Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сорочка счастливого человека




Халиф лежал при смерти, утопая в шелковых подушках. Врачи сошлись на том, что спасти его может только одно - сорочка счастливого человека. Гонцы в каждом городе искали счастливого человека, но у всех были только горе и заботы. Наконец встретили они пастуха, который, весело напевая, пас свое стадо. "Счастлив ли ты?" - спросили у него. "Я не знаю никого счастливее меня", - ответил он. "Тогда дай нам твою со­рочку!" - воскликнули гонцы. "У меня ее нет", - сказал пастух.

Странная весть о том, что единственный счастливый че­ловек не имеет сорочки, заставила халифа задуматься. Три дня и три ночи он никого не пускал к себе. А на чет­вертый день велел раздать народу шелковые подушки, драгоценные камни и с того дня, как повествует легенда, стал опять здоровым и счастливым.

Объясните, какая жизненная мудрость заключена в этой истории.

 

 

Ответ

 

Предлагаем два разных истолкования этой сказки.

1. Счастье не в богатстве, не во власти, не в высоком зва­нии. Можно быть счастливым, и не имея всего этого.

2. Халиф правил страной, где у всех людей были только горе и заботы, а сам утопал в роскоши. Из-за этого-то он и стал болеть. Когда он раздал свои богатства, он стал здоровым и счастливым.

Эта сказка имеет и русский вариант. В русской сказке все происходит так же, как и в восточной, но кончается она иначе. В ней царь, в царстве которого не нашли

 

178


 

сорочку счастливого человека, не смог выздороветь. Он умирает. Сказка кончается словами: Так и надо царю, в царстве которого люди живут так плохо! Какое завершение сказки вам больше по душе?

 

 

Задание 77

 

Перед вами отдельные реплики двух литературных героев. Постарайтесь определить, кто они и из какого произведения взяты реплики. Составьте из этих реплик диалог.

 

- Я спрятала брильянты в стул...

- Помню, отлично помню... Диван, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская... А почему вы вспомнили?...

- Да, в Старгороде.

- Ипполит, ... помните вы наш гостиный гарнитур?

- Я не успела.

- Ах, это в моем доме?

- Ваши брильянты! В стул! Кто вас надоумил? Почему вы не дали их мне?

- Какой?...

- Какие брильянты?... Разве их не отобрали тогда во время обыска?

- Тот ... обитый английским ситцем...

- Но вы их вынули оттуда? Они здесь?

- В сиденье стула я зашила свои брильянты.

- Как же было дать вам брильянты, когда вы пустили по ветру имение моей дочери...

 

 

Ответ

 

Вы правы, если подумали, что эти реплики прина­длежат персонажам из романа И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев" Ипполиту Ипполитовичу Воробья -

 

179


нинову и его теще Клавдии Ивановне. Вот какой диалог ведут они между собой.

- Ипполит, ... помните вы наш гостиный гарнитур?

- Какой?...

- Тот... обитый английским ситцем...

- Ах, это в моем доме?

- Да, в Старгороде.

- Помню, отлично помню... Диван, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосход­ная, гамбсовская... А почему вы вспомнили?...

- В сиденье стула я зашила свои брильянты.

- Какие брильянты?... Разве их не отобрали тогда во время обыска?

- Я спрятала брильянты в стул...

- Ваши брильянты! В стул! Кто вас надоумил? Почему вы не дали их мне?

- Как же было дать вам брильянты, когда вы пустили по ветру имение моей дочери...

- Но вы их вынули оттуда? Они здесь?

- Я не успела.

 

 

Задание 78

 

Прочтите отрывок из произведения Фазиля Искандера.

 



Школьный вальс, или Энергия стыда

По восточному обычаю в нашем доме взрослые никогда не ели свинину и детям строго-настрого запрещали. Зап­рет порождал пламенную мечту. Я мечтал попробовать свинину. Но я никогда не нарушал принятого порядка. Муки жажды побеждались сладостью самоотречения.

Однажды, когда я сидел в гостях, пришла сестра, и ее оставили пить чай. Тетя нарезала нежно-розовое сало. Они и до этого ели сало, предлагали мне, но я неизменно и твердо отказывался. Дядя положил на хлеб несколько

 

180


 

ломтей сала и протянул сестре. Слегка поломавшись, она стала есть. Струя чая, который я начал пить, от возмуще­ния затвердела у меня в глотке, и я с трудом ее про­глотил.

Я чувствовал, с каким удовольствием она ест. И вот она проглотила последний кусок и облизнула губы, показы­вая, что никаких следов грехопадения не осталось.

На следующий день отец принес пачку новеньких тетра­дей. В те довоенные годы тетради было так же трудно дос­тать, как некоторые продукты. Их было всего девять штук, и отец раздал нам их поровну, каждому по три те­традки. Я почувствовал, что настроение у меня начинает портиться. Такая уравниловка показалась мне величай­шей несправедливостью. В школе мой брат считался одним из самых буйных лоботрясов. И вот меня, почти отличника, приравняли к брату. Или к сестре, которая вчера ела сало. Я сидел насупившись, чувствуя, как уни­зительные слезы обиды перехватывает горло. Я чувствовал, что несправедливо обойден.

- А у меня две промокашки! — неожиданно закричала сестра, раскрыв одну из тетрадей. Может быть, не ока­жись у нее этой лишней промокашки, не случилось бы то­го, что случилось.

Я встал и дрожащим голосом сказал отцу:

- Она вчера ела сало...

Как вы оцениваете поступок сестры? Поступок мальчика? По­пробуйте представить, что произойдет дальше.

 

 


Ответы учеников

1. Отец в ярости закричал:

- Как посмела ты ослушаться?! Какое ты имела право отступиться от правил нашей семьи?

- Я... я..., - лепетала сестра, не зