Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методический комментарий к изучению основных разделов учебника




Необходимо объяснить пятиклассникам цели вопросов и заданий, предваряющих чтение текстов. Возможно, они никогда раньше не встречались с подобными заданиями. Выполнение этих заданий обязательно. Они являются мотивационным фактором, нацеливают учащихся на осмысленное чтение, актуализируют необходимые для понимания прочитанного знания.

Таким же обязательным является выполнение задания «Е»: «Проверь себя». Возможно, учитель посчитает необходимым обратиться к этому блоку заданий сразу после чтения текста. Это правильно! Только введение выделенных нами слов и выражений в активный словарь школьников поможет пятиклассникам верно интерпретировать прочитанное и строить свои рассуждения.

Следует вдумчиво читать вопрос или задание. В самой его формулировке выделен ведущий вид деятельности, необходимый для выполнения задания.

«Найди в тексте ответ на вопрос» -- предполагается, что пятиклассник выделяет в тексте необходимый для ответа материал, а не отвечает на поставленный вопрос приблизительно, «своими словами».

«Объясни» -- ученик строит свой ответ как текст-рассуждение, адресуя его не столько учителю, сколько одноклассникам или вымышленному человеку, недостаточно хорошо разбирающемуся в данной проблеме.

«Попробуй…» -- не стоит бояться подобной формулировки. Данные задания нацелены на формирование компетенции, связанной с самостоятельным решением сложной задачи. Здесь важен не только результат, но и сам процесс работы над выполнением задания, само желание заняться осуществлением данной деятельности. Главное условие: выполнение задания не может быть оценено положительно, если его выполняли дома родители. Подчеркнем: важен процесс, а не результат!!!

«Сделай вывод», «поясни свою мысль» -- уже в пятом классе учим детей строить текст-рассуждение (главный вид текста в заданиях ЕГЭ по всем гуманитарным предметам), не поощряем демагогию, а формируем умение аргументировать свои мысли.  

 

Литература как искусство слова– 1 час

Теория:

Вводное занятие, цель которого – определить специфику предмета литературы, показать отличие нового предмета от изучавшегося в начальной школе (литературное чтение). Вымысел как неотъемлемая составляющая литературы. Соотношение вымышленной реальности в литературном произведении и реальной жизни.

С.5 Вопрос 1. Поможем учащимся осознать, что предмет Литература предполагает не только чтение, но и осмысление художественного текста.

С.6. Е. Можно завести специальный словарик или выделить страницы в тетради по литературе для записи ключевых понятий. Необходимо помнить: указанные понятия следует включать в активный словарь пятиклассников. Предостерегаем от заучивания толкований! Работаем над их осмыслением!   

 

Реальность и вымысел

Фольклор

Задача данного раздела – развить представление учащихся о фольклоре, полученное в начальной школе, сформировать представление о художественном вымысле.

 

Малые жанры фольклор – 1 час

Теория:

Фольклор как выражение народного миропонимания. Время возникновения фольклора. Понятие о малых жанрах фольклора. Фольклористика – наука, изучающая фольклор, возникла в XIX в. Известные отечественные фольклористы, заложившие основу науки – Федор Иванович Буслаев, Александр Николаевич Афанасьев (сборник «Народные русские сказки»).

Пословицы, поговорки и загадки как основные малые жанры фольклора.

Определение пословицы. Отражение в пословицах событий, обычаев и верований русского народа.Темы пословиц: исторические, бытовые (оценка жизненным явлениям), поучительные и т.д.

Определение поговорки. Конструктивное и функциональное отличие поговорки от пословицы: пословица как логическое построение обычное двучленна, а поговорка одночленна; пословица вытупает как самостоятельное высказывание, а поговорка лишь дополняет сказанное.

Определение загадки. Иносказание как основа загадки. Загадка развивает в человеке сообразительность, догадливость. Загадка – один из древнейших жанров фольклора, появившийся еще в первобытное время. Прибегая к иносказанию древний человек желал скрыть свои намерения от окружающего мира и тем самым обеспечить себе удачное завершение задуманного. Позднее крестьянский быт предписывал загадывать загадки в определенное время и при определенных обсточтельствах. Например, вплоть до XIX в. загадки были обязательной частью свадебного обряда.

Роль фольклора в национальной культуре и литературе, современном языке и речи.

 

Русские народные сказки – 3 часа

Теория:

Определение: сказка – один из основных жанров фольклора, как правило прозаическое произведение с установкой на вымысел. Устное бытование сказок.

Основные типы сказок: волшебные, о животных, бытовые. Художественные особенности каждого типа сказок.

Волшебная сказка: «Хрустальная гора». Добродетель и добро как нравственная основа волшебной сказки. Устойчивая структура волшебной сказки: зачин, прием троекратного повторения, присказка, концовка. Волшебные, сказочные герои, волшебные помощники, волшебные предметы и средства.

Сказка о животных: «Лиса и тетерев». Иносказательность как основа сказок о животных. Поучительность как обязательная черта сказок о животных.

Бытовая сказка: «Как старик домовничал». Отражение в бытовых сказках народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.

 

Внеклассное чтение. 1 час

Волшебная сказка«Пойди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что».

 

«Фольклор» -- тема, отчасти известная пятиклассникам из начальной школы. Приведенные в этом разделе тексты доступны для понимания, теоретически материал адаптирован к восприятию пятиклассниками.

Поэтому полагаем, что приведенные в данном разделе вопросы и задания не вызовут особых проблем. Даже те задания (В и Ж), которые ориентированы не на всех учащихся, могут быть адресованы всему классу.

Особое внимание в этом разделе обращаем на задания Г – формирование коммуникативных (речевых) умений. Зачастую начальная школа не выполняет задачу формирования этих умений, а без свободного владения речью невозможно постижение литературного произведения.

Поэтому возьмем за правило:

-- большие по объему тексты читаем дома, но читаем выразительно в классе необходимые для анализа фрагменты;

-- категорически не принимаем односложные ответы. На уроке литературы надо рассказывать, рассуждать, читать выразительно (в том числе наизусть);

-- учим пятиклассников обращать свой ответ к слушателям (не к учителю). Изучение литературы – это диалог, беседа;

-- при оценке ответа опираемся на приведенные в приложении памятки. Приучим учащихся пользоваться этими памятками при выполнении коммуникативных заданий;

-- учим пятиклассников слушать. Постепенно (не вводя терминов) начинаем овладевать приемами глобального, детального, критического слушания. Обязательно предваряем задания по слушанию четкой установкой на определенный вид слушания («Послушайте… и ответьте на следующий вопрос», «Послушайте… и выразите свое отношение к услышанному» и т.д.)

 

Задания Д устанавливают общность и различие между разными видами искусства. Выполнение заданий с иллюстрациями формирует у учащихся осознание природы художественного образа (словесного и несловесного), развивает воображение. Отметим особо: иллюстрации в учебнике помогают чтению, но не подменяют его.

 

На с. 9 учащиеся впервые встретятся с заданиями, начинающимися со слова «Объясни…». Следует обратить на это внимание пятиклассников. От них требуется не просто пересказать фрагмент текста, а ответить, рассуждая, на поставленный проблемный вопрос. Чтобы облегчит задачу, можно предложить ученику выбрать себе собеседника, того, кому он будет объяснять, или представит вымышленного собеседника.

А2. с. 10. Можно попросить пятиклассников составить таблицу или схему, помогающую различать пословицы и поговорки. Объяснять различие будет удобнее с помощью составленной таблицы.

В5. с. 14. Особое внимание уделим ответу на данный вопрос. «Иносказательность» текста может быть трудна для восприятия пятиклассниками. Однако без осознания этого свойства художественного образа невозможно дальнейшее изучение литературы.

Г с. 22. Обязательно выполняем это задание (в классе или дома). Сделанные учащимися наблюдения будут обобщены в следующем теоретическом разделе учебника. Это позволит реализовать принцип: «от деятельности к теории».

А с. 25. Чтение по ролям будет эффективно в том случае, если сначала прочитать сказку «про себя» и подумать над вопросами перед текстом. Правильное интонационное окрашивание текста поможет пятиклассникам осознать в дальнейшем сложное, но важное для интерпретации литературных произведений понятие «подтекст». 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...