Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Голос как средство психологического воздействия и психотерапевтический инструмент




Голос человека - уникальное явление. Это место где встречается сознательное (речь) и бессознательного (характеристики голоса). Для слушателя важно не только очень часто и не столько то, что мы говорим, а то как мы говорим. Характеристики голоса передают чувства человека, его эмоции, что придаёт речи большую информативность по сравнению с безликой монотонной речью. Практикующему гипноз жизненно необходимо хорошо владеть своим голосом. При помощи голоса вы можете выделять какие - то части произносимого вами текста. У вас может быть особый "трансовый" голос для сообщений адресующихся правому полушарию.

Голосовые характеристики - это звучность, темп, высота, тембр, артикуляция. Они зависят от всех элементов голосового аппарата и оказывают влияние друг на друга.

Звучность. Характеризует громкость и силу голоса, при помощи повышения громкости голоса вы можете делать ударение на отдельных словах. Психологическая основа сильного голоса - уверенность в себе. Для того чтобы иметь сильный звучный голос можно выполнять следующие упражнения.

• Быстро и плавно вдохните и тяните "а-а-а" на приемлемой для вас высоте, медленно и равномерно выталкивая воздух в течение десяти секунд. Прислушивайтесь к звучанию, следите чтобы оно было устойчивым до конца. Повторяйте упражнение по пять минут два раза в день, увеличивая время по возможности без напряжения гортани до двадцати - тридцати секунд. Экономьте дыхание, оставляйте достаточный запас воздуха.

• Тяните "а-а-а" как в предыдущем упражнении, но на этот раз меняйте звучность. Начинайте тихо и постепенно наращивать силу звука до пределов хорошей слышимости, а затем снижайте её до полного замирания. Повторяйте упражнение по несколько минут ежедневно, пока звук не станет устойчивым и послушным.

• Читайте громко вслух отрывки из художественных произведений. Следите за своим дыханием. Можете ли вы произносить фразы до конца? Хватает ли на это запаса воздуха? Занимайтесь чтением вслух до тех пор пока на добьётесь достаточного напора воздушного потока при произнесении наиболее выразительных слов.

Темп. В это понятие включаются: быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных слов, длительность пауз.

Слишком быстрая речь выдаёт внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Кроме этого она может вызывать дискомфорт у слушающего. Необходимо дать слушателю время понять, что вы говорите (если вы не преследуете другие цели). Слишком медленная и вялая речь может иметь следствием то, что вы потеряете внимание клиента.

Вы можете выделять некоторые участки своей речи при помощи более медленного произнесения отдельных слов несколько растягивая их.

...И по мере того как я говорю это вам, ваше дыхание замедляется... и вы всё глубже расслабляетесь... ваше тело как бы растворяется..., исчезает...

Пауза - важный инструмент вашей речи, если его умело использовать. Некоторые терапевты своей чрезмерной торопливость и тревожностью вытесняют паузу, что делает их работу менее эффективной. Когда вы наводите транс, желательно постепенно делать паузы между вашими словами всё длиннее, подстраиваясь под дыхание клиента. В предыдущем примере паузы выделены многоточием. Кроме этого весьма важно подстраиваться под внутренний ритм человека, проще всего это сделать опять таки с дыханием. Когда вы подстроили ритм вашей речи к ритму речи и дыханию вашего собеседника, можно начинать осторожно его вести постепенно навязывая свой ритм.

Высота. Очень действенный инструмент маркирования и выделения ваших сообщений. Более того, обнаружено, что правое полушарие более охотно принимает сообщения в низкой тональности, а левое - в более высокой. Таким образом вы можете, варьируя высоту вашего голоса, отдельно выделять сообщения для сознания и для бессознательного. У вас может быть особый "трансовый" голос в низкой тональности, что будет служить аудиальным якорем для ваших клиентов к погружению в транс.

Диапазон голоса определяется частотой колебаний голосовых связок в секунду. Перемена в высоте звучания достигается путём перехода или плавным скольжением. Переход - это сдвиг в высоте от одной звуковой единицы к другой. За звуковую единицу принимается слог. Скольжение или модуляция - это смена высоты в пределах одного

слога. Например, слово "нет" можно произнести различными способами и соответственно реакция слушателя на него во всех этих случаях будет различной. Если вы говорите "нет" желая выразить несогласие, интонационное скольжение идёт вниз. Если "нет" произносится в виде вопроса, скольжение идёт вверх. В том случае, если "нет" передаёт удивление или сарказм, возможно двойное скольжение - вверх и вниз. Возможны и другие варианты.

При помощи интонаций создаётся общий мелодический рисунок речи. В процессе развития дети усваивают значение интонаций также как и слов. В последующем использование интонаций в речи происходит на бессознательном уровне. Интонации понимаются собеседником интуитивно, они характеризуют эмоциональное отношение, чувства говорящего и часто несут в себе больше информации чем содержание речи. Тональность отделяет вопрос от утверждений. В вопросительных предложениях высота тона повышается к концу: "Вы понимаете?". Если вопросительное предложение начинается с вопросительного слова, интонация к концу обычно не повышается: "Что по вашему это показывает?" Окончательность и непреложность суждения характеризуется быстрым понижением или повышением интонации. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Стремительный подъём также может означать окончательность Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределённость, недоумение, сомнение. При помощи интонаций можно подчеркнуть контраст или наоборот тождественность. Глубокие эмоции, грусть, жалость, нежные чувства всегда требуют менее отрывистой и более плавной смены интонаций. Подозрение, беспокойство, угроза могут быть выражены понижением голоса. Для священников характерна певучая речь, что достигается длинными периодами интонирования на средней высоте. В традиционной практике гипноза считалось, что вы должны говорить монотонным голосом на одной высоте звука. Предлагалось, что таким образом слуховой анализатор переутомляется и человек впадает в транс. Эта тактика принесёт вам успех. Гипноз - это искусство построения ярких, эмоциональных образов, а этого можно достичь умело пользуясь интонационной окраской речи. Запишите звучание своего голоса на магнитофон. Экспериментируйте! Если у вас слишком высокий голос - это может раздражать вашего собеседника. Ежедневно читайте вслух, расслабив мышцы гортани пока не сможете выработать более низкий голос и использование его не станет для вас привычным. Слишком низкий голос также не годится для всех контекстов. Он может возникать вследствие страха, недостатка энергии, отсутствия интереса. В качестве упражнения декламируйте отрывки патетической, высокопарной речи, произносите слова с избытком выразительности обращаясь к воображаемой аудитории. Не забудьте перед этим войти в ресурсное состояние! Упражняйтесь в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией придавая им разный смысл. Научитесь при помощи интонации передавать состояние любопытства, заинтересованности, равнодушия, умиротворённости, гнева, отвращения, тревоги. Используйте магнитофон для самоконтроля.

Тембр. Тембр также является важным элементом голоса в передаче психического состояния говорящего и способен вызывать такое же состояние у слушающего. Улучшить тембр вашего голоса можно, если вы будете избегать и бороться с недостатками тембровой окраски голоса: отдышкой, хрипотой, резкостью, гортанностью, гнусавостью. С одышкой можно бороться сделав ваше дыхание более глубоким, чтобы запаса воздуха хватало до конца произносимой фразы. Хрипоту можно устранить дав покой горлу, ослабив напряжение мускулатуры глотки и шеи, сделав масляные ингаляции. Если у вас резкий голос - можно рекомендовать войти в спокойное ресурсное состояние, правильно дышать и расслабить гортань. При гнусавом и гортанном звучании следует добиться устойчивого и равномерного давления воздушного потока на голосовые связки, поднять общую высоту звучания, развивать подвижность нижней челюсти, управлять гибкостью мягкого нёба. В своей речи при употреблении прилагательных варьируйте тембр в зависимости от того, идёт ли речь о тяжёлом или лёгком, твёрдом или мягком, медленном или быстром, светлом или тёмном и т.д. Тоже самое можно рекомендовать для обозначения внутренних состояний и настроений: радостное или подавленное, весёлое или грустное, смешное или трагическое и т.д. Такую же тактику можно использовать для моральных оценок: хороший - плохой, любовь - ненависть, доброта - жестокость...

Артикуляция и произношение. Артикуляция - это членораздельное отчётливое произнесение. Неправильное произношение происходит от незнания как правильно произносить то или иное слово, где делать ударение. Этот недостаток можно устранить изучая словари. При неправильной артикуляции мы знаем как надо произносить, но тем не менее произносим или выговариваем неправильно Неряшливое использование языка вызовет неряшливые реакции у ваших клиентов, а если вы работаете с интеллигентной аудиторией может вызвать недоверие к вам как специалисту и сопротивление. Следует постоянно пополнять свой словарный запас, знать точное значение слов, которые вы используете иотчётливо их произносить. Очень важно хорошо знать фольклор, идиоматические обороты, культурную среду, в которой вы работаете. 

1.НАВЕДЕНИЕ ТРАНСА.

Перед тем, как вы войдёте в состояние транса, я попрошу вас устроиться удобно. И выможете отметить, что как только вы расслабились, внутри вас возникло то состояние, состояние транса. И вы можете отметить, что вы хорошо слышите мой голос, хорошо слышите музыку, чувствуете, как вы сидите в кресле, и вы можете почувствовать, как ваши руки касаются ваших ног, расслабляясь. И вы также можете почувствовать температуру ваших рук и почувствовать вес ваших рук и, продолжая слушать музыку, мой голос, продолжая расслабляться, погружаясь глубже в это состояние. И, чувствуя, как ваши ноги касаются пола, а спина касается спинки кресла, можно почувствовать себя спокойно и в безопасности, и, продолжая слушать музыку и мой голос, продолжая расслабляться, погружаясь глубже и глубже в это состояние, это интересное состояние, позволив себе узнать об этом состоянии как можно больше. И вы можете пропускать посторонние звуки сквозь себя, а можно погружаться глубже в состояние транса от каждого постороннего звука, потому что это естественные звуки, и это очень интересно научиться погружаться глубже и глубже в это состояние от каждого постороннего звука, отмечая внутри себя признаки этого интересного состояния, когда тело расслаблено и отдыхает и в то же время ваш ум не спит и головной мозг работает, и вы хорошо слышите мой голос и музыку, продолжая расслабляться, погружаясь глубже в это состояние.

И ваш ум может находиться далеко отсюда, в каких-то приятных для вас местах, когда можно просто расслабиться и отдохнуть, не думая ни о чём. И многие люди любят отдыхать на природе: в лесу, у реки или на море. И вы можете взять с собой все звуки, которые вас окружают и превратить их в то, во что вы хотите: шум леса или шум реки, или моря, или голоса приятных для вас людей, а можно сконструировать в своих воспоминаниях полную тишину. И я попрошу вас, если мои слова не будут соответствовать вашим картинам, образам или воспоминаниям, то позвольте моему голосу проходить сквозь вас, огибая ваши картины, образы и воспоминания, как река огибает препятствия на своём пути, продолжая своё течение, потому что…

2. УГЛУБЛЕНИЕ ТРАНСА.

Диссоциация сознательного и бессознательного.

…не важно слушаете вы меня или не слушаете, понимаете о чём я говорю или нет. Это не важно. Это действительно не важно. Важно то, что когда вы находитесь здесь и слышите мой голос, продолжая погружаться в это состояние, ваше подсознание (ваше тело) меня внимательно слушает и понимает каждое слово и понимает скрытый смысл некоторых слов и фраз, и понимает скрытый смысл скрытого смысла некоторых слов и фраз. И ваше подсознание может само провести ту работу внутри вас, которая необходима именно вам для достижения того, что вы хотите и сделать эту работу в том объёме, насколько это необходимо именно вам, и не больше и не меньше, а ровно столько сколько надо…

3.ОСНОВНЫЕ МЕТАФОРЫ.

Утилизация Внутреннего опыта клиента.

…учитывая ваш опыт и ваши знания, учитывая то, что вам пришлось пережить в вашей жизни, учитывая особенности вашего характера и особенности ваших взаимоотношений с людьми и близкими людьми, учитывая особенности вашей профессиональной карьеры и учитывая сотни, а может быть тысячи деталей и мелочей, а может быть и не мелочей, о которых вы можете знать, а можете и не знать, можете помнить, а можете не помнить, можете догадываться, а можете не догадываться, это не важно. Ваше подсознание знает и помнит, и оно меня внимательно слушает и понимает каждое моё слово, и понимает скрытый смысл некоторых слов и фраз, и понимает скрытый смысл скрытого смысла некоторых слов, фраз и инструкций. И ваше подсознание может провести ту работу внутри вас, которая необходима именно вам для достижения того, что вы хотите и сделать её в том объёме, насколько это необходимо именно вам и не больше, и не меньше, а ровно столько, сколько надо.

Повышение самооценки.

И не важно, слушаете ли вы меня, или не слушаете, это не важно, это действительно не важно, важно то, что когда вы слышите мой голос, продолжая погружаться в это состояние, ваше тело меня внимательно слушает и понимает каждое моё слово, и понимает скрытый смысл каких-то слов и фраз. И ваше тело может провести ту работу внутри вас, которая необходима именно вам для достижения того, что вы хотите, потому что ваше тело помнит вас, когда вы довольны собой, и окружающие довольны вами и говорят вам приятные слова, и вы знаете, что это правда, что вы заслуживаете эти слова. Когда вы делаете что-то грамотно, профессионально, точно, и когда у вас всё получается. И ваше тело помнит это, и оно меня внимательно слушает, понимает каждое моё слово. Поэтому, действительно не важно, слушаете вы меня или не слушаете, понимаете, о чём я говорю или нет, это не важно, это действительно не важно, ваше тело понимает каждое моё слово и понимает скрытый смысл каких-то слов и фраз. И ваше тело, и ваше подсознание могут провести ту работу внутри вас, которая необходима именно вам для достижения того, что вы хотите, потому, что ваше тело помнит вас с первых секунд вашей жизни и знает и помнит каждый ваш шаг, и с чем вам пришлось столкнуться в вашей жизни, и что вам пришлось пережить в вашей жизни, и что вам пришлось забыть и стереть из своей памяти, потому что умение помнить – это навык, так же как умение не помнить – это тоже навык, и иногда умение не помнить также важно, как и умение помнить, а может быть, в некоторых случаях, умение не помнить более важно, чем умение помнить. И многие люди легко и быстро что-то забывают и не помнят, потому, что они не обязаны таскать за собой груз каких-то воспоминаний, неприятностей и заболеваний. И бывает достаточно написать что-то на листке бумаги и выдернуть этот лист из блокнота, начисто забыть о том, что было написано. Но всё это знает и помнит ваше тело и ваше подсознание, и оно меня внимательно слушает и понимает каждое моё слово и оно может провести ту работу внутри вас, которая необходима именно вам и сделать её в том объёме, насколько это необходимо именно вам для достижения того, что вы хотите.

Метафора изменения.

И ваше тело, и ваше подсознание могут изменить отношение к каким-то вещам в той степени, насколько это необходимо именно вам для достижения того, что вы хотите, потому что, когда человек взрослеет и становится мудрее, меняется отношение к каким-то вещам. Меняются взгляды и вкусы, и меняется отношение к каким-то вещам. И то, что вам нравилось раньше, совершенно не обязательно должно нравиться сейчас. И мы можем спокойно и равнодушно смотреть на то, как маленькие дети играют в какие-нибудь игры, девочки любят возиться с куклами и шить платья для кукол, а мальчики любят бегать с друзьями на улице или играть с игрушечными автомобилями, или возиться с конструктором…И мы можем спокойно и равнодушно смотреть на то, как маленькие дети играют в игры, потому, что меняется отношение к каким-то вещам, когда человек взрослеет и становится мудрее и может по-новому посмотреть на некоторые вещи и научиться чему-то важному и новому…

Метафора обучения (движения).

