поясним значение слова «трагический»:       

Связанный с большим несчастьем, безнадежный, обреченный, полный страдания, глубоких переживаний. С этим словом учащиеся в дальнейшем неоднократно будут встречаться на уроках литературы.

Легенда

В этом разделе собраны литературные произведения, имеющие в своей основе легендарное событие, как событие имеющее реальную основу. Таким образом, это следующий этап развития основной идеи курса 5 класса – соотношение реального и фантастического в произведении. Легенда как жанр фольклора намеренно не рассматривается. В разделе представлены произведения разной жанровой природы. 

А.С.Пушкин. «Анчар» – 1 час

Историко-культурная основа стиховторения (подавление декабристского восстания, навеянные, в частности и этим, размышления поэта о проблеме человеческой власти, природе добра и зла).

Образ дерева в мировой мифологии. Древо познания добра и зла в христианстве. Анчар как редуцированная идея В разделе «Авторская сказка» появляется не встречавшийся ранее тип текста – текст об авторе. Он тоже содержит предваряющее задание. Обязательно выполняем его.

 

«Сказка о мертвой царевне» -- учим пятиклассников работать с постраничными сносками. Объясняем, зачем комментаторы специально объясняют значение отдельных слов текста. После чтения текста дома можем в течение нескольких минут выяснить у учащихся, обращались ли они к сноскам, как поняли и запомнили толкование приведенных в сносках слов.

Можно попросить учеников дополнить сноски.

Впервые после этой сказки встречается задание «Проведи самостоятельное исследование». Подчеркнем, что это задание адресовано не всем учащимся. Положительную оценку ученик получает только в случае самостоятельного выполнения задания. Можно организовать групповую работу по выполнению этого задания. Помогите пятиклассникам распределить функции. Назначьте лидера. Это будет прообразом проектной деятельности.

древа познания добра и зла – древо зла, стоящее «как грозный часовой» на границе мира людей.

Композиция стихотворения: состоит из двух идейных частей, противопоставленных при помощи союза «но». В первой части – зло в природном мире, во второй – в мире людей. Жажда власти как причина зла в человеческом мире. Образы двух людей в стихотворении. Обратить внимание на изменение их номинаций (от «человека человек» до «раб» VS «непобедимый владыка»).

«Анчар» как философская легенда – рассматриваются вопросы добра и зла.

 

М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Три пальмы»1 час

Историко-культурная основа стихотворения (арабский восток в русской поэзии начала XIX в. как пространство, ассоциированное с философскими вопросами, проблемой судьбы).

Основная проблема произведения – проблема жизненного выбора. Образы главных героев - трех пальм, человеческие черты. Роптание на судьбу как причина гибели трех пальм. Идея приятия бытия.

 

«Повесть временных лет» – 2 часа

История и время создания. Нестор летописец (карткие сведения о нем). Летопись как один из истоков древнерусской литературы, соединение в ней явлений разной природы (историческое, юридическое, дидактическое, легендарное). Фольклорные элементы.

Особенность стиля летописи – нацеленность на передачу информации. Поэтому нет характера героев, оценки их поступков.

 

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»2 часа

Историко-культурная основа стиховторения: интерес к теме истории в литературе 20-х гг. XIX в. Источник сюжета – легенда об Олеге, пересказанная Н.М.Карамзиным в «Истории государства российского» (в свою очередь Карамзин опирался на летописи).

Главные герои – князь Олег и кудесник. Они имеют явные черты характеров. Сравнение этих образов.

Композиция «Песни»: идейно-смысловые части (описание князя Олега, встреча с кудесником и предсказание, пир через много лет, князь Олег навещает могилу коня и гибнет, похороны князы Олега) не соотносятся во времени так жестко, как в «повести временных лет». Сравнить язык двух произведений. Выводы: в «Пловести» внимание на изложении фактов, в «Песни» - на художественной идее, т.е. именно художественный вымысел дает возможность автору выразить свои идеи. Основные темы (судьба, вера и неверие, межествои слабость, свобода выбора или несвобода, верность другу или предательство).

 

ВН. ЧТЕНИЕ. Легенда о Томасе Лермонте – 1 час

 

А с. 215 Для полноценного понимания литературного произведения необходимы фоновые знания, важнейшими из которых являются знания исторической обстановки, особенностей времени, изображенного в произведении. Пятиклассники, к сожалению, не обладают такими знаниями. Практика преподавания истории сегодня предусматривает изучение в 5 классе истории древнего мира. Частично восполнить этот пробел помогают вопросы, подобные указанному выше вопросу А. Организовать работу учитель может по-разному (с учетом особенностей класса и уровня его подготовки): беседа с учащимися перед чтением текста, самостоятельные поиски ответа на вопрос дома (как предлагается в учебнике) и индивидуальные сообщения учащихся, слово учителя. Можно завести специальные страницы в тетради для кратких записей исторических сведений.

Г1, Г2 с. 221 Эти вопросы могут стать основой самостоятельной научно-исследовательской (проектной) работы учащихся.   

 

Ответы к итоговым заданиям

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...