Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отдание праздника в воскресенье (в неделю святых Богоотец)




На Великой вечерне: на «Господи, воззвах» – стихиры воскресны – 3, праздника – 4, глас 2-й: «Приидите, возрадуемся Господеви...» и святых – 3. «Слава» – святых, «И ныне» (вместо догматика) – стихира праздника, глас 2-й: «Августу единоначальствующую...». Вход. Прокимен дня. На литии – стихиры праздника. На стиховне – стихиры воскресные, «Слава» – святых, «И ныне» – праздника. На благословении хлебов – тропари: «Богородице Дево» (дважды) и святых (единожды).

На утрени: на «Бог Господь» – тропарь воскресен (дважды), «Слава» – святых, «И ныне» – праздника. После кафизм – седальны воскресные. Степенна и прокимен гласа. Евангелие воскресное, «Воскресение Христово», по 50-м псалме – стихира воскресная. Каноны: воскресный с ирмосом на 4 и святых на 4, и праздника два канона на 6. Катавасия праздника (ирмосы первого канона). По 3-й песни – кондак, икос и седальны святых, «Слава, и ныне» – праздника. По 6-й песни – кондак и икос праздника. На 9-й песни поем «Честнейшую». Светилен воскресный, «Слава» – святых, «И ныне» – праздника. На хвалитех – стихиры воскресные – 4 и праздника – 4, с припевами их. «Слава» вместо евангельской – стихира святых, глас 8-й: «Кровь и огнь...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Славословие великое. По Трисвятом – тропарь воскресный, ектенья и отпуст. «Слава, и ныне» – стихира евангельская, и 1-й час.

На 1-м часе – тропарь воскресный, «Слава» – праздника, «И ныне» – Богородичен часа. По «Отче наш» – кондак праздника. На 3-м часе – тропарь воскресный, «Слава» – святых, «И ныне» – Богородичен часа. Кондаки праздника и святых попеременно.

На литургии – «Блаженны» из канона воскресного, на 4, праздника, первого канона, песнь 9-я, на 4, и святых, песнь 6-я, на 4. По входе – тропарь воскресный, праздника и святых, «Слава» – кондак святых, «И ныне» – праздника. Прокимен праздника: «Вся земля да поклонится Тебе» и святых: «Дивен Бог во святых Своих...». Апостол – к Галатам, зачало 200-е. Евангелие – от Матфея, зачало 4-е.[45]

Причастен: «Хвалите Господа...» и праздника (см. Типикон, под 31 декабря, стр. 181).

Святки

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря/7 января по 6/19 января) обыкновенно называются святками, т.е. святыми днями, потому что эти дни освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления, празднование которых было в древности короче, поскольку праздники Рождества Христова и Богоявления были соединены в один день. После же их разделения празднование распространилось на все дни в промежутке от 25 декабря/7 января по 6/19 января, и потому они составляют как бы один день праздника.

Эти дни называются святыми вечерами, потому что христиане по древнему обычаю свои дневные занятия прекращали вечером, может быть, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время (см. Творения святителя Иоанна Златоуста, 37-я беседа на Крещение, 2).

Церковь с древних времен начала освящать эти двенадцать дней после праздника Рождества Христова. Упоминания об этом имеются в беседах святого Ефрема Сирина, святого Амвросия Медиоланского, святителя Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование святок подтверждается Уставом преподобного Саввы Освященного († 532 г.). Согласно этому Уставу, в дни святок: «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и возбранено совершать таинство Брака (см. Типикон, под 26 декабря).

Таким образом, в дни святок вплоть до 4 января включительно, поста не бывает ни в среду, ни в пятницу.

Дни святок древние христиане проводили с особым благоговением, уделяя из своих средств на милостыню бедным, как бы в увеличение света духовного, именем которого называются добрые дела (Мф. 5,16).



Богоявление (Крещение) Господне (6/19 января)

История праздника

Как было указано нами в разделе, посвященном истории праздника Рождества Христова, начало празднования Богоявления относится ко временам апостольским. О нем упоминается и в «Постановлениях Апостольских», где говорится: «Богоявления праздник да празднуется, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованнаго» (кн. 5, глава 42; кн. 8, глава 33). Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В III веке свои беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский и святой Григорий Неокесарийский. Святые отцы IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои глубоконазидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления.

Святые отцы: Анатолий, архиепископ Константинопольский (V век), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII век), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII век), составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX век) составили многие песнопения на праздник Крещения Христова, до сих пор поющиеся в день праздника.

Относительно празднования Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, какая существовала относительно празднования Рождества Христова: на Востоке и на Западе праздник с одинаковой торжественностью праздновался 6/19 января.

Как уже указывалось выше, до IV века Крещение и Рождество праздновались совместно 6/19 января и выделение праздника Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря/7 января произошло в IV веке. Древняя Церковь 6/19 января, кроме указанных событий, воспоминала и другие, в которых выразилось Божественное достоинство и посланничество Иисуса Христа – как при рождении Его, так и при вступлении Его на проповедь после Крещения, а именно:

1) поклонение волхвов, как откровение Иисуса Христа миру языческому, посредством чудесной звезды (от этого воспоминания самый праздник Крещения в Западной Церкви получил название «праздника трех царей»; в Восточной Церкви, оно хотя и входило в состав праздника, но ничем в характере праздника не выразилось);

2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской;

3) чудесное насыщение Иисусом Христом 5000 человек (в Африканской Церкви).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...