Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинар №5.Развитие зарубежной педагогики и философии в конце XVIII – начале XX вв.
Цель семинара: проследить основные этапы развития и формирования педагогических концепций в западной педагогике в конце XIX – начале XX вв. Вопросы для обсуждения 1.Теории «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо. 2.Педагогическая теория и деятельность И.Г. Песталоцци. 3.Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. 4.Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега. 5.Социально-философские взгляды и просветительская деятельность Р. Оуэна. 6.Формирование в XIX в. идей «трудовой школы». 7.Движение «новых школ» в Европе и Северной Америке. 8.Авторские педагогические системы первой половины ХХ в. 9.Формирование к началу ХХ века основных современных теорий воспитания и развития личности.
Список практических заданий 1. Установите соответствие
2. Распределите в правильной последовательности ступени обучения (по И. Гербарту): а) система б) ассоциация в) метод г) ясность
3. Ответьте письменно на вопросы. Почему Эмиль в романа Руссо «Эмиль, или О воспитании» воспитывается не в обществе, а на лоне природы? Изложите суть идеи Ф.А. Дистервега о культуросообразности воспитания. В чём состоит суть теории элементарного образования И.Г. Песталоцци? Как вы думаете, концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо – «свободное воспитание или педагогика манипулирования»? Какие идеи Ж.Ж. Руссо актуальны сегодня в свете гуманистической парадигмы образования и почему?
4. Выберите правильный вариант. Кем была главная героиня романа Песталоцци «Лингард и Гертруда»? а) гувернанткой; б) революционеркой; в) простой крестьянкой; г) женой каменщика. Кто определял высшую цель воспитания как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру»? а) Гербарт; б) Дистервег; в) Песталоцци; г) Оуэн. 5. Заполните таблицу
6. Перечислите новые формы обучения, появившиеся во 2-й половине ХХ в. Воспользуйтесь изданием: Латышина Д И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 2003. С. 585-588. 7. «Плохой учитель сообщает истину, хороший учитель учит находить её». Насколько верно это высказывание А. Дистервега применительно к современной школе? 8. Оформите биографический лист о И.Г. Песталоцци. 9. Работа в подгруппах. А) Сравните концепции духовно-нравственного воспитания Я.А.Коменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф.Гербарта, попытайтесь представить их взгляды как известную целостность. Б) Сопоставьте позиции И.Г. Песталоцци и И.Ф.Гербарта в реализации идеи развивающего обучения, в трактовке соотношения формального и материального образования. В) Сравните модели «школы учебы» и «школы культуры», соотнесите эти модели с идеей воспитывающего обучения. Г) Дайте сравнительную характеристику педагогических идей Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Ж) Дайте сравнительную характеристику педагогических систем И.Ф.Гербарта и А. Дистервега. 10. Защита проекта «Один день в школе (Германии, Франции, Италии, Англии и др.) в середине XIX века»
Реферат (доклад) на тему: 1.Теория и практика воспитания дошкольников Ф. Фрёбеля. 2.«Гуманное бунтарство» Януша Корчака. 3.«Мир детства» Марии Монтессори. 4.Идеи свободного воспитания Эллейн Кей. 5.Психология Поля Лапи. 6.Мистико-антропологическая концепция педагога Рудольфа Штайнера. 7.Функциональная педагогика (Э. Клапаред, А. Ферьер, с. Френе). Список литературы: 1. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с. 2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Попов ; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с. 3. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования : учеб.пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с. 4. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб.пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с. 5. Корнетов, Г.Б. педагогическая система И.П. Песталоцци/ Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2007. – №3. – С. 48-58. 6. Корнетов, Г.Б. Теория естественного воспитания Жан-Жака Руссо / Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2008. – №2. – С. 21-24. 7. Корнетов, Г.Б. Феномен исторически первого типа образования / Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2007. – №2. – С. 3-8.
Модуль 3 «Формирование и развитие гуманистических традиций отечественной педагогики» Семинар №6.Воспитание и образование на Руси с древнейших времен до XVII в. Цель семинара:получить представление о развитии педагогической мысли и образования в отечественной педагогике до XVII в. Вопросы для обсуждения 1. Зарождение педагогической мысли в Древней Руси. 2. Формирование на Руси традиций народной педагогики. Фольклор и народные игрушки как средство воспитания в народной педагогике. 3. Утверждение православия на Руси, традиции русской православной педагогики. Роль церкви в воспитании и образовании на Руси. 4. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы. 5. Развитие образования в Русском государстве в XIV – XVII вв.
Список практических заданий 1. Проанализировать и представить особенности древнерусской народной педагогики в фольклорных произведениях. 2.Проанализировать и представить взаимосвязь между культурой и обра- зованием древнерусского государства и остальной Европы. 3. Прокомментируйте утверждения западных историков, что русские в средние века в массе своей были невежественными варварами. 4. Мини-диспут «Домострой» - «методическое пособие» по авторитарному семейному воспитанию. 5.Заполните таблицу:
Реферат (доклад) на тему: 1.Воспитание и обучение у древних славян. 2.Ремесленное ученичество в XVII в. Список литературы: 1. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с. 2. Никулин, Н.Н. Развитие идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.Н.Никулина. – Белгород , 2003 г. – 171 с. 3. Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Попов ; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с. 4. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования : учеб.пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с. 5. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб.пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с. 6. Штец, А.А. Обучение грамоте в Древней Руси: X-XV вв. / А.А. Штец //Нач. шк. плюс: до и после. – 2008. – №№3,4,5.
Семинар №7. Образование и педагогическая мысль в России XVIII – начала XX вв. Цель семинара:получить представление о развитии педагогической мысли и образования в отечественной педагогике в период XVIII – начала XX вв.
Вопросы для обсуждения
1. Становление светской государственной школы в России в XVIII веке. Реформы Петра I в области образования. 2. Просветительская деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова. 3. Философско-педагогические воззрения Л.Н. Толстого. 4. Вклад К.Д. Ушинского в развитие педагогической теории и практики. 5. Вклад Н.А. Корфа и Н.Ф. Бунакова в развитие общественной народной школы. 6. Развитие церковноприходского типа образования в педагогическом опыте С.А. Рачинского. 7. Система образования в предреволюционной России (начало XX в.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 282. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |