Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По европейскому пространству высшего образования (пояснение)




Настоящий документ подготовлен Конфедерацией Союза европейских университетов и Ассоциацией ректоров Евросоюза (CRE).

Декларация является основным документом, отражающим поворотный пункт в развитии высшего образования в Европе. 

• Декларация подписана 29 странами, которые «обязались достичь поставленные Декларацией цели», для чего «взяли на себя ответственность координировать проводимую ими политику».

• Каждая из стран-участниц Декларации добровольно приняла обязательство реформировать собственную систему или системы высшего образования с целью их сближения на европейском уровне. Болонская Декларация не является реформой, навязываемой правительствам или учреждениям высшего образования. Любое давление, ощущаемое отдельными странами или учреждениями высшего образования, является единственно следствием того, что они игнорируют общие тенденции сближения или остаются в стороне от основных перемен.

• Болонский процесс направлен на сближение, а не на «стандартизацию» или «унификацию» высшего образования в Европе. Проявляется глубокое уважение к основополагающим принципам автономности и многообразия.

• В Декларации отражается поиск общеевропейского ответа на общеевропейские вопросы. Процесс порожден признанием того факта, что несмотря на существенные различия, европейские системы высшего образования сталкиваются с общими внутренними и внешними проблемами, связанными с разносторонним развитием высшего образования, возможностью трудоустройства выпускников, недостатком навыков в ключевых областях, экспансией частного и транснационального образования и т.д. В Декларации признается большое значение скоординированных реформ, унифицированных систем и совместных

действий.

В основе программа действий, предложенной в Декларации, - четко определенная общая цель, сроки и поставленные задачи.

• четко определенная общая цель: создать в Европе пространство высшего образования с целью улучшения мобильности граждан, расширения возможностей их трудоустройства, а также повышения международной конкурентоспособности европейского высшего образования;

• сроки: создание европейского пространства высшего образования должно быть завершено в 2010 году;

• поставленные задачи:

• принятие единой структуры точно определенных и сопоставимых степеней, в том числе «через выдачу диплома».

• введение во всех странах базового и последипломного уровней образования, с продолжительностью первого этапа обучения не менее трех лет и с учетом потребностей рынка труда;

• совместимые с ECTS системы кредитных часов, в том числе и для непрерывного образования и обучения;

• Европейский аспект контроля качества с использованием совместимых критериев и методов;

Болонская декларация не просто политическое заявление. Это обязательная к исполнению программа действий.

Болонская декларация – это публичное обещание 29 стран реформировать структуру своих систем высшего образования в направлении их сближения

 • устранение остающихся препятствий к свободному перемещению студентов (аспирантов и стажеров) и преподавателей (а также исследователей и руководителей высшего образования).

• Наряду с потребностью в «достижении большей совместимости и сопоставимости систем высшего образования» (проблема, в основном, внутриевропейская), Декларация выражает стремление повысить « международную конкурентоспособность европейского высшего образования». В Декларации говорится: «жизнеспособность и организационно-технический уровень любой цивилизации определяется привлекательностью ее культуры для других стран». Подписавшиеся страны четко выражают свое стремление «добиться того, чтобы престиж европейской системы высшего образования в мире был так же высок,

как престиж европейской культуры и науки».

• Для решения этих «внешних» проблем Болонская Декларация открывает новые возможности. Заявляя о необходимости сделать европейское высшее образование как (интегрированную) систему более привлекательным для студентов из других регионов мира,

Декларация призывает учебные заведения Европы более решительно соревноваться с университетами мира в борьбе за студентов, влияние, престиж и деньги.

• В исполнение задач Декларации 29 подписавшихся стран обязуются «проводить политику межправительственного сотрудничества» во взаимодействии ассоциациями и учреждениями высшего образования.

• Министры договорились провести в Праге в мае 2001 года встречу с представителями ассоциаций и учреждений высшего образования Европы для обсуждения достигнутых результатов и выработки последующих шагов.

• Подписавшиеся страны учредили специальную структуру по подготовке Пражской конференции и координации действий, направленных на воплощение в жизнь задач Болонской конференции. Эту структуру формируют:

− «консультативная группа», состоящая из представителей всех подписавшихся стран.

− «рабочая группа», которая включает представителей стран, председательствующих в Евросоюзе в период с 1999 по 2001 гг. между Болонской и Пражской встречами (Финляндия, Португалия, Франция, Швеция), а также представителей Чешской республики, Европейской комиссии, CRE и Конфедерации.

− поскольку в период до Пражской встречи может возникнуть необходимость принятия новых политических решений, итоги Болонской Декларации будут обсуждаться на встречах министров стран Евросоюза.

• На общеевропейском, государственном уровнях, а также на уровне отдельных организаций осуществляются мероприятия в исполнение Болонской Декларации. В Декларации заявляется, что процесс становления европейского пространства высшего образования требует постоянного финансового обеспечения, контроля и адаптации к изменяющимся потребностям.

• По инициативе координаторов от подписавшихся стран, страны-председателя Евросоюза, Европейской Комиссии, ассоциаций и сетей высшего образования проводится ряд исследований. Они посвящены транснациональному образованию.

• Аккредитации, системе кредитов, контролю качества и т.д. и являются подготовительным этапом для последующих стадий процесса.

• Подписавшиеся страны рассматривают или планируют законодательные реформы и/или правительственные мероприятия в области высшего образования; реформы по конвергенции систем высшего образования уже проведены или проводятся в ряде стран Европы в т.ч. России.

• Декларация признает решающую роль образовательного сообщества в успехе Болонского процесса. В ней заявляется, что межправительственное сотрудничество должно осуществляться во взаимодействии с «неправительственными европейскими организациями, компетентными в сфере высшего образования». Правительства «ожидают от университетов позитивного отклика и серьезного вклада в успех их устремлений.» Совершенно очевидно, что высшие учебные заведения обладают уникаль-

ной возможностью формировать свое собственно будущее в Европе и играть решающую роль в развитии и реализации Болонского процесса.

• В Декларации, в частности, признаются фундаментальные ценности и многообразие высшего образования в Европе. Декларация:

− безусловно признает необходимость автономности и самостоятельности университетов;

− прямо опирается на основные принципы Magna Charta Universitatum, принятой в Болонье в 1988 году;

− подчеркивает необходимость создания общего пространства для высшего образования с учетом многообразия культур, языков и систем образования.

• Чтобы идеи Болонской Декларации нашли отклик у образовательного сообщества, оно должно иметь возможность довести до сведения министров, создание какого европейского образовательного пространства оно готово поддержать. Университеты и другие высшие учебные заведения должны быть действующими лицами, а не объектами

этого важного процесса перемен. Они, в частности могут:

− формировать собственные учебные программы с учетом особенностей постБолонского пространства, в том числе, вводить бакалавриат в тех системах, где он традиционно отсутствовал, создавать магистратуру для получения последипломных степеней студентами из разных стран;

− создавать различные ассоциации: группы для совместной разработки учебных программ, совместные предприятий за границей и т.п.

− вносить индивидуальный и коллективный вклад в последующие стадии процесса.

 

 

Список литературы:

1. Борисенков, В.П. Стратегия образовательных реформ в России / В.П. Борисенков // Педагогика. – 2006. – №7. – С. 3-16.

2. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.

3. Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Попов ; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с.

4. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования : учеб.пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.

 

 

Глоссарий

АКМЕОЛОГИЯ(от греч. acme — пик, вершина, высшая степень чего-либо) — междисциплинарная наука, возникшая на стыке есте­ственных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает зако­номерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (период примерно от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме. Важной задачей А. являет­ся выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успеш­но реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

АКСИОЛОГИЯ— философское учение о материальных, куль­турных, духовных, нравственных и психол. ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, из­менении ценностно-нормативной системы в процессе истори­ческого развития. В современной педагогике выступает как ее ме­тодологическая основа, определяющая систему пед. взглядов, в основе к-рых лежит понимание и утверждение ценности челове­ческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности и об­разования.АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (от лат. activus — деятельный) — деятельное отношение личности к миру, способность произво­дить общественно значимые преобразования материальной и ду­ховной среды на основе освоения исторического опыта человече­ства; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

АЛЬТРУИЗМ(от лат. alter — другой) — нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовности жертвовать собственными интересами в пользу др. человека или соц. общности. Введен философом О. Кон-том как противоположный понятию эгоизм. Формируется в про­цессе гуманистического взаимодействия воспитателя и воспитан­ников.

АНТРОПОГЕННЫЙ— связанный с происхождением человека.

АНТРОПОКОСМИЗМ— философское и общенаучное воззре­ние, согласно к-рому человек, его мысль и деятельность ставятся в центр мировой эволюции, а затем и сами выступают ее мощ­нейшим фактором. В педагогике вылилось в теорию ненасильствен­ного воспитания и формирования глобального мышления, на­правленного на постановку и мирное решение общечеловеческих проблем и понимание себя как активной частицы мироздания.

АНТРОПОЛОГИЗМ— научная концепция (система взглядов), рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее про­изведение природы. В А. «человек» выступает основной мировоз­зренческой категорией, с позиций к-рой должно производиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук.

Антропология педагогическая— философская база воспитания, к-рая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К. Д. Ушинский); воспитание в А. п. пони­мается как атрибут человеческого бытия.

АНТРОПОЛОГО-1УМАНИСГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП(в пед.) -организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности.

АРХЕТИП(от греч. archetipos — первообраз) — связь образов (Бога, матери, вождя и т. п.), переходящих из поколения в поко­ление. Термин введен К. Юнгом, швейц. психологом и психиат­ром. Архетипы сокрыты в коллективном бессознательном, к-рое существует в каждом человеке наряду с личным бессознательным и сознанием, определяют особенности поведения, мышления лич­ности, наполняясь в течение жизни конкретным содержанием.

БАТАВИЯ-ПЛАН— система индивидуального обучения, воз­никшая в Америке в конце XIX в.

БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА- система взаимного обучения, при к-рой в младшей школе старшие и более успева­ющие ученики (мониторы) под руководством учителя вели за­нятия с остальными учениками. Возникла в конце XVIII в. в Индии, а в начале XIX в. — в Англии. Против этой системы выступали сторонники развивающего обучения.

БИХЕВИОРИЗМ— направление в психологии XX в., игнори­рующее явления сознания, психики и всецело сводящее поведе­ние человека к физиологическим реакциям организма на воздей­ствие внешней среды.

БЛОНСКИЙ Павел Петрович(1884—1941) — русский и совет­ский педагог и психолог, написал свыше 200 работ по философии, психологии и педагогике («Трудовая школа», «Педагогика», «Зада­чи и методы народной школы», «Очерки детской сексуальности» и др.). Б. выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в к-рой большое место должны зани­мать труд и самообразование. Значительную роль в формировании личности отводил умственному труду, эстетическому, нравствен­ному и атеистическому воспитанию. Разрабатывал вопросы подго­товки учителя, методики преподавания педагогики. Многие психо­логические труды Б. имеют пед. направленность.

БРАТСКИЕ ШКОЛЫ— учебные заведения, существовав­шие в XVI — XVII вв. при братствах — национально-религиоз­ных объединениях православных верующих Украины, Белорус­сии, Чехии и др. стран. Деятельность Б. ш. способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания народов этих стран. В Б. ш. впервые в истории школьного обуче­ния зародилась классно-урочная система, получившая теорети­ческое обоснование и разработку в трудах чешского педагога Я .А. Коменского.

БРИГАДНО-ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ- разработан­ная в амер. университете система обучения математике в началь­ных классах, когда индивидуальные занятия сочетаются с орга­низацией работы учащихся в малых группах.

БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД- одна из форм органи­зации обучения, сложившаяся в учебных заведениях СССР в 20-х — начале 30-х гг. под влиянием дальтон-плана, строившего­ся на началах индивидуальной исследовательской работы учащихся.

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ(от лат. vale — будь здоров) — воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здо­рового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе В. о. и в. лежит концепция формирования здорового чело­века, осуществляемого через нравственное, физическое и поло­вое воспитание, обучение способам психосаморегуляции, переплачу и усвоение гигиенических, физиологических, экологических и мед.знаний.

ВАЛЕОЛОГИЯ ШКОЛЬНАЯ— отрасль науки, имеющая сво­ей целью исследование системы факторов и условий, способству­ющих укреплению здоровья детей, педагогов и их родителей. В. ш. ставит своими целями изучение состояния здоровья участников пед. процесса и факторов, его определяющих; поиск и разработку средств по охране, коррекции, реабилитации здоровья детей и взрослых, их обучение и просвещение в данной сфере; разработку методологических, теоретических и методических проблем валео-логического содержания образования; разработку основ подготовки пед. кадров с учетом валеологических аспектов.

ВЕНТЦЕЛЬКонстантин Николаевич (1857—1947) — русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Его ос­новные работы: «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Основные задачи нравственного вос­питания» и др. Он считал, что цель воспитания должна вытекать «из природы того, кого мы воспитываем и образовываем». Осно­вой воспитания должен выступать «сам индивидуальный конк­ретный ребенок», к-рый обладает равными со взрослыми права­ми. Школы должны быть автономны от государства, что позволяло бы их организаторам создавать независимое, самоуправляющее­ся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, к-рое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребенка во всех обла­стях жизни, в том числе и в религиозной. Отдавал приоритет раз­витию воли человека, понимаемой им как «психическая актив­ность вообще». В двадцатом столетии стал сторонником разработки космической педагогики: «основою космического воспитания (вы­ступает) естественное единство воспитываемой личности с жиз­нью всего беспредельного космоса».

ВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ- учет и исполь­зование закономерностей развития личности (физических, пси­хических, соц.), а также соц.-психол. особенностей групп воспи-туемых, обусловленных их возрастным составом.

ВОСПИТАНИЕ(как общественное явление) — сложный и противоречивый соц.-исторический процесс передачи новым по­колениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми соц. институтами: общественными организациями, сред­ствами массовой информации и культуры, церковью, семьею, образовательными учреждениями разного уровня и направлен­ности. В. обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

ВОСПИТАНИЕ(как пед. явление) — 1) целенаправленная про­фессиональная деятельность педагога, содействующая максималь­ному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст со­временной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 2) целостный, созна­тельно организованный пед. процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально под­готовленными специалистами; 3) целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрос­лых, в к-рой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в нее (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этом определении ребенок являет­ся и объектом, и субъектом); 4) предоставление воспитаннику аль­тернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиска своего пути; 5) процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обще­стве (в этой позиции ребенок — объект пед. воздействия); 6) целе­направленное создание условий для освоения человеком культу­ры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих вос­питательных институтов, соц. и природной среды, с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его само­развития и самостоятельности; 7) (в самом узком, конкретном зна­чении) составные части целостного воспитательного процесса: умственное, нравственное и т. д. воспитание.Воспитание духовное— формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В. д. — это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

ВОСПИТАНИЕ СВОБОДНОЕ — не стесняемое никакими огра­ничениями развитие сил и способностей каждого ребенка, полное раскрытие его индивидуальности. Для В. с. характерны кате­горическое отрицание системы воспитания и обучения, осно­ванной на подавлении личности ребенка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Сторонники этой модели прида­вали и придают исключительное значение созданию условий для самовыражения и свободного развития детской индивидуально­сти, сводя к возможному минимуму пед. вмешательство и тем более исключая к.-л. насилие и принуждение. Они считают, что ребенок может себе представить только то, что пережил внут­ренне, поэтому ведущую роль в его воспитании и обучении дол­жны играть детские переживания и накопление детьми личного опыта. Это направление непосредственно связано с концепцией свободного воспитания Ж. Ж. Руссо. Однако широкого распрост­ранения на Западе эти школы не получили. В России наиболее ярким опытом создания школ свободного воспитания был «Дом свободного ребенка», созданный К. Н. Вентцелем в 1906 г. Под­держивал идеи В. с. Л. Н. Толстой, организуя жизнь и обучение крестьянских детей в Яснополянской школе. Были и др. попытки: «Школа шалунов» А. Радченко в Баку, московская семейная шко­ла О. Кайдановской-Берви, близкие к этому направлению учеб­но-воспитательные комплексы «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», возглавляемые сначала А. У. Зеленко, затем С. Т. Шац­ким. В настоящее время вновь возродился интерес к идеям В. с. В Москве и ряде др. городов открыты вальдорфские школы, цен­тры М.Монтессори, разрабатываются отечественные модели сво­бодного, ненасильственного воспитания.

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — процесс и результат сти­хийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной сре­дой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, ду­ховно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определен­ным ролям, нормативным установкам и образцам соц. проявле­ния; планомерное создание условий для относительно целенап­равленного развития человека в процессе его социализации.

ВОСПИТАННОСТЬ — уровень развития личности, проявляю­щийся в согласованности между знаниями, убеждениями, пове­дением и характеризующийся степенью оформленности обществен­но значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. В. — сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости — потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — целенаправленная деятель­ность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. Через В. р. реализуется воспитательный процесс.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ- совокупность вза­имосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реа­лизующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную соц.-пед. структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания. Признаки гуманистически ориентированной В. с. ш.: на­личие единой концепции развития школьной воспитательной си­стемы, формирование здорового образа жизни, сочетание фрон­тальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия, обеспечение защитных функций коллектива, раз­нообразная и многообразная совместная деятельность разновоз­растных коллективов и объединений. Примерами гуманистически ориентированной В. с. ш. могут быть школы В. Караковского, А. Ту-бельского и др.

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ- 1)целостное иполноценное развитие всех сущностных сил человека, его спо­собностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движе­ния гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от осо­бенностей историко-культурной ситуации.

ВУЗ ОТКРЫТЫЙ— высшее учебное заведение, куда слуша­телей принимают без ограничения в возрасте, при минимальных требованиях к уровню их знаний. В В. о. достаточно свободный график учебы, т. к. сроки обучения не ограничены. Слушатели могут получать стипендию, учиться по грантам или бесплатно под определенные гарантии. К таким вузам относятся Открытый Британский университет, открытые университеты Германии. От­дельные принципы работы В. о. стали использоваться и в нашей стране.

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих(1776—1841) — нем. философ, пе­дагог, психолог. Основные пед. труды: «Общая педагогика, выве­денная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педа­гогике». По Г., педагогика теснее всего связана с философией, к-рая предписывает ей цели воспитания, и с психологией, ука­зывающей пути достижения этих целей. Считается теоретиком ав­торитарной педагогики. Цель воспитания, считал Г., заключается в формировании добродетельного человека, умеющего приспосо­биться к существующим отношениям, уважающего установлен­ный правопорядок. Выделял основные пути воспитательного воз­действия на воспитанников: обучение, управление и нравственное воспитание. Ввел в оборот понятия ассоциация, апперцепция, вос­питывающее обучение. Во многом опередил развитие западной пе­дагогики XIX в.

ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ- реализа­ция в процессе построения отношений между педагогом и воспи­танником принципов мировоззрения, в основе к-рого лежит ува­жение к людям, забота о них; постановка в центр пед. внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль соц. защиты ребенка и детства.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ— распространение идей гу­манизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего разви­тия личности, ее деятельного участия в жизни общества.

ГУМАНИЗМ— принцип мировоззрения, в основе к-рого ле­жит признание безграничности возможностей человека и его спо­собности к совершенствованию, прав личности на свободное про­явление своих способностей, убеждений, утверждение блага че­ловека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов пе­дагогики.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ- установление гар­монического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять тех­нократизму и бесчеловечности.

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ- приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направ­ленное на формирование личностной зрелости обучаемых.

ГУМАНИТАРНЫЙ— относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре.

ГУМАННОСТЬ(от лат. humanus — человечный) — человеч­ность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Одна из ведущих нравственных ценностей, к-рая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.

ДЬЮИ Джон(1859—1952) — амер. философ, педагог и психо­лог, представитель субъективно-идеалистической, прагматической философии и педагогики, педоцентризма. Главное место в пед. процессе отводил деятельности детей, труду. Исключал из обра­зовательного процесса систематическое сообщение детям знаний в определенной последовательности. Проповедовал обучение «пу­тем делания». В таком пед. процессе учитель выступает лишь как консультант, ребенок — как исследователь. В методике Д. большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художествен­ная самодеятельность, домоводство. Основное кредо Д. и его по­следователей: «Ребенок — это исходная точка, центр и конец все­го. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ— отрасль пед. науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества.

КАПТЕРЕВ Петр Федорович(1849-1922) — русский педагог, историк педагогики, психолог. Основные работы: «Педагогиче­ский процесс», «Дидактические очерки», «История русской пе­дагогики», «Этюды по психологии народов» и др. Много внима­ния уделял дошкольной педагогике и воспитанию в семье. Ратовал за распространение детских садов, правильно оценив их пед. и общественное значение. Предлагал заменить классно-урочную си­стему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие ти­пов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал разви­тие и воспитание характера и воли. Ввел в русскую педагогику понятие «пед. процесса» как целостного явления, в к-ром биологическое и соц., индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрел независимость в своей деятельности, а учащие­ся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство, общество. Считал, что улучшение мате­риального и правового положения учителя привлечет к этой профессии способных людей. Одним из первых дал систематическое изложение развития русской педагогики за весь период ее существования. Соединяя историю педагогики с общей историей, по­нимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами.

КВИНТИЛИАН Марк Фабий(ок. 35 — ок. 96) — древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. Открыл в Риме собствен­ную риторическую школу для юношей, к-рая вскоре стала госу­дарственной. К. — первый учитель, получавший жалованье из госу­дарственной казны. В своей главной книге «Воспитание оратора» изложил мысли о воспитании детей и подростков. В дошкольном возрасте рекомендовал широко использовать игры и следить за ре­чью детей. Высоко ценил школу, где считал полезным проводить коллективные занятия в небольших группах, соревнования, под­держивать дисциплину, но не прибегать к физическим наказани­ям. Верил в силу воспитания и от учителя требовал быть простым, терпеливым, старательным, не раздражительным, но и не потвор­ствующим тем, кто нуждается в исправлении, не скучным, но и нерасточительным на похвалы, испытывать родительские чувства к воспитанникам. Наметил стадии метода обучения: подражание, теоретическое наставление, упражнение — и требовал сочетать за­учивание с размышлением.

КОНЦЕПЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ(от лат. conceptio - понима­ние, восприятие, система) — система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в раз­личных типах учебных заведений, определенный способ понима­ния целей, задач, организации образовательных программ.

КРИТЕРИЙ— признак, на основании к-рого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера сужде­ния, оценки к.-л. явления. Разработка критериев тех или иных яв­лений в педагогике представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ— способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стан­дартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Формирование К. м. — одна из актуальнейших задач современного обучения.

КРУГОЗОР— объем интересов, знаний человека.

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛО­ВЕКА— концепция психического развития человека, разрабо­танная в 20—30-е годы Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурии. Эта теория утверждает примат в пси­хическом развитии человека соц. начала над началом натурально-биологическим. По Выготскому, детерминация онтогенетического развития человека имеет следующие этапы: коллективная деятель­ность и общение — культура (знания) — присвоение культуры (обучение и воспитание) — индивидуальная деятельность — психическое развитие человека. В разные эпохи и в разных культурах эта абстрактная структура наполняется конкретным содержанием, придающим историческое своеобразие развитию психики индивида.

ЛЕСГАФТ Петр Францевич(1837—1909) — русский педагог и общественный деятель, анатом и врач, автор научной системы физического воспитания. Основные пед. работы: «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста», «Семей­ное воспитание ребенка и его значение». Построил теорию фи­зического воспитания, принципом к-рой является единство фи­зического и умственного развития, что давало ему возможность рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического воспитания, но также и умственного, этического и эстетического. Создал теорию и практику подго­товки кадров по физическому образованию. Внес вклад в разви­тие женского пед. и мед. образования. Предложил свою типоло­гию детей.

МАГИСТР(от лат. magister — начальник, учитель) — академическая степень, присваиваемая в высших учебных заведениях. В Средние века в Западной Европе магистрами были преподаватели «семи свободных искусств», а впоследствии — выпускники философских факультетов университетов. В некоторых странах и в настоящее время присуждается степень М. после окончания университета, дополнительного курса обучения и защиты диссертации. В отечественной системе образования подобная степень появилась в 90-х годах XX столетия. Делается попытка введения западной системы подготовки специалистов через систему бакалавриата и магистратуры, но в иной интерпретации: как ступени получения высшего образования.

МАКАРЕНКО Антон Семенович(1888 — 1939) — советский пе­дагог. Основные работы: «Педагогическая поэма», «Флаги на баш­нях», «Книга для родителей», «Методика организации воспи­тательного процесса» и др. Осуществил беспримерный в пед. прак­тике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников. Выступал с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм. В своей работе руководствовался прин­ципом диалектического единства личности и общества и веры в творческие силы человека, сумел соединить обучение и воспи­тание детей и подростков с производительным свободным твор­ческим трудом. Является одним из теоретиков коллективного вос­питания, разработал его принципы: воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства дол­га, чести, воли, характера и дисциплины. Вопросы полового вос­питания предложил не выделять из общей системы воспитания гражданина.

МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА— система диффе­ренцированного обучения, возникшая в начале XX в. в народных школах Германии. Предусматривала 4 вида классов: для детей со средними способностями; для малоспособных (классы развития); для умственно отсталых (вспомогательные классы); переходные классы иностранных языков для наиболее способных, желающих продолжать образование в реальных школах и гимназиях. В насто­ящее время активно возрождается методика дифференциации обу­чения по классам.

МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ(англ. marketing, от market — рынок, сбыт) — процесс определения ценообразования, планирования, продвижения и реализации образовательных услуг организациям и отдельным лицам. Включает мониторинг и анализ рынка образовательных услуг с целью разработки новых и совершенствования существующих, чтобы обеспечивать им конкурентоспособность.

МОНТЕССОРИ Мария(1870—1952) - итальянский педагог, сторонник свободного воспитания. Основные пед. работы: «Дом ребенка», «Метод научной педагогики». М. исходила из того, что ребенок как активное существо по природе своей способен к самостоятельному спонтанному развитию. Поэтому задача воспитателя заключается лишь в том, чтобы поставлять ребенку «пищу», к-рая ему необходима для саморазвития. Основа обучения дошкольника и младшего школьника, по мнению М., сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Органично использовала игру в процессе обучения. Разработала интересный дидакти­ческий материал для занятий детей. Умственное воспитание фак­тически сводила к развитию органов чувств.

МОРТомас (1478—1535) — англ. мыслитель, гуманист, родо­начальник утопического социализма. В своей основной работе «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» нарисовал картину идеального общественного строя. Государство заботится о воспитании детей, к-рое является всеобщим и равным для маль­чиков и девочек. Преподавание ведется на родном языке. Поми­мо преподавания основных школьных предметов учащимся Уто­пии даются знания в области музыки, диалектики, астрономии. Большое значение М. придавал воспитанию подрастающего по­коления в духе гуманистической морали, его гармоническому физическому воспитанию путем занятий гимнастикой и воен­ными упражнениями и подготовкой к трудовой деятельности. Земледелие изучается теоретически в школе и практически на полях. Физический труд обязателен для всех. Умственными за­нятиями занимается небольшая часть населения — ученые, ос­вобожденные от физического труда, но до тех пор, пока оправ­дывают возложенные на них надежды. В противном случае они возвращаются к ремеслу и земледелию. Все взрослое население Утопии в часы досуга в библиотеках и музеях занимается само­образованием.

ОБРАЗОВАНИЕ— 1) процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). О. получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т. е. при­обретение системы знаний самостоятельно; 2) специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека; 3) процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом; 4) многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности как таковой; 5) формирование образа мыслей, действий человека в обществе; создание человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью, раскрываемой в каждый конкретный исторический отрезок до определенного уровня (Н. П. Пи-щулин).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ— образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руко­водства деятельностью обучаемых, модели группирования уче­ников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ- набор соответствующих учебных дисциплин и интегративных курсов, к-рые включены в учебный план общеобразовательной школы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВНЕШНЯЯ СРЕДА-совокупность разнородных природно-климатических, демогра­фических, экологических, соц.-экономических, политических факторов, оказывающих влияние на внутренние характеристики образовательной системы того или иного региона.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ- документы, опреде­ляющие содержание образования определенного уровня и направ­ленности, включающие общеобразовательные (основные и допол­нительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС- совокупность учебно-вос­питательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

ОБУЧЕНИЕ— 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

ОУЭН Роберт (1771—1858) — англ. социалист-утопист. Основ­ные работы: «Об образовании человеческого характера», «Книга нового нравственного мира» и др. Полагал, что начало качествен­но новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии — мо­жет быть положено лишь соответствующим воспитанием людей. Во всех недостатках современников считал виноватой соц. среду — капитализм, замена к-рого на социализм будет способствовать из­менению к лучшему человеческих нравов. Развивал идею соедине­ния обучения с производительным трудом детей. Утверждал, что только общественное воспитание в коммунистических общинах будет способствовать формированию всесторонне развитых людей. Выступал за антирелигиозное светское образование. В течение жизни неоднократно пытался реализовать свои идеи: в Нью-Лэ-нарке (Шотландия) создал «Новый институт для образования характера», в к-рый входили «Школа для маленьких детей», состоящая из яслей и детсада, а также начальная школа для детей 5—10 лет. По вечерам в «Новом институте» проводились занятия для подростков, работающих на фабрике, для взрос­лых устраивались лекции, культурные развлечения и консуль­тации. Принципу всестороннего развития и соединения обуче­ния с производительным трудом О. следовал, создавая опыт­ные коммунистические колонии «Новая гармония» в США, Орбистон, Гармон-холл в Великобритании.

ПЕДАГОГИКА— 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, орга­нически связанные с законами развития общественных отноше­ний и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирова­ния подрастающих поколений, особенности и условия орга­низации пед. процесса; 2) совокупность теоретических и при­кладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в про­цессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с само­воспитанием, самообразованием и самообучением и направлен­ных на развитие человека; 4) учебный курс, к-рый преподается в пед. учебных заведениях и др. учреждениях по профилирующим программам.

Педагогика вальдорфская— научно-практическое направление в воспитании и обучении, разработанное Рудольфом Штейнером (1861—1925) на основе антропософии, мистического учения о че­ловеке, его единстве с духовной основой Вселенной. Цель П. в. — посредством соответствующего воспитания, включающего обуче­ние медитации, музыке, эвритмии (разработанному Р. Штейне­ром и его последователями искусству телесных движений, сопро­вождающих речь или музыку) и др., помочь ребенку избрать свой жизненный путь, раскрыть свой способности и свойства. В насто­ящее время в мире существует около 500 вальдорфских школ (от­крыты они и в нашей стране) и 1000 детских садов. Педагогика гуманистическая— направление в современной те­ории и практике воспитания, возникшее в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. в США как пед. воплощение идей гуманистиче­ской психологии. На Западе наиболее яркие ее представители — К. Роджерс, Р. Барт, Ч. Ратбоун и др. Основная тенденция этого пед. направления — придать образованию личностно ориентиро­ванный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обу­чении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным. Своих целей П. г. достигает путем создания эмоционально стимулирующей школьной учеб­ной среды, поощрения инициативы учащихся, установления кон­структивных межличностных отношений в классе; разработки об­разовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместного обсуждения учи­телем и учащимися проблем познавательного процесса и спосо­бов его оценки, отказа от использования отметки как формы дав­ления на учащихся. Такое построение пед. взаимодействия позволяет использовать различные формы учебной работы — от гибких и спонтанных на этапе самоопределения учащихся и формирования у них познавательных интересов до достаточно жестких, опираю­щихся на устойчивую мотивацию и потребности детей.

 «Педагогика свободы»— педагогика, направленная на разработку средств, помогающих человеку в саморазвитии, самоопределении и самореализации. Рассматривает ребенка как уникальную духовную самость (см. Воспитание свободное). Педагогика сотрудничества— направление в отечественной педагогике, в к-ром в середине 70-х годов стали возрождаться прогрессивные гуманистические идеи. Основными положениями П. с. являются отношения сотрудничества и взаимодействия с воспитан­никами, учение без принуждения, идеи трудной цели, опоры, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа и самооцен­ки, создания высокого интеллектуального фона в классе, личностного подхода.

Педагогика социальная— отрасль педагогики, исследующая воз­действие соц. среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий соц. среды. П. с. изучает проблемы социологии воспитания, социально-педагогической виктимологии, философии, теории, психологии и методики соц. воспитания. Термин введен нем. педагогом А. Дистервегом в XIX в. В нашей стране ведущими специалистами в области П. с. считают A. С. Макаренко, С. Т. Шацкого.

Педагогика эволюционная— педагогика, в к-рой обучение рас­сматривается как процесс познавательной деятельности, соответ­ствующий естественным законам развития ребенка. Стремление к познанию, согласно П. э., присуще ребенку от рождения, но оно проявляется в том случае, если нет принуждения, под влиянием здоровых человеческих стремлений, природной любознательнос­ти, интереса к предмету изучения. Разрабатывалась русским педа­гогом XIX в. В. П. Вахтеровым.

Педагогика экспериментальная— одно из направлений, воз­никшее в западной педагогике на рубеже XIX и XX вв. Наиболее известными его представителями были нем. психологи и педагоги B. Лай, Э. Мейман, амер. С. Холл, Э. Торндайк, русский психолог А. Я. Нечаев. Основными методами исследования являлись длительное наблюдение за пед. процессом, эксперимент, изучение детских работ. В центре внимания находились вопросы, связанные с изучением самого ребенка. П. э. легла в основу педологии, получившей широкое распространение в нашей стране в 20—30-х годах.

ПРИНЦИП ЕСТЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ- последо­вательное стремление придать воспитанию и обучению характер, сообразный природе ребенка, и обеспечить развитие заложенных в нем потенций.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ- процесс закономерного изме­нения личности в результате ее социализации. Обладая природ­ными анатомо-физиологическими предпосылками к становле­нию личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижения­ми человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса спо­собности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действи­тельностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в дея­тельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую соц. среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. При успешном прохождении интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у лич­ности появляются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределение, требовательность к себе и др. и т.д.

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722—1794) — украинский фи­лософ, поэт, просветитель-гуманист. Выступил против официаль­ной религии и церковной схоластики, обратившись к природе, человеку и его разуму. Говорил о необходимости гармонического воспитания юношества, согласно природным склонностям; о рас­пространении образования в народных массах, борьбе со схолас­тикой, с предрассудками и суевериями. Требовал для женщин равного с мужчинами образования.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО (в пед.) — идеология, не принимав­шая рационализма и индивидуализма западной педагогики, ста­вившая вопрос о специфическом для России взгляде на воспита­ние как на целостное развитие человека, взятого в контексте его нравственно-религиозных чувств и воззрений. Человеческая ин­дивидуальность представителями С. рассматривалась прежде всего с позиций соборности.

СОРОКА-РОСИНСКИЙ Виктор Николаевич (1882-1960) -русский и советский психолог и педагог-гуманист. Основные ра­боты: «Психология в России», «Психология и самовоспитание», «Нат Пинкертон и детская литература», «Путь русской нацио­нальной школы», «Национальное и героическое воспитание», «Детский дом», «Трудновоспитуемые», «Школа им. Достоевско­го» и др. Внес большой вклад в теорию и практику воспитания трудных детей. Решительно выступал против понимания таких де­тей как морально или психически дефективных. В работе с ними важнейшее значение придавал личности педагога, его примеру. Предложил классификацию учителей на основе ценностных ори­ентации: теоретисты, реалисты и утилитаристы, артисты, интуи­тивисты. Считал, что к учителю тоже нужен индивидуальный под­ход.

СОФИСТЫ— платные преподаватели философии, математи­ки, мифологии, поэтики, этики, политики и особенно риторики в Древней Греции периода расцвета афинской демократии. Они выдвинули идеал способного или сильного человека, ориентированного на достижение личного успеха. В процессе обучения крас­норечию впервые стали разрабатывать вопросы стиля и способ­ствовали развитию грамматики. Именно у С. впервые воспитание понимается как особая сфера человеческой деятельности.

СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович(1918—1970) — со­ветский педагог. Основные работы: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива», «Родина в сер­дце», «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодым ди­ректором» и др. Был сторонником коллективного воспитания, с акцентом на внимании к отдельному ребенку. Отдавал приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нрав­ственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзыв­чивость, сострадательность, любовь к матери и др. членам семьи. Одной из самых трудных групп для пед. воздействия считал так называемых «незаметных детей». Стержневая идея всей пед. систе­мы С. — развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребенке. В воспитании большую роль отводил природе и красоте. Одним из первых в стране заговорил об обучении шести­леток.

СХОЛАСТИКА— господствующее направление в средневеко­вой философии, представители к-рого считали своей задачей те­оретическое обоснование догм христианской религии. Способство­вала развитию формально-логического анализа. Оказала решающее влияние на содержание и методы всего средневекового образова­ния, особенно университетского. Являясь своеобразной системой мышления, С, при всем своем догматизме и казуистике, побуж­дала занимающихся ею к скрупулезному анализу текстов признан­ных церковью авторов, развивала способность формально-логи­чески мыслить и приучала к точности выражения мыслей.

СЦИЕНТИЗМ— абсолютизация роли науки, научных знаний (прежде всего естественных наук, математики) в системе культу­ры, в идейной жизни общества; мировоззрение, рассматривающее науку, ее успехи как главный фактор прогресса в истории и средство решения соц. проблем.

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ (трансакционный) — направление в психологии, разработанное в 50-е годы амер. психологом и пси­хиатром Э.Берном. Рациональный метод понимания поведения на основе трех состояний Я родитель, взрослый и ребенок. Транс-актный подход в работе учителя проявляется в том, что он умеет строить общение с учащимися и от себя к ним, и от них к себе по законам Т. а., анализировать ситуации взаимодействия с воспи­танниками на основе трех психических состояний, что помогает ему понять специфику общения с ними.

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич(1823-1870) - вели­кий русский педагог, один из основоположников пед. науки и народной школы в России. Основные работы: «Человек как пред­мет воспитания», «Родное слово», «О пользе педагогической ли­тературы», «О народности в общественном воспитании», «Три эле­мента школы», «Детский мир» и др. Основой пед. системы У. стали требование демократизации народного образования и идея народ­ности воспитания. В дидактике утвердил идею воспитывающего обучения, разработал принципы содержания учебного материала и методы обучения применительно к особенностям умственного развития ребенка. Поддерживал и развивал основы классно-уроч­ной системы обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте, к-рый значительно облегчил обучение детей чтению и письму. Од­ним из первых разрабатывал основы пед. антропологии.

ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ— трактовка сущности воспи­тания, его принципов и ценностей как взаимодействие общече­ловеческого, конкретно-исторического и национального компо­нентов культуры в процессе становления личности и передачи ей культурных ценностей.

ФИЛОСОФИЯ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО- научное направление, к-рое на основе знаний об объективном состоянии и потребностях общества, полученных социологией воспитания и социально-пед. виктимологией, ставит ряд фундаментальных воп­росов, предлагает варианты их решения, к-рые могут сделать ус­пешной интеграцию сил общества с целью повышения культур­ного уровня народа.

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ- общая теория, рассматри­вающая образование с позиций аксиологии, онтологии, гносео­логии, антропологии как особую область социокультурной гума­нитарной практики, функционирующую на принципах сочетанияиндивидуального и соц. в образовании, целостности, универсально­сти и фундаментальности, профессионализма и нравственности, гуманизации и гуманитаризации, единства национально-государствен­ных и общемировых начал в образовании (подход, разрабатываемый Н. П. Пищулиным и Ю. А. Огородниковым).

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ- процесс развития и ста­новления личности под влиянием внешних воздействий воспита­ния, обучения, соц. среды; целенаправленное развитие личности или к.-л. ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта обще­ственных отношений.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 193.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...