Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Список практических заданий




1. Схематизация и соотношение понятий «духовность», «духовные ценности», «ценностные ориентации» (общечеловеческие, национальные, индивидуальные), «экология духа», религиозная и светская духовность в их отношении к образованию и воспитанию.

2. Раскройте трактовки образования как способа социального наследования

(обратите внимание на понятия культурологии: «универсалии», «жизнесмыслы», «стереотипы», «традиции»; на связь базовых идей

цивилизационных культур и педагогики).

3. Попытайтесь выделить ведущие идеи философии образования, «выводимые» из духовных ценностей культуры постиндустриального общества, являющиеся базовыми основаниями формирующейся в современной педагогике гуманистической парадигмы.

 

Реферат (доклад) на тему:

1.Общечеловеческое, национальной и индивидуальное в образовании.

2.Готовность к свободе как проблема воспитания и образования.

3.Философское толкование принципов обучения и воспитания

 

Список литературы:

1. Вершинина, Н.А. История педагогики как науковедческая дисциплина/ Н.А. Вершинина // Изв.Рос.гос.пед.ун-та им. А.И. Герцена Сер. Психол.-пед.науки. - 2007. - №8.- С.56-68. - С. 2007.

2. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.

3. Никулин, Н.Н. Развитие идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.Н.Никулина. – Белгород , 2003 г. – 171 с.

4. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования : учеб.пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.

5. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб.пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.

 

Модуль 2 «Гуманистическая традиция в педагогике западной цивилизации. История зарубежной школы и педагогики»

 

Семинар №3.Воспитание и педагогическая мысль в Древнем мире. Зарождение идеи о всестороннем развитии человека.

Цель семинара: формирование представления о развитии педагогической мысли в Древнем мире

 

Вопросы для обсуждения 

 

1.Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока.

2.Философско-педагогическая мысль Древней Греции.

3.Спартанская и афинская системы воспитания.

4.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

5.Зарождение христианской традиции воспитания.

Список практических заданий

1. Заполните таблицу:

 

Название школы Основные педагогические идеи
Шумерские школы  
Школы в Древнем Египте    
Школы в Древнем Иране  
Школы в Древней Индии  
Школы в Древнем Китае  

2. Как Вы понимаете следующие высказывания античных философов?

«Познай самого себя» (Сократ );

«О каждой вещи бывает два совершенно противоположных мнения» (Протагор);

«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит);

«Живи незаметно. Кому не довольно малого, тому всего мало» (Эпикур)

3. Сравните жизнесмыслы основных универсалий полисного сознания с

жизнесмыслами сознания афинского общества периода культурного расцвета

Афин. Какова роль афинской системы образования в изменении ценностей

общественного сознания?

4. Сопоставьте спартанскую и афинскую системы воспитания по следующим характеристикам: государство и образование, цель воспитания, воспитание и личность воспитанника, образцы Учительства и Ученичества. Сравните модели педагогического процесса (цель, проектирование, результат).

5. В каких фактах, идеях Вы усматриваете зарождение гуманистической традиции? Что из духовного опыта древних греков живёт в современных представлениях в области воспитания и образования?

6. Выберите правильный вариант.

Кто является автором следующего высказывания: «Прекрасна та деревня, в которой господствует человечность»:

а) Хаммурапи;

б) Соломон;

в) Конфуций.

«Бхагавадгита» - это

а) памятник религиозно-философской мысли Древней Индии;

б) первый в мире учебник;

в) великий индийский жрец.

Палестра – это:

а) школа состязаний;

б) грамматическая школа;

в) музыкальная школа.

Женское воспитание в Спарте:

а) ничем не отличалось от мужского;

б) отличалось менее жесткой дисциплиной по сравнению с мужским;

в) являлось необязательным.

Реферат (доклад) на тему:

1.Зарождение элементов педагогической теории в древней Греции.

2.Философы о природе человека, природосообразности воспитания, об отношении «государство-воспитание».

 

Список литературы:

 

1. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.

2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Попов ; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с.

3. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования : учеб.пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.

4. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб.пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.

 

 

Семинар №4. Образование и его философские аспекты в Европе в средние века. Философия и педагогика эпохи Просвещения

 

Цель семинара: актуализировать знания о развитии педагогической мысли в Европе в средние века и эпоху Возрождения

 

Вопросы для обсуждения 

1. Религиозно-нравственные ценности и христианская философия Средневековья.

2. Сословный характер образования в средние века.

3. Роль церкви в средневековом образовании.

4. Первые университеты.

5. Философские взгляды и педагогическая теория Я.А. Коменского.

6. Философские и педагогические идеи Дж. Локка.

Список практических заданий

1. Заполните таблицу:

Представители эпохи Возрождения Основные педагогические идеи
Витторино да Фельтре (1378-1446)  
Франсуа Рабле (1483-1553)    
Эразм Роттердамский (1469-1536)  
Томмазо Кампанелла (1568-1639)  

2. Оформите биографический лист о Я.А. Коменском по следующему образцу.

Ян Амос Коменский

Годы жизни _________________

Основные труды Коменского

Название труда Время создания
   

 

 

Основные этапы жизни

и педагогической деятельности

 

Содержание этапа Временной период
   
   

 

Научные идеи и методические разработки Коменского, существенно обогатившие педагогику

 

 
 
 

 

3. Работа в подгруппах.

А) Дайте сравнительный анализ модели педагогического процесса, характерной для теории Я.А. Коменского с моделью «школы учёбы».

Подготовьтесь к обсуждению вопроса: Какие идеи Коменского живут в теории и практике современной гуманистической школы?

Б) Попытайтесь сравнить теории Локка с педагогической системой

Коменского с точки зрения трактовок цели воспитания. Что, на Ваш взгляд,

утрачено и что приобретено?

В) Сравните концепции духовно-нравственного воспитания Коменского,

Песталоцци, Гербарта, попытайтесь представить их взгляды как известную

целостность.

Г) Сопоставьте позиции Песталоцци и Гербарта в реализации идеи развивающего обучения, в трактовке соотношения формального и материального образования.

Д) Сравните модели «школы учебы» и «школы культуры», соотнесите эти модели с идеей воспитывающего обучения.

4. Выберите правильный вариант.

В каком веке появились первые университеты?

а) в X веке;

б) IXвеке;

в) XIIвеке.

Автором книги «Город Солнца» является:

а) Франсуа Рабле;

б) Эразм Роттердамский;

в) Томмазо Кампанелла.

Создателем «Дома радости» является:

а) Томмазо Кампанелла;

б) Эразм Роттердамский;

в) Витторино да Фельтре.

Средневековый университет включал следующие четыре факультета:

а) артистический, богословский, медицинский, юридический;

б) исторический, философский, медицинский, юридический;

в) медицинский, иностранных языков, исторический, философский.

Реферат (доклад) на тему:

1.Основные идеи и педагогическая теория Дж. Локка.

Список литературы:

1. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - М.: Сфера, 2001. - 512с.

3. Корнетов, Г.Б. Панпедия Яна Амоса Коменского / Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2008. – №1. – С. 27-31.

4. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования : учеб.пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.

5. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб.пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 373.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...