Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Зеленая птица с красной головой
Павлов шел через рощицу к молочнице за молоком для своих близнецов. В этой рощице у него всегда появлялось странно-тревожное чувство. Именно здесь, по уверению близнецов, обитала удивительная зеленая птица с красной головкой. Павлов считал эту птицу назойливым порождением нездоровой детской фантазии, и мысль о ней всякий раз вызывала в нем беспокойство. Такой птицы не води- лось в здешних местах. Ребята что-то путают, или то просто игра света от сочетания солнечных лучей с зеленью. Ребята часто разговаривали о ней. "А ты заметил синее у нее на груди?" - спросил младший. Он был моложе всего
156
на шесть минут, но трогательно хранил верность образу младшего брата. "Нет у нее ни пятнышка синего, - твердо сказал старший. - Она вся зеленая до последнего пятнышка и с красной головой!" Павлов решил, что они придумали птицу, и подивился, почему эти дети никогда не довольствуются реальностью. Казалось бы, мир так нов для них, а они еще спешат населить его всякой небывальщиной: домовыми, лешими, русалками, упырями, оборотнями, ведьмами, карликами, великанами, большими зелеными птицами с красной головой. Однажды ребята открыто при взрослых заговорили о ней во время обеда. "Довольно болтать, ешьте!" - непривычно резко сказала мать, и Павлов понял, что эта выдумка огорчает ее, как и его. Дальше пошло хуже и хуже: ребята совсем помешались на зеленой птице. С утра до вечера они носились со своей выдумкой, будто и в самом деле открыли неизвестное доселе прекрасное существо. Павлова удручала их серьезность. Ему виделось в этом что-то опасное, болезненное. Для Павлова это была ужасная птица: порождение болезненной мечты, крылатое воплощение его безвинной вины перед детьми. "Вы бы хоть показали отцу вашу птицу", - сказала однажды мать, и Павлов чутьем угадал ее озабоченность. "Пожалуйста", - просто отозвался старший из братьев. Когда они шли гуськом по лесной тропинке, когда занимали наблюдательный пост под деревьями, Павлов уже твердо знал, что ничего не будет. И все же пролет каждой птицы заставлял его вздрагивать от надежды и нетерпения. Так бесцельно они прождали несколько часов. Близнецы были озадачены, огорчены, но ничуть не смущены. "Ну что ж, вы добились своего! — жестко сказал Павлов. - Заставили меня поверить в эту птицу. Но теперь хватит, шутка перешла в ложь, бесцельную и глупую". - "Ты дурак!" - побледнев, сказал старший из близнецов. "Ты дурак, папа", - повторил младший и заплакал.
157
Еще и сейчас, вспоминая об этом, Павлов чувствовал. боль. Эта боль усугублялась тем, что он шел по той же тропинке, на которой он потерял души своих детей. Павлов достал молоко и пошел назад. Возле трухлявого пня что-то ярко зеленело. Павлов подошел и носком ботинка пошевелил мягкую груду пронзительно зеленых перьев. В этой яркой груде капельками крови краснели удлиненные перышки. Хищник, настигший зеленую птицу с красной головой, не оставил от нее ни косточки, лишь весь ее непригодный в пищу наряд содрал с нее и сложил возле пня. И радостью и страданием наполнилось сердце Павлова. (Ю. Нагибин.)
Ответьте, почему сердце Павлова наполнилось и радостью, и страданием. Придумайте продолжение рассказа.
Завершение рассказа Ю. Нагибиным Впервые поверил он сейчас, что близнецы - здоровые ребята. Но почему ни он сам, ни жена не смогли подняться до простой веры в чудо, открывшееся их детям? Почему он измучил себя и обидел детей? Близнецы в поисках птицы могли забрести и в эту часть леса. Павлов отыскал заостренный сук, выкопал неглубокую ямку и захоронил перья. Одно красное перышко он взял с собой. "Я видел вашу птицу, - сказал он ребятам, придя домой. - Она летела на юг и обронила перышко. Вот оно". Старший из близнецов осторожно взял перышко, провел им по щеке и передал брату. "А долетит она?" - задумчиво спросил младший. "Она летела высоко, сильно, плавно, она обязательно долетит". Что вы можете сказать, прочтя рассказ, об установке? Возникает ли она, а если возникает, то у кого?
Ответ
Наверное, вы увидели, что во власти установки
158
оказался отец мальчиков. Негибкая установка, что зеленая птица - порождение больной фантазии близнецов, делает всю семью несчастной. То, что мальчики так серьезно говорят об этом чуде и ничуть не смущаются, не встретив птицу в лесу, лишь еще больше утверждает отца в мысли, что мальчики больны. Не будь у него такой установки, он, возможно, по-другому расценивал бы поведение мальчиков и тогда бы не "потерял души своих детей".
Задание 66
"Расшифруйте" предложение.
Переписка с Константином Павловичем была для нее зеркалом, в которое она смотрелась всю свою жизнь, с шестнадцати лет.
Один из возможных ответов
Какая-то женщина постоянно с 16 лет переписывалась с мужчиной. Его звали Константин Павлович. Эта переписка длилась долго (всю жизнь) и была для нее очень важна, иначе она не длилась бы всю жизнь. Это была именно переписка, когда один о чем-то рассказывает, спрашивает, другой отвечает, в свою очередь о чем-то рассказывает, адресаты совместно что-то обсуждают. Эта переписка позволила ей увидеть себя, как в зеркале, то есть, такой, как она есть. Видимо, Константин Павлович многое для нее значил, раз она так могла раскрываться в письмах к нему. (Предложение взято из повести В.А. Каверина "Перед зеркалом".)
159
Задание 67
Прочтите сказку английского писателя Дональда Биссета.
Жук-философ и другие Дядя Фред жил на улице Западного Ветра в доме номера восемь. В комнате, где висел его портрет, по правую сторону от него на полке стояла в бокале роза, а слева - часы Тики-Таки. "Ну что хорошего в часах? - думала роза. - Они ведь совершенно не пахнут. А что не пахнет приятно, не может быть поистине прекрасно!" А часы про себя рассуждали: "Какая глупая эта роза. Время она не умеет показывать. Не понимаю, за что ее считают прекрасной?" Тут мимо прополз черный жук. Он бросил взгляд на розу и на часы и подумал: "Бедняжки, они же совсем не черные!" И пополз дальше. Он спешил на день рождения к своей бабушке. Потом в окно заглянула ласточка и тоже увидела розу и часы. - Ха! - сказала она. - Что толку тикать и благоухать, если не умеешь летать? Летать! Что может быть прекраснее? - Плавать! - сказала рыбка из круглого аквариума на подоконнике. - Мяукать, - сказала кошка и выпрыгнула из окна в сад. - Чавкать, - сказала свинья, жившая по соседству в хлеву. - Раскачивать деревья, - сказал ветер. - Поднимать ветер, - сказали раскачивающиеся деревья.
Закончите сказку так, чтобы было понятно, какая жизненная мудрость в ней заложена. Сравните окончания, придуманные школьниками. Какие вам кажутся более удачными?
160
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 308. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |