Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Предпразднство Крещения (со 2/15 по 5/18 января)




Богоявление издревле находится в числе великих двунадесятых праздников. Еще в «Постановлениях Апостольских» (кн. 5, глава 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным торжеством, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные святками, составляют как бы одно торжество.

Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова Церковь начинает со 2 января приготовлять нас к празднику Крещения особыми стихирами, тропарями (на вечерни), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени). Некоторые церковные песнопения в честь Богоявления мы слышали уже с 1/14 января: на утрени праздника Обрезания поются на катавасии ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно...» и «Шествует морскую волнящуюся бурю...».

Следуя от Вифлеема к Иордану и сретая событие Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо свет сущим во тьме озаряти уже начинает»[46].

Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботой и неделей пред Богоявлением (или Просвещением). В названную субботу полагаются по Уставу особые Апостол (Тим., зачало 284) и Евангелие (Мф., зачало 5), а в Неделю пред Богоявлением – особый прокимен, глас 6: «Спаси, Господи, люди Твоя...», Апостол (Тим., зачало 296) и Евангелие (Мр., зачало 1), посвященные наступающему празднику. Суббота и Неделя пред Просвещением всегда бывают после отдания праздника Рождества Христова.

Навечерие Богоявления

Канун праздника, 5/18 января, называется навечерием Богоявления и еще сочельником. Служба навечерия и служба самого праздника во многом сходна со службой праздника Рождества Христова.

В сочельник Богоявления, как и в сочельник Рождества Христова, предписывается Церковью строгий пост (принятие пищи разрешается один раз после освящения воды). Если навечерие выпадает на субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды (см. Типикон, под 6 января). Если чтение великих часов с навечерия, выпавшего на субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в навечерие праздника

Во все седмичные дни, кроме субботы и воскресенья, служба навечерия Богоявления состоит из великих часов, изобразительных, вечерни с литургией святителя Василия Великого, и после литургии, точнее, после заамвонной молитвы, бывает освящение воды.

Если сочельник выпадает на субботу или неделю (воскресенье), то великие часы совершаются в пятницу, в которую литургии не бывает, литургия же святителя Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день сочельника литургия святителя Иоанна Златоуста бывает в свое время, а днем – вечерня[47] и после нее водоосвящение.

Великие часы

Схема построения великих часов и изобразительных и порядок их отправления те же, что и в навечерие Рождества Христова (см. выше о празднике Рождества Христова).

На 1-м часе оставляется 5-й псалом и добавляются особые псалмы 22 и 26, в которых Церковь изображает Господа, принявшего Крещение, Пастырем, Который, по предречению Давида «пасет... и ничтоже... лишит...», который есть «Просвещение и Спаситель...».

Тропари указывают на разделение Иордана Елисеем милотию пророка Илии, как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, которым освятилось естество вод и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь.

В паремии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Иисуса Христа (Ис. 25 глава), а Апостоле (Деян. 13, 25-32) и Евангелии (Мф. 3, 1-11) – о Крестителе и Предтече Господа, свидетельствовавшем о Его вечном и Божественном величии.

3-й час. Остается 50-й псалом и добавляются два особых псалма – 28-й и 41-й, в которых пророк изображает могущество крестившегося Господа и Его власть над водой, и всеми стихиями мира:

«Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих, Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии...».

В тропарях раскрываются переживания святого Иоанна Крестителя: трепет и страх при Крещении Господа и явлении в этом Крещении тайны Троичности Божества.

В паремии мы слышим голос пророка Исаии, который предвидел духовное возрождение через Крещение и призывал к нему: «Измыйтеся и чисти будете» (Ис. 1,16-20).

В Апостоле говорится о различии Крещения Иоаннова и Крещения во Имя господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), в Евангелии – о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1,1-3).

6-й час. Остается 90-й псалом и добавляются два особых псалма – 73-й и 76-й, в которых царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба:

«Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси – Бог творяй чудеса... Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны».

В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на Иордане и указывается на осуществление псаломского пророчества о том, что река остановит свои воды при вхождении в нее для Крещения Господа.

В паремии пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах Крещения и призывает верующих к усвоению ее: «По черпите воды с веселием от источника спасения» (Ис. 12 глава).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6,3-12).

Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15).

9-й час. Остается 85-й псалом и добавляются два особых псалма – 92-й и 113-й, в которых пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа.

В паремии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явившуюся в Крещении (Ис. 49,8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человекам», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2,11-14; 3,4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Окончание чтения великих часов и изобразительных бывает такое же, как и в навечерие Рождества Христова.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...