Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Матрица АВС - XYZ - анализа




                 

Группа A B C
X   2  
Y 1    
Z      

 

 

Таблица2 - Исходные данные для проведения анализа АВС и анализа XYZ, грн.

 

№ позиции

Средний запас за квартал по позиции для АВС-анализа

Реализация за квартал для XYZ- анализа

1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
1 2500 600 620 700 680
2 760 240 180 220 160
3 3000 500 1400 400 700
4 560 140 150 170 140
5 110 10 0 60 50
6 1880 520 530 400 430
7 190 40 40 50 70
8 17050 4500 4600 4400 4300
9 270 40 60 100 40
10 4000 1010 1030 1050 950
11 9000 2240 2200 2300 2260
12 2250 530 560 540 570
13 980 230 260 270 240
14 340 100 60 70 50
15 310 80 100 80 60
16 240 60 80 90 50
17 170 30 50 40 40
18 120 20 30 10 60
19 460 200 100 120 60
20 70 20 0 20 40
21 220 50 40 40 70
22 680 200 190 190 180
23 20 0 5 5 30
24 180 40 50 40 70
25 2390 710 670 800 580
26 130 30 50 40 40
27 23400 5280 5600 5600 6000
28 40 10 20 10 0
29 210 50 70 30 50
30 1120 300 400 200 200
31 30 10 10 15 5
32 80 0 20 20 80
33 320 70 50 80 40
34 13600 2900 3160 3200 3300
35 440 100 140 180 140
36 60 10 30 30 10
37 360 80 100 90 90
38 5400 1760 800 560 2280
39 140 10 30 80 40
40 11050 2500 2600 2700 2440
41 350 80 90 90 60
42 1280 320 340 300 320
43 1660 560 580 380 280
44 400 100 110 100 90
45 500 120 140 130 170
46 880 230 230 200 140
47 2100 540 600 440 500
48 50 20 20 30 10

 

Вопросы для подготовки и защиты работы

1. Дайте характеристику методам, используемым в логистических исследованиях

2. Перечислите методы системного анализа

3. Объясните порядок выполнения. ABC-анализа и охарактеризуйте цель его использования. Приведите примеры применения этого метода.

4. Объясните порядок выполнения XYZ-анализа и охарактеризуйте цель его использования. Приведите примеры применения этого метода.

5. Раскройте сущность решения задачи «MOB» т.е. «Сделать или купить».

6. Дайте определение экспертных методов и систем.

7. Объясните порядок использованием экспертного метода «Метода парных сравнений», охарактеризуйте область его применения.

8. Раскройте возможности применения моделирования в логистике.

 



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Контроль в сфере закупочной деятельности и принятие решения по размещению заказов

 

Цель работы:Закрепление теоретического материала и освоение методов контроля за процессом поставки товаров и выбора поставщиков.

Содержание работы:

1. Изучить методы выбора критериев для оценки и выбора поставщиков.

2. Рассчитать основные критерии оценки для двух поставщиков: цена, качество, надежность (исходные данные табл.8).

3. Выполнить рейтинговую оценку поставщиков в форме таблицы 7 и сделать выводы.

Методические указания

Выбор поставщика – одна из важнейших задач фирмы. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам, на основании выполнения которых осуществляется расчет рейтинга поставщика. Следовательно, система контроля исполнения договоров поставки должна позволять накапливать информацию, необходимую для такого расчета. Перед расчетом рейтинга следует определить, на основании каких критериев будет приниматься решение о предпочтительности того или иного поставщика. Как правило, в качестве таких критериев используется цена, качество поставляемых товаров и надежность поставки. Однако этот перечень может быть и больше, в частности, в приводимом ниже примере используется 6 критериев.

Следующим этапом решения задачи выбора поставщика является оценка поставщиков по намеченным критериям. При этом вес того или иного критерия в общей их совокупности определяется экспериментальным путем.

Приведем пример расчета рейтинга условных поставщиков (табл. 1). Допустим, что в течение определенного периода фирма получила от 3 поставщиков один и тот же товар. Допустим также, что принято решение в будущем ограничиться услугами одного поставщика. Кому из 3 следует отдать предпочтение? Ответ на этот вопрос можно получить следующим образом. Сначала необходимо оценить каждого поставщика по каждому из выбранных критериев, а затем умножить вес критерия на оценку. Вес критерия и оценка в данном случае определяются экспериментальным путем с учетом значимости каждого критерия для организации.

 

 

Таблица 1

Критерий выбора поставщика

Вес критерия

Оценка критерия по десятибалльной шкале по поставщикам

Произведение веса критерия на оценку по поставщикам

№1 №2 №3 №1 №2 №3
Надежность поставки 0,30 7 5 9 2,1 1,5 2,7
Цена 0,25 6 2 3 1,5 0,5 0,75
Качество товара 0,15 8 6 8 1,2 0,9 1,2
Условия платежа 0,15 4 7 2 0,6 1,05 0,3
Возможность внеплановых поставок 0,10 7 7 2 0,7 0,7 0,2
Финансовое состояние поставщика 0,05 4 3 7 0,2 0,15 0,35
ИТОГО 1,00 ХХ ХХ ХХ 6,3 4,8 5,5

 

Рейтинг определяется суммированием произведения веса критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывают рейтинг разных поставщиков и, сравнивая полученные результаты, определяют наилучшего партнера. Расчет, приведенный в табл. 1, показывает, что таким партнером является поставщик №1 и именно с ним следует пролонгировать (продлить срок действия) договор.

В нашем примере более высокий рейтинг поставщика №1 свидетельствовал о его предпочтительности. Однако для расчета рейтинга может использоваться и иная система оценок, при которой более высокий рейтинг свидетельствует о большем уровне негативных качеств поставщика. В этом случае предпочтение следует отдать тому поставщику, который имеет наименьший рейтинг.

Система оценки критериев в предлагаемом ниже задании как раз и основана на регистрации темпов роста негативных характеристик работы поставщиков.

 

Задание

Произвести оценку поставщиков №1 и №2 по результатам работы для принятия решения о продлении договорных отношений с одним из них (исходные данные в табл.8).

Пример расчета

Втечение первых двух месяцев года фирма получала от поставщиков №1 и №2 товары А и В. Динамика цен на поставляемую аналогичную продукцию, динамика поставки товаров надлежащего качества, а также динамика нарушений поставщиками установленных сроков поставок приведены в табл. 2.- 4.

Для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков необходимо рассчитать рейтинг каждого поставщика. Оценку поставщиков выполнить по показателям: цена, надежность и качество поставляемого товара. Принять во внимание, что товары А и В не требуют бесперебойного пополнения. Соответственно, при расчете рейтинга поставщика принять следующие веса показателей:

Цена                                                     0,5

Качество поставляемого товара       0,3

Надежность поставки                        0,2

 

Таблица 2 - Динамика цен на поставляемые товары

Поставщик Месяц Товар Объем поставки, ед./мес. Цена за единицу, грн.
№1 Январь Январь А В 2000 1000 10 5
№2 Январь Январь А В 9000 6000 9 4
№1 Февраль Февраль А В 1200 1200 11 6
№2 Февраль Февраль А В 7000 10000 10 6

 

Таблица 3 – Динамика поставки товаров надлежащего качества

Месяц Поставщик Количество товара надлежащего качества, поставляемого в течение месяца, единиц
Январь   №1 №2 75 300
Февраль   №1 №2 120 425

 

Таблица 4 – Динамика нарушений установленных сроков поставки

Поставщик №1

Поставщик №2

Месяц Количество поставок, ед. Всего опозданий, дней Месяц Количество поставок, ед. Всего опозданий, дней
Январь 8 28 Январь 10 45
Февраль 7 35 Февраль 12 36

 

Итоговый расчет рейтинга поставщика оформить в виде табл. 7.

1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены) (Тц) на поставляемые им товары

Тц = ∑Тцi * di

Где Тцi – темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара;

di – доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода;

n – количество поставляемых разновидностей товаров.

Темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле:

Тцi= (Рi1i0)×100,

где Рi1 – цена i-й разновидности товара в текущем периоде;

Рi0 - цена i-й разновидности товара в предшествующем периоде.

 

Доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок рассчитывается по формуле:

di= (Si / å Si)

где Si – сумма, на которую поставлен товар i – й разновидности в текущем периоде, грн.

В качестве примера выполним расчет средневзвешенного темпа роста цен для первого поставщика.

Темп роста цен для этого поставщика по товару А составил:

ТцА=11/10×100=110%;

по товару В:

ТцВ=6/5×100=120%;

Доля товара А в общем объеме поставок текущего периода:

dA=1200×11/(1200×11+1200×6)=0,65.

Доля товара В в общем объеме поставок текущего периода:

dВ=1200×6/(1200×11+1200×6)=0,35.

Средневзвешенный темп роста цен для первого поставщика составил:

Тц=110×0,65+120×0,35=113,5%.

Расчет средневзвешенного темпа роста цен рекомендуется оформить в виде таблицы (Таблица 5):

Таблица 5 – Расчет средневзвешенного темпа роста цен

Поставщик ТцА ТцВ SA SB dA dВ Тц
№1 110% 120% 13200 грн. 7200 грн. 0,65 0,35 113,5%
№2              

 

Полученные значения для расчета рейтинга поставщика заносятся в итоговую таблицу (Таблица 7).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...