Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Киноэкран 90-х: субъективные итоги




Итак, 90-х годы прошлого века уже завершили свой бег, и можно подвести некоторые, пусть и весьма субъективные, итоги. Что ж, начнем по порядку...

1990 ГОД.

Еще не вышли из моды слова «перестройка» и «гласность», еще худо-бедно действует традиционная система государственного фильмопроизводства и кинопроката (правда, вступившая в жесткую конкуренцию с ныне благополучно почившей в бозе паутиной видеозалов), и, на первый взгляд, вроде бы ничто не предвещает распада Союза... Партийный контроль в области медиа сведен к минимуму, и страсти по «Маленькой Вере»(1988) уже принадлежат истории...

На экраны страны вышло 300 отечественных фильмов, достаточно разнообразных по жанрам. Наиболее популярные слова в названиях фильмов этого года: «двое», «любовь», «мир», «день». Среди авторов картин, вышедших в прокат в 1990 году, как, впрочем, и в другие годы обозреваемого десятилетия, нет фаворитов 80-х - Элема Климова, Андрея Смирнова, Алексея Германа, Ролана Быкова. Хранят молчание и киноклассики ушедшей эпохи - Юлий Райзман, Александр Зархи, Григорий Чухрай... Наиболее плодовитым режиссером старшего поколения становится в 1990 году Владимир Наумов, помимо фарса о закате эпохи сталинизма «Десять лет без права переписки» воплотивший наконец свой давний замысел – психологическую драму времен ранних 60-х «Закон». Весьма впечатляющим выглядит список картин режиссеров-дебютантов, среди которых, на мой взгляд, наиболее заметны Александр Хван, Валерий Тодоровский и Павел Лунгин.

Продолжается неуклонное падение посещаемости в кинотеатрах, которые, однако, еще не успели превратиться в автосалоны и супермаркеты...

Российские фильмы все еще остаются желанными гостями крупнейших международных фестивалей. Что, впрочем, не удивительно: как минимум два десятка картин года можно смело отнести к числу произведений искусства.

 

Таб. 1. Российское киноИСКУССТВО 1990 года

 

ФИЛЬМЫ «СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ ФИЛЬМЫ «МЛАДШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ
А был ли Каротин? (Г. Полока) Гамбринус (Дм. Месхиев)
Астенический синдром (К. Муратова) Доминус (А.Хван)
Десять лет без права переписки, Камышовый рай (Е.Цыплакова)
Закон (Вл. Наумов) Караул (А.Рогожкин)
Мать (Г. Панфилов) Катафалк (В. Тодоровский)
Чернов. Chernov (С. Юрский) Оно (С.Овчаров)
  Первый этаж (И.Минаев)
  Случайный вальс (С.Проскурина)
  Такси-блюз (П.Лунгин)
  Тело (Н.Хубов)

                     

Большинство из этих фильмов представляют Россию на больших и малых фестивалях, собирая добрую дюжину призов, при этом наиболее престижные международные награды (Берлин, Канн) достаются картинам Киры Муратовой, Глеба Панфилова и Павла Лунгина. Так что по художественной части 1990-й российский киногод кажется более чем благополучным...

Совсем иначе выглядят коммерческие результаты российского кино-90. Одна из последних лент самого кассового комедиографа нашего кино Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация» не привлекает и четверти зрительской аудитории таких его прежних хитов, как «Бриллиантовая рука» или «Кавказская пленница». Комедии Юрия Мамина («Бакенбарды»), Себастьяна Алакорна («Испанская актриса для русского министра»), Валерия Рубинчика («Комедия о Лисистрате»), Константина Воинова («Шапка») имеют весьма скромный прокатный успех. Что же касается такой комедии, как «Сэнит Зон», то она запоминается разве что тем, что в прессе возникает некое подобие скандала по поводу неприличности ее первоначального названия. Ни в художественном, ни в коммерческом плане сей опус никак себя не проявляет...

Непрофессионализм российского жанрового кинематографа превращает в скучнейшее зрелище гангстерскую драму («Динозавры ХХ века»), детектив («Загадка Эндхауза»), мюзикл («Биндюжник и король»), мелодраму («Захочу – полюблю», «Поездка в Висбаден», «Яма»), фильм ужасов («Семья вурдалаков»), «action» («Фанат»)... Логично, что массовая аудитория с еще не остывшим энтузиазмом продолжает смотреть крепко сколоченные заокеанские боевики (преимущественно в видеоварианте). 

1991 ГОД.

Последний год существования Советского Союза, год так называемого августовского путча. «Скрытая» инфляция и завораживающая пустота на прилавках магазинов (включая столичные) достигают апогея. Государство все еще продолжает по привычке финансировать существенную часть из 213 отечественных фильмов 1991 года, но лишь немногие из них доходят до экранов кинотеатров, заполненных иноземной коммерческой продукцией. Как грибы после дождя по всей стране продолжают плодиться видеозалы, где зрители, лишенные возможности купить видеомагнитофоны (тогдашний супердефицит), с наслаждением впиваются в экраны мониторов, демонстрирующих пиратские копии «Терминатора» и «Эмманюэль».

Среди наиболее популярных слов в названиях российских фильмов продолжают оставаться «любовь», но «день» сменился на «ночь», а «мир» - на «дом». Впрочем, несомненное лидерство в названиях принадлежит теперь словам «смерть» (8 упоминаний), «убийство» и «убийца» (8 упоминаний). Цензура фактически не действует, видеокассеты с порнофильмами можно купить в любом привокзальном киоске.

Список художественных и фестивальных удач 1991 года уже не выглядит столь внушительно. Вялый, анемичный «Армавир» вряд ли можно отнести к творческим вершинам тандема Абдрашитов-Миндадзе. Далеко не лучшими своими работами представлены Эльдар Рязанов, тем не менее, снявший одну из самых зрительских картин года - «Небеса обетованные», и Сергей Соловьев с фантасмагорическим «Домом под звездным небом». Меньше стало и интересных дебютов. Окрашенный ностальгической дымкой коллаж Олега Ковалова «Сады скорпиона», сотканный вокруг давно позабытой шпионской ленты А.Разумного «Случай с ефрейтором Кочетковым», кажется в этом не слишком длинном списке наиболее оригинальным, хотя там есть еще и очаровательная ретро-комедия «Облако-рай» Николая Досталя, и веселая пародия Аркадия Тигая «Лох - победитель воды» с, увы, уже ушедшим от нас Сергеем Курехиным в заглавной роли, и драматическая притча о постафганском синдроме «Нога» покойного Никиты Тягунова...

Довольно неожиданным для знатоков фильмографии Леонида Марягина, на протяжении многих лет числившегося во «втором эшелоне» российской режиссуры, становится появление политической драмы «Враг народа - Бухарин», в отличие от большинства «разоблачух» эпохи перестройки ничуть, на мой взгляд, не устаревшей и сегодня...

 

Таб. 2. Российское киноИСКУССТВО 1991 года.

ФИЛЬМЫ «СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ ФИЛЬМЫ «МЛАДШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ
Армавир (В.Абрашитов) За день до...(Борецкий, Негреба)
Враг народа - Бухарин (Л.Марягин) Изыди!.. (Дм.Астрахан)           
Дом под звездным небом (С.Соловьев) Лох - победитель воды (А.Тигай)
Небеса обетованные (Э.Рязанов) Нога (Н.Тягунов)
Паспорт (Г.Данелия) Облако-рай (Н.Досталь)
Сатана (В.Аристов) Сады скорпиона (О.Ковалов)
Цареубийца (К.Шахназаров) Счастливые дни (А.Балабанов)

 

Даже окинув беглым взором вышеприведенный список фильмов (желающие могут заполнить свободные графы фильмами «Ой, вы, гуси», «Рой» и немногими иными в той или иной степени представляющими художественную ценность), видишь, что работы режиссеров старшего поколения (за исключением «Сатаны» Виктора Аристова) не имели сколько-нибудь заметного успеха на международных кинофестивалях, да и «молодежь», как правило, была представлена на киносмотрах второго плана. Интерес к русской «киноперестройке» со стороны отборщиков Канна, Венеции и Берлина еще не погас, однако российские фильмы свой десяток призов получают в основном на второстепенных международных фестивалях.

О коммерческом успехе фильмов 1991 года говорить трудно, так как российский кинопрокат на практике увлечен в основном западной кинопродукцией, и лишь только таким профессионалам, как Рязанов и Данелия еще удается увидеть свою фамилию на афишах не только столичных, но и провинциальных кинотеатров. Выращенная из рекламного ролика среднеметражка Никиты Михалкова «Автостоп» мирно дожидается своей телепремьеры, состоявшейся четыре года спустя. Добротная комедия Леонида Филатова «Сукины дети» имела бы несомненный зрительский успех, но в году этак, 1986, вместе, скажем, с комедией Себастьяна Алакорна «Агенты КГБ тоже влюбляются» и неплохим детективом Дмитрия Светозарова «Арифметика убийства» ...

Не приносят никаких существенных кассовых дивидендов ни обличительно-разоблачительные ленты о сталинских лагерях («А в России опять окаянные дни...»), ни боевики, спекулирующие на теме афганской войны и ее последствий («Афганец», «По прозвищу «Зверь») и терроризме («Взбесившийся автобус»), ни псевдоэротические комедии («Болотная street, или Средство против секса»), ни мелодрамы о проститутках («Высший класс»), ни криминально-бытовая «чернуха» («Дрянь», «За последней чертой», «Линия смерти», «Нелюдь», «Охота на сутенера», «Русская рулетка», «Стервятники на дорогах»), ни фантастика («Искушение Б.», «Яд скорпиона»), ни «ужасы» («Пьющие кровь»)... Подавляющее большинство этих так называемых «фильмов для массовой аудитории» отличает все та же неизбывная болезнь российского кино класса «Б» - непрофессионализм (плюс, разумеется, техническая бедность постановки).

1992 ГОД.

Экономические реформы нового российского правительства приводят с резкому падению курса рубля при продолжающемся первое время тотальном дефиците продуктов и товаров. Именно в этом году немалое число российских граждан на одних только операциях купли-продажи импортных товаров сколачивают миллионные капиталы, часть из которых по соображениям престижа, дружеских связей, но главное – для «отмывки» теневых средств, вкладывается в кинобизнес.

Теоретически в прокат 1992 года могло выйти немалое число новых отечественных фильмов - 172, львиная доля которых снималась на деньги частных фирм, банков, акционерных обществ и прочих организаций, однако на деле, быть может, вопреки надеждам некоторых новоявленных кинокоммерсантов, в прокате - все тот же набор заокеанских боевиков. Наиболее популярными словами в названиях российских фильмов продолжают оставаться «любовь» (7 упоминаний), «убийство» и «убийца» (4 упоминания), зато место «смерти» заняли «сказка» и издавна полюбившаяся кинематографистам цифра «семь»...

Таб. 3. Российское киноИСКУССТВО 1992 года.

ФИЛЬМЫ «СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ ФИЛЬМЫ «МЛАДШЕГО»ПОКОЛЕНИЯ
Афганский излом (Вл. Бортко) Арбитр (И.Охлобыстин)
И возвращается ветер... (М.Калик) Гонгофер (Б.Килибаев)      
Как живете, караси? (М.Швейцер) Два капитана-2 (С.Дебижев)
Нелюбовь (В.Рубинчик) Дюба-дюба (А.Хван)
Прорва (И.Дыховичный) Кикс (С.Ливнев)
Чувствительный милиционер (К.Муратова) Любовь (В.Тодоровский)
Урга (Н.Михалков) Циники (Дм.Месхиев)

 

В художественно-фестивальном смысле у каждого российского кинематографического поколения в «прокате» 1992 года есть свои несомненные лидеры. У «старших» это, бесспорно, Никита Михалков, после непривычной для него паузы, наступившей после «Очей черных»(1987), порадовавший своих поклонников эпической мощью и поэтичностью «Урги» (Главный приз Венецианского фестиваля, «еврооскар» Феликс и т.д.). У младших - Валерий Тодоровский с «Любовью», хоть и не снискавшей столь громких наград, но достаточно тепло принятой фестивальной и журналистской публикой. Как и в предыдущем году, российские фильмы получают около десятка фестивальных призов...

Переживающая поистине второе режиссерское рождение Кира Муратова, каждый свой фильм 90-х превращает в событие отечественной культуры, раз за разом осуществляя свои замыслы, не реализованные в годы цензурных запретов и гонений. Впервые за долгие десятилетия работы над экранизациями к современной теме обращается Михаил Швейцер, а возникший из эмигрантской тиши Михаил Калик ставит чуть старомодную, но искреннюю и эмоциональную картину-воспоминание...

К сожалению, фильмы других «мэтров» российского кино - Марлена Хуциева («Бесконечность») и Игоря Таланкина («Бесы»), на мой взгляд, выглядят псевдомногозначительной и нестерпимо скучной архаикой. Хуциевская «Бесконечность» выглядит самой долгожданной и самой разочаровывающей премьерой года, и приз, полученный ею на Берлинском фестивале, вероятно, нельзя расценивать иначе как дань былым (и несомненным!) заслугам старого мастера...

Как и предыдущий, 1992 год радует несколькими весьма крепкими по ремеслу жанровыми фильмами, что, к несчастью, почти не отражается на их прокатной судьбе. Авантюрные комедии «Встретимся на Таити», «Гений», «хичкоковский» триллер «Жажда страсти», едкая сатира «Комедия строгого режима» при иной социокультурной ситуации могли бы наверное сделать их создателей весьма обеспеченными людьми. И все же эти картины, как и прежде, скорее, исключение, чем правило. Не менее сотни лент 1992 года, как в художественном, так и в жанровом отношении выглядят обескураживающе убого. Бесспорно, большинство «авторов» этой халтуры составляют волонтеры-дилетанты, бог весть какими способами нашедшие деньги для своих дебютов. Однако отсутствие редакторского ценза не лучшим образом отражается и на работах многих известных кинематографистов, решивших, по-видимому, распрощаться со своими былыми профессиональными «замашками». Одному Богу известно, зачем, к примеру, Сергею Никоненко понадобилось снимать пошлейшую «Брюнетку за 30 копеек» (как, впрочем, и большинство его режиссерских опусов 90-х годов). Ни секс, ни насилие, ни «разоблачуха» с «чернухой» опять не помогают отечественным конъюнктурщикам добиться хотя бы минимального зрительского успеха...

1993 ГОД

Год новых экономических и политических (октябрьский штурм Останкино и Белого дома в Москве) потрясений. Московский международный кинофестиваль, состоявшийся в июле 1993 года, пожалуй, впервые за всю свою историю испытывает дефицит зрителей. Толпы жаждущих «лишнего билетика», похоже, навсегда уходят в прошлое. «Объевшаяся» лакомыми и «запретными» в былые времена западными фильмами, массовая аудитория предпочитает смотреть кино по ТВ и видео (уже дома, а не в доживающих последние деньки видеозалах), не соблазняясь ни изумительной цветопередачей фестивального «кодака», ни громкими именами создателей фильмов. Пожалуй, впервые за много лет, российское кино весьма скромно звучит на международных кинофестивалях (количество награжденных фильмов снижается до семи). Тепло встреченные российской кинокритикой картины «Барабаниада» Сергея Овчарова и «Макаров» Владимира Хотиненко за границей смотрят куда прохладнее, да и остальные художественные кинолидеры 1993 года на главных мировых фестивалях золотых пальм, львов и медведей тоже не обретают...

Снова уменьшается российское фильмопроизводство (152 полнометражных фильма). В 1993 году всего становится меньше - почти нет заметных дебютов (Сергей Урсуляк - одно из немногих исключений), «мэтры» былых времен представлены только тремя фамилиями (Петр Тодоровский, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов). Былые возмутители спокойствия снимают претенциозные, но крайне неудачные картины («Мечты идиота», «Пленники удачи»)... Добротный коммерческий кинематограф также практически сходит на нет. Кроме мелодрамы Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна» и комедии Юрия Мамина «Окно в Париж» можно выделить, пожалуй, лишь «Затерянного в Сибири» Александра Митты ... Наиболее популярным словом в названиях фильмов года становится «русский» (6 упоминаний): по-видимому, в пику прежней «советскости» и «союзности»; недавние «любовные» и «убийственные» фавориты титров на время скромно отступают в тень...

Таб. 4. Российское киноИСКУССТВО 1993 года.

ФИЛЬМЫ «СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ ФИЛЬМЫ «МЛАДШЕГО»ПОКОЛЕНИЯ
Анкор, еще анкор! (П.Тодоровский) Над темной водой (Дм.Месхиев)
Макаров (Вл.Хотиненко) Остров мертвых (О.Ковалов)     
Настя (Г.Данелия) Русский рэгтайм (С.Урсуляк)
Окно в Париж (Ю.Мамин) Ты у меня одна (Дм.Астрахан)
Предсказание (Э.Рязанов)  
Увидеть Париж и умереть (А.Прошкин)  
Удачи вам, господа! (Вл. Бортко)  

 

P.S. Где-то посередине между этими двумя списками следует, наверное, расположить притчу Сергея Овчарова «Барабаниада», ибо по стажу работы (да уже и по возрасту) он ближе к старшему поколению российских кинематографистов, но пресса по привычке относит его работы в зачет киномолодежи.

1994 ГОД

Россияне, похоже, начинают привыкать к заполненным (заграничной продукцией) прилавкам отечественных магазинов. Все больше семей становятся обладателями видеотехники. Относительно спокойный в политическом отношении год в самом его конце запятнан началом чеченской войны, которую официальная пропаганда долгое время пытается выдавать за некий незначительный конфликт, связанный с «восстановлением конституционного порядка на части территории Российской Федерации».

Год несомненного бенефиса Никиты Михалкова. Оскар и призы Каннского и иных фестивалей, как бы там не возмущались недоброжелатели, просто так не получают. Драма Н.Михалкова «Утомленные солнцем», на мой взгляд, серьезная художественная удача не только кинематографического года, но и десятилетия. На фоне этого успеха работы остальных режиссеров старшего поколения выглядят куда менее выигрышно. Ни залихватская постперестроечная комедия Андрона Кончаловского «Курочка ряба», ни стильная, но анемичная «Музыка для декабря» Ивана Дыховичного, ни даже изысканные «Увлечения» Киры Муратовой не становятся подлинными событиями года.

Ушли в прошлое золотые для многих «киношников» времена начала 90-х, когда число режиссеров увеличивалось с геометрической прогрессией. «Частники» все реже вкладывают деньги в убыточное кинопроизводство, неуклонно сокращается и государственная поддержка «десятой музы». В итоге общее количество фильмов уменьшилось вдвое – до 68-ми. Однако известный принцип «лучше меньше, да лучше», как видно, срабатывает не всегда… Добротных коммерческих картин в 1994 году не больше, чем в предыдущем. «Дорога в рай» и... Даже не знаешь, как и продолжать. Не плюсовать же сюда скучную мелодраму Валерия Пендраковского «Я свободен, я ничей»...

 Непривычно коротким по сравнению с прошлыми годами выглядит и список успешных дебютантов. Бывший оператор Денис Евстигнеев в гордом одиночестве дополняет недлинный список режиссеров младшего поколения своим «new Russian» фильмом «Лимита». В «молодых» конкурентах у него по сути лишь Валерий Тодоровский с «Подмосковными вечерами» и Сергей Ливнев с «Серпом и молотом». Общее число фильмов, награжденных фестивальными наградами, снова не достигает десяти...

Количество фильмов со словом «русский» в названии падает до трех, столько же картин на разные лады обыгрывает слово «последний». Любовно-смертельные названия в 1994 году явно выходят из моды (к чему бы это?, вот уж задача для психоанализа)...

 

Таб. 5. Российское киноИСКУССТВО 1994 года.

ФИЛЬМЫ«СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ ФИЛЬМЫ«МЛАДШЕГО»ПОКОЛЕНИЯ
Анна: 6-18 (Н.Михалков) Лимита (Д.Евстигнеев)
Курочка Ряба (А.Кончаловский) Подмосковные вечера (В.Тодоровский)     
Музыка для декабря (И.Дыховичный) Серп и молот (С.Ливнев)
Послушай, Феллини! (М.Швейцер)  
Увлеченья (К.Муратова)  
Утомленные солнцем (Н.Михалков)  

 

1995 ГОД

Год бессмысленного продолжения чеченской войны при весьма относительной стабилизации российской экономики. Имущественное расслоение россиян обозначается с очевидной пропастью между богатством десятков тысяч и бедностью десятков миллионов...

Количество российских фильмов падает до 46-ти. В виду сокращения числа частных продюсеров, имеющих странное хобби вкладывать деньги в убыточное кино, значительная доля картин снова полностью или частично финансируется государством. Из «русских» фильмов в 1995 году остаются только «Русский паровоз» и «Я - русский солдат», зато «любовь» снова восстанавливает свои права в названиях (7 упоминаний). После несвойственной им ранее паузы дуэт Абдрашитов-Миндадзе радует российских киноманов драматической комедией «Пьеса для пассажира» (приз на кинофестивале в Берлине). Савва Кулиш и Петр Тодоровский выступают с ретродрамами о жизни послевоенного молодого поколения. Пресса принимает их труды довольно сдержанно. Немало споров вызывает драматическая комедия Владимира Хотиненко «Мусульманин», но поистине под бурные аплодисменты российских журналистов проходит премьера, на мой взгляд, несколько однообразных по комедийным приемам «Особенностей национальной охоты...» (главный приз «Кинотавра»). На фоне этих шумных премьер незаслуженно оттеснена на второй план ироничная и психологически тонкая картина Георгия Данелия «Орел и решка», повторяя таким образом судьбу предыдущей работы мастера - грустной комедии-сказки «Настя».

Надо сказать, что именно Данелия, один из немногих (вместе с Муратовой и Михалковым и Рязановым) режиссеров, сумевших поставить в 90-х годах по три и более фильмов, оказался как бы вне «тусовочной» моды из-за своего упрямого нежелания подстраиваться под социальную и кинокритическую конъюнктуру.

1995 год знаменателен возвращением в кинематограф создателя легендарных «Полетов во сне и наяву» Романа Балаяна. Увы, его экранизацию тургеневской «Первой любви», вопреки ожиданиям, иначе как главным провалом года и не назовешь: по-видимому, режиссеру категорически противопоказан длительный простой...

С заметными дебютами в игровом кино 1995 года дела обстоят не густо: кроме перешедших из документального и коллажного кинематографа Алексея Учителя и Олега Ковалова назвать вроде бы и некого. Подававшие когда-то определенные надежды дебютанты конца 80-х - начала 90-х Игорь Алимпиев, Лидия Боброва, Сергей Дебижев, Валерий Огородников, Сергей Попов, Светлана Проскурина, Сергей Снежкин, Олег Тепцов, Аркадий Тигай не снимают уже чуть ли не по пять лет: быть может, они оказались не приспособленными к жестоким правилам рынка, где каждый сам должен ухитриться добыть деньги для очередной постановки...

Развлекательный кинематограф представлен в 1995 году мелодрамой «Американская дочь», каскадерским боевиком «Крестоносец», комедиями «Московские каникулы» и «Ширли-мырли», которые по меркам середины 90-х годов имеют вполне приличный зрительский успех, во всяком случае - на видео. Автор комедии «Ширли-мырли» Владимир Меньшов, несомненно, рассчитывает вернуть себе былое реноме фаворита кассы, однако зрители, отучившиеся ходить в кино, предпочитают дождаться премьеры капустника В.Меньшова по телевидению (в купе с напористой мелодрамой Евгения Матвеева «Любить по-русски»).

Таб. 6. Российское киноИСКУССТВО 1995 года.

ФИЛЬМЫ«СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ ФИЛЬМЫ«МЛАДШЕГО»ПОКОЛЕНИЯ
Железный занавес (С.Кулиш) Время печали еще не пришло (С.Сельянов)
Какая чудная игра (П.Тодоровский) Все будет хорошо (Дм.Астрахан)      
Орел и решка (Г.Данелия) Дачники (С.Урсуляк)
Пейзаж с тремя купальщицами (Вал.Рубинчик) Мания Жизели (А.Учитель)
Пьеса для пассажира (В.Абдрашитов) Особенности национальной охоты (А.Рогожкин)
Мелкий бес (Н.Досталь) Концерт для крысы (О.Ковалов)
Мусульманин (В.Хотиненко) Прибытие поезда (А.Хван, А.Балабанов и др.)
Дожди в Океане (В.Аристов)  

 

Полтора десятка вполне приличных фильмов из сорока шести. По-моему, совсем неплохой итог киногода...

1996 ГОД

Год бесчисленных политических скандалов в кремлевской верхушке и жесткой предвыборной борьбы за президентское кресло. Год бесславного окончания так называемой первой чеченской войны. Именно в это время российский кинематограф наконец-то откликается на нее «Кавказским пленником» Сергея Бодрова. На фоне самого низкого за все 90-е годы числа снятых в России фильмов военная драма Сергея Бодрова выглядит несомненным лидером, что немедленно отмечается прессой и фестивальными жюри. Фильм неплохо распространяется и на видеокассетах...

В конце 1996 года один из лидеров российского кино 70-х - 80-х Алексей Герман наконец-то сообщает публике, что работа над его многострадальной картиной «из культовых времен» «Хрусталев, машину!», съемки которой растянулись чуть ли не на пять лет, близится к завершению... Старая гвардия представлена в 1996 году Геннадием Полокой и Эльдаром Рязановым и Владимиром Мотылем. Впрочем, работу последнего - крымскую мелодраму «Несут меня кони...», на мой взгляд, невозможно признать удачной экранизацией чеховской «Дуэли». Нынешний Мотыль, увы, ничуть не напоминает крепкого профессионала «Белого солнца пустыни». Дурная театральщина, которую, как известно всей душой ненавидел Чехов, поистине правит бал в этом опусе «мэтра»...

Таб. 7. Российское киноИСКУССТВО 1996 года.

ФИЛЬМЫ «СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ ФИЛЬМЫ «МЛАДШЕГО»ПОКОЛЕНИЯ
Кавказский пленник (С.Бодров) Научная секция пилотов (Андрей И.)

 

Количество российских фильмов в 1996 году сведено практически к трем десяткам названий (28 «киноединиц»). Фестивали СНГ-эшного масштаба буквально борются только за то, чтобы добыть мало-мальски пристойную отечественную ленту... По сути настал римейк «эпохи малокартинья»... Как видите, на сей раз мне удалось включить в свою таблицу только 2 по-настоящему заметных фильма года.

1997 ГОД

Российское киноИСКУССТВО 1997 года

ФИЛЬМЫ «СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ ФИЛЬМЫ «МЛАДШЕГО»ПОКОЛЕНИЯ
Время танцора (В.Абдрашитов) Брат (А.Балабанов)
Вор (П.Чухрай) Страна глухих (В.Тодоровский)
Три истории (К.Муратова)  
Мать и сын (А.Сокуров)  

 

Благодаря сильной притче дуэта Миндадзе-Абдрашитов "Время танцора", фильмам П.Чухрая, К.Муратовой и А.Сокурова общая картина кажется довольно пристойной. На состоявшемся летом 1997 года очередном Московском фестивале одну из главных наград получает драма Александра Сокурова "Мать и сын". Плюс удачный фильм Павла Чухрая (номинация на «Оскар») «Вор» и очередной экстравагантный и стильный опус Киры Муратовой «Три истории». Самым кассовым (относительно остальных) фильмом года стала криминальная драма Алексея Балабанова «Брат», с ее характерным моральным релятивизмом. Валерий Тодоровский выносит на суть зрителей по-европейски элегантную «Страну глухих» с великолепными актерскими работами Дины Корзун и Чулпан Хаматовой. Однако в целом "малокартинье" продолжается (годовая российкая продукция составила 32 фильма)... Впрочем, что бы там не снимали российские кинематографисты, и какие бы они не получали призы на фестивалях, молодые зрители продолжают смотреть не штучное, авторское, а развлекательное кино массовой культуры, в основном - западной, американской.

1998 ГОД

Российское киноИСКУССТВО 1998 года

ФИЛЬМЫ«СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ ФИЛЬМЫ«МЛАДШЕГО»ПОКОЛЕНИЯ
День полнолуния (К.Шахназаров) Змеиный источник (Н.Лебедев)
Хрусталев, машину! (А.Герман) Окраина (П.Луцик)
         Про уродов и людей (А.Балабанов)

 

Год очередного финансового кризиса (август 1998) и чехарды в российском правительстве. С лета 1998 съемки многих российских фильмов оказались замороженными: Но все-таки 35 лент в той или иной степени добираются до экранов. Старшее поколение представлено, по сути дела, только двумя фильмами "международного класса" - работами Карена Шахназарова и Алексея Германа. Увы, замечательный фильм А.Германа в целом оказался не понятым на Каннском фестивале. Алексей Балабанов становится триумфатором "Ники" с картиной, имеющий весьма двойственный моральный смысл (в былые времена фильм наверняка обвинили бы в патологии и перверсии). Бывший киновед Лебедев дебютирует неплохим "хичкоковским" триллером "Змеиный источник". А бывший успешный сценарист Петр Луцик ставит мрачную антиутопию под названием "Окраина" (к сожалению, эта работа стала, увы, последней в его яркой, но короткой творческой жизни).

 

1999 ГОД

Российское киноИСКУССТВО 1999 года

ФИЛЬМЫ«СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ ФИЛЬМЫ«МЛАДШЕГО»ПОКОЛЕНИЯ
Сибирский цирюльник (Н.Михалков) Поклонник (Н.Лебедев)
Молох (А.Сокуров)  

 

Год добровольного ухода со своего поста президента Б.Ельцина, очередных парламентских выборов и возобновления полномасштабной войны в Чечне. Год попытки возрождения Московского фестиваля. Усилиями Никиты Михалкова удается подобрать более сильную, чем в последние годы программу. Главный приз присуждается японскому кинопатриарху К.Синдо. Общее количество российских фильмов чуть превышает уровень 1997-1998 годов (41 полнометражная игровая "единица").

Год триумфального проката романтической мелодрамы Никиты Михалкова "Сибирский цирюльник" и обидных неудач таких известных мастеров, как Владимир Хотиненко ("Страстной бульвар") и Василий Пичул ("Небо в алмазах"). Пресса усиленно хвалит такие, на мой взгляд, весьма средние картины, как "Блокпост" и "Барак": На Каннском фестивале приз за сценарий получает медитативная драма Александра Сокурова "Молох", рассказывающая о «мирной жизни» Гитлера.

2000 ГОД

Российское киноИСКУССТВО 2000 года

ФИЛЬМЫ«СТАРШЕГО» ПОКОЛЕНИЯ ФИЛЬМЫ«МЛАДШЕГО»ПОКОЛЕНИЯ
Романовы: Венеценосная семья (Г.Панфилов)  Дневник его жены (А.Учитель)
Русский бунт (А.Прошкин)      Москва (А.Зельдович).
Свадьба (П.Лунгин)            
Нежный возраст (С.Соловьев)  

 

Этот год ознаменовался завершением многотрудной работы Глеба Панфилова над фильмом "Романовы: Венеценосная семья" и экранизации пушкинской "Капитанской дочки" - масштабного "Русского бунта". Обе работы продемонстрировали авторский профессионализм, но, увы, не стали столь популярными у широкой публики, как, скажем, "Пан Тадеуш" в Польше... Условно "молодой" Алексей Учитель подарил адептам изысканного ретростиля любовную мелодраму о Бунине - "Дневник его жены". Под занавес киносезона порадовал своих поклонников давно не снимавший Сергей Соловьев. Его «Нежный возраст», получивший главный приз «Кинотавра» стал своего рода коктейлем, в котором смешались поэтический стиль «старого доброго Соловьева» времен «Ста дней после детства» и ернических «Черной розы…» и «Дома под звездным небом». Ни на Берлинском, ни на Венецианском фестивалях российский кинематограф не блистал. Исключением стала "Свадьба" Павла Лунгина, обласканная в Канне...

Что впереди? Жизнь покажет...










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...