Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Неформальные группы и управление ими.
Группой считается не любое соединение людей, а совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности. Каждый из нас одновременно является членом множества различных групп: семьи, учебной группы, группы родственников, друзей, спортивной команды и др.Назовем два основных типа формальных групп в любой организации: группа руководителя, рабочая (производственная) группа. Формальную группу руководителя составляет руководитель и его подчиненные, находящиеся в зоне его контроля. Рабочую (производственную) группу составляют лица, работающие над одним и тем же заданием. Хотя у таких групп есть руководители, они обладают самостоятельностью в планировании и осуществлении своего труда. Все группы должны слажено работать как один коллектив. Взаимодействуя в процессе производственной деятельности, люди общаются друг с другом. Эти социальные взаимоотношения выходят за рамки чисто производственных задач. Таким образом внутри формальной организации существует сеть неформальных групп, составляющую неформальную организацию. В неформальной организации можно наблюдать иерархию , лидеров, нормы поведения своих членов4 у них есть свои задачи. По этим характеристикам формальные и неформальные организации сходны. Возникновение и существование неформальных групп обусловлено существованием определенных потребностей. Какие потребности стремятся удовлетворить люди, становясь членом неформальной группы? Это социальные (вторичные) потребности:
Менеджер должен понимать, что существование неформальной организации в рамках формальной- процесс объективный. Более того: неформальная организация взаимодействует с формальными, влияют на качества выполнения работыи на отношения людей к труду и руководству. Поэтому нужно признать неформальную организацию и работать с ней, учитывая ее характеристики. Характеристиками неформальных организаций являются: · Контроль со стороны неформальной организации за своими членами. Чтобы быть принятым в неформальную группу и сохранять в ней свое положение личность должна соблюдать нормы поведения принятые в данной группе; · Распространение слухов. Слухами называют любую информацию, полученную по неофициальным каналам; · Сопротивление переменам Одна из самых сложных задач, которые приходится решать менеджеру своей работе – это мотивация перемен. Перемены в организации неизбежны, и процесс изменения постоянен. Происходящие перемены различны по своему значению. К переменам, имеющим первостепенное значение, относится: · Изменение системы оплаты труда или премирования; · Внедрение нового оборудования; · Принципиальные изменения в технологическом процессе; · Введение нормирования труда. Перемены, имеющие второстепенное значение:
Исследования показывают , что люди сопротивляются не переменам так таковым о необходимости подстраиваться под изменяющуюся ситуацию, а также из-за боязни:
Для того, чтобы преодолевать сопротивление переменам со стороны неформальных групп, менеджеру следует правильно вводить перемены. На практике это означает, что перемены нужно планировать , принимая во внимание, кого они затрагивают . Также следует объяснять необходимость перемен, проводить инструктивные совещания по нисходящей субординации. Помимо этого, важно проводить консультации с теми, кого касаются перемены. Эти консультации дают люди возможность понять, что учитываются все мнения; дают возможность менеджеру понять, что тревожит людей, и принять эти проблемы сведению. В процессе консультации могут обнаружиться ранее упущенные из внимания факторы. Руководители должны вовремя сообщать о переменах и о том, как они повлияют на людей, подкреплять, при необходимости, устную информацию письменными инструкциями. С проблемой слухов руководство может справиться без особых сложностей, если будет регулярно и оперативно предоставлять необходимую информацию по официальным каналам. Что касается групповых норм, то они оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на рабочую группу. Нормы могут иметь положительный и отрицательный характер. Положительные нормы поощряют усердие работников, их преданность организации, рост квалификации и производительность труда и т.д. Это нормы, которые способствуют достижению целей формальной организации. Отрицательные нормы мешают достижению целей: низкий уровень производительности труда и качества работы, неконструктивная критика компании, прогулы и т. д. Для того, чтобы овладеть выгодами, которые может принести неформальная организация , руководство должно: · Признать неформальную организацию и осуществлять с ней сотрудничество; · Прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы; · Принятие решений, по возможности , осуществлять с неформальной группой. Контрольные вопросы
Ситуация для обсуждения
4*.Электронное учебно-методическое обеспечение дисциплины Учебно-методическое обеспечение дисциплины представлено на диске. Содержание 1. Слайды по дисциплине 2. Рабочая тетрадь по дисциплине Менеджмент (Приложение 2) 3. Электронные учебники
Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего и промежуточного контроля знаний
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Менеджмент» 1. Содержание процесса управления, его важнейшие этапы. Основные функции управления. 2. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента. 3. Функция мотивации и выполнение принятых решений: общая характеристика. 4. Школы менеджмента. 5. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента. 6. Опыт менеджмента за рубежом. 7. Цели и задачи управления предприятием. 8. Внутренняя и внешняя среда предприятия. 9. Стратегические задачи контроллинга. Основополагающие принципы контроллинга, их общая характеристика. 10. Стратегический менеджмент. 11. Оперативное управление (регулирование) в системе основных функций управления: сущность и содержание 12. Современные технологии управления: общая характеристика 13. Школа научного управления как важный этап в развитии его теории и практики. 14. Инновационная программа менеджера. 15. Социальная ответственность и этика в работе менеджера. 16. Школа «социальных систем» и принципы «системного подхода». 17. Важнейшие этапы развития российской школы управления и ее вклад в формирование современной теории управления. 18. Психология менеджмента. 19. Управление экономическими отношениями предприятия. 20. Сравнительный анализ японской и американской моделей управления. 21. Современная организация как объект управления. 22. Внешняя среда организации и методы ее анализа. 23. Внутренняя среда организации и ее основные элементы. 24. Деловая среда современной организации. 25. Организационные структуры органов управления: линейная и линейно-штабная структуры, их достоинства и недостатки. 26. Организационные структуры органов управления: функциональная структура, ее достоинства и недостатки. 27. Организационные структуры органов управления: функциональная структура: линейно-функциональная структура, ее достоинства и недостатки. 28. Сущность и содержание матричной организационной структуры, ее преимущества и недостатки. 29. Дивизиональная организационная структура: общая характеристика, сферы применения. 30. Управление конфликтами. 31. Основные требования и принципы построения современных организационных структур. 32. Современные концепции построения организационных структур, их достоинства и недостатки. 33. Проблемы оптимизации соотношения централизации децентрализации в структуре органов управления. 34. Методы построения организационных структур: общая характеристика. 35. Понятие коммуникаций, элементы и основные этапы коммуникационного процесса. 36. Пути улучшения системы коммуникаций в современной организации. 37. Трудности в развитии коммуникаций и пути их преодоления. 38. Управление конфликтами и стрессами в современных организациях. 39. Понятие и сущность « Паблик Рилейшнз». 40. Управленческие решения: сущность, типология, основные требования. 41. Этапы рационального решения проблемы: общая характеристика. 42. Методы оптимизации управленческих решений. 43. Управленческая информация: сущность, виды, предъявляемые требования. 44. Информационные технологии в современной практике управления. 45. Основные этапы развития информационных технологий 46. Современные тенденции развития информационных ресурсов организаций. 47. Управление процессом формирования организационного поведения. 48. Эффективность управления и методы ее оценки и измерения. 49. Модель эффективной организации: общая характеристика. 50. Проблемы повышения эффективности управления на микроуровне. 51. Сущность и виды рисков. Пути защиты предприятий от рисков. 52. Сущность и виды страхования. Деятельность риск-менеджера. 53. Значение информационного менеджмента на предприятии. 54. Содержание информационного менеджмента. 55. Система управленческой информации. 56. Основные требования пользователей к организации информационного обеспечения. 57. Сущность и принципы реинжиниринга в управлении предприятием. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов. 58. Роль менеджеров в организации эффективного реинжиниринга бизнес-процессов. 59. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России. 60. Специфика внешнеэкономической деятельности российских предприятий в странах ближнего и дальнего зарубежья. Тесты по дисциплине «Менеджмент» Менеджмент - это а) искусство б) наука в) искусство и наука 2. Для любого бизнесмена определяющим признаком является то, что он: а) является собственником ценных бумаг б) работает ради получения прибыли в) руководит коммерческим предприятием г) берет на себя личную ответственность за совершение сделок д) имеет самостоятельность в ведении хозяйственных операций. е) живет мыслями о своем бизнесе 3. Рутинные технологии требуют усиления операционного контроля: а) нет б) да 4. Видение руководителя о будущем организации является прямым следствием осуществления изучения и анализа ее ресурсов: а) да б) нет 5.Создание магазина по продаже полочек, стульев, столов и тумбочек при предприятии по изготовлению мебели - это стратегия: а) развития продукта б) снятия сливок в) вертикальной интеграции г) горизонтальной диверсификации д) флангового охвата 6. Среди сил Портера присутствуют: а) товары-заменители б) сила менеджмента компании в) сила потребителей в торговле г) сила государственного регулирования д) прочие |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 737. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |