Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Репрезентативные системы как модели восприятия.




 В нейролингвистическом программировании под PC подразумеваются просто-напросто индивидуальные модели восприятия и принятия того, что передают нам наши органы чувств. Как известно, имеется пять основных способов, с помощью которых мы познаем окружающий мир: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Наиболее важными являются первые три из них – визуальный (V), аудиальный (А) и кинестетический (К) каналы получения информации, а также четвертый, свойственный только людям (а не всему прочему живому): логический или, иначе, дискретный (Д) – формулы, графики, схемы и тому подобные достижения человеческого разума. Итого получается четыре репрезентативные системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая и дискретная (УАКД), которыми, естественно, пользуется в своей жизни любой человек. Однако в том-то и дело, что только одна из них является для него предпочитаемой – своей, родной, понятной, любимой и близкой. И именно поэтому всех живущих на земле людей специалисты по нейролингвистическому программированию подразделяют (весьма условно!) на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов.

 

Паттерны «Визуал» «Кинестетик» «Аудал»  «Дискрет»
Поза Поза прямая, расправленная, голова и плечи подняты    Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены «Телефонная поза», голова наклонена в бок Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова
«Типы» тела и движения Как тощий, так и тучный, движения скованы, судорожны Пухлый, округленный, мягкий, движения свободные, плавные Неустойчивый тип тела, движения то зажаты, то свободны Мягкое, полное (далеко не всегда), движения негибкие
Дыхание Высокое грудное Низкое брюшное В полном объеме Ограниченное
Тональность скорость и сила голоса Высокий, чистый, быстрый, громкий Низкий, неестественный, медленный, мягкий Мелодичный, ритмичный, меняющийся Монотонный, прерывистый, густой
Направление взгляда по отношению к окружающим Над окружающими Под окружающими Глаза опущены Смотрит над толпой


Глазные ключи доступа

Расширенное описание глазодвигательных реакций.Предоставим расширенное описание соответствия направления взгляда и режима (характера) работы мозга человека (по Ф. Пуселику и Б. Люису: «Магия нейролингвистичеческого программирования без тайн»).

Взгляд вверх и влево: визуальное конструирование (сконструированные образы). Это визуальные образы или картины, которые создаются индивидом. Они могут быть повторными перегруппировками частей предыдущего визуального ввода   в новые части или вновые формы и последовательности, а также просто созданными образами, сконструированными в ответ на другие сенсорные раздражители. Сконструированные образы обычно плоские или недостаточно глубокие, а иногда и бесцветные.

Взгляд вверх и направо: визуальные воспоминания (эйдетичные образы). Это хранимые визуальные образы или картины прошлых событий, а также других ранее испытанных визуальных раздражителей. Они включают сны и конструированные образы, которые уже были испытаны. Эти образы обычно характеризуются как глубиной, так и движением (как в кино), а также и цветом.

Взгляд горизонтально и влево: аудиалъное конструирование (конструированная речь). Этот паттерн обычно связан с процессом создания разговорного языка. В этом положении человек «вкладывает мысли в слова», определяя то, что он хочет сказать дальше.

Взгляд горизонтально и направо: аудиальные воспоминания (запомненный звук). Он включает в себя «алфавитную мелодику», буквы, звуки рекламы, номера телефонов, а также слэнг и ругательства. Подобный паттерн встречается также, когда человек часто двигает глазными яблоками при воспоминаниях о слышанном ранее слуховом образе, хранимых в коротких, часто мелодичных или ритмичных паттернах, чье существование не осознается из-за частого повторения.

Взгляд вниз и влево: кинестетика (чувства). В этом положении глаз человек получает доступ как к возникающим эмоциям и чувствам, так и к хранимым кинестетическим воспоминаниям. Вспомните позу, которую часто можно наблюдать у человека в депрессии: голова вниз, плечи опущены, тело совершенно поникшее. Такой человек буквально ушел «в свои ощущения».

Взгляд вниз и направо: внутренняя речь (внутренний диалог). Обычно связан с серьезными размышлениями, когда этот процесс сопровождается словами и звуками внутреннего происхождения. Внутренний диалог является комментарием нашего текущего опыта. В более спокойные моменты он может быть аналитическим орудием комплексного, рационального и логического мышления.

Расфокусированные глаза: визуализация. Этот паттерн часто используется во время разговора лицом к лицу между людьми, которые общаются по правилу «посмотри-послушай». Он обычно является доступом к эйдетичному или конструированному визуальному воображению, но может быть также указанием на допуск к другим формам информации.

Все вышеописанное может быть представлено в виде следующей схемы  

 

Однако данная схема «правильна» только для правшей. У левшей все обстоит точно наоборот.

 

 Использование паттернов движенияглаз. Наблюдая глазодвигательные реакции, вы, во-первых, можете получить информацию о предпочитаемой репрезентативной системе человека. Для этого упоминавшиеся Ф. Пуселик и Б. Люис («Магия нейролингвистического программирования без тайн») рекомендуют использовать три вида слов.

1. Конкретное существительное. Произносите какое-нибудь конкретное существительное, например, «собака», «дерево» или «лодка», затем сделайте паузу и понаблюдайте невербальную реакцию. То, что вы увидите, может быть паттерном доступа. Например, услышав слово «собака», кинестетик, возможно, посмотрит вниз и направо, вспоминая свои ощущения, связанные с этим словом. Визуал, скорее всего, посмотрит вверх и налево, создавая образ собаки, в то время как аудиал или дискрет могут смотреть из стороны в сторону.

2. Абстрактное существительное. Скажите партнеру любое абстрактное существительное (например, «дружба» или «обнародование»), а затем подождите невербальной реакции и интерпретируйте ее.

3. Бессмысленные слова. Произнесите слово, (например, «термонакар» или «фрусерах»), затем сделайте паузу и откалибруйте глазодвигательную реакцию. Этот метод особенно точен и эффективен, так как для осмысления услышанного человек должен привлечь информацию из собственной модели мира. Вы произнесли слово, не имеющее значения, и замешательство, возникшее из-за этого, побудит его обратиться к своей предпочитаемой репрезентативной системе.

Упражнение1.

-›Проделайте это для десяти известных людей или политических лидеров, выступления и речи которых вы можете увидеть по телевизору.

Упражнение 2.-› Выучив наизусть схему глазных ключей доступа, в течение недели (не меньше) потренируйтесь в определении режимов работы мозга (и смены этих режимов) большинства встречаемых вами людей.

Упражнение 3.-› Попробуйте, используя абстрактные и несуществующие слова, определить предпочитаемую репрезентативную систему десяти незнакомых вам людей (например, произнося эти слова в общественном транспорте).

Упражнение 4.

-› Пригласив любого из своих знакомых и предоставив ему вести диалог, потренируйтесь в улучшении подстройки к своему партнеру за счет предикативного сопровождения его глазодвигательных реакций.

Упражнение 5.-› Достаточно в этом преуспев, приступайте к отработке ведения партнера за счет изменения направлений вашего взгляда и соответствующей предикативной фразы. Обратите внимание, что ваши глаза должны двигаться зеркально (или асимметрично), то есть для того, чтобы ваш партнер что-то зрительно вспомнил, вы должны посмотреть в область визуального конструирования.


ЧАСТЬII .Основные техники НЛП


Якорение

 

Состояние, в котором находятся большинство клиентов ПК, является безресурсным. То есть в нем отсутствуют необходимые для того, чтобы справиться с проблемой, ресурсы – мысли, чувства, стратегии, переживания, физиологические реакции и т. п. Соответственно предоставление клиенту этих так необходимых ему ресурсов выступает обязательным условием, а иногда и главным результатом психокоррекции.

