Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Список практических заданий
1. Схематизация и соотношение понятий «духовность», «духовные ценности», «ценностные ориентации» (общечеловеческие, национальные, индивидуальные), «экология духа», религиозная и светская духовность в их отношении к образованию и воспитанию. 2. Раскройте трактовки образования как способа социального наследования (обратите внимание на понятия культурологии: «универсалии», «жизнесмыслы», «стереотипы», «традиции»; на связь базовых идей цивилизационных культур и педагогики). 3. Попытайтесь выделить ведущие идеи философии образования, «выводимые» из духовных ценностей культуры постиндустриального общества, являющиеся базовыми основаниями формирующейся в современной педагогике гуманистической парадигмы.
Реферат (доклад) на тему: 1.Общечеловеческое, национальной и индивидуальное в образовании. 2.Готовность к свободе как проблема воспитания и образования. 3.Философское толкование принципов обучения и воспитания
Список литературы: 1. Вершинина, Н.А. История педагогики как науковедческая дисциплина/ Н.А. Вершинина // Изв.Рос.гос.пед.ун-та им. А.И. Герцена Сер. Психол.-пед.науки. - 2007. - №8.- С.56-68. - С. 2007. 2. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с. 3. Никулин, Н.Н. Развитие идей системного подхода к процессу воспитания в отечественной педагогике: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Н.Н.Никулина. – Белгород , 2003 г. – 171 с. 4. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования : учеб.пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с. 5. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб.пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
Модуль 2 «Гуманистическая традиция в педагогике западной цивилизации. История зарубежной школы и педагогики»
Семинар №3.Воспитание и педагогическая мысль в Древнем мире. Зарождение идеи о всестороннем развитии человека. Цель семинара: формирование представления о развитии педагогической мысли в Древнем мире
Вопросы для обсуждения
1.Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока. 2.Философско-педагогическая мысль Древней Греции. 3.Спартанская и афинская системы воспитания. 4.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме. 5.Зарождение христианской традиции воспитания. Список практических заданий 1. Заполните таблицу:
2. Как Вы понимаете следующие высказывания античных философов? «Познай самого себя» (Сократ ); «О каждой вещи бывает два совершенно противоположных мнения» (Протагор); «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит); «Живи незаметно. Кому не довольно малого, тому всего мало» (Эпикур) 3. Сравните жизнесмыслы основных универсалий полисного сознания с жизнесмыслами сознания афинского общества периода культурного расцвета Афин. Какова роль афинской системы образования в изменении ценностей общественного сознания? 4. Сопоставьте спартанскую и афинскую системы воспитания по следующим характеристикам: государство и образование, цель воспитания, воспитание и личность воспитанника, образцы Учительства и Ученичества. Сравните модели педагогического процесса (цель, проектирование, результат). 5. В каких фактах, идеях Вы усматриваете зарождение гуманистической традиции? Что из духовного опыта древних греков живёт в современных представлениях в области воспитания и образования? 6. Выберите правильный вариант. Кто является автором следующего высказывания: «Прекрасна та деревня, в которой господствует человечность»: а) Хаммурапи; б) Соломон; в) Конфуций. «Бхагавадгита» - это а) памятник религиозно-философской мысли Древней Индии; б) первый в мире учебник; в) великий индийский жрец. Палестра – это: а) школа состязаний; б) грамматическая школа; в) музыкальная школа. Женское воспитание в Спарте: а) ничем не отличалось от мужского; б) отличалось менее жесткой дисциплиной по сравнению с мужским; в) являлось необязательным. Реферат (доклад) на тему: 1.Зарождение элементов педагогической теории в древней Греции. 2.Философы о природе человека, природосообразности воспитания, об отношении «государство-воспитание».
Список литературы:
1. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с. 2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб.пособие для студентов вузов / В.А. Попов ; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с. 3. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования : учеб.пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с. 4. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб.пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
Семинар №4. Образование и его философские аспекты в Европе в средние века. Философия и педагогика эпохи Просвещения
Цель семинара: актуализировать знания о развитии педагогической мысли в Европе в средние века и эпоху Возрождения
Вопросы для обсуждения 1. Религиозно-нравственные ценности и христианская философия Средневековья. 2. Сословный характер образования в средние века. 3. Роль церкви в средневековом образовании. 4. Первые университеты. 5. Философские взгляды и педагогическая теория Я.А. Коменского. 6. Философские и педагогические идеи Дж. Локка. Список практических заданий 1. Заполните таблицу:
2. Оформите биографический лист о Я.А. Коменском по следующему образцу. Ян Амос Коменский Годы жизни _________________
Основные труды Коменского
Основные этапы жизни и педагогической деятельности
Научные идеи и методические разработки Коменского, существенно обогатившие педагогику
3. Работа в подгруппах. А) Дайте сравнительный анализ модели педагогического процесса, характерной для теории Я.А. Коменского с моделью «школы учёбы». Подготовьтесь к обсуждению вопроса: Какие идеи Коменского живут в теории и практике современной гуманистической школы? Б) Попытайтесь сравнить теории Локка с педагогической системой Коменского с точки зрения трактовок цели воспитания. Что, на Ваш взгляд, утрачено и что приобретено? В) Сравните концепции духовно-нравственного воспитания Коменского, Песталоцци, Гербарта, попытайтесь представить их взгляды как известную целостность. Г) Сопоставьте позиции Песталоцци и Гербарта в реализации идеи развивающего обучения, в трактовке соотношения формального и материального образования. Д) Сравните модели «школы учебы» и «школы культуры», соотнесите эти модели с идеей воспитывающего обучения. 4. Выберите правильный вариант. В каком веке появились первые университеты? а) в X веке; б) IXвеке; в) XIIвеке. Автором книги «Город Солнца» является: а) Франсуа Рабле; б) Эразм Роттердамский; в) Томмазо Кампанелла. Создателем «Дома радости» является: а) Томмазо Кампанелла; б) Эразм Роттердамский; в) Витторино да Фельтре. Средневековый университет включал следующие четыре факультета: а) артистический, богословский, медицинский, юридический; б) исторический, философский, медицинский, юридический; в) медицинский, иностранных языков, исторический, философский. Реферат (доклад) на тему: 1.Основные идеи и педагогическая теория Дж. Локка. Список литературы: 1. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с. 2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - М.: Сфера, 2001. - 512с. 3. Корнетов, Г.Б. Панпедия Яна Амоса Коменского / Г.Б. Корнетов //Школьные технологии. – 2008. – №1. – С. 27-31. 4. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования : учеб.пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с. 5. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб.пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 373. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |