Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VI. УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ МОНТАЖ ТЕКСТА




 

 

Перед вами два набора "рассыпанных" предложений. Соберите их, и у вас получатся два текста о твор­честве А. С. Пушкина, написанных разными лите­ратуроведами.

Набор 1

Обращение Пушкина к прозе связано было с реабилита­цией прозаического слова как элемента искусства.

А затем "простое", "голое" прозаическое слово отождес­твилось с самим понятием художественной речи и было перенесено в поэзию.

Одним из существенных признаков его явился интерес к прозе.

В конце 1820-х гг. отчетливо обозначился переход Пуш­кина к новому этапу реализма.

Поэтическое слово - слово с установкой на особое, вне искусства невозможное его употребление.

Проза и поэзия требуют принципиально различного художественного слова.

 

92


 

Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы.

 


Набор 2

В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико.

Перед Пушкиным стояла задача создания глубоко содержательной и в то же время высокохудожественной прозы.

"Проза наша так еще мало обработана, - жаловался сам Пушкин, - что даже в простой переписке мы при­нуждены создавать обороты для изъяснения понятий са­мых обыкновенных".

В области прозы у него почти не было предшественников.

А постановка и решение этой задачи были исключительно важными и значительными для всего развития русской литературы.

Созданием "Повестей Белкина" закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного творчества, в которую он проник позднее всего и которую, видимо, ему было труднее всего освоить, - художественной прозы.

 

Теперь сравните получившиеся у вас тексты с автор­скими.

 

Текст 1

В конце 1820-х гг. отчетливо обозначился переход Пушкина к новому этапу реализма. Одним из существенных признаков его явился интерес к прозе. Проза и поэзия тре­буют принципиально различного художественного слова. Поэтическое слово - слово с установкой на особое, вне искусства невозможное его употребление. Обращение Пуш­кина к прозе связано было с реабилитацией прозаического слова как элемента искусства. Сначала эта реабилитация произошла в сфере прозы. А затем "простое", "голое" прозаическое слово отождествилось с самим понятием ху­дожественной речи и было перенесено в поэзию.

(Лотман Ю.М.. Пушкин. — СПб. — 1995. — С. 200.)

 

 

93


 


Текст 2

Созданием "Повестей Белкина" закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного творчества, в которую он проник позднее всего и которую, видимо, ему было труднее всего освоить, - художественной прозы.

В развитии художественной прозы основополагающее зна­чение Пушкина, пожалуй, особенно велико. В области прозы у него почти не было предшественников. "Проза наша так еще мало обработана, - жаловался сам Пушкин, - что да­же в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных". Перед Пушкиным стояла задача создания глубоко содержательной и в то же время высокохудожественной прозы. А поста­новка и решение этой задачи были исключительно важными и значительными для всего дальнейшего развития русской литературы.

(Благой Д.Д. А.С. Пушкин // Лекции по истории русской

литературы XIX века. - М., 1951.— С. 216.)

 

Вряд ли вам удалось что-нибудь изменить при "собирании" первого текста. Если же вы избрали другую последовательность, то сравните, у кого получилось лучше: у вас или у автора. При "собирании" второго тек­ста у вас могла оказаться совсем не такая последова­тельность, как у автора.

Не огорчайтесь: в отличие от текста Ю.М. Лотмана, текст Д.Д. Благого дает возможность создавать варианты. Почему? - Да потому, что в нем предложения не так крепко "зацепились" друг за друга и поэтому возможны разные варианты монтажа.                          

Что же такое монтаж? — Это выстраивание предло­жений и отдельных частей текста, подчиненное основному замыслу автора. От монтажа зависит очень много, и особенно хорошо это видно в кино. Каждый фильм состоит из множества кадров, и от того, как они соединены между собой, зависит их воздействие на зрителя.

94


 

Однажды, много лет тому назад, во времена немого кино режиссер и теоретик отечественного кино Л. В. Кулешов проделал такой опыт. Он взял кадр, изображающий чело­веческое лицо, и поместил его рядом с кадром, на котором была тарелка с супом. И лицо человека показалось зрителю голодным. Тот же кадр с тем же лицом Кулешов смонтировал с кадром, на котором был гроб. И зрители увидели лицо, омраченное горем. В третий раз было по­казано то же лицо, но в соседнем кадре была девушка. Теперь зрители увидели лицо, освещенное любовью. И никто так и не понял, что все время они видели одно и то же лицо с одним и тем же выражением, но в разном окружении.

Собирая "рассыпанные" предложения, вы видели, что есть тексты, в которых изменить последовательность пре­дложений нельзя или очень трудно, потому что изменится смысл или получится бессмыслица. Так было в первом случае. А во втором - предложения можно расположить по-разному без ущерба для смысла. Просто получится не­сколько вариантов текста. Вообще, если текст большой, всегда возможны варианты. В маленьких текстах ва­рианты возможны только при "рыхлой" композиции. Ма­ленькие тексты совершеннее тогда, когда одно предложе­ние хорошо "зацепилось" за другое, потому что эти сце­пления часто несут особую смысловую нагрузку, которую подчас нельзя выразить словами.

Вы, конечно, понимаете, что монтаж бывает не только в кино: вы сами только что "монтировали" нарочно рассы­панные нами тексты. Делаете вы и совсем са­мостоятельный монтаж. Например, вы пишете сочинение. Обдумывая тему, вы наверняка распределяете то, что будете писать, в определенной последовательности. Даже не составляя письменный план, вы держите его в голове. По ходу письма вы обязательно монтируете свое сочине­ние. Возможно, правда, что в этот момент вы и не по­дозреваете, что работаете над монтажом.

Выполняя задания на монтаж, вы будете как бы "про-

 

 

95


 

 щупывать" смысловые взаимосвязи в тексте. Вы будете учиться выбирать лучший монтаж, а для этого крити­чески оценивать разные его варианты. Это поможет уви­деть разные логические провалы в своих и чужих текстах и перемонтировать их.

 

 

Задание 27        

                 

Перед вами набор предложений. Составьте из них текст.

 

Он попросил извозчика быстрее ехать к театру.

 "Вы шутите?" -                                    

"Десять франков".                                 

ответил Паганини.                             

Паганини опаздывал на концерт.

спросил он у извозчика.

"И не думаю. Возьмете же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня вашу игру на одной

струне!"

"Сколько следует заплатить вам?" "Хорошо, я заплачу вам десять франков только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе".

 

Ответ

 

Паганини опаздывал на концерт. Он попросил извоз­чика быстрее ехать к театру. "Сколько следует заплатить вам?" — спросил он у извозчика.— "Десять франков". — "Вы шутите?" - "И не думаю. Возьмете же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня вашу игру на одной струне!" - "Хорошо, я заплачу вам десять франков только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе",— ответил Паганини.   

(Из сб. "Музыканты смеются".)

 

96


 

Задание 28

 

Перед вами отдельные реплики двух героев известной вам ко­медии. Назовите эту комедию, ее автора и составьте из реплик диалог.

 

Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над про­винциальными.

А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода.

Вы все эдакое говорите... Я бы вас попросила, чтоб вы мне написали лучше на память какие-нибудь стишки в альбом. Вы, верно, их знаете много.

Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку.

Для вас, сударыня, все, что хотите. Требуйте, какие сти­хи вам?

Я совсем не понимаю, о чем вы говорите: какой-то пла­точек... Сегодня какая странная погода!

Какие-нибудь эдакие - хорошие, новые.

Какой у вас прекрасный платочек!

 

Ответ

 

Вы правы, если назвали комедию Н.В. Гоголя "Реви­зор". Вот какой диалог ведут между собой герои.

Хлестаков

Какой у вас прекрасный платочек!

Марья Антоновна

Вы насмешники, лишь бы только посмеяться над провинциальными.

Хлестаков

Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку.

Марья Антоновна

Я совсем не понимаю, о чем вы говорите: какой-то пла­точек... Сегодня какая странная погода!

 

97


 

      Хлестаков

 А ваши губки, сударыня, лучше, нежели всякая погода.

Марья Антоновна

Вы все эдакое говорите... Я бы вас попросила, чтоб вы мне написали лучше на память какие-нибудь стишки в альбом. Вы, верно, их знаете много.

Хлестаков

Для вас, сударыня, все, что хотите. Требуйте, какие стихи вам?

Марья Антоновна

Какие-нибудь эдакие - хорошие, новые.

 

 

Задание 29         

 

Перед вами набор "рассыпанных" предложений. Составьте из них текст.

 

последовал ответ.

— А что вы делаете днем? -

— Послушайте, а когда же вы думаете?

— Да, профессор, и утром работаю, —

— Что вы делаете так поздно? -

- подтвердил ученик.

Как-то вечером знаменитый английский физик Резерфорд зашел в лабораторию и застал там одного из много­численных своих учеников.

- Работаю,

- спросил Резерфорд.

- Тоже работаю.

- И рано утром работаете?

Резерфорд помрачнел и коротко бросил:

 

Ответ

 

Как-то вечером знаменитый английский физик Резер­форд зашел в лабораторию и застал там одного из мно­гочисленных своих учеников.

 

 

98


 

- Что вы делаете так поздно? — спросил Резерфорд.

- Работаю, — последовал ответ.

- А что вы делаете днем?

- Тоже работаю.

- И рано утром работаете?

- Да, профессор, и утром работаю, — подтвердил ученик.

 Резерфорд помрачнел и коротко бросил:

- Послушайте, а когда же вы думаете?

 

 






VII. ЧТО ТАКОЕ УСТАНОВКА

 

 

Прочтите начало рассказа А. П. Чехова "Моя "она".

Она, как авторитетно утверждают мои роди­тели и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не высказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная...

Но не завидуйте, юная читательница!... Эта трога­тельная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя "она", не отступая от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. Она мешает мне чи­тать, писать, гулять, наслаждаться природой... Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесе­кундно... манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня. За ее привязанность я пожертвовал ей всем: ка­рьерой, славой, комфортом...

Интересно, какие догадки у вас возникли: о ком здесь идет речь? Скорей всего вы думаете, что речь идет о какой-то женщине. Читая дальше, проверьте свое предположение

Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю... Давно бы пора развестись с ней... Детей у нас пока нет.

 

99


 

 

Держим пари, что теперь вы еще больше утвердились в своей правоте. К тому же выясняется, что это не просто женщина, а жена. Читайте, однако, дальше.

 Хотите знать ее имя? Извольте...    

 Ее зовут - Лень.                             

Ну как? Не ожидали? Но намек на такой ответ Чехов дал в самом начале рассказа. Если бы вы вспомнили пословицу про лень, которая раньше нас родилась, может быть, конец рассказа не был бы для вас такой неожиданностью. Но Чехов, подкинув эту подсказку, дальше все больше запутывает нас.                             

Итак, ваше предположение не подтвердилось, зато вы, наверное, засмеялись или по крайней мере улыбнулись. Вот так часто и рождается смешное.

Развязка рассказа вас рассмешила. Но не только. Бла­годаря ей вы узнали об одном очень важном психологи­ческом механизме, который часто руководит поведением и мыслями людей. Называется он - установка. Это на­строй человека на что-то определенное.

Установка может быть гибкой, то есть меняться по мере получения новой информации, или негибкой, то есть сохраняться вопреки всему. Вам, наверное, знакомо словечко упертый. Именно так часто говорят о людях с негибкой установкой.

Только что мы с вами попались "на крючок", который забросил А. П. Чехов. Однако внимательный читатель непременно заметит в тексте детали, которые помогут ему не проглотить "наживку". Он обратит внимание, что слово она взято в кавычки, что она родилась раньше меня, что она не покидает меня день и ночь и т.д. Такой читатель не "зациклится" на одном варианте прогноза (например, что это жена), а, наоборот, обращая внимание на детали, станет проверять свои предположения. И тогда у читателя возникнет гибкая установка, помогающая при чтении.

Установка может играть в нашей жизни разную роль: если ожидания оправдываются, то установка помогает ориентироваться в окружающем мире, если нет — пове-

 

 

100


 

дение человека может стать неадекватным. Установка живет в нас всегда: и когда мы слушаем объяснения учи­теля, и когда смотрим фильм, и когда выясняем отноше­ния с окружающими.

Ученые осознали существование установки во второй половине XIX века. Наличие установки доказали экспе­рименты, в которых испытуемые поднимали за шнур два деревянных цилиндра одинакового веса, но разной величины. При этом большой предмет казался намного легче. Почему? - Потому что рука настроилась на боль­шой вес, а приготовленные усилия не пригодились. Не сбылось ожидаемое.

Как правило, человек узнает об установке только тогда, когда его ожидание не оправдывается. Этот психологичес­кий механизм виртуозно использовал Н.В. Гоголь в комедии "Ревизор", хотя в те времена еще никто не за­нимался изучением данного феномена.

Вспомните: "Ревизор" начинается со знаменитой фразы городничего: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сооб­щить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор. Это сообщение о ревизоре и запускает установку. А тут еще в городе появляется новое лицо...

Когда городничий приезжает к Хлестакову в трактир, он уже находится в плену у установки. Притом его уста­новка негибкая: он "вбил себе в голову", что перед ним ревизор, и, как вы помните, никакие поступки и слова Хлестакова не могут поколебать Сквозник-Дмухановского. Эта негибкая установка блокирует все, и становится понятно, почему умный городничий и другие чиновники принимают Хлестакова за ревизора, хотя читателя и зри­теля это не может не удивлять. Загадка гипнотического воздействия Хлестакова в самом механизме установки.

У Хлестакова тоже есть установка: он боится, что его посадят в тюрьму. Но, в отличие от городничего, у Хлес­такова установка гибкая: из слов городничего ему ста­новится ясно, что никто не собирается его арестовывать, и поведение его становится другим.

 

 

101


 

 Работает установка и при чтении художественной ли­тературы. Гибкая установка помогает ее пониманию и восприятию, негибкая - мешает.

Что же нужно делать, чтобы установка помогала, то есть была гибкой?

Давайте с вами вместе поработаем над одним текстом. Это стихотворение в прозе И. С. Тургенева "Довольный человек".

 

По улице столицы мчится вприпрыжку молодой еще человек. Его движенья веселы, бойки; глаза сияют, ухмы­ляются губы, приятно алеет умиленное лицо... Он весь довольство и радость.

 Какой вопрос у вас здесь возник?                    

Наверное, вы подумали: "Что же с ним случилось? Чему он

 так радуется?"

Что с ним случилось?

Как видите, у автора возник такой же вопрос. А какие предположительные ответы можете вы дать на этот вопрос?

Вы могли предположить что-то хорошее, радостное. На­пример, он сделал какое-то открытие, получил премию, влюбился, принес радость другому человеку и т.д. Срав­ните ваши предположения с предположениями автора.

Досталось ли ему наследство? Повысили его чипом? Спешит ли он на любовное свидание? Или просто - он хо­рошо позавтракал, — и чувство здоровья, чувство сытой силы взыграло во всех его членах? Уж не возложили ли на его шею твой осъмиугольный крест, о, польский король Станислав?

Наверняка не все предположения у вас с автором совпали, ведь И. С. Тургенев дает ответы с позиции своего времени. Вы, вероятно, тоже могли подумать о повыше­нии на службе, но не выразили бы свою мысль такими словами - повысили его чином. И уж, конечно, не го­ворили бы об ордене, который в те времена люди на­зывали "Станислав на шее", потому что его не пристегивали к мундиру, а на ленте вешали на шею.

 

102


 

Сравните свою догадку с продолжением рассказа.

Нет. Он сочинил клевету па знакомого, распространил ее тщательно, услышал ее, эту самую клевету, из уст другого знакомого - и сам ей поверил.

Такой ответ на вопрос вряд ли мог прийти вам в голову. И вряд ли такой человек мог вам понравиться. А как относится к нему автор? Было ли что-нибудь в тексте, что помогло бы понять это отношение и насторожило вас?

Может быть, вы обратили внимание на выражение ухмыляются губы (он не смеется, не улыбается - у него губы ухмыляются) А вот еще одно выражение: приятно алеет умиленное лицо. В нем особый смысл. Ведь речь идет не о красной девице, а о молодом человеке. В этих словах вы, наверное, почувствовали брезгливо-презри­тельное отношение автора к герою, но говорит он об этом не впрямую, а иронически. Его герой - молодой еще чело­век. Может быть, есть какой-то особый, едва уловимый оттенок в этом словечке еще', наверное, Тургенев хочет намекнуть, что у этого молодого человека впереди еще много подлостей. Единственное чувство, которое он может вызвать, — это омерзение, и Тургенев еще раз выражает свое отношение к нему.

О, как доволен, как даже добр в эту минуту этот милый, многообещающий молодой человек!

Вы можете спросить: "А какое отношение имеет к этому рассказу установка?"

В начале чтения у нас возникает установка, что с молодым человеком произошло что-то хорошее. Однако в самом описании молодого человека что-то вызывает нас­тороженность и не дает этой установке завладеть нами. Мы вчитываемся в каждое слово, выдвигаем свои предпо­ложения, контролируем себя, и тогда наша установка делается гибкой и не мешает правильному восприятию рассказа.

Как видите, высказывая предположение, мы давали несколько вариантов прогноза.

При поступлении новой информации мы соотносили ее с

 

103


 

нашим предположением — совместимы ли они. А если предположений было несколько, то смотрели, на какое из них работает новая информация. Для этого у нас постоян­но был включен самоконтроль. Если его не будет, победит негибкая установка. Тогда текст начнет ей сопроти­вляться, понимание затруднится, и читать станет неинте­ресно. Поэтому, когда у вас возникает установка, не под­давайтесь ей, а подвергайте ее контролю.

Когда вы будете самостоятельно решать задачи, помещенные в этой книге, вам встретятся разные виды установки. Есть, например, установка, которая зависит от самого человека: от его опыта, взглядов на жизнь, настроения. Вы будете работать с литературными текста­ми, где сможете пронаблюдать, какая установка возни­кает у персонажей, как она появляется, от чего зависит и какое влияние на них оказывает.

А бывает читательская установка, которая рождается в процессе чтения. Она тоже может зависеть от самого чи­тателя: от его опыта, настроения, умения читать. Но чаще такая "текстовая" установка возникает по воле автора, когда он манипулирует читателем. Это особый авторский прием: автор намеренно создает определенную установку, чтобы потом эффектно обмануть читателя, как мы только что видели в рассказе А. П. Чехова. Об этом приеме читайте также в разделе "Эффект обманутого ожидания" (с. 107).

 

 

Задание 30

 

Прочтите притчу.    

                                   

Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого, что он делает.

Первый ответил: "Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята".

 

 

104    


                                                          

Второй сказал: "Зарабатываю на хлеб для своей семьи".

 А третий гордо произнес: "Я строю прекрасный храм".

 

Расскажите об отношении каждого рабочего к своему труду и о том, как каждый из них чувствует себя в жизни.

 

 

Ответ

 

Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кор­мильцем семьи. В его ответе - спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.

Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд.

Наверное, вы поняли, что в этом тексте отчетливо видна роль установки.

Какая установка здесь описывается?

Вы правы, если ответили, что здесь речь идет об уста­новке самого человека, которая зависит от его мировоз­зрения. Ею продиктованы и ответ, и поведение каждого рабочего.

 

 

Задание 31

Прочтите текст.







Два взгляда на жизнь

Американка Тельма Томпсон вспоминала, что во время войны ее мужа назначили на службу в военный учебный лагерь недалеко от пустыни в штате Нью-Мексико. Она поехала вместе с ним.

Мужа послали на военное учение в пустыне, и она осталась совершенно одна в крошечном доме. Жара была невыносимой. Вокруг дома были только мексиканцы и

 

 

105


 

 индейцы, не умевшие говорить по-английски. Ветер дул непрерывно, и все, даже воздух, было полно песка.

Она возненавидела это место и чувствовала себя очень несчастной. Своим родителям она написала, что не может больше терпеть ни минуты и хочет вернуться домой. Отец ответил ей письмом, в котором было всего две строчки:

"Два человека смотрели сквозь тюремную решетку. Один видел грязь, другой видел звезды".

Эти строчки полностью изменили жизнь молодой жен­щины.

 

1. Попробуйте понять, как изменилась жизнь молодой женщи­ны. Сравните с продолжением авторского текста в ответе (п. 1).

2. Как вы объясните, почему так изменилась жизнь Тельмы?

 

 

Ответ

 

1. Тельма много раз перечитывала эти строчки, и ей стало стыдно за себя. Она решила постараться найти хорошие стороны в своей жизни. Вскоре она подружилась с местными жителями. Они ответили на ее дружелюбие искренней любовью. Она изучала диковинные формы как­тусов, наблюдала заход солнца в пустыне, искала морские раковины, которые пролежали там миллионы лет с тех пор, как пустыня была дном океана.

Что же изменилось? Пустыня не изменилась. Индейцы остались такими же. Изменилась она сама. Она превра­тила свои мучительные переживания в самое волнующее приключение ее жизни. "Я открыла новый мир, - писала она, - он взволновал и вдохновил меня... Я выглянула из созданной мною тюрьмы и увидела звезды".

(По книге Д. Карнеги "Как перестать

беспокоиться и начать жить".)

2. Вы правы, если ответили, что под влиянием письма отца изменилась ее установка, а вслед за ней и вся жизнь.

 

106


 



ЭФФЕКТ ОБМАНУТОГО ОЖИДАНИЯ

У читателя всегда есть какие-то ожидания: они либо существуют еще до начала восприятия ("вот это но­вый детектив", "вот это увлекательный роман", "а вот это задали прочитать ко вторнику"), либо возникают в процессе восприятия именно потому, что автор спе­циально строит свой текст так, чтобы они возникли. О первом виде ожиданий мы рассказывали в разделе "Что такое установка", о втором - немного там же, не­много в разделе "Заглавие", а подробнее поговорим сей­час.

Обманутыми могут оказаться и ожидания, которые бы­ли у вас до чтения ("ну и детектив, я уже на третьей стра­нице догадался, чем все кончится..."), и ожидания, кото­рые возникают в процессе чтения. Понять, в чем состоит эффект "обмана", - значит разобраться в том, как это было устроено ("подстроено") автором и мог ли читатель заметить эти приемы.

Попробуем проследить, как именно возникает эффект обманутого ожидания. Рассмотрим на примере конкрет­ного текста, в какой момент и почему читатель вдруг до­гадывается, что он обманулся в своих ожиданиях.

Не сомневаемся, что вы читали пушкинскую оду "Воль­ность". Но все же напомним одну ее строфу:

Увы! куда ни брошу взор –

Везде бичи, везде железы,

 Законов гибельный позор.

Неволи немощные слезы:

Везде неправедная Власть

 В сгущенной мгле предрассуждений

 Воссела - Рабства грозный Гений

 И Славы роковая страсть.

Сейчас мы вспомним другое стихотворение А. С. Пуш­кина, к которому, как нам кажется, так и хочется поста­вить эпиграфом строчку из оды "Вольность": "Увы! куда ни брошу взор…"

 

 

107


 

 Будем читать текст стихотворения не весь сразу, а "пор­циями", фрагментами, как мы это уже не раз делали при работе с заданиями. По ходу чтения будем разбираться, какую установку создает поэт самим построением текста, какое ожидание возникает у читателя, то есть, проще говоря, попробуем понять, "к чему клонит" автор.

Краев чужих неопытный любитель

И своего всегдашний обвинитель,

Я говорил: в отечестве моем

Где верный ум, где гений мы найдем?

Где гражданин с душою благородной,

Возвышенной и пламенно свободной?

Нужно ли отвечать на вопросы, которые задает "всег­дашний обвинитель", или он сам знает ответы - как вам кажется? ...Вы правы. Это риторические вопросы, ответов не требующие. Читаем дальше.

Где женщина - не с хладной красотой,

 Но с пламенной, пленительной, живой?

 Где разговор найду непринужденный,

Блистательный, веселый, просвещенный?

 С кем можно быть не хладным,

не пустым?

Из первого и второго фрагментов выпишем все "предметы речи". Сформулируем отношение лирического героя к каж­дому из этих "предметов" в отдельности и к отечеству в целом.

(В первом фрагменте "предметами речи" являются ум, гениальность ("гений"), благородство, душа, гражданские чувства и т.п. Вывод - ничего этого нет "в отечестве моем". Второй отрывок касается больше, как принято го­ворить, "светского общества": женщин и разговора. Кра­сота женщин - хладная, а разговоры, как следует из контекста, - глупые, скучные и принужденные.)

Согласны ли вы, что наш гипотетический эпиграф из оды "Вольность" (Увы! куда ни брошу взор...) действи­тельно подходит к стихотворению "Краев чужих

 

108


 

неопытный любитель...", по крайней мере к той его части, которую мы прочли? И в том и в другом текстах - размышление об отечестве, критика его пороков, в них похожее настроение и даже похожие конструкции (ри­торические повторы ...везде...; ...где...) и похожие слова (общественно-политическая лексика). Значит, стихотво­рение "Краев чужих неопытный любитель..." относится к гражданской лирике - именно такие ожидания сфор­мировал у нас автор.

Читаем следующую строку стихотворения.

Отечество почти я ненавидел -

Совпали ли наши ожидания с этим выводом? Какое слово показалось неожиданным?

(Не сомневаемся в правильном ответе. В целом такой вывод — о том, что поэт не принимает, не может принять современного ему общества - мы и ожидали, но слово почти появилось непредсказуемо.)

Это почти для внимательного читателя говорит о мно­гом. Оно подсказывает: стихотворение закончится тем, что обвинитель найдет в отечестве хоть что-то положи­тельное. Но что именно?

Читайте последние две строки.

Но я вчера Голицыну увидел

И примирен с отечеством моим.

Ожидали ли вы такого финала? Какие чувства вы испы­тали, прочитав эти две строки? Сравните свои читательс­кие ощущения с нашей читательской реакцией.

(Ничего себе! На одной чаше весов - пороки отечества, на другой — Голицыну увидел (увидел, только увидел!).

В этом стихотворении нет ни слова о любви! Но объяс­нение в ней состоялось, и действует оно тем сильнее, чем больше использовано общественно-политической лексики (совершенно неподходящей к любовной теме), чем дальше автор "уводил" читателя от подлинного предмета стихот­ворения, чем сильнее контраст, чем более неожиданным - на фоне всего текста - выглядит его финал.

 

 

109


 

 Такой прием построения текста как раз и называется эффектом обманутого читательского ожидания.

Абрам Терц в своем эссе "Прогулки с Пушкиным" описывает тот же эффект немного иначе, пользуясь терминологией цирковых фокусников:                       

...Пушкин бросает фразу, решительность которой нас озадачивает: "Отечество почти я ненавидел" (?!). Не пугайтесь: следует — ап! — и честь Отечества восстановлена:

Отечество почти я ненавидел —

 Но я вчера Голицыну увидел

 И примирен с отечеством моим.

 И маэстро, улыбаясь, раскланивается.

 (Наш разбор стихотворения "Краев чужих неопытный любитель..." закончен только с одной точки зрения: как проявляется в нем эффект обманутого ожидания. Но полностью его смысла мы, наверное, еще не раскрыли. Только ли улыбку вызывает чтение этого стихотворения? Мы сказали, что его общественно-политическое содержание - лишь уловка, для того чтобы эффектнее признаться в любви Голицыной. А может быть, наоборот? Признание в любви - только прием, чтобы под его прикрытием выразить свои гражданские чувства? Какие это чувства? Ненависть (ненавидел)'! Боль? Печаль (сравните у М. Лермонтова в "Думе": Печально я гляжу на наше поколенье...)? Подумайте над этими вопросами самостоятельно.)                                            

Эффект обманутого ожидания может проявляться по-разному. Нет никакой принципиальной разницы в том, какой элемент текста создает ожидания: заглавие, первая строка, первая строфа или весь текст в целом, а какой элемент текста эти ожидания разрушает: первая строчка стихотворения или его последняя строчка... Суть остается одной и той же.                                    

Чтобы стало окончательно ясно, в чем эта суть, приведем пример из современного детского фольклора, наверняка всем вам хорошо известного. Это "страшные истории, написанные великим детским народом", как  

 

 

110       


                                                    

говорят в аннотации к книге "Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы" ее авторы и составители Э. Ус­пенский и А. Усачев (М., 1992).





Черная-черная история

 В черном-черном лесу есть черный-черный город.

 В черном-черном городе - черный-черный пруд.

Возле черного-черного пруда – черный- черный дом.

 В черном-черном доме есть черная-черная парадная.

В черной-черной парадной - черная-черная лестница.

На черной-черной лестнице есть черная-черная

площадка.

 На черной-черной площадке – черная- черная дверь.

 За черной- черной дверью - черная-черная комната.

В черной-черной комнате - черный-черный гроб.

 А в черном-черном гробу - беленький котенок.

Найти в нашем пособии все тексты, в которых так или иначе проявляется эффект обманутого ожидания, вам поможет Предметный указатель.

Эффект обманутого ожидания - только один из ва­риантов построения текста. Но чтобы понять, обмануты ваши ожидания или, наоборот, подтверждены, нужно эти ожидания иметь, не так ли? При сознательном чтении они возникают в ходе вашего продвижения по тексту. Вот как описывает взаимоотношения автора и читателя Ю.М. Лотман в одной из своих лекций:

Восприняв некую часть текста, слушатель "достраи­вает" целое. (Наверняка вы заметили, что Ю.М. Лотман в терминах литературоведения описывает явление, кото­рое психологи называют вариативным прогнозом (см. раздел "Как учиться умению прогнозировать", с. 80).

Следующий "ход" автора может подтвердить эту до­гадку и сделать дальнейшее чтение бесполезным, по крайней мере с точки зрения современных эстетических норм, или опровергнуть догадку, потребовав со стороны слушателя нового построения. (Ю.М. Лотман не упо­требляет термин гибкая установка, но речь идет именно о ней (см. с. 99).

 

111


 

 Но следующий авторский "ход" вновь выдвигает эти две возможности. И так — до того момента, пока автор, "победив" предшествующий художественный опыт, эстетические нормы и предрассудки слушателя, не навяжет ему свою модель мира, свое понимание структуры действительности. (По сути, Ю.М. Лотман говорит о диалоге с текстом.)

Этот момент и будет концом произведения, который может наступить раньше, чем конец текста, если автор использует модель-штамп, природа которого рас­крывается слушателю в начале произведения (В этом случае "побеждает" читатель: он обычно разочарован в произведении - ему с самого начала было ясно, кто "герой", а кто "предатель".)

Понятно, что читатель не пассивен, он заинтересован в овладении моделью, которую предлагает ему художник. С ее помощью он надеется объяснить и тем самым побе­дить силы внешнего и внутреннего мира. Поэтому победа художника доставляет побежденному читателю эмоциональную радость.

Надеемся, вы увидели, что разными словами ученые описывают одно и то же явление, один и тот же механизм чтения художественного произведения. Добавим здесь "в скобках", что хорошие литературоведы - всегда психологи, а настоящие психологи всегда разбираются в том, как работает Слово.

 


VIII. В ПОИСКАХ МУДРОСТИ

 

 

Вот что рассказывает Библия.

 Молодой царь Соломон, повелитель Израиля и Иудеи, услышал однажды во сне неведомый голос. "Проси, что дать тебе? - сказал ему этот голос. - Ты дол­жен решить свою судьбу. Хочешь ли приобрести много зо­лота и сделаться первым богачом? Или покорить себе все народы? Или прожить долгую-долгую жизнь?.. Выбирай -

 

 

112


 

и сбудется, что ты захочешь!" Задумался Соломон и, подумав, ответил: "Не хочу я себе ни воинской славы, ни долголетия. Не хочу и власти над всеми людьми. Одного я хочу: стать мудрым. Пусть сердце мое будет разумным, а разум добрым, чтобы я мог различать добро и зло и быть справедливым судьей".

Наверное, вы уже задумываетесь, каким человеком хотите быть (мы имеем в виду не профессию, а личные качества) и какое отношение хотите видеть со стороны других людей, особенно близких. Вам, наверное, хочется, чтобы в вашей жизни не возникали бессмысленные кон­фликты и чтобы вы умели с достоинством выходить из трудных ситуаций. Но как этому научиться? Где полу­чить нужный опыт?

Если вы читаете умные и добрые книги и если вы вжи­ваетесь в них, "примеряете на себя" то, что переживают действующие лица, "сверяете" себя с тем, о чем про­читали, это, бесспорно, значительно обогащает ваш жиз­ненный опыт. Когда-то В.Г. Белинский писал о том, что, читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе Человека. Это же относится и к огромному коли­честву других прекрасных книг. Но этого, конечно, не­достаточно. Потому что это чужой опыт: вы не сами ре­шали, как надо поступать или оценивать что-то. Но вы можете сами выбирать, как относиться к каждой прочи­танной книге, к тому, что в ней сказано, к каждому пос­тупку - своему и других людей, к тому, какой путь нужно выбрать в жизни.

Чтобы помочь вам глубже освоить опыт, накопленный людьми, сделать его по-настоящему своим, мы предла­гаем вам ряд литературных задач, в которых ставятся острые вопросы человеческих отношений. При решении задач этого типа вам самим надо подумать, как лучше всего вести себя в той или иной ситуации, как найти вы­ход из сложного положения, мудрое разрешение конфликта, проявить доброту, справедливость, человечность. Это по­требует от вас и умения вживаться в то, о чем вы читаете,

 

113


 

 с позиций разных действующих лиц или тех, кто их должен рассудить, и оценки самих себя и своего соответ­ствия этим ролям: сможете ли вы поступить в предла-

гаемых условиях наилучшим образом?           

Для этого необходима работа вашего собственного ума, ваших собственных душевных сил, ваше умение оценить самого себя как участника сложной ситуации, принимающего ответственные решения.                        

Все, чему вы уже научились, работая над пониманием художественного текста, окажет вам в этом огромную помощь.

Выполним вместе одно из заданий: найдем ответ на поставленный вопрос.                                



Три охотника

(Сказка охотников Мадагаскара)

Три человека собрались на охоту. У одного был лук, у другого стрелы. У третьего не было ни лука, ни стрел. Зато он был ловким охотником, не то что его товарищи, которые не умели стрелять. Они пошли все вместе, и охотник убил сто птиц. Они разделили их на три равные части, но осталась одна лишняя птица. Все трое заспо­рили, кому она должна принадлежать.

- Эта птица моя, - сказал один, - потому что лук мой.

- Нет, это моя птица, - сказал другой, - потому что стрела, которая ее проколола, моя.

- Птица моя, - сказал третий, - потому что я ее убил.

 

Определим свое отношение к этому спору охотников. Вот ответы, предложенные школьниками

1. Разделить спорную птицу или съесть втроем.

2. Отдать тому, кто ее убил.

3. Исключить из расчета (выбросить, закопать в землю и т.д.).

4. Бросить жребий.

5. Убить еще двух птиц, чтобы всем досталось поровну.

6. Поделиться лишней птицей с другими людьми.

7. Отдать птицу бедному, слабому, беспомощному чело­веку.                                                

 

 

114


 

Все эти ответы, кроме пятого, вполне приемлемы. Мож­но и разделить птицу, и поделиться с другими людьми, а можно и без спора, великодушно, уступить любому из участников охоты. Но действительно мудрый (а не просто неглупый) советчик дал бы охотникам понять, как недостойно они выглядят, когда, имея большую добычу, спорят, чтобы урвать себе еще небольшую ее долю. Выи­грыш во взаимоуважении и дружбе гораздо важнее, чем выигрыш от маленькой прибавки к большой добыче.

Не случайно многие из предлагаемых вам текстов - сказки. В сказках воплощен мудрый опыт человечества. Недаром Пушкин сказал: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".

Чтобы вам удалось найти лучшее решение каждой задачи, спрашивайте себя: для чего автор создал это произведение? Что он хотел сказать людям?

Обязательно наступит момент, когда вы это поймете. Но может получиться так, что вы умом и сердцем понимаете смысл, но никак не можете найти нужные слова для его выражения. И как же будет хорошо, когда вы преодо­леете эту трудность и найдете такие слова! Сравнивая свой ответ с нашим, вы увидите, все ли правильно поняли или чего-то не дотянули. Если ваш ответ не совпадает с нашим, подумайте, в чем дело. Может быть, вы сказали то же самое другими словами. А может быть, вы удачно дополнили данный в книге ответ или придумали лучший вариант.

Вдумчиво ищите в нем то, от чего зависит правильное решение. Например, если задание требует от вас понять, как поступит действующее лицо, обратите внимание на все, что говорится о его характере. Если вам надо будет решить, каким должен быть исход рассказа (благополуч­ным или неблагополучным), проанализируйте средства, создающие в тексте соответствующее настроение. Так же работайте, если предлагается несколько ответов, а вы не можете решить, какой наиболее удачен.

Продвигаясь от задания к заданию, вы через некоторое

 

115


 

время почувствуете, как "набирает обороты" ваше умение думать, понимать и владеть речью. А в более отдаленной перспективе - и умение принимать самостоятельные ре­шения и строить свои отношения с другими людьми.

 

 

Задание 32

 

Прочтите английскую сказку.

 



Философ и лодочник

Однажды философ пришел на берег широкой реки. Ему надо было переправиться на другой берег. Неподалеку он увидел лодочника и попросил перевезти его. Лодочник протянул ему руку, помог сесть в лодку, и они поплыли. По дороге философу пришло в голову, что лодочник, вероятно, круглый невежда. "Скажи мне, - спросил он, - учился ли ты когда-нибудь физике или химии?" - "Ни­когда", - ответил лодочник. "Тогда ты напрасно потерял четверть жизни", - заметил философ. Лодочник продол­жал грести. Тем временем поднялся ветер. "Учился ли ты астрономии, бедняга?" - спросил философ. "Нет, ни­когда". - "Тогда ты напрасно потерял еще четверть жиз­ни". Лодочник продолжал грести, поглядывая на тучи, которые сгущались. "Должно быть, ты никогда не изучал философии?" - спросил философ. "Разумеется, не изу­чал", - ответил лодочник. "Как жаль! Ты потерял на­прасно еще четверть жизни!" Между тем ветер крепчал и волны становились все сильнее. "Может быть, все это очень важные вещи, но теперь моя очередь задавать вам вопросы", - сказал лодочник.

 

Догадайтесь, что за вопрос задал лодочник и что случилось потом.

 

 

Ответ

 

Вот ответы, которые дают школьники. Далеко не все

 

 

116


 

считают, что философ утонул. Есть предположение, что лодочник спас философа, и с тех пор философ стал с ува­жением относиться к труду лодочника и к другим заня­тиям, не связанным с наукой. Некоторые считают, что спасенный философ понял, насколько глупыми и само­надеянными были его вопросы. Многие думают, что лодочник с тех пор стал интересоваться наукой, а философ - учиться плавать.

 


Окончание сказки

"Учились ли вы плавать?" Философ посмотрел на лодоч­ника с удивлением. "Зачем такому ученому человеку, как я, учиться плавать?" - спросил он. "В таком случае вы потеряли не четверть жизни, а всю жизнь", - ответил лодочник. Волны опрокинули лодку, и оба оказались в воде. Лодка утонула, лодочник выплыл на берег, а что касается философа, никто не знает, что с ним произошло.

 

 

Задание 33

 

Прочтите корейскую сказку.

 

Три брата

Жили три брата на свете, и захотели они нарыть женьше­ню, чтобы стать богатыми. Счастье улыбнулось им, и вы­рыли они корень ценой в сто тысяч кеш. Тогда два брата сказали: "Убьем нашего третьего брата и возьмем его долю". Так они и сделали. Вот подошли они к селу. "Пойди, - ска­зал один брат другому, - купи сули (водки) в селе, а я по­дожду тебя". А когда брат пошел в село, купил сули и шел с ней к ожидавшему его брату, тот сказал: "Если я убью его, мне достанется и вся суля, и весь корень". Он так и сделал: брата застрелил, а сулю выпил. Но суля была отравлена, потому что ею хотел убитый отравить брата. И все трое умерли, а женьшень сгнил.

С тех пор корейцы ...

 

 

1 17


 

 Закончите последнее предложение и тем самым завершите-сказку.

 

 

Ответ

 

Приводим наиболее удачные ответы некоторых школь­ников.

1. С тех пор корейцы делят все по совести и по справед­ливости и не засматриваются на чужую долю.

2. С тех пор корейцы стали понимать: зло, причиненное другим, губит и того, кто его причинил.

3. С тех пор корейцы рассказывают эту сказку из поко­ления в поколение, чтобы люди знали, до чего может до­вести жадность. Ведь гораздо важнее дружба и верность, чем деньги, какими бы большими они ни были.

В тексте сказки предложение С тех пор корейцы... заканчивается так:

... не ищут больше ни корня, ни денег, а ищут побольше братьев.

 

 

118




Часть II

 

Задания- Задачи

 

(практика)


 

 

Задание 34         

 

Прочитайте отрывок из текста, который вы все очень хорошо знаете, - из повести И.С. Тургенева "Муму".

 

Между тем несчастная Муму продолжала лаять, а Герасим напрасно старался отозвать ее от забора. "Вот... вот... опять..."

— пролепетала барыня и снова подкатила глаза под лоб.

 

Можно ли по этому небольшому фрагменту узнать, что слу­чилось с барыней, и понять ее характер? Давайте попробуем. Присмотримся внимательнее к каждому слову.

 

1.  Для того чтобы понять, какую информацию передает гла­гол пролепетала, нужно заменить его вариантами, близкими по смыслу: пролепетала - прошептала - простонала - про­говорила (добавьте свои варианты). Что изменится при такой замене?

2.  Как вы поняли, что случилось с барыней? Что должны бы­ли означать подкатившиеся под лоб глаза? Какие смыслы со­держатся в глаголе подкатила?                            

3.  Какие свойства характера барыни проявляются в ее дейст­виях, названных этими глаголами? Что мы узнали о характе­ре барыни из этого небольшого отрывка?

 

Ответ

 

1. Из сопоставления глаголов становится видно не только, что голос барыни был слабым, но и что слова она произносила нетвердо, неуверенно, как ребенок: вспомни­те выражение детский лепет: Перед нами пожилая бары­ня с "детским" поведением. Что это значит? Как к этому относиться? Это, наверное, смешно. А если вдуматься, становится грустно... Потому что не зря ведь говорят "старый что малый", старому человеку, как и ребенку, нужно много внимания и заботы... Есть и третий вариант: такое, как говорят психологи, неадекватное поведение заставляет подозревать в неискренности, в наигранности.

 

120


 

2. Барыня упала в обморок. А скорее всего только сде­лала вид, что упала. Сравните, если бы в тексте стояло глаза ее подкатились под лоб. Сами подкатились? Нет, барыня делает это сознательно, намеренно, она ведет игру, чтобы добиться каких-то своих целей. Ясно, что и обморок - тоже ложь.

3. Мы узнали, что барыня хочет казаться слабой, безза­щитной (как ребенок) и впечатлительной, нервной, боль­ной (подверженной обморокам). Для этого она лепечет и делает вид, что падает в обморок. ...Но не ошиблись ли мы? Можно ли проверить, правильно мы поняли характер барыни и то, что с ней случилось, или нет?

Проверить это можно. Дело в том, что Тургенев не скрывает своего, авторского, отношения к героине. В других местах повести о барыне говорится то же самое, что нам с вами уда­лось "вычерпать" из двух глаголов, но уже прямо, "от­крытым текстом": .. она закинула голову назад что должно было означать обморок, - слезливым голосом стала опять жаловаться на собаку, на Гаврилу, на свою участь, на то, что ее, бедную, старую женщину, все бросили, что никто о ней не сожалеет, что все хотят ее смерти; ... она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей. Прикинуться — вот слово, ключевое для понимания образа барыни в повести И.С. Тургенева "Муму". Заметьте, если бы Тургенев не написал прямо, что барыня при­кидывается, внимательный читатель все равно бы это понял - даже по такому небольшому фрагменту, какой мы рас­смотрели.

 

 

Задание 35

 

Предскажите смысл предложения, если в нем есть слово заго­ворщики.

 

 

121


 

 Ответ

 

Речь пойдет о людях, которые задумали, или собирают­ся, или совершили какое-то действие, направленное про­тив кого-либо или чего-либо, подготовленное втайне.

Слово заговорщики может быть употреблено ирони­чески, и тогда задуманный ими переворот тоже будет восприниматься как несерьезный.

 

 

Задание 36         

 

"Расшифруйте" предложение.

Все ее действия показывали, что она полна решимости и что она овладела собой.




Ответ ученицы

Произошло что-то, что потрясло женщину. Однако она проявила определенную силу (полна решимости) и су­мела взять себя в руки (овладела собой), чтобы бороться с тем, что на нее обрушилось.

Ответ ученицы неполный. Найдите, что упущено.

 

 

Ответ

 

Не сказано, что вначале она растерялась, так как без этой растерянности ей не пришлось бы овладевать собой.

(Предложение взято из романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".)

 

 

Задание 37         

 

Прочитайте две афганские сказки и скажите, какая жизнен­ная мудрость в них заложена. Постарайтесь дать ответ, исполь­зуя слова из басни И.А. Крылова.

 

122


 

I

 Один падишах держал для охоты белого сокола. Он очень его любил и берег. Однажды сокол улетел и опустился на дом одной старухи. Она поймала его и стала разглядывать. Показалось ей, что клюв у него кривой. "Бедняжка! - сказала она. - Как ты будешь клевать зерна с таким клювом?" И она подрезала ему верхнюю часть клюва. Потом старуха посмотрела на лапки сокола, и они показались ей слишком когтистыми. "Ох, несчастный, - сказала она. - Ты и на ногах-то еле держишься из-за этих большущих когтей". И старуха обрубила ему когти. Она любила его и по-своему старалась избавить его от всех недостатков. Слуги падишаха разыскали сокола, доставили его хозяину и рассказали, как любит его старуха и как заботится о нем. Но сокол уже никогда не мог охотиться и добывать себе пищу.

II

Сражался медведь с драконом и уже совсем выбился из сил, как вдруг появился возле них юноша. Он убил дракона и спас медведя от смерти. Медведь решил, что должен служить юноше, и стал повсюду сопровождать его. Встретился им человек, который стал уговаривать юношу отпустить медведя, потому что медведь - существо глупое и его любовь может обернуться для юноши горем. Но юноша ни за что не хотел расставаться с медведем.

Юноша спал, а медведь караулил его. Вдруг на лицо юноши села муха. Сколько ни сгонял ее медведь, она прилетала снова и снова. Медведь разозлился, принес мельничный жернов и стал колотить муху, пока не раздробил юноше голову. Так закончилась дружба юноши с медведем.

 

 

Ответ

 

Жизненную мудрость этих двух сказок можно выразить сло­вами И.А. Крылова: "Услужливый дурак опаснее врага". В

 

123


 

 наше время на эту тему существует и другое крылатое вы­ражение: "Самая страшная сила на свете - это дурак с ини­циативой".

Дураки в этих сказках - любящие, а любовь часто бывает слепа. Она хороша только при понимании того, что же действительно нужно любимым.

 

 

Задание 38                          

 

Из "рассыпанных" предложений составьте текст.    

      

Получив на все просьбы отказ, он 9 марта 1829 года выезжает из Петербурга в Москву, откуда в начале мая без разрешения отправляется на Кавказ с намерением посетить действующую армию.                       

Было время, когда Пушкин был ссыльным скитальцем, который рвался в Петербург.

Кавказ привлекал Пушкина не только романтическими воспоминаниями - здесь он рассчитывал встретиться с друзьями юности и ссыльными декабристами.

Теперь его держат в Петербурге как на привязи, и он стремится вырваться из его душной атмосферы куда угодно: в Париж или Китай, на турецкий фронт или в деревню.

 

 

Ответ

 

Было время, когда Пушкин был ссыльным скитальцем, который рвался в Петербург. Теперь его держат в Петербурге как на привязи, и он стремится вырваться из его душной атмосферы куда угодно: в Париж или Китай, на турецкий фронт или в деревню. Получив на все просьбы отказ, он 9 марта 1829 года выезжает из Петер­бурга в Москву, откуда в начале мая направляется на Кавказ с намерением посетить действующую армию. Кав-

 

 

124


 

каз привлекал Пушкина не только романтическими воспоминаниями - здесь он рассчитывал встретиться с друзьями юности и ссыльными декабристами.

(Лотман Ю.М. Пушкин. — СПб., 1995. — С. 124.)

Задание 39

 

Прочтите текст.




Старая черепаха

"Мама, смотри!" В углу зоомагазина на дне выстланного соломой ящика шевелились две крошечные черепашки. Они были не больше Васиного кулака, удивительно но­венькие и чистенькие. Они бесстрашно карабкались по стенам ящика, проворно двигая светлыми лапками с твер­дыми коготками. "Мама!" Вася даже не добавил грубого слова "купи". "Мама, да ты посмотри, какие у них мор­дочки!"

Вася никогда ни в чем не знал отказа, ему все давалось по щучьему велению. Это хорошо в сказке, но для Васи слишком затянулось. Каково придется ему, когда он откроет, что заклинание утратило всякую силу и жизнь надо брать трудом и терпением? Мать отрицательно пока­чала головой. "Хватит нам возни с Машкой. Три черепахи в доме - это слишком!" - "Хорошо! - сказал Вася, - давай отдадим Машку, она все равно очень старая". - "Надо объяснить ему, что он неправ", - подумала мама, но не нашла нужных мудрых слов и сказала резко: "Довольно! Идем отсюда!"

Но у Васи уже не было других желаний и мыслей, кроме одной. На пляже каждый камень представлялся ему золо­тистой черепашкой. Когда они пришли домой, Вася твер­до знал, что ему делать. Он обнаружил Машку под крова­тью. Вася положил на пол кусочек абрикоса. Машка вы­тянула вперед морщинистую кожу и по-птичьи клюнула лакомство. Ничего не говоря маме, Вася спрятал Машку под рубаху и быстро вышел на улицу. Скоро он продал ее

 

 

125


 

 рослому плечистому человеку за ту цену, какую в ма­газине просили за двух черепашек. Человек жил в белом одноэтажном домике, окруженном акациями, и хотел по­дарить черепаху своему сынишке.

Когда Вася принес домой двух маленьких черепашек, мама почему-то огорчилась. Вася угощал черепашек ябло­ками, картошкой, молоком, котлетой. Они все поглощали с охотой. Они были на редкость забавные, смелые и любо­знательные. Ложась спать, Вася сказал усталым голосом:

"Знаешь, мама, я так люблю этих черепашек!" - "Выходит, старый друг не лучше новых двух!" - заметила мать.

Эти как будто простые и безобидные слова вновь и вновь возникали в его памяти. И он думал не об этих двух ве­селых малышах, с которыми так интересно будет играть, а все о той же старой Машке. Думалось тревожно, нехо­рошо. Вася сбросил одеяло и сел на кровати. Впервые Васе перестало казаться, что он самый лучший мальчик на свете, достойный иметь самую лучшую маму, самые лучшие игрушки, самые лучшие удовольствия.

(Ю. Нагибин.)

 

Продолжите рассказ Ю. Нагибина. Попробуйте представить разговор Васи с самим собой.

 

 

Ответ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...