Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Авторская (литературная) сказка




Задачи данного раздела – во-первых, сформировать представление об отличии фольклорной сказки от литературной сказки, имеющей автора; во-вторых, развить представление о литературном вымысле (произведения внутри раздела расположены в порядке последовательного «убывания» явного вымысла); в-третьих, дать самое общее представление о формах литературных произведений (поэтическая, драматургическая, прозаическая).

 

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – 2 часа

А.С.Пушкин – сказочник. Другие сказки Пушкина:

«Жених» (1825) – Пушкин влючил ее в собрание сочинениф в разделе сказок. Написана по сюжету братьев Грим.

«Сказка о попе и работнике его Балде» (1830 г.) написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной. Из словаря В.И. Даля: «Балда – лесная кривулина толстое корневище, палица, дубина».

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831 г.) начата еще в 1828 году, написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной.

«Сказка о рыбаке и рыбке» (1833 г.) - сюжет широко распространен в фольклоре разных народов. Непосредственный источник – сказка «О рыбаке и его жене» из сборника сказок братьев Гримм.

«Сказка о золотом петушке» (1834 г.) - сюжет взят из «Легенды об арабском звездочете» сборника новелл Вашингтона Ирвинга «Сказки Альгамбры». Няня Пушкина Арина Родионовна как источника большинства сказок.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833г) написана по сюжету сказки, рассказанной Ариной Родионовной. Сходные сюжеты в сказке Ш.Перро «Спящая красавица» и В.А. Жуковского «Спящая царевна».

Нравственная проблематика сказки: проблема добра и зла, истинного и ложного. Образы героев. Черты фольклорной сказки (волшебные предметы, герои-помощники, фольклорные эпитеты (красна девица, месяц ясный, красно солнце), повторы, пословицы: аль товар не по купцам, спрос не грех). Поэтическое мастерство Пушкина, соединившего в своем произведении черты фольклора и литературы.

Е.Л.Шварц.Сказка «Два клена» – 2 часа

Краткая биография Шварца.

Особенность поэтики Шварца – в своих произведениях опирается на героев известных сказок, прежде всего, Г.Х.Андерсона.

Образы героев. Черты сказки: волшебные герои, ситауция путешествия и испытаний главных героев. Черты реальности: отражение событий недавней войны: муж Василисы погиб в бою со Змеем-Горынычем. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости. Рассмотреть подробнее образ Бабы-Яги (ее речевые характеристики), характеристика персонажа.

Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Структура драматургического произведения: разделенность на действия (акты, явления), авторские ремарки, реплики героев. Каждое действие организовано вокруг ключевого эпизода.

«Два клена» - одна из наиболее популярных детских пьес. По возможности отвести детей посмотреть. 

Э.Т.А.Гофман. Сказка «Щелкунчик» – 1 час

Краткая биография. Разносторонняя одаренность Гофмана.

Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.

Обучение сопоставительному анализу эпизодов: Вставной элемент структуры сказки – «Сказка от твердом орехе». Сравнить со сказкой о Лутонюшке из «Двух кленов»: кто и зачем рассказывает (сюжетная мотвировка), на каком этапе произведения рассказаны, роль сказок в произвдениях.

«Щелкунчик» в музыке: дать прослушать фрагмент оперы Чайковского. Порекомендовать сходить на балет.

 

Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» – 3 часа

Краткая биография Гоголя.

Соотношение фантастического и реального в повести. Описание волшебных героев и ситуаций в реалистической манере, снижающей волшебное начало (особенно портреты волшебных героев). Описание Диканьки в реалистической манере, фольклорные элементы (колядование). Описание Петербурга в фантастической манере. Привлечь внимание, но не акцентировать потивопоставление Диканька – Петербург. Сделать итоговое обощение, что описано реалистично, что – фантастично.

Обучение сопоставительному анализу эпизодов: эпизод Оксана перед зеркалом сравнить с эпизодом мачеха перед зеркалом в «Сказке о метрвой царевне». Сходство и различие героинь. Роль этих эпизодов в каждой сказке: в «Сказке о мертвой царевне».

 

М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» – 2 часа

Краткая биография Пришвина. Специфика его творчества.

Реальное в произвдении (реальное время – после войны, реальные герои – дети-сироты, реальное место – деревня). Сказочные элементы в произведении (путешествие в таинственное место – таинственная палестинка, герои-помощник – собака Травка, враг – волк серый помещик).

Сопоставление образов главных героев (сходства и различия в характерах). Роль природы в произведении. Особое внимание обратить на эписод сосны и ели, росших у большого плоского камня, сосотавить с образами брата и сестры, их ссорой у того самого камня (часть IV). Роль природных пейзажей в передаче настроения героев. Животные и птицы, встречающиеся героям на пути. Вывод о единстве человека и природы для Пришвина. Подтвердить высказыванием Пришвина: «Я, ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».

 

В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было» – 1 час

Краткая биография (без упоминания о душевном расстройстве и самоубийстве).

Своеобразие сказки. Вспомнить сказки о животных, их нацеленность на поучение и иносказательность как ведущий художественный принцип.

Фантастическое в сказке (герои – животные, насекомые и птицы, их беседа) разворачивается на фоне реальности (двор, кучер Антон). Главный вопрос героев – «Что есть мир?» (его задала ящерица) – о высоком. Высокое немедленно снижается сравнением мира (земной шар) с навозным шаром жука-навозника. Это противопоставление. Противопоставление – основной прием сказки: герои разделены на пары антагонистов, т.е. все главные вопросы в сказке рассматриваются с 2 противоположных точек зрения. Пары антагонистов: гусеница – кузнечик (что ценнее, настоящее или будущее); старый гнедой – улитка (путешествовать или сидеть на месте); навозный жук – муравей (труд ради цели (потомства) или труд ради труда (без явной цели)); мухи - ящерица (мухи как сниженная идея круга жизни, «бытовой герой»; ящерица как сниженная идея высокого героя).

Общество беседующих животных – образ человеческого мира (иносказание). Идея сказки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 197.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...