И ваше тело может само научиться делать что-то легко и естественно, автоматически, просто делать и всё, потому что ваше тело помнит, как вы учились ходить и двигаться. И, возможно, вы видели, как маленький ребёнок учится ходить. И, вначале, ребёнок учиться стоять и сохранять равновесие, придерживаясь руками за краешек коляски или кроватки или за пальцы папы или мамы, напрягая, определённым образом, мышцы спины и шеи, и учится держать своё тело прямо. А затем ребёнок учится делать первый шаг, придерживаясь руками за пальцы папы или мамы, и учится переносить центр тяжести с одной ноги на другую, и учится сохранять равновесие, а затем учится делать второй шаг и третий шаг, и затем, через какое-то время, ребёнок обучается ходить и бегать, стоять на одной ножке. И сейчас, когда мы двигаемся и ходим, нам нет нужды думать о том, какие мышцы расслабить, и какие сократить, и как нам перенести центр тяжести с одной ноги на другую, и как нам сохранять равновесие. Мы просто ходим, двигаемся, потому, что наше тело научилось ходить и двигаться, и может это делать легко и естественно, автоматически, просто делать и всё. И гуляя по улице, мы можем думать о совершенно посторонних вещах, или не думать ни о чём.… И сколько удовольствия можно получить от прогулки, потому что ваше тело научилось этому и может делать это легко и естественно, просто делать и всё.

Метафора обучения (алфавит).

И ваше тело помнит, и ваше подсознание помнит то время, когда вы учились читать. И, возможно, вы помните, когда вам было шесть или семь лет, и вы учились читать, и как это было нелегко! Сколько много букв и как они похожи друг на друга! И буква «Н» совершенно не похожа на букву «Ф», а буква «О» совершенно не похожа на букву «У». И ещё есть буквы печатные и буквы прописные, буквы заглавные и буквы строчные. И вам понадобилось некоторое время, и вы учились узнавать эти буквы и складывать из них слова и предложения, а затем, через какое-то время, вы обнаружили, что вы научились читать и можете делать это автоматически. И сейчас, когда мы читаем, нам нет нужды раскладывать слова на буквы и слоги, наши глаза сами читают всё слово целиком и могут делать это автоматически. И когда мы держим в руках газету или журнал, наши глаза сами читают заголовки и названия статей и слова, выделенные крупными буквами. И если мы видим в журнале или газете рисунок или фотографию, мы обращаем внимание на подписи под фотографией или рисунком, и читаем их. И гуляя по улице, мы обращаем внимание на вывески на магазинах, рекламные щиты и читаем их, потому, что мы научились этому, и мы можем делать это легко и естественно, просто делать и всё. И вы знаете, что сколько бы времени ни прошло, вы не сможете не читать, когда видите буквы или слова, или записку, потому что вы научились этому и можете делать это легко и естественно, просто делать и всё. И сколько удовольствия можно получить от чтения интересной книги…

«Протяжка» в будущее.

И эта работа может продолжаться и днём, и вечером, и во время сна в теле могут возникать определённые ощущения, и вы можете видеть сны, содержание которых вы можете помнить, а можете не помнить, об этом тоже позаботится ваше подсознание (ваше тело), которое выберет, что именно вам необходимо помнить, а что не помнить. И поэтому, можно чувствовать себя хорошо и спокойно, потому что улучшается настроение и самочувствие, а ночью глубокий и крепкий сон.

Установка на амнезию.

Вы можете помнить, а можете не помнить что-либо о сегодняшнем сеансе. Ваше подсознание само может выбрать, что вам необходимо помнить, а что не помнить, так как умение помнить – это навык, так же как умение не помнить – это тоже навык. И тогда умение не помнить также важно, как умение помнить, а может быть, в некоторых случаях (имя), умение не помнить более важно, чем умение помнить. Впрочем, об этом тоже позаботится ваше подсознание. И многие люди легко и быстро что-то забывают и не помнят, так как они не обязаны таскать за собой груз каких-то воспоминаний, переживаний, болезней. И будет достаточно написать что-то на листке бумаги и выдернуть этот лист из блокнота, начисто забыть о том, что было написано. И почему бы вам, не думая ни о чём после сегодняшнего сеанса, просто не походить по городу, наблюдая за тем, как меняется город, и город становится чище и убирается прошлая грязь, и вы знаете о том, что через некоторое время улицы города станут чистыми и красивыми, и поэтому можно почувствовать себя хорошо и спокойно, так как улучшается настроение и самочувствие, а ночью глубокий и крепкий сон.

Выведение из транса.

И многие люди, даже после непродолжительного погружения в это состояние, могут почувствовать себя хорошо отдохнувшими, так как улучшается настроение и самочувствие, а ночью глубокий и крепкий сон. И я попрошу вас, отметьте тот уровень транса, который вы достигли, отметьте ощущения в руках, и ощущения в ногах, проверьте внутри себя признаки этого интересного состояния, для того, чтобы вы могли всегда, когда вам это будет необходимо, вот также устроиться удобно, и войти в это состояние, и возьмите себе столько времени, сколько вам необходимо, для того, чтобы узнать об этом состоянии как можно больше (для окончания этой работы), и после того, как вам будет удобно, постепенно вернитесь сюда, в эту комнату, в это кресло, тонус ваших мышц восстановится, и время будет течь как обычно…

В целом стратегии Эриксона при наведении транса строилась на основе следующих принципов:

1. Вербальная и невербальная подстройка и ведение

2.Отвлечение и использование левого полушария(сознания)

3. Получение доступа к правому полушарию(бессознательному)

4. Работа с клиентом в трансовом состоянии

5. Перевод клиента в обычное состояние сознания.

Экскурсия по стране Нейро-Лингвистического Программирования близится к завершению… Уже теперь вы с гордостью сказать, что буквы НЛП для вас непустой звук. Вы получили свое собственное представление о нем. Что-то вы уже привнесли в собственную жизнь, что-то вы с удивлением обнаружите в своем поведении спустя некоторое время…

Буду рада, если данное методическое пособие станет стартовой площадкой в вашем путешествии в безграничном мире успеха и совершенства!!!

Удачи в освоении и применении НЛП!

 


 Список литературы

 

Основная литература:

 

Горин С.Н. НЛП: техники россыпью. -М.: издательство «КСП+», 2000.

Ковалев С.В. Исцеление с помощью НЛП. -М.: издательство «КСП+», 1999.

Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. -М.: издательство «КСП+» 2000.

Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление - и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. - Пер. с англ. - «Ювента», С-Пб .

Бакиров А. С чего начинается НЛП. -М.: «КПС+», 2001.

О'Коннор Джозеф, Сеймор ДЖон. Введение в нейро-лингвистическое программирование. Как понимать людей и оказывать влияние на людей. Пер. с англ. А.Б. Бродского. 2-е изд., испр. -Челябинск: «Библиотека А.Миллера», 1998.

 


Дополнительная литература

Гриндер Д., Бендлер Р. Из лягушек в принцы. НЛП. /Под ред. С. Андреаса. - Пер. с англ., -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1994.

Лесли Кэмерон-Бендлер. С тех пор они жили счастливо. Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998.

Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП /Пер. с англ. В.П. Чурсина: независимая фирма «Класс», 1999.

Сьюзен Н. НЛП - решения. - С-Пб: «Речь», М.: «КПС+», 2000.

Джонсон Р. 40 упражнений тренинга НЛП. -М.: издательство «КПС+», 2000.

Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг /Сос-ли Л. Кроль, Е. Пуртова. - М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 2001.

Дж. Грэхэм. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. -М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993.

Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. -М.: «КСП+», 1999.

Эйхер Д. НЛП в бизнесе и менеджменте. -М.: институт общегуманитарных исследований, 2001.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 432.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...