Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Список практических заданий




Н.Н.Никулина, С.Н. Шевченко

ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов

по направлению подготовки 44.03.04«Профессиональное обучение (экономика и управление)»

 

Белгород 2015

 

УДК  37(09) (075.8)

ББК 74 (03)

Н 65

 

Никулина Н.Н.Философия и история образования: учебно-методическое пособие/ Н.Н. Никулина, С.Н. Шевченко. – Белгород: Изд-во БелгородскогоГАУ, 2015. – 70 с.

 

Рецензент:-доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики НИУ БелГУ Исаев И.Ф.,

-кандидат философских наук, доцент кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплинБелгородского ГАУ Крикун Е.В.

 

Учебно-методическое пособие рассмотрено на заседаниикафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин, протокол № 11от 8июня 2015 г.

 

   Одобрено учебно-методическим Советом общеакадемических кафедр, протокол № 10от30 июня 2015 г.

 

В пособии представлены материалы для освоения дисциплины «Философия и история образования» в ходе практико-преобразующей деятельности с помощью разнообразных форм, методов и технологий.В пособии содержатсяматериалы для подготовки к  семинарским занятиям с подробным перечнем основной и дополнительной литературы по каждой теме, перечень практических заданий,тесты, ситуационные (проблемные) задания, глоссарий (определения базовых терминов и понятий), а также Internet-источники (адреса web-сайтов) по курсу в целом. 

Учебно-методическое пособиепризвано способствовать эффективному освоению студентами дисциплины «Философия и история образования», подготовке студентов к семинарским занятиям, модульному и предэкзаменационному тестированию, проверки своих знаний по общей и профессиональной подготовке. Учебно-методическое пособие адресовано студентам, обучающимся понаправлению подготовки44.03.04«Профессиональное обучение (экономика и управление)».

 

 

© Н.Н.Никулина, С.Н. Шевченко 2015.

© Белгородский государственныйаграрный университет  им. В.Я. Горина, 2015

 

Содержание

Введение 4
Модуль 1 «Философия образования в системе современного педагогического знания» 5-7
Образование в системе общественных институтов   5-6
Образование и духовные ценности современной цивилизации   6-7
Модуль 2«Гуманистическая традиция в педагогике западной цивилизации. История зарубежной школы и педагогики» 7-15
Воспитание и педагогическая мысль в Древнем мире. Зарождение идеи о всестороннем развитии человека 7-9
Образование и его философские аспекты в Европе в средние века. Философия и педагогика эпохи Просвещения   9-12
Развитие зарубежной педагогики и философии в конце XVIII – начале XX вв.   12-15
Модуль 3«Формирование и развитие гуманистических традиций отечественной педагогики» 15-22
Воспитание и образование на Руси с древнейших времен до XVII в.   15-16
Образование и педагогическая мысль в России XVIII – начала XX вв.   16-19
Развитие отечественного образования и педагогики в советский период   19-21
Ведущие тенденции мирового образовательного процесса   21-26
Глоссарий 27-44
Примерные темы для рефератов   45
Вопросы к зачету   46-47
Тестовые задания   48-54
Список литературы 55-56
  Приложение 57-70

Введение

Целью освоения курса «Философия и история образования» является формирование философско-педагогической и историко-педагогической культуры у будущих педагогов профессионального обучения.

Задачи дисциплины:

1) формировать знания об истории педагогической деятельности, развитии образования во взаимосвязи с развитием мировой философской мысли, устанавливать связь истории и современности

2) развитие философско-педагогического и историко-педагогического мышления студентов;

3) овладение исследовательско-эвристическими навыками в области философско-педагогического и историко-педагогического образования и самообразования.

Знания по дисциплине «Философия и история образования» являются базовыми для изучения дисциплин -«Общая и профессиональная педагогика», «Методика воспитательной работы», «Методика профессионального обучения», «Педагогические технологии». Кроме того, знания по данному учебному курсу используются при выполнении курсовых работ, выпускной квалификационной работы.

Данный курс позволяет студентам получить знания, которые будут конкретизированы и расширены в процессе освоения этих дисциплин, и которые являются основойдля формирования и совершенствования профессиональных умений и навыков.

Содержание предлагаемыхметодических указаний к семинарским занятиям для студентов по направлению подготовки  44.03.04«Профессиональное обучение (экономика и управление)»  соответствует содержанию курса«Философия и история образования». В нем отражены все темы курса.

Структура методических указаний состоит из совокупности дидактических блоков (разделов) имодулей (тем). Для того, чтобы помочь студентам осмысленно изучать материал курса и эффективно организовывать самообразовательную деятельность, в каждом модуле по каждойтеме в виде плана сформулированы  вопросы для обсуждения, список практических заданий для рассмотрения на занятии, а так же в ряде тем представлены задания для самостоятельной работы.

Приведенный по каждой теме список литературы поможет студентам при подготовке к семинарским и практическим занятиям, написании рефератов.

Проблемно-аналитический материал, размещенный в  ряде тем, может быть использован на практических и семинарских занятиях, а также выполнении заданий для самостоятельной работы.

Данные методические указания рассчитаны на активную работу с ним студентов  изучению курса «Философия и история образования».

Модуль 1 «Философия образования в системе современного педагогического знания»

 

Семинар №1. Образование в системе общественных институтов

 

Цель семинара: формирование у студентов представления об образовании как социокультурном институте и процессе формирования человека, о развитии образования во взаимосвязи с развитием мировой философской мысли, устанавливать связь истории и современности

Вопросы для обсуждения

 

1.Рассмотрение целей и задач дисциплины.

2.Методологическая основа и методы исследования историко-педагогического процесса.

3.Влияние философской мысли на развитие образования.

4.Образование как социокультурный институт.

5.Актуальные проблемы; категория, цели образования.

 

Список практических заданий

 

1. Схематизация основных положений, раскрывающих социальную природу образования, его общечеловеческий, конкретно-исторический характер, социально-культурную ситуацию на рубеже XX — XXI вв. в ее отношении к образованию (обратите внимание на новые понятия).

2. Рассмотрите природные и социально-культурные предпосылки и факторы развития человека. Попытайтесь «развести» понятия «индивид» — «личность» — «индивидуальность», «социализация» — «инкультурация». Ваши «педагогические выводы».

3. Раскройте трактовки категории цели и целеполагания в образовании;

педагогические цели и модели педагогического процесса в гуманистической

личностно-ориентированной педагогике.

 

Список литературы:

1. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - М.: Сфера, 2001. - 512с.

3. Никулин, Н.Н. Генезис идей системного подхода в отечественной педагогике: монография / Н.Н.Никулина. – Белгород:Политерра, 2013 г. -118 с.

4. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования : учеб.пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.

5. Степашко, Л.А., Философия и история образования: учеб.пособие для студентов вузов/ Л.А.Степашко. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.

 

 

Семинар №2. Образование и духовные ценности современной цивилизации

Цель семинара: усвоить определения и сущность понятий  «духовность», «духовные ценности», «экологии духа», рассмотреть принципы цивилизационного подхода к всемирному историко-педагогическому процессу

Вопросы для обсуждения

 

1.Проблема «экологии духа», духовность.

2.Духовные ценности восточной и западной цивилизаций. 3.Постиндустриальное сознание и гуманистическая парадигма в современной педагогике.

4.Цивилизационый подход к всемирному историко-педагогическому процессу. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...