Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Праздник Воздвижения как грань летнего и зимнего периода Устава




Устав чтения кафизм и пения непорочных и полиелея имеет несколько периодов. Наиболее длительны 2 периода – летний и зимний, разделяющиеся между собой праздником Воздвижения.

По Уставу положено в летний период – от Недели Фоминой до отдания Воздвижения (включительно) – во все дни седмицы на утрени читать по две рядовых кафизмы и на вечерни – одну рядовую.

На воскресной утрени читаются две кафизмы и вместо полиелея поются Непорочны, т.е. 17-я кафизма (за исключением Недели Фоминой, Пятидесятницы и дней, в которые положено совершать бдение или полиелей).

Второй большой период – зимний – начинается от отдания Воздвижения (с 22 сентября/5 октября) до субботы перед Неделей о блудном сыне. В него не входит время от предпразднства Рождества Христова – 20 декабря/3 января – до отдания Богоявления – 14/27 января.

Этот период характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, на вечерни – 18-й кафизмы, а на воскресной утрени – пением вместо «непорочных» (т.е. 17-й кафизмы) полиелея, т.е. «Хвалите имя Господне...» (Типикон, глава 17).

Во время празднования Рождества Христова и Богоявления с 20/3 января по 14/27 января чтение кафизм и пение в воскресение «непорочных» (17 кафизмы) совершается по тому же Уставу, что и в летний период.[61]

Порядок рядового чтения кафизм в летний и зимний периоды

Примечание.Полиелей – «Хвалите имя Господне...» поется в седмичные и воскресные дни как в летний, так и зимний период Устава, если в эти дни случаются господские, богородичные праздники и праздники святых с бдением и полиелеем.

Об «отступке»

Годичный круг воскресных литургийных Апостолов и Евангелий (см.: М. Скабалланович. Толковый Типикон, III, с. 32-34) точно не выдерживается. Этот круг дает чтение для 32-х недель – от святой Пятидесятницы, или же, вернее, от Недели Всех святых до Недели Мытаря и Фарисея. Но в разные годы число этих недель бывает неодинаково. Это колебание зависит от праздника Пасхи.

Если в прошедшем году Пасха была ранняя, а в наступающем году очень поздняя, то число недель между 50-цей и Неделей Мытаря и Фарисея будет больше. Таким образом, в период между Пятидесятницей и Неделей Мытаря и Фарисея может быть и более 32-х недель, что бывает чаще. Если количество чтений Евангелия недостаточно, то в Неделю по Рождестве Христовом, в Неделю перед Богоявлением и т.д. читаются только особо предназначенные для этих недель Евангелия, а рядовые для этих недель Евангелия, равно как и рядовые, положенные в Недели Праотец и Отец, читаются в избыточествующие недели, но так, «чтобы в неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32-й недели) о Закхее» – Луки, зачало 94.

Если для избыточествующих недель недостает и этих зачал, то в неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало 6-й, от Матфея – о хананеянке (Евангелие 17-й недели).

Если недель менее 32-х, то Евангелия опускаются перед Неделей о Закхее. Апостол всегда сопровождает свое Евангелие (см.: Типикон, 7 января, 6-е «зри»; срав. 1-е «зри» и 26-е декабря «зри»; см. также в Служебном Евангелии «Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам принятие, откуда начинают и до где стают»). В седмичные дни повторяются те же литургийные Апостолы и Евангелия, которые были прочитаны прежде в истекшие ближайшие седмицы.

Примечания.

1. Например, если в 2005 г. была Пасха ранняя, а в 2006 г. поздняя, то будет недель больше – «отступка». А если бы в 2005 г. Пасха была поздняя, а в 2006 г. – ранняя, то наступила бы «преступка».

2. «Отступка» касается только Евангелий на литургии, но никак не утренних воскресных, которые идут по порядку до 5-й недели (воскресенья) Великого поста; равно не касается «отступка» и гласов Октоиха – они также, как и утренние Евангелия, следуют по порядку до 5-й недели Великого поста.

Глава III

Богослужение Великопостное (период пения Постной Триоди)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...