Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Всенощное бдение праздника Богоявления




Всенощное бдение на праздник Крещения, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и праздник Рождества Христова, Великим повечерием, потому что в этот день вечерня совершается прежде, особо. Схема и сам чин Великого повечерия – те же, что и на Рождество Христово. Великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени.

Тропарь:

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, Возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Кондак:

«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный».

На утрени, по полиелее, поется величание:

«Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских».

Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: «Море виде и побеже, Иордан возвратися...».

Стих: «Что ты есть море, яко побегло еси...». Евангелие от Марка, зачало 2.

«Слава»: «Всяческая днесь да возрадуются, Христу явльшуся во Иордане».

«И ныне» – то же.

Стих: «Помилуй мя, Боже...».

И стихира: «Бог Слово плотию роду человеческому...».

Канона два: святого Космы Маиумского – «Глубины открыл есть дно...», и святого Иоанна Дамаскина – «Шествует морскую волнующуюся бурю...».

Ирмосы канонов по дважды: тропари на двенадцать. На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу».

Хор поет ирмос:

«Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими. Ибо любовь веси божественную нашу, Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем».

(В русском переводе: «Никакой язык (человеческий) не в силах восхвалить Тебя по достоянию, и даже горний (ангельский) ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как Благая, приими веру, а любовь нашу божественную (пламенную), Ты знаешь: ибо Ты – Предстательница христиан. Тебя мы величаем»).

Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии (до отдания праздника включительно).

К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы. Светилен – праздника трижды.

В конце утрени – отпуст праздника (см. Служебник).

Литургия на Богоявление

В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, служится литургия святителя Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления выпадает нао вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Литургия святителя Василия Великого бывает тогда, когда этот праздник совпадает с воскресеньем или понедельником, так как накануне этих дней (в субботу и воскресенье) в навечерие праздника совершалась в своем месте литургия святителя Иоанна Златоуста (а положенная в навечерие литургия святителя Василия Великого переносится на самый день праздника).

На литургии: антифоны праздника.

Входное: «Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и явися нам».

Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся...» – в напоминание новопросвещенным, крестившимся в древности в навечерие праздника, во Христе «облекшимся».

Прокимен: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам».

Стих: «Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его».

Апостол – Титу, зачало 302; Евангелие – Мф., зачало 6. Задостойник.

Причастен праздника: «Явися благодать Божия спасительная всем человеком».

Праздничная вечерня (по Типикону со славословием)

На следующий день после праздника Богоявления празднуется Собор святого Иоанна Предтечи («Собор» на уставном языке означает собрание верующих в храме на «торжественное бдение» в память святого).

На вечерни в день праздника (под 7-е января) вход с кадилом и Великий прокимен:

«Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори».

Если же праздник выпадает на субботу, Великий прокимен поется в навечерие праздника (в пятницу).

На утрени вместо «Честнейшую» поются припевы праздника.

Попразднство и отдание праздника

Попразднство Богоявления длится 8 дней, и отдание совершается 14 января. Во все дни попразднства наряду со стихирами и каноном святому Минеи поются стихиры праздника, и первым читается канон праздника.

На литургии во все дни попразднства до отдания включительно (кроме воскресных дней) после входа поется окончание: «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся поющия Ти: Аллилуия».

В день отдания праздника вся служба Богоявления, кроме входа, паремий, полиелея (на вечерни и утрени) и кроме антифонов и входного стиха (на литургии). «Честнейшую» не поем 7/20 и 14/27 января, за исключением случая совпадения с воскресеньем, когда следует петь «Честнейшую».

Утреня в отдание с великим славословием

Устав указывает особенности богослужения дней попразднства Богоявления, когда, начиная с 11/24 января, бывает совпадение их с Неделей Мытаря и Фарисея (см.: Типикон, 11 января и 14 января).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...