Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Производительность труда и проблемы ее повышения




Производительность труда— один из важнейших показателей де­ятельности предприятия, характеризующий результативность, эф­фективность производственной деятельности людей. Если говорить конкретнее, производительность труда, определяемая количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, характе­ризует, прежде всего, эффективность использования трудовых ресурсов. Производительность труда можно также охарактеризовать и обратным показателем — затратами рабочего времени на единицу произведенной продукции — трудоемкостью.

Наиболее широко применяемым и универсальным показателем производительности труда является выработка,которая в зависи­мости от применяемых измерителей может быть рассчитана тремя методами: натуральным, стоимостным и нормированного рабочего вре­мени (трудовым).

Выработкапредставляет объем продукции, производимый в еди­ницу рабочего времени.

Натуральные измерители(штуки, тонны, метры)

Стоимостной методзаключается в том, что выработка определя­ется как отношение объема произведенной продукции в стоимост­ном выражении к затратам рабочего времени

Трудовой методизмерения производительности труда основан на оценке объема выпущенной продукции в единицах нормиро­ванного времени — нормо-часах. В зависимости от степени охвата затрат тру­да трудоемкость может быть полной, технологической и производствен­ной. По полной заводской трудоемкостипродукции учитываются затраты труда всего промышленно-производственного персонала, тогда как по технологической трудоемкости— затраты труда только основных производственных рабочих.

Различается трудоемкость нормативная, плановая и фактическая. Нормативнаятрудоемкость определяется на основе технических норм времени, нормативов обслуживания, численности и т.п.; плано­вая— на основе нормативной трудоемкости с учетом мероприя­тий, направленных на повышение эффективности производства и повышение производительности труда, предусмотренных в плано­вом периоде. Фактическаятрудоемкость свидетельствует о реальных затратах труда на единицу продукции в определенный период вре­мени и является зеркальным отражением показателя производи­тельности труда.

Резервы роста производительности трудамногообразны и воз­можны на всех уровнях управления и во всех звеньях производства. Все резервы могут быть классифицированы следующим образом:

1. По источнику роста производительности труда:

- улучшение использования средств производства;

- улучшение использования рабочей силы.

2. По уровню выявления и использования:

- заводские;

- цеховые;

- бригадные;

- на рабочем месте.

3. По функциональной значимости:

- резервы основного производства;

- резервы вспомогательного производства;

- резервы управления.

4. По срокам возможного использования: — текущие;

- перспективные.

Проблема выявления и реализации резервов повышения произ­водительности труда наряду с техническими и организационными факторами тесно связана с социальными аспектами труда — более полным учетом социально-экономических и психофизиологичес­ких условий производственной деятельности работников, которые охватывают создание условий труда и отдыха, сокращение текуче­сти кадров, снижение непроизводительных затрат рабочего време­ни, повышение уровня трудовой дисциплины, развитие инициа­тивы и творческого потенциала работников.

Повышение производительности труда и эффективности про­изводства в целом требует более полного учета мотиваций труда. Как известно, основной формой мотивации работников предприя­тия является заработная плата.

Критические точки организационной среды.

Внутренняя среда, внешняя рабочая ср (ср. прямого воздействия ), внешняя общая ср. (ср косвенного воздействия). Внутр. среда включает маркетинг, производство, финансы, организационные структуры и персонал. Рабочая среда-среда непосредственных контактов с организацией, т.е. она включает участников рынка, с которыми у организации есть прямые отношения.

-поставщики: ресурсов, ОФ, финансы, банки, страх. компании, поставщики персонала;

-потребители услуг и прод.,

- конкуренты,

-посредники (фин. структуры, гос. экон. стуктуры, различные маркетинговые орг-ции),

-контактные аудитории (СМИ, общественные неправительские орг-ции, экологические орг.)

Внешняя среда состоит из элементов, которые не связаны с организацией напрямую, но оказывающие влияние на формирование общей атмосферы бизнеса.

Общая среда-совокупность факторов:

-Экономические (курс нац. валюты, уровень инфляции, уровень безработицы, НДС, % кредитов, % платежей за прибыль);

-Политические (политика гос-ва в отношении бизнеса, реализованная через законодательство);

-Технологические (каждая орг-ция должна следить за тенденциями развития НТП с тем, чтобы своевременно ориентировать организацию);

-Социальный (положение бизнеса в обществе, положение молодежи в обществе, положение женщин в общ-ве);

- международные (организация или строительство предприятия, принадлежащие иностранному капиталу на территории страны, организация совместного пред-тия, покупка иностр. лицензий и т.д.)

Ознакомившись с общим строением организационной среды организация должна выделить из совокупности ее элементов те, которые являются наиболее важными, т.е. необходимо определить пределы анализа среды.

На установление этих пределов влияют след. факторы: 

 1.число и характер крит. точек, т.е. наиболее значимые элементы среды, для каждой организации они свои

2. анализ среды ограничен временными рамками. В короткое время анализируется внут. и рабочая среды, их элементы, в длительное время – общая среда.

У каждой организации есть свой комплекс крит. точек, однако есть общие факторы:

- Размер организации. Все крупные предпр. имеют большие возможности для контроля над внешней средой, они могут нейтрализовать воздействие внеш.среды. Поэтому некоторые элементы менее значимы, чем для малых предпр. С др. стороны крупные организации инертны, небольшие предпр. Легче приспосабливаются к изменениям.

- Сфера деятельности. Например, величина гос. капитальных вложений для производство средств связи оказывает очень большое значение, а для нефтеперерабатывающих предпр. – большое. Технологические изменения для средств связи очень высокое, для нефтеных - ниже среднего. Экологические для средств связи - низкое, для нефтеных - очень высокое значение.

-Цель деятельности. Если целью организации является развитие, то орг-ция обращает внимание на конкурентов. Если банкротство, то необходимо ознакомиться с юридической стороной: отношение с кредиторами, акционерами, политика в отношении персонала. 

- Исторический период

- Экономический. Спад в росс. экономике привел к снижению возможности накопления капитала необходимого для проведения инноваций.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...