Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примерное распределение учебных часов




Особенности программы по литературе 

(Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина)

Программа по литературе для 5-11 классов направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, и составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе.

Особенностью данной программы является гибкое сочетание общих базовых требований и возможность их творческой педагогической и методической интерпретации. Успешное выполнение программы обеспечит компетентностный подход, применяемый с учетом познавательного и деятельностного видов компетенции.

Программа построена по принципу последовательного и обоснованного развития учебного процесса, организованного двумя ведущими положениями: преемственность этапов обучения и определением для каждого этапа актуальной теоретико-литературной и методической идеи.

   Учебно-методический комплект для 5 класса средней школы состоит из учебника в 2 частях, рабочей тетради, методического пособия для учителя, а также хрестоматии по внеклассному чтению и дополнительных наглядных материалов на CD-ROM.

                

Программа 5 класса

 

Литература как искусство слова – 1 час

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

 

Реальность и вымысел

Малые жанры фольклор – 1 час

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

 

Русские народные сказки – 4 часа

Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.

 

«Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.

 

«Лиса и тетерев». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

 

«Морской царь и Василиса Премудрая». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.

 

Авторская и литературная сказка

Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки.

А.С.Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – 3 часа

Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.

ВН. ЧТЕНИЕ. В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце» – 1 час

 

Е.Л.Шварц. Слово о писателе.Сказка «Два клена» – 2 часа

Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.

Э.Т.А.Гофман. Слово о писателе. Сказка «Щелкунчик» – 2 часа

Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.

 

Ю.П.Казаков. Слово о писателе.Рассказ «Оленьи рога» – 2 часа

Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.

 

И.С.Тургенев. Слово о писателе.Рассказ «Бежин луг» – 2 часа

Таинственное в реальной жизни. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.

 

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством» – 3 часа

Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Бытовое в повести. Художественные средства. Юмор.

 

М.М.Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца» – 3 часа

Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведениях. Образы героев. Нравственная проблематика.

 

В.М.Гаршин. Слово о писателе. Сказка «То, чего не было» – 1 час

Специфика сказки-притчи. Иносказательность.

 

И.А.Крылов. Слово о писателе. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська» – 2 часа

Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

ВН. ЧТЕНИЕ. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья». «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот» – 1 час

 

А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» – 1 час

Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.

 

М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Три пальмы» – 1 час

Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.

 

«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге) – 3 часа

Летопись как одни из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.

 

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» – 2 часа

Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.

 

 

Поэтический вымысел

Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.

А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «Пущину» – 1 час

Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения.

 

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – 2 часа

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.

 

Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер» – 3 часа

Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворения.

 

А.А.Фет. Слово о писателе. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек мальчику» – 2 часа

Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.

 

Н.А.Некрасов. Слово о писателе. Стихотворение «Крестьянские дети» – 2 часа

Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.

 

ВН. ЧТЕНИЕ. Г.Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю.Лермонтова). И.В.Гете. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого) – 1 час

 

Повседневное и необычное

Д.Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX) – 2 часа

Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.

 

В.П.Астафьев. Слово о писателе.Рассказ «Васюткино озеро» – 2 часа

Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.

 

Дж.Лондон. Слово о писателе. Повесть «Сказание о Кише» – 2 часа

Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.

 

 

А.С.Грин. Слово о писателе.Повесть «Зеленая лампа» – 2 часа

Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.

 

А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» – 2 часа

Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.

 

ВН. ЧТЕНИЕ. И.С.Тургенев. Повесть «Муму» – 1час

 

О’Генри. Слово о писателе.Рассказ «Вождь краснокожих» – 2 часа

Необычная ситуация. Комическое.

 

М.М.Зощенко. Слово о писателе.Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» – 2 часа

Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.

 

Примерное распределение учебных часов

Аудиторных занятий 50 часов
Аудиторные сочинения 6 часов
Внеклассное чтение 6 часов
Обобщение изученного 2 часа
Резерв 5 часов
Всего 70 часов

 

По полугодиям (частям учебника)

  1 полугодие 2 полугодие
Аудиторных занятий 21 час 28 часов
сочинений 4 часа (2 сочинения) 2 часа (1 сочинение)
Внеклассное чтение 3 часа 3 часа
Обобщение изученного 1 час 1 час
Всего учебных часов 29 часов 34 часа
Резерв

                            5 часов

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...