Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар №5.Развитие зарубежной педагогики и философии в конце XVIII – начале XX вв.




Цель семинара: проследить основные этапы развития и формирования педагогических концепций в западной педагогике в конце XIX – начале XX вв.

Вопросы для обсуждения 

1.Теории «свободного воспитания» Ж.-Ж. Руссо.

 2.Педагогическая теория и деятельность И.Г. Песталоцци. 

3.Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.

4.Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега.

5.Социально-философские взгляды и просветительская деятельность Р. Оуэна.

6.Формирование в XIX в. идей «трудовой школы».

7.Движение «новых школ» в Европе и Северной Америке. 8.Авторские педагогические системы первой половины ХХ в.

9.Формирование к началу ХХ века основных современных теорий воспитания и развития личности.

 

Список практических заданий

1. Установите соответствие

Педагог   Педагогический труд
1. Иоганн Песталоцци   1. «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания»
2. Иоганн Гербарт   2. «Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера»
3. Адольф Дистервег   3. «Дневник отца»
4. Роберт Оуэн   4. «Руководство к образованию немецких учителей»

2. Распределите в правильной последовательности ступени обучения (по И. Гербарту):

а) система 

б) ассоциация  

в) метод  

г) ясность

 

3. Ответьте письменно на вопросы.

Почему Эмиль в романа Руссо «Эмиль, или О воспитании» воспитывается не в обществе, а на лоне природы?

Изложите суть идеи Ф.А. Дистервега о культуросообразности воспитания.

В чём состоит суть теории элементарного образования И.Г. Песталоцци?

Как вы думаете, концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо – «свободное воспитание или педагогика манипулирования»?

Какие идеи Ж.Ж. Руссо актуальны сегодня в свете гуманистической парадигмы образования и почему?

 

4. Выберите правильный вариант.

Кем была главная героиня романа Песталоцци «Лингард и Гертруда»?

а) гувернанткой;     

б) революционеркой;          

в) простой крестьянкой;

г) женой каменщика.

Кто определял высшую цель воспитания как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру»?

а) Гербарт;                    

б) Дистервег;

в) Песталоцци;                  

г) Оуэн.

5. Заполните таблицу

Представители зарубежной педагогической мысли конца ХIХ – первой половины ХХ в. Основные педагогические идеи
М. Монтессори  
Дж. Дьюи  
К. Роджерс  

 

6. Перечислите новые формы обучения, появившиеся во 2-й половине ХХ в. Воспользуйтесь изданием: Латышина Д И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 2003. С. 585-588.

7. «Плохой учитель сообщает истину, хороший учитель учит находить её». Насколько верно это высказывание А. Дистервега применительно к современной школе?

8. Оформите биографический лист о И.Г. Песталоцци.

9. Работа в подгруппах.

А) Сравните концепции духовно-нравственного воспитания Я.А.Коменского,

И.Г. Песталоцци, И.Ф.Гербарта, попытайтесь представить их взгляды как известную

целостность.

Б) Сопоставьте позиции И.Г. Песталоцци и И.Ф.Гербарта в реализации идеи развивающего обучения, в трактовке соотношения формального и материального образования.

В) Сравните модели «школы учебы» и «школы культуры», соотнесите эти модели с идеей воспитывающего обучения.

Г) Дайте сравнительную характеристику педагогических идей Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо.

Ж) Дайте сравнительную характеристику педагогических систем И.Ф.Гербарта и А. Дистервега.

10. Защита проекта «Один день в школе (Германии, Франции, Италии, Англии и др.) в середине XIX века»

       

Реферат (доклад) на тему:

1.Теория и практика воспитания дошкольников Ф. Фрёбеля.

2.«Гуманное бунтарство» Януша Корчака.

3.«Мир детства» Марии Монтессори.

4.Идеи свободного воспитания Эллейн Кей.

5.Психология Поля Лапи.

6.Мистико-антропологическая концепция педагога Рудольфа Штайнера.

7.Функциональная педагогика (Э. Клапаред, А. Ферьер, с. Френе).

Список литературы:

1. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.

2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Попов ; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с.

3. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования : учеб.пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.

4. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб.пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.

5. Корнетов, Г.Б. педагогическая система И.П. Песталоцци/ Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2007. – №3. – С. 48-58.

6. Корнетов, Г.Б. Теория естественного воспитания Жан-Жака Руссо / Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2008. – №2. – С. 21-24.

7. Корнетов, Г.Б. Феномен исторически первого типа образования / Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2007. – №2. – С. 3-8.

 

Модуль 3 «Формирование и развитие гуманистических традиций отечественной педагогики»

Семинар №6.Воспитание и образование на Руси с древнейших времен до XVII в.

Цель семинара:получить представление о развитии педагогической мысли и образования в отечественной педагогике до XVII в.

Вопросы для обсуждения 

1. Зарождение педагогической мысли в Древней Руси.

2. Формирование на Руси традиций народной педагогики. Фольклор и народные игрушки как средство воспитания в народной педагогике.

3. Утверждение православия на Руси, традиции русской православной педагогики. Роль церкви в воспитании и образовании на Руси.

4. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы.

5. Развитие образования в Русском государстве в XIV – XVII вв.

 

Список практических заданий

1. Проанализировать и представить особенности древнерусской народной педагогики в фольклорных произведениях.

2.Проанализировать и представить взаимосвязь между культурой и обра-

зованием древнерусского государства и остальной Европы.

 3. Прокомментируйте утверждения западных историков, что русские в

средние века в массе своей были невежественными варварами.

4. Мини-диспут «Домострой» - «методическое

пособие» по авторитарному семейному воспитанию.

 5.Заполните таблицу:

 

Памятники литературы Краткая характеристика
«Поучения Владимира Мономаха»    
«Домострой»  

Реферат (доклад) на тему:

1.Воспитание и обучение у древних славян.

2.Ремесленное ученичество в XVII в.

Список литературы:

1. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.

2. Никулин, Н.Н. Развитие идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.Н.Никулина. – Белгород , 2003 г. – 171 с.

3. Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Попов ; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с.

4. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования : учеб.пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.

5. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб.пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.

6. Штец, А.А. Обучение грамоте в Древней Руси: X-XV вв. / А.А. Штец //Нач. шк. плюс: до и после. – 2008. – №№3,4,5.

 

 

Семинар №7. Образование и педагогическая мысль в России XVIII – начала XX вв.

Цель семинара:получить представление о развитии педагогической мысли и образования в отечественной педагогике в период XVIII – начала XX вв.

 

Вопросы для обсуждения 

 

1. Становление светской государственной школы в России в XVIII веке. Реформы Петра I в области образования.

2. Просветительская деятельность М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова.

3. Философско-педагогические воззрения Л.Н. Толстого.

4. Вклад К.Д. Ушинского в развитие педагогической теории и практики.

5. Вклад Н.А. Корфа и Н.Ф. Бунакова в развитие общественной народной школы.

6. Развитие церковноприходского типа образования в педагогическом опыте С.А. Рачинского.

7. Система образования в предреволюционной России (начало XX в.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...