Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Неформальные группы и управление ими.




Группой считается не любое соединение людей, а совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.                                                                                

Каждый из нас одновременно является членом множества различных групп: семьи, учебной группы, группы родственников, друзей, спортивной команды и др.Назовем два основных типа формальных групп в любой организации: группа руководителя, рабочая (производственная) группа. Формальную группу руководителя составляет руководитель и его подчиненные, находящиеся в зоне его контроля. Рабочую (производственную) группу составляют лица, работающие над одним и тем же заданием. Хотя у таких групп есть руководители, они обладают самостоятельностью в планировании и осуществлении своего труда. Все группы должны слажено работать как один коллектив.

       Взаимодействуя в процессе производственной деятельности, люди общаются друг с другом. Эти социальные взаимоотношения выходят за рамки чисто производственных задач. Таким образом внутри формальной организации существует сеть неформальных групп, составляющую неформальную организацию. В неформальной организации можно наблюдать иерархию , лидеров, нормы поведения своих членов4 у них есть свои задачи. По этим характеристикам формальные и неформальные организации сходны.

       Возникновение и существование неформальных групп обусловлено существованием определенных потребностей. Какие потребности стремятся удовлетворить люди, становясь членом неформальной группы? Это социальные (вторичные) потребности:

  • В принадлежности;
  • В общении;
  • Во взаимопомощи;
  • В защите.

Менеджер должен понимать, что существование неформальной организации в рамках формальной- процесс объективный. Более того: неформальная организация взаимодействует с формальными, влияют на качества выполнения работыи на отношения людей к труду и руководству. Поэтому нужно признать неформальную организацию и работать с ней, учитывая ее характеристики.

Характеристиками неформальных организаций являются:

· Контроль со стороны неформальной организации за своими членами. Чтобы быть принятым в неформальную группу и сохранять в ней свое положение личность должна соблюдать нормы поведения принятые в данной группе;

· Распространение слухов. Слухами называют любую информацию, полученную по неофициальным каналам;

· Сопротивление переменам 

Одна из самых сложных задач, которые приходится решать менеджеру своей работе – это мотивация перемен. Перемены в организации неизбежны, и процесс изменения постоянен. Происходящие перемены различны по своему значению. К переменам, имеющим первостепенное значение, относится:

· Изменение системы оплаты труда или премирования;

· Внедрение нового оборудования;

· Принципиальные изменения в технологическом процессе;

· Введение нормирования труда.

Перемены, имеющие второстепенное значение:

  • Перевод подчиненного с одной работы на другую;
  • Изменения времени обеденного перерыва;
  • Небольшие изменения методов работы;
  • Изменение цен в столовой и другие перемены.

Исследования показывают , что люди сопротивляются не переменам так таковым о необходимости подстраиваться под изменяющуюся ситуацию, а также из-за боязни:

  • Потерять работу;
  • Не справиться с изменениями;
  • Потерять квалификацию;
  • Потерять заработок;
  • Потерять статус;
  • Потерять коллег (на пример из-за структурной реорганизации);
  • Лишиться привычного окружения.

Для того, чтобы преодолевать сопротивление переменам со стороны неформальных групп, менеджеру следует правильно вводить перемены. На практике это означает, что перемены нужно планировать , принимая во внимание, кого они затрагивают . Также следует объяснять необходимость перемен, проводить инструктивные совещания по нисходящей субординации.

Помимо этого, важно проводить консультации с теми, кого касаются перемены. Эти консультации дают люди возможность понять, что учитываются все мнения; дают возможность менеджеру понять, что тревожит людей, и принять эти проблемы сведению. В процессе консультации могут обнаружиться ранее упущенные из внимания факторы. Руководители должны вовремя сообщать о переменах и о том, как они повлияют на людей, подкреплять, при необходимости, устную информацию письменными инструкциями. С проблемой слухов руководство может справиться без особых сложностей, если будет регулярно и оперативно предоставлять необходимую информацию по официальным каналам. Что касается групповых норм, то они оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на рабочую группу. Нормы могут иметь положительный и отрицательный характер. Положительные нормы поощряют усердие работников, их преданность организации, рост квалификации и производительность труда и т.д. Это нормы, которые способствуют достижению целей формальной организации. Отрицательные нормы мешают достижению целей: низкий уровень производительности труда и качества работы, неконструктивная критика компании, прогулы и т. д.

       Для того, чтобы овладеть выгодами, которые может принести неформальная организация , руководство должно:

· Признать неформальную организацию и осуществлять с ней сотрудничество;

· Прислушиваться к мнению неформальных лидеров и членов группы;

· Принятие решений, по возможности , осуществлять с неформальной группой.

Контрольные вопросы

  1. Как возникают неформальные группы в организации?
  2. Почему люди вступают в группы?
  3. Каковы недостатки и преимущества неформальной организации?
  4. Как можно использовать неформальную организацию для своей собственной карьеры?
  5. Что должен делать руководитель для эффективного управления неформальной организацией?
  6. Как соотносятся между собой власть, влияние, лидерство?
  7. Каковы основные подходы к изучению лидерства?
  8. Дайте определение власти.
  9. Является ли страх эффективным средством влияния?
  10. Что такое разумная вера, и как она чаще всего используется в организации?

 

Ситуация для обсуждения

  1. Приведите пример, всегда ли демократический, ориентированный на человека стиль руководства оказывается эффективным?
  2. Напишите сообщения на тему: « Как харизма влияет на руководство организацией?».

4*.Электронное учебно-методическое обеспечение дисциплины

Учебно-методическое обеспечение дисциплины представлено на диске.

Содержание

1. Слайды по дисциплине

2. Рабочая тетрадь по дисциплине Менеджмент (Приложение 2)

3. Электронные учебники

 

 

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего и промежуточного контроля знаний

 

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Менеджмент»

1. Содержание процесса управления, его важнейшие этапы. Основные функции управления.

2. Понятие, сущность, цели, задачи и основные функции менеджмента.

3. Функция мотивации и выполнение принятых решений: общая характеристика.

4. Школы менеджмента.

5. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента.

6. Опыт менеджмента за рубежом.

7. Цели и задачи управления предприятием.

8. Внутренняя и внешняя среда предприятия.

9. Стратегические задачи контроллинга. Основополагающие принципы контроллинга, их общая характеристика.

10. Стратегический менеджмент.

11. Оперативное управление (регулирование) в системе основных функций управления: сущность и содержание

12. Современные технологии управления: общая характеристика

13. Школа научного управления как важный этап в развитии его теории и практики.

14. Инновационная программа менеджера.

15. Социальная ответственность и этика в работе менеджера.

16. Школа «социальных систем» и принципы «системного подхода».

17. Важнейшие этапы развития российской школы управления и ее вклад в формирование современной теории управления.

18. Психология менеджмента.

19. Управление экономическими отношениями предприятия.

20. Сравнительный анализ японской и американской моделей управления.

21. Современная организация как объект управления.

22. Внешняя среда организации и методы ее анализа.

23. Внутренняя среда организации и ее основные элементы.

24. Деловая среда современной организации.

25. Организационные структуры органов управления: линейная и линейно-штабная структуры, их достоинства и недостатки.

26. Организационные структуры органов управления: функциональная структура, ее достоинства и недостатки.

27. Организационные структуры органов управления: функциональная структура: линейно-функциональная структура, ее достоинства и недостатки.

28. Сущность и содержание матричной организационной структуры, ее преимущества и недостатки.

29. Дивизиональная организационная структура: общая характеристика, сферы применения.

30. Управление конфликтами.

31. Основные требования и принципы построения современных организационных структур.

32. Современные концепции построения организационных структур, их достоинства и недостатки.

33. Проблемы оптимизации соотношения централизации децентрализации в структуре органов управления.

34. Методы построения организационных структур: общая характеристика.

35. Понятие коммуникаций, элементы и основные этапы коммуникационного процесса.

36. Пути улучшения системы коммуникаций в современной организации.

37. Трудности в развитии коммуникаций и пути их преодоления.

38. Управление конфликтами и стрессами в современных организациях.

39. Понятие и сущность « Паблик Рилейшнз».

40. Управленческие решения: сущность, типология, основные требования.

41. Этапы рационального решения проблемы: общая характеристика.

42. Методы оптимизации управленческих решений.

43. Управленческая информация: сущность, виды, предъявляемые требования.

44. Информационные технологии в современной практике управления.

45. Основные этапы развития информационных технологий

46. Современные тенденции развития информационных ресурсов организаций.

47. Управление процессом формирования организационного поведения.

48. Эффективность управления и методы ее оценки и измерения.

49. Модель эффективной организации: общая характеристика.

50. Проблемы повышения эффективности управления на микроуровне.

51. Сущность и виды рисков. Пути защиты предприятий от рисков.

52. Сущность и виды страхования. Деятельность риск-менеджера.

53. Значение информационного менеджмента на предприятии.

54. Содержание информационного менеджмента.

55. Система управленческой информации.

56. Основные требования пользователей к организации информационного обеспечения.

57. Сущность и принципы реинжиниринга в управлении предприятием. Механизм реинжиниринга бизнес-процессов.

58. Роль менеджеров в организации эффективного реинжиниринга бизнес-процессов.

59. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России.

60. Специфика внешнеэкономической деятельности российских предприятий в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Тесты по дисциплине «Менеджмент»

Менеджмент - это

а) искусство

б) наука

в) искусство и наука

2. Для любого бизнесмена определяющим признаком является то, что он:

а) является собственником ценных бумаг

б) работает ради получения прибыли

в) руководит коммерческим предприятием

г) берет на себя личную ответственность за совершение сделок

д) имеет самостоятельность в ведении хозяйственных операций.

е) живет мыслями о своем бизнесе

3. Рутинные технологии требуют усиления операционного контроля:

а) нет

б) да

4. Видение руководителя о будущем организации является прямым следствием осуществления изучения и анализа ее ресурсов:

а) да

б) нет

5.Создание магазина по продаже полочек, стульев, столов и тумбочек при предприятии по изготовлению мебели - это стратегия:

а) развития продукта

б) снятия сливок

в) вертикальной интеграции

г) горизонтальной диверсификации

д) флангового охвата

6. Среди сил Портера присутствуют:

а) товары-заменители

б) сила менеджмента компании

в) сила потребителей в торговле

г) сила государственного регулирования

д) прочие










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 769.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...