Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семья как фактор воспитания
Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным. А. С. Пушкин Какая огромная тема -Простая семейная жизнь. Заложена с детства система, И ты на нее положись. В. П. Шабазин (наш современник — отец, дедушка)
Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается СЕМЬЯ. Именно здесь он рождается-(желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире (много ли, мало ли; истинные либо ложные), здесь формирует первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки — добра, истины, красоты.Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания. В современной литературе на основе семейно-брач-ного законодательства, нравственных норм жизни, обычаев и традиций нашего народа семьяопределяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей. На основе понимания семьи сложилось представление о функциях семьи,основные из них таковы: 174______________ Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие О функция общения, возникающая задолго до образования семьи; О функция организации быта и ведения хозяйства; О функция поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждого члена семьи; О функция организации досуга; О функция создания условий для профессиональной деятельности (особенно — для творческих работников); О функция создания гармонии интимных отношений супругов; межличностных отношений различных членов семьи, основанных на чувстве материнства — отцовства, сестринско-братских отношениях, любви бабушек — дедушек и т.д.; О функция продолжения рода -- рождения и воспитания детей. Диалектический подход к изучению функций семьи выводит на понимание того, что на различных этапах жизни семьи значимость различных функций неоднозначна, носителем их могут быть разные члены семьи*. Это обеспечивает преемственность развития семьи. типысемей I Единого подхода к определению ти- семьи принято классифицировать так: >" в зависимости от количества детей: бездетные, одно-детные, малодетные (2—3 ребенка) и многодетные (более 3 детей); >- в зависимости от состава семьи; однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети); >• в зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке); >• в зависимости от характера взаимоотношений в семье: благополучные и неблагополучные — традици- * Полно и подробно описаны функции на различных этапах жизни семьи в книге: Хямялайнен Ю- Воспитание родителей. Концепций, направления и перспективы, М., 1992. С. 98—102,
3.2. Семья как фактор воспитания онное деление; гармоничные, распадающееся, распавшиеся. Неблагополучные семьи: конфликтные, аморальные, педагогически несостоятельные, асоциальные. Понятно, что тип семьи влияет на воспитание детей прямо или косвенно.
Немаловажный воспитательный потенциал несет в себе в фйлософско-педагогическом понимании понятие «дом»,выступающее важным фактором развития и воспитания — как позитивным, так и негативным. У юной поэтессы Иры П. из Новосибирска; Мой дом — моя крепость? О, что вы, какая нелепость! Мой дом — это пропасть, в которой безбожность карает меня за грехи! И люди сидят в своих тесных каморках, Они безмятежны, тихи. А я не могу так, И безысходсть Воспламеняет меня в стихи! Так что же такое «дом» в педагогическом смысле этого слова. Психологи, анализируя это явление, дают такие слагаемые позитивного для ребенка дома*: О дом как территория (которую уважают и оберегают); О дом как убежище (защитная роль: это пристанище, место стабильности и покоя, здесь есть свое пространство, свои уголки, вещи и люди, здесь есть возможность укрыться от суетного мира); О дом как собственность (он отделяет «свое» от «не-сво-его», здесь есть «свое» имущество, неординарное у детей; если нет — то у ребенка развивается вандализм -потратить и крушить «не мое»); О дом как судьба (где формируется душа, отношение к миру, переживание жизненных перспектив); * Подробнее об этом в кн.: Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова ЕЛ. Чей я — мамин или папин? М., 1995. С. 44-47.
17б_____________ Глава III. Воспитывающая среда и се развитие О дом,.как автопортрет (рисунок дома, отдельных его частей интерпретируется психологами как характерные особенности личности); О дом как способ совместной жизни (взаимодействие с широким кругом близких людей в самых разнообразных видах деятельности); О дом как средство самовыражения (многое говорит о человеке — о доходах, привязанностях, темпераменте и характере, круге дел и забот). Этот функциональный комплекс значит многое для ребенка (подростка) как среда обитания, самовыражения и самоактуализации. Недаром дети по-разному лю-бят-не любят свой дом. Стремятся к нему или бегут из него, если им там плохо. Недаром Л.Н. Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Школьные педагоги знают: каково ребенку дома, таково ему и за пределами его, в том числе и в школе. Это определяет его общий жизненный тонус, его настроение, успешность общения со сверстниками, учебные успехи, характер отношений с учителями, жизнерадостность и оптимизм (либо угрюмость и пессимизм)... Из записок В. Леви: «Ни адом, ни раем не должен быть дом для ребенка, -- но местом, где можножить... Местом, где жить хочется,но не в той степени, чтобы стремиться им ограничиться. Откуда можно уверенно выйти и куда радостно возвратиться. Где представлено все — в соотношении с жизнью, где если и нет гармонии, то остается надежда...»*
Есть определенная специфика семейного воспитания,отличающая его от воспитания общественного (в том числе и школьного). Прежде всего в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявления нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Леей В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2. Кот в мешке. М., 1994. С. 279. 3.2. Семья как фактор воспитания В семье у ребенка близки люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий... он там свой. Его любят ни за что. Просто любят и все! У В. Берестова — об этом: Любили тебя без особых причин. За то, что ты внук, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей. Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна, как это ни парадоксально, мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется. Другой особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную соци- 178 Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие 3.2. Семья как фактор воспитания 179
альную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные жизненные позиции. И своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых, причем один и тот же человек может быть и воспитуемым, и воспитателем: дети -- мамы и папы -- бабушки и дедушки -- прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения. Гармоничное развитие ребенка в семье и достигается именно разноплановостью отношений к нему разных членов семьи. Подтверждением этому может служить разговор с трехлетним ребенком: - Кто ты бабушке? - Красавчик-любимчик. - Дедушке? - Матери? - Сыночек. - Отцу? - Сын. Дети (подростки, юноши и девушки) с благодарностью оценивают роль матери и отца. ...«Мама и папа учили меня всему тому положительному, что было в них самих. От мамы я унаследовала такие личностные качества, как скромность, рассудительность, находчивость, сообразительность, справедливость. Отец научил меня быть добрым по отношению ко всем людям, животным, растениям, то есть ко всему окружающему миру. Будучи ветеринарным врачом, он помог очень многим людям» (Евгения Ю.) Люблю, когда папа дома и никуда не торопится, и можно сидеть с ним вечером, сколько тебе захочется. Рассказать ему что-то негромко, головою к плечу прижаться, и целую ночь после этого сны хорошие снятся. Ольга М. Есть в народной педагогике такое явление, как «бабушкина и дедушкина» педагогика. О них с теплотой написано во многих педагогических исследованиях*, во многих размышлениях взрослых и детей. «Кроме своей замечательной, уникальной мамы я многим обязан своим дедушке и бабушке. Мой дедушка, кадровый военно-морской офицер, научил меня любить Родину, гордиться тем, что я русский, принадлежу к великой славянской нации и лелеять мечту о единой и неделимой Великой России. Моя бабушка — врач и просто золотой человек. Она обладает прекрасной чертой русского народа — никогда не скажет ни о ком плохого слова, не позавидует человеку в счастье, а порадуется с ним. Так стараюсь жить и я, хотя это не всегда и получается, так как вокруг много несправедливого» (Дмитрий М., студент). Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека', в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентировочную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходят все этапы ее: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме) до сложнейших социально- и личностно значимых форм поведения. Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной * Подробно в кн.: Васильева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988. С. 14-15. 180 Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие 3.2. Семья как фактор воспитания 181
командировке. И хороший учитель всегда помнит о том, что сидящий за школьной партой его ученик мысленно чувственно-невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем. Характер и интенсивность влияния семьи на развитие и воспитание ребенка изменяются в различные периоды жизни: в дошкольном детстве семья играет важную роль в реализации почти всех потребностей ребенка -- материальных, духовных, познавательных. В младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии интеллектуальной сферы. В период отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабев в целом, сохраняет для взрослеющего человека большое значение в развитии его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения*. По-разному влияет семья и на детей разного пола: известно, что девочки (девушки) более привязаны к семье, более податливы ее воздействию. В значительной степени реализация воспитательного потенциала семьи обусловлена национальными особенностями, социокультурными традициями и нормами, региональными особенностями, религиозностью либо светскостью семей. Это определяет специфику воспитательного потенциала семьи.
Из размышлений психолога Н.Л. Маленковой: Традиционно, хорошая семья -это такая, в которой всем ее членам хорошо. То есть в ней созданы условия для удовлетворения потребностей каждого. Потребности эти известны: 1) биологические (жилище, пища, безопасность, секс, продолжение рода и т.п.); 2) социальные (быть принятым среди других людей и занять среди них свое место: профессия, дружеские отношения и т.п.); 3) личностные (постоянное саморазвитие интеллектуаль- Белкин А. С, Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Екатеринбург, 1992.
11 Т1 ных, эстетических, нравственных качеств и т.п.); 4) надличностные потребности (что моя жизнь даст всему человечеству, всему сущему на Земле и вне ее?). Как же должны общаться между собой члены семьи? Во-первых, между ними вообще может не быть никаких отношений — полное отсутствие коммуникаций. Это — отвержение существования друг друга. Но чаще в семьях все-таки есть взаимоотношения: супружеские, детско-родительские и детско-детские. Папа общается с мамой, с дочкой, с сыном; мама общается с папой, с дочкой, с сыном; дочка—с братом, с мамой, с папой и т.д. В этот клубок вплетаются взаимоотношения так называемых коалиций (временных и постоянных): коалиция супругов общается с коалицией детей; коалиция женского пола общается с коалицией мужского пола; коалиция любящих геркулесовую кашу по утрам — с коалицией нелюбящих и т.д. Все это разнообразие взаимоотношений является проявлением принятия членами семьи друг друга. Принятие может быть разным: условным («Если ты... то я...». Один человек ставит другого в зависимость от себя) и безусловным («Принимаю тебя без условий с моей стороны»). Считается, что любовь и забота родителей по отношению к детям является врожденной, биологически целесообразной. Ребенок — это безусловная ценность, его любят только за то, что он будет жить на этом свете. Но вот он зачат, и мотив иметь этого ребенка вступает в конфликт с другими мотивами, которые были у матери и отца до него (работать, общаться с друзьями, отдыхать, принадлежать друг другу и т.п.). Когда он рождается — новые конфликты мотивов («все время -- ему!», «все силы -ему!», «собственное здоровье — ему!» и т.п.). А уж когда этот ребенок становится подростком!.. Всем родителям известно, насколько тяжело быть родителями. Тяжело, потому что всегда есть конфликт между: «мой ребенок -безусловная ценность» и «он многое делает не так». Полное безусловное принятиеявляется идеальной целью. Достижение ее невозможно, но стремление к ней необходимо. Зигмунд Фрейд'. «Тот, кто был безусловно любим своей матерью, сохраняет на всю жизнь дух победителя, ту уверенность в успехе, которая часто порождает реальный успех».
Глава III. Воспитывающая среда и се развитие Молодой садовник спрашивает пожилого: «Почему наши сады разделены всего лишь забором, их одинаково поливает дождь, им достается поровну солнечных лучей, а твой сад пышнее и плодовитее моего? Я тружусь, не разгибая спины, покупаю лучшие удобрения...» -- «А я просто разговариваю со своими растениями, подолгу смотрю на них. Мне кажется, они расцветают от того, что я на них постоянно любуюсь». Ставя условия другому, мы, как правило, исходим из своих желаний (мотивов, целей). Авторитарный отец требует от сына во что бы то ни стало быть первым спортсменом в классе. А мальчик -- «тихоня», «ботаник», «книгочей». Жена требует от мужа, чтобы он в выходные «развеялся» в веселой компании ее друзей. А муж так устал от общения с людьми на работе, ему хотелось бы побыть дома одному... Результат таких противоречий — либо бурные семейные конфликты, либо скрытые конфликты (которые все равно проявляются, отражаясь на физическом здоровье или психическом состоянии людей), либо разрушение отношений. Воспитательный потенциал семьи реализуется родителями интуитивно и целенаправленно. В процессе жизни семьи происходит объективное влияние образа жизни (пример родителей, нравственно-психологический климат, стиль взаимоотношений, бытовые условия и их одухотворение). Современный педагогический культуролог Н.Б. Крылова утверждает: «Семейное воспитание, если оно природосообразно и культуросообразно, осуществляется между делом в прямом смысле, в разных ситуациях взаимодействия, где дети адаптируются к повседневной деятельности в семье, к эмоциям членов семьи, к различным оценкам текущих событий. В этом смысле дети самовоспитываются в ситуации постоянной семейной совместности, а взрослые адаптируются к их поступкам, решениям, реакциям, взаимоотношениям»*. Целенаправленная воспитательная деятельность родителей и всех взрослых членов семьи определяется педагогической культурой — умением анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, создавать определенный стиль и тон отношений. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 107. 3.2. Семья как фактор воспитания_________________________ 183 три стиля | В теории воспитания различаются три семейного основных подхода к организации ^ос-воспитания питания, в том числе и семейного. Авторитарный(основан на подавлении самостоятельности, инициативы ребенка, требовании послушания, жесткой дисциплины, применении запретов и наказаний как основных способов воздействия), либеральный(или попустительский, провозглашающий абсолютную свободу ребенка в выборе ценностных ориентации, поступков, действий) и демократический(предполагает единство прав и обязанностей ребенка, выражает оптимизм по поводу его потенциальных возможностей, стимулирует его самостоятельность и активность). В практике известны факты пагубности первого и второго подхода и позитивное влияние подхода демократического. Приведем примеры. Выписка из так называемой «переписки друзей» — диалог двух подруг-старшеклассниц: - «У меня вчера мать совсем охамела — прикинь, хва - А у меня у мамы вечно нет времени. Я ей говорю: у тебя как с этим? - ...Проблема у меня есть. Я просто боюсь...Извечно!.. Из воспоминаний студентки о своем детстве: «Я думаю, что определяющим фактором моего вечно хорошего настроения была та атмосфера добра и любви, которая царила в нашей семье. Наверное, и сейчас мне легко находить общий язык с людьми, потому что я усвоила в детстве: каждое живое существо требует к себе любви и внимания» (Ирина Б.).
«Конвенция о правах ребенка», признающая, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания»* декларирует необ- * Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (1989) // Международная зашита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 389. ^84 _ Глава 111. Воспитывающая среда и ее развитие ходимость защиты детей «от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения» (ст. 19)*. В этой норме международного права содержится прямое указание на недопустимость проявления авторитаризма — диктата — насилия (авторитарный подход) по отношению к ребенку; подчеркивается необходимость заботы и бережного, внимательного отношения к нему, что не может быть в полной мере обеспечено при осуществлении либерального подхода, ориентированного на невмешательство. Потенциально результат влияния семьи на развитие и воспитание ребенка зависит от авторитетности родителей. Авторитет понимается как завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей; это важнейшее средство и решающее условие воспитательного воздействия семьи. Однако А.С. Макаренко предостерегал родителей от многообразных видов ложного авторитета, блестяще описанного в его статье «О родительском авторитете». Авторитет «подавления», «расстояния», «чванства», «любви», «доброты», «дружбы», «подкупа». Из этого перечня видно, что не только негативные, но и позитивное явления родительской педагогики могут быть в основе ложного авторитета. Главное — чувство меры и педагогический такт.
Однако, семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки, подчас становясь негативным фактором развития ребенка. Наиболее распространенное негативные факторы семейного воспитания таковы: >- неадекватное воздействие материального благосостояния семьи: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, без- * Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (19Н9) // Международная зашита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 395.
3.2. Семья как фактор воспитания нравственность и противоправность семейной экономики; >• бездуховность родителей; отсутствие стремления к духовному развитию детей; >• авторитаризм либо либерализм, безнаказанность и всепрощение; >• безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье, противоправный образ жизни; >* отсутствие нормального психологического климата в семье; >• фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный); >• безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий); >• неумение (а иногда и нежелание) понять и принять ребенка (подростка) таким, каков он есть. Некоторые педагогические явления семейного воспитания подчас выступают как квинтэссенция перечисленных выше причин. Прочитаем вдумчиво стихотворение девятиклассницы из Оренбурга Ольги Мяловой: Смяли детский рисунок — раскрашенный ярко листок. И раздраженно — ах, эти тупые дети! ~ Объяснили, что нет на земле ярко-синих дорог, Что таких симпатичных людей не бывает на свете. Что не может быть выше пятиэтажки цветок. Звери не улыбаются. Быть не могут деревья белыми. Смяли, скомкали, бросили в мусор листок. Даже не понимая: а что мы плохого сделали. Не зная, что нет ничего страшней детских слез. Что самое страшное в этих слезах. Первая горечь на останках растоптанных грез. Первая ненависть в чистых, наивных глазах.
Современные реалии детства, социально-экономические и культурологические проблемы семьи тоже нередко приводят к тому, что семья 186 Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие 3.2. Семья как фактор воспитания 187
становится проблематичным, а то и негативным фактором развития и воспитания ребенка. Известно, что в современном обиходе стал даже употребим термин «кризис семьи». Проблемы, связанные с ним, в каждой семье свои. Невооруженным глазом видно, что в нашем перестраивающемся обществе семьи разнятся прежде всего экономически: О среднестатистические семьи, живущие «нормально»: не бедствующие, имеющие прожиточный минимум материальных благ, но и не имеющие особых излишеств; О довольно значительная группа семей, находящихся за чертой бедности, которые не могут обеспечить детям материального благополучия и комфортного состояния, решения важнейших жизненных проблем и проблем духовного развития (на желаемое образование, внешкольные интересы, посещение музеев, театров, других городов... увы, тоже нужны деньги, и немалые); О семьи богатые, имеющие даже материальные излишества. Как следствие данного материального расслоения, болезненного перехода к рынку выступают такие проявления в детской среде, как неприязненные взаимоотношения детей (из разных школ, внутри школ и классов), возникновение ссор и драк, враждебных группировок, затаенной зависти, разборок; развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений несовершеннолетних... Особо здесь следует сказать о категории семей, которые пока практически не описаны в психолого-педагогической литературе — это семьи так называемых «новых русских». Психолог И. Медведева отмечает то, что это люди с большим самомнением, некоторые из них «не только с плохим характером, но и с непереусложненным интеллектом» (разумеется, не все!). Дети страдают от усталости и раздражительности отцов (много работают, находятся под давление рэкета или угроз быть убитым, ограбленным, посаженным в тюрьму), их частого состояния алкогольного опьянения. Что, кроме ужаса, может испытывать ребенок, который не только по телевизору, но и дома по- стоянно слышит, что знакомого дядю «замочили», знакомого мальчика украли, а на папу вчера опять «наехали»?! При этом мать, чаще всего неработающая, относится к ребенку как к доверенному лицу: может жаловаться ему на плохого отца, рассказывая, как он издевается над ней и как она хотела бы от него уйти, но не может, так как некуда и жить будет не на что. А как может психика ребенка вынести то, что за ним постоянно ходит вооруженный телохранитель, что он нередко оказывается в конфликте со сверстниками (неравные материальные возможности, нетрадиционные взгляды на жизнь и жизненные позиции «крутых» мальчиков и: «жеманно изнеженных барышень», подмена некоторых истинных ценностей мнимыми...). Все чаще и чаще дети из таких семей становятся посетителями детских психиатров, ябо в раннем детстве у них разъиваются неврозы. Это и новый предмет заботы школьных педагогов. Нередко такие дети устраиваются в «элитные» учебные заведения, где страдают от «заброшенности» родителями. Или забота о них поручается няням и гувернерам*, которые помимо пользы в воспитании ребенка вносят в семью проблему отчужденности детей и родителей. Другим существенным фактором, определяющим появление новых проблем семейного воспитания, являются факторы политические:как в отдельных семьях, так и внутри семьи, между различными ее членами (нередко своеобразный «водораздел» проходит между «отцами» и «детьми», усугубляя эти извечные противоречия) есть как приверженцы экономических реформ и новых форм и структур власти, так и ярые противники, защитники старого. Имеют место и нигилизм, и равнодушие, и уход от реальности (в религиозные секты, в одиночество, в различного толка неформальные объединения, в химическую зависимость), и образно названный подростками «по-фигизм». В связи с этим возникают столь характерные педагогические проблемы: непонимания, а то и противостояния «отцов» и «детей», подростковая и юношеская безнадзорность и беспризорность, уход из семьи. * О проблемах гувернерского воспитания см.: Морозова Е. Мэри Пол-пинс: плюсы и минусы // Престижное воспитание. 2000, № 2. С. 35—37. _1_88________________ Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие С тревогой следует сказать и о том, что нередко (увы!) позитивные политические изменения в обществе при неумелой и неграмотной педагогической инструментовке приводят к печальным педагогическим явлениям: провозглашаемая свобода личности и демократизация общества приводит к вседозволенности, распущенности, противоправным формам реализации их отдельными подростками; отход от тоталитарного режима и авторитарных систем воспитания порождает неуправляемость процесса домашнего, да и, что греха таить, школьного воспитания, ориентацию на псевдоценности молодежи, уход в певдо-культуру, снижение ценности и престижа образования и культуры, резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой... Кризис современной семьи порожден и проблемами демографическими:сложности семейного воспитания вызваны сегодня нестабильностью быта (известно, что в среднем 50% детей приходят в 1-й класс школы из распавшихся семей), трудностями межрегиональных (из разных стран СНГ), межнациональных, межрелигиозных браков, плачевным состоянием (как материальным, так и духовным) семей беженцев; неразрешенными проблемами бездомных семей и семей, в которых члены семей живут раздельно по разным причинам (часто кто-либо из родителей уезжает на заработки в другие города). Перечень осложненных проблем современной семьи следовало бы дополнить и проблемами социальными:нелегкими жилищно-коммунальными условиями жизни, ухудшившимся медицинским обслуживанием взрослого населения и детей, появлением неравных возможностей в образовании и пользовании культурными ценностями и т.д. Эти особенности современной семьи и новые, характерные реалии детства порождают целый ряд новых воспитательных проблем семьи.Назовем лишь некоторые из них: О проблема «отцов» и «детей» в современной ее интерпретации; О проблема молодежной субкультуры, входящей в резкое противоречие с ценностями «взрослой» культуры, а нередко и просто с бескультурьем взрослых, занятых проблемой зарабатывания .денег и физического «выживания»: 3.2. Семья как фактор воспитания_________________________ 189 О проблема утраты ценности образования и освоения большой культуры в угоду псевдоценностям материальным (богатства ради богатства, «красивой» жизни и т.д.); О проблема утраты ценности национальной культуры (языка, искусства, одежды, домашнего интерьера, нравственных ценностей) в угоду преклонения перед западноевропейской и американской культурой; О проблема сложностей семейного воспитания, связанных с неуправляемым вторжением негативного влияния средств массовых коммуникаций (с насилием, порнографией, аморальностью, псевдоценностями рекламы, культом наркомании и алкоголизма и т.п.); О свои новые грани имеет сегодня и детская безнадзорность и беспризорность, корни которой уходят в современные проблемы семьи: занятость взрослых проблемой «выживания», предоставление детям свободы (вплоть до бесконтрольности и вседозволенности), проблемы «зарабатывающих» детей (разными способами, вплоть до безнравственных и даже противоправных), забота-«откуп» некоторых родителей; проблема «безнадзорный в толпе»; доступность соблазнов — сигарет, спиртных напитков, наркотиков, ночных увеселитель- . ных заведений, азартных игр и т.д.; мнимая «благовоспитанность» детей из внешне благополучных семей; О негативные проблемы сексуального воспитания: раннее и гипертрофированное сексуальное развитие, растление несовершеннолетних, рост проступков, и преступлений, связанных с половой распущенностью, появление подростковой и юношеской проституции; О особо, по-видимому, с воспитательной точки зрения в семье надо ставить проблему психологического здоровья детей и подростков, ибо слишком коварны и страшны подстерегающие родителей проблемы: подростковая неприкаянность, различного рода комплексы неполноценности, боязнь многих окружающих явлений и ночные страхи, неуверенность в завтрашнем дне, ди-- дактогения, неврозы и стрессы, рост фактов подросткового и юношеского суицида и попыток к нему... Эти особенности семьи как ведущего фактора развития и воспитания ребенка (подростка) необходимо учитывать в организации учебно-воспитательного процесса школы. 190 Глава III. Воспитывающая среда и ее развитие 3.3. Ученический коллектив 191
Вопросы для самопроверки и размышления: 1. Семья: понятие и сущность, основные функции, типы се 2. Благополучные и неблагополучные семьи как фактор вос 3. Философско-педагогический смысл понятия «дом». Как он 4. В чем заключается специфика семейного (домашнего) вос 5. Разные подходы в семейном воспитании, их воздействие 6. В каких условиях семья является негативным фактором раз 7. Современные реалии детства и особенности семейного вос Рекомендуемаялитература Азаров /0.77. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. М., 1993. Азбука любви. Книга для родителей. М., 1996. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. М., 1988. Антонов А.И., Борисов В.А, Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990. Арутюнян М., Земное М. Легко ли быть родителями. Взрослые и дети: союз, конфликт, компромисс. М., 1991. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 1988. Воспитание детей в неполной семье / Пер. с чешского; Под ред. Н.М. Ершовой. М., 1980. Делла Торре А. Ошибки родителей. М., 1983. Джайнотт Х.Д. Родители и дети. М., 1986. Земска Я. Семья и личность. М., 1986. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания. Энциклопедия семейного' воспитания и обучения. СПб., 1898. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991. Макаренко А.С. Воспитание детей в семье. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1997. Т. 2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 4. Маленкова Л,И. Педагоги, родители, дети. М., 2000. Разделы 2, 4. Матвеева Л. и др. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М., 1997. Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. Школа для родителей. М., 1996. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. Ч. 3. Семейное воспитание. Краткий словарь/ Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990. Семья и становление личности. В кн.: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Тема 6. М., 1999- Соколов В.И., Юзефович Г.А. Отцы и дети в меняющемся мире. Книга для учителей и родителей. М., 1991. Степанов С. С. Психологический словарь для родителей. М., 1996. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. С. 101-105, 187-189, 192-194. Сухомлийский В.А. Родительская педагогика. Избр. пед. соч. М., 1981. Т. 3. Фромм Э. Азбука для родителей, М., 1997. |
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 729. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |