Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Таб.1. ИЗОБРАЖЕНИЕ НАСИЛИЯ В РОССИЙСКИХ (И СТРАН СНГ) ФИЛЬМАХ 90-Х ГОДОВ




Годы: Общее количество фильмов в году Количество фильмов со сценами насилия, в конкретном году Количество фильмов со сценами насилия, в конкретном году (в процентах)
1990  300 88 29,3%
1991  213  102 47,9%
1992  172 79 45,9%
1993  152 65 42,8%
1994 68 28 41,2%
1995 46 29 63,0%
1996 28 9 32,1%
1997 32 14 43,7%
1998 35 18 51,4%
1999 41 14 34,1%
Итого: 1041  446 42,8%

 

При этом, по данным из справочника С.Землянухина и М.Сегиды (7, 8), даже в названиях самих фильмов 90-х очень часто встречались слова, предполагающие сюжетообразующий компонент насилия в разных видах. Я подсчитал, к примеру, что с 1990 по 1999 год только  слово "смерть" становилось в центре названия российских игровых кинолент 23 раза, то есть столько же, сколько раз оно входило в названия российских фильмов, снятых за целых 70 предыдущих лет - с 1919 по 1989 год включительно! А ведь в названиях российских фильмов 90-х фигурировали еще (и неоднократно!), такие маломиролюбивые слова, как "убийство" и "убить» (плюс их однокоренные слова), "война", "враг", "стрелять" и т.п.

Конечно, цифры, приведенные в таблице 1, выглядят как бы "вещью в себе". Однако даже при возможных погрешностях в датах съемок тех или иных фильмов, само по себе количество картин, содержащих сцены насилия, впечатляет: в среднем около 42,8% процентов всей произведенной в нашей стране продукции в той или иной степени содержат сцены насилия.     

Бесспорно, насилие насилию рознь. Сцены насилия есть, к примеру, в фильмах "Цареубийца" К.Шахназарова, "Прорва" И.Дыховичного, "Утомленные солнцем" Н.Михалкова, "Ближний круг" А.Кончаловского, "Хрусталев, машину!" А.Германа, «Романовы: Венеценосная семья» Г.Панфилова и в других известных произведениях искусства. И если насилие, увы, пока неотъемлемая часть жизни человечества, искусство имеет бесспорное право его отражения на экране. При этом "высокое искусство", как правило, не только изображает, но и осуждает насилие. Однако контент-анализ репертуара 90-х годов показывает, что в целом он состоит вовсе не из подобных фильмов. В основном указанные "42,8% процентов кинонасилия" составляют ленты низкого художественного уровня и, как показало время, столь же низкого коммерческого, кассового потенциала. "Волки в зоне", "Нелюдь", "Охота на сутенера", "Заряженные смертью"... Кто сейчас помнит эти и другие ленты, конъюнктурно использовавшие насилие?

Как известно, большая часть из сотен российских фильмов, снятых в 90-х годах, так и не добралась до большого экрана. Но зато почти все они шли по разным телеканалам. Многие из них - в так называемый "прайм-тайм", то есть в самое "смотрибельное" вечернее время, доступное детской аудитории. Вот и получается, что какие-нибудь очередные "9 1/2 недель" по причине их эротичности "крутят" после полуночи. Зато разного рода "убийц", "зверей", "фанатов", "афганцев", "монстров" и т.п. агрессивных типов многие российские каналы показывают как в утренние, так и в ранние вечерние часы. Даже значительно более "мягкий" по части изображения насилия сериал «Улицы разбитых фонарей» («Менты») содержит немало вполне натуралистических сцен разного рода убийств, драк, перестрелок, крупных планов обезображенных, окровавленных трупов и т.д. И этот сериал ставится в сетку телепрограмм тоже в самое смотрибельное вечернее время (от 8 до 10 вечера), следовательно, доступен, к примеру, детям 5-10 лет.

В 90-х годах жанровый спектр российских фильмов, содержащих сцены насилия, был достаточно широк: драмы, детективы, триллеры, фильмы ужасов, мелодрамы, притчи, пародии и даже комедии. Контент-анализ показал, что основные сюжетные схемы российских фильмов 90-х годов, спекулирующих (кстати, судя по кассовым сборам, не так уж коммерчески эффективно) на теме насилия, таковы:

1. Крепкий парень возвращается из армии (из Афганистана, Чечни или из иной горячей точки) домой. С ходу понимает, что за время его отсутствия в городе (селе) расплодились мафиози (бандиты, рэкетиры и т.п.). К тому же обижен (убит, избит, изнасилован, ограблен) его друг (варианты: брат, сестра, друг, подруга, родственник). Храбрый парень вступает с негодяями в вооруженную борьбу. Тут со смаком сняты драки, убийства, взрывы, пытки и прочие атрибуты насилия («Афганец», «Брат», «Брат-2», «Я объявляю вам войну» и т.д.). Вариант: герой (героиня) мстит за свою (чужую) поруганную (сексуальными маньяками, прохожей пьянью, рокерами, агрессивными наркоманами, новыми русскими и т.д.) честь, не будучи афганцем или "дембелем" ("Палач", "Я сама", "Ворошиловский стрелок" и др.). При этом насилие вновь показано детально и довольно натуралистично.

2. Сексуальное насилие, как часть российского быта. Скажем, герой занимается любовью с женой или любовницей таким агрессивно-животным способом, что та, вероятно, испытывает примерно те же чувства, что и жертвы коллективного насилия из фильмов категории №1. При этом многие фильмы, использующие данный поворот сюжета, поставлены талантливыми мастерами.

3. Авторы погружают нас во времена коммунистического террора. Герои фильма проходят через пытки, изнасилования, расстрелы в лагерях и тюрьмах ("А в России опять окаянные дни", "Кома", "Чекист" и др.). По сути, происходит перелицовка советских фильмов о зверствах нацистов. Там, правда, лагеря показывались немецкие. Но тоже были жестокие и злые "не наши" (охранники, капо, эсэсовцы) и хорошие "наши" (героически сопротивляющиеся заключенные, готовящие побег или акцию протеста). Правда, помимо натуралистического насилия по моде 90-х в купе с изнасилованиями тут возникают гомосексуальные и лесбийские страсти. Появляются фильмы поистине шоковые в своей натуралистичности показа насилия и массового террора ("Из ада в ад").

Преобладающие модели содержания фильмов:

- массовый террор нацистов во время войны, как и террор коммунистического режима по отношению с собственным гражданам деформирует человеческую личность, превращает людей в палачей и жертв - "винтиков" тоталитарной диктатуры ("Из ада в ад", "Бумажные глаза Пришвина", "Враг народа - Бухарин", "Миф о Леониде", "Прорва", "Чекист" и др.); Особенно наглядно эта модель проявилась в картинах о массовых депортациях народов Северного Кавказа в 40-х годах ("Ночевала тучка золотая", "Холод", "Дорога на край жизни");

- обычный человек, старающийся быть вне политики, становится жертвой сталинского террора и попадает в концлагерь, и только здесь понимает антигуманную сущность коммунистической власти ("Кома", "А в России опять окаянные дни", "Затерянный в Сибири" и др.). Вариант: люди, верящие в справедливость коммунистических идей, однажды на собственной шкуре испытывают "прелести" сталинского террора, но прозрение приходит слишком поздно ("Ближний круг", "Утомленные солнцем");

- "революционный террор", "идейный террор" привлекает, прежде всего, людей с агрессивной жаждой власти, типов с нарушенной психикой, которые, так или иначе хотят оставить свой кровавый след в истории ("Цареубийца", "Чекист", "Троцкий"). Вариант: Обычный человек второй половины ХХ века идет служить в армию (или: попадает в современную тюрьму, психиатрическую лечебницу или трудовой лагерь), и там сталкивается с жестоким насилием, мало чем отличающимся от сталинского или нацистского ("Беспредел", "Караул", "Камышовый рай", "Делай - раз!", "Ивин А." , "100 дней до приказа", "Опыт бреда любовного очарования", и др.).

4. Бандиты захватывают корабли (автобусы, самолеты, прочие транспортные средства), по ходу терроризируя пассажиров и экипаж ("Взбесившийся автобус", "Гангстеры в океане" и др.).

5. В городе действует банда или опасный и хладнокровный убийца, не останавливающийся ни перед чем ("Стервятники на дорогах", "Сатана", "Нелюдь", "Змеиный источник", "Контракт со смертью" и др.). Впрочем, вместо "самостоятельного" убийцы может быть наемный киллер ("Линия смерти" и др.). Милиция бессильна... Вариант конца 90-х, правда, реанимирует более традиционную детективную модель с относительно честными стражами порядка, которые, в конце концов, ловят преступников (сериалы "Улицы разбитых фонарей" и "Досье детектива Дубровского").

6. Герои воюют в "горячих точках", насилие стало их профессией ("Караван смерти", "Афганский излом", "Чтобы выжить", "Черные береты", "Чистилище" и др.).

7. Вампиры с вурдалаками набрасываются на беззащитных людей ("Пьющие кровь", "Семья вурдалаков", "Ваши пальцы пахнут ладаном" и др.).

8. После 1994 года насилие нередко подается российскими кинематографистами в "тарантинообразном", "пофигистском" виде, где кровь и трупы для авторов - не более чем забавный аттракцион, а проблемы морали отбрасываются, как смешные и старомодные ("Небо в алмазах", "Тело будет предано земле...", "Мама, не горюй!" и др.).

9. Отдельная строка - насилие по отношению к детям. Получив свободу, российское кино взамен прежней благостной школьно-воспитательной серии представила школы, интернаты и детдома в виде, по сути дела, мало, чем отличающемся от колоний для несовершеннолетних.

Действие подобных фильмов непременно переносится из сортира в карцер, из грязного сарая - в темный чулан. Насилие, наркомания, жестокость... Когда воспитательница интерната, хорошо зная нравы своего "контингента", предпочитает не заметить свежую кровь на зеркале шкафа в детской спальне. Когда сильные с наслаждением издеваются над слабыми... Когда-то, тысячу лет назад, российские зрители смотрели сентиментальные истории о заботливых и ласковых воспитательницах, трогательно пытающихся создать иллюзию домашнего уюта для своих обездоленных подопечных. На рубеже 90-х, чуть ли не каждый фильм о детях и молодежи превращался в беспощадное обвинение. На экране возникал страшный образ неприветливого казенного дома, юные обитатели которого с пеленок обречены на бесконечные унижения человеческого достоинства, дискомфорт и стрессы, бедность и несвободу. А в детдоме или интернате, как в капле воды отражались все пороки и несчастья бытия. Педагоги в этих фильмах показаны лишь как дополнительный инструмент насилия над детьми…

Спору нет, любая из приведенных выше сюжетных схем имеет право на существование в кинематографе. Но, на мой взгляд, картины подобного рода все-таки не предназначены для дошкольников и младших школьников, с их чувствительной, еще не сформировавшейся психикой. Поэтому в репертуаре ТВ их лучше показывать после 22-00, а в кинотеатрах демонстрировать с теми или иными возрастными ограничениями...

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...