Одновременно с этим клиенты ПК обращаются за помощью с не просто безресурсными, но еще и не устраивающими их психоэмоциональными или психофизиологическими состояниями и реакциями, которые они хотели бы изменить. Так вот, и дополнение психики людей необходимыми им ресурсами, и перевод их из проблемного в желаемое состояние довольно легко и быстро осуществляются в нейролингзистическом программировании с помощью психотехнологии якорения.

 Что такое якорение.По бытующему в НЛП определению якорение – это привязка состояний человека к некоторым шаблонам поведения или входам восприятия для последующего воспроизводства и использования. Процесс, посредством которого любой стимул или репрезентация (внешняя или внутренняя) оказывается связанной с некоторой реакцией и запускает ее появление.

Разъясним данное определение на простом примере.  Напойте любимую, мелодию (или хотя бы вспомните ее и представьте, что она звучит здесь и теперь). У вас поднялось настроение? Это нормально. Потому что любимая мелодия – естественный якорь – воссоздал связанную сней (ним) реакцию– приятное состояние. Как бы мгновенно срабатывала цепочка: стимул (любимая мелодия) – реакция («подъем» настроения).

В этом примере вы имели дело с якорем, который возник естественным путем, как и многие тысячи других, которые управляют вами в вашей повседневной жизни по той же схеме «стимул – реакция». Это как бы некие безусловные рефлексы вашей жизнедеятельности. Но якоря могут вырабатываться и искусственно. Например, наши бабушки для того, чтобы не забыть что-то важное, обычно завязывали узелок на платке, который в этом случае выступал в виде якоря для реакции «мне надо что-то вспомнить». А все это действо носило некий «условнорефлекторный» (в части сознательной выстроенности) характер.

Энэлперы и не скрывают, что предтечей идеи якорей для них явился наш великий физиолог И. Павлов. Конечно, кому-то покажется обидным, что в результате его (в части рефлексов) сравнивают едва ли не с павловскими собачками. Но что поделать – аналогия налицо. Ибо практически вся наша жизнь – это непрерывное якорение. А большая часть якобы сознательного поведения – автоматическое воспроизведение связанных с какими-то якорями реакций и состояний. Именно так – автоматическое. Бессознательное или, если хотите, неосознаваемое.

Возьмем простую ситуацию, чтобы понять принцип возникновения естественных якорей. Допустим, что какого-то мужчину жестоко обманула некая блондинка, вследствие чего он пережил очень неприятные эмоции. В результате образовалась ассоциативная связь «блондинка = негативным эмоциям». Очень может быть, что по прошествии лет сам этот мужчина забыл о своей блондинке-обманщице. Но не забыл о ней его мозг – поскольку зафиксировал вышеприведенную ассоциацию между блондинками и неприятными эмоциями. И теперь этот представитель мужского пола, «заякоренный» на блондинках, чуть ли не инстинктивно их недолюбливает, объясняя, кстати, свою неприязнь благовидными предлогами, не имеющими никакого отношения к ее (неприязни) истинным причинам.

Здесь мы имеем дело с мгновенным – с одного раза – установлением весьма мощного негативного якоря «блондинка». Так бывает в тех случаях, когда некий стимул (будущий якорь) сопровождается очень сильными эмоциональными состояниями или реакциями – не только отрицательными, но и положительными (так, все мы быстрее и легче всего учимся чему-то интересному и волнующему). Однако большинство якорей устанавливается путем большого количества повторений – постоянно воспроизводящейся связи «стимул – реакция». Например, если вы несколько раз сходили в некое учреждение общественного питания и вас там хорошо накормили, учреждение это становится для вас позитивным якорем, с которым ассоциируется чувство приятной сытости. И вы автоматически будете выбирать именно его для того, чтобы наполнить ваш желудок. Однако если в очередной ваш приход в него вам подали нечто недоброкачественное и вы как следует отравились, очень надолго – если не на всю жизнь, – оно станет для вас негативным якорем и вы бессознательно будете обходить это предприятие общепита седьмой дорогой (и, кстати, с отвращением относиться к блюду, которым вас отравили).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 425.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...