Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Всенощное бдение праздника Богоявления
Всенощное бдение на праздник Крещения, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и праздник Рождества Христова, Великим повечерием, потому что в этот день вечерня совершается прежде, особо. Схема и сам чин Великого повечерия – те же, что и на Рождество Христово. Великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрени. Тропарь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, Возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе». Кондак: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный». На утрени, по полиелее, поется величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: «Море виде и побеже, Иордан возвратися...». Стих: «Что ты есть море, яко побегло еси...». Евангелие от Марка, зачало 2. «Слава»: «Всяческая днесь да возрадуются, Христу явльшуся во Иордане». «И ныне» – то же. Стих: «Помилуй мя, Боже...». И стихира: «Бог Слово плотию роду человеческому...». Канона два: святого Космы Маиумского – «Глубины открыл есть дно...», и святого Иоанна Дамаскина – «Шествует морскую волнующуюся бурю...». Ирмосы канонов по дважды: тропари на двенадцать. На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Диакон с кадилом перед местным образом Божией Матери поет первый припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу». Хор поет ирмос: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице, обаче, Благая сущи, веру приими. Ибо любовь веси божественную нашу, Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем». (В русском переводе: «Никакой язык (человеческий) не в силах восхвалить Тебя по достоянию, и даже горний (ангельский) ум недоумевает, как воспеть Тебя, Богородице: но Ты, как Благая, приими веру, а любовь нашу божественную (пламенную), Ты знаешь: ибо Ты – Предстательница христиан. Тебя мы величаем»). Этот ирмос с указанным первым припевом 9-й песни является Задостойником на литургии (до отдания праздника включительно). К остальным тропарям как первого, так и второго канона 9-й песни поются свои припевы. Светилен – праздника трижды. В конце утрени – отпуст праздника (см. Служебник). Литургия на Богоявление В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, служится литургия святителя Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления выпадает нао вторник, среду, четверг, пятницу и субботу. Литургия святителя Василия Великого бывает тогда, когда этот праздник совпадает с воскресеньем или понедельником, так как накануне этих дней (в субботу и воскресенье) в навечерие праздника совершалась в своем месте литургия святителя Иоанна Златоуста (а положенная в навечерие литургия святителя Василия Великого переносится на самый день праздника). На литургии: антифоны праздника. Входное: «Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и явися нам». Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся...» – в напоминание новопросвещенным, крестившимся в древности в навечерие праздника, во Христе «облекшимся». Прокимен: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». Стих: «Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век милость Его». Апостол – Титу, зачало 302; Евангелие – Мф., зачало 6. Задостойник. Причастен праздника: «Явися благодать Божия спасительная всем человеком». Праздничная вечерня (по Типикону со славословием) На следующий день после праздника Богоявления празднуется Собор святого Иоанна Предтечи («Собор» на уставном языке означает собрание верующих в храме на «торжественное бдение» в память святого). На вечерни в день праздника (под 7-е января) вход с кадилом и Великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори». Если же праздник выпадает на субботу, Великий прокимен поется в навечерие праздника (в пятницу). На утрени вместо «Честнейшую» поются припевы праздника. Попразднство и отдание праздника Попразднство Богоявления длится 8 дней, и отдание совершается 14 января. Во все дни попразднства наряду со стихирами и каноном святому Минеи поются стихиры праздника, и первым читается канон праздника. На литургии во все дни попразднства до отдания включительно (кроме воскресных дней) после входа поется окончание: «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся поющия Ти: Аллилуия». В день отдания праздника вся служба Богоявления, кроме входа, паремий, полиелея (на вечерни и утрени) и кроме антифонов и входного стиха (на литургии). «Честнейшую» не поем 7/20 и 14/27 января, за исключением случая совпадения с воскресеньем, когда следует петь «Честнейшую». Утреня в отдание с великим славословием Устав указывает особенности богослужения дней попразднства Богоявления, когда, начиная с 11/24 января, бывает совпадение их с Неделей Мытаря и Фарисея (см.: Типикон, 11 января и 14 января). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 309. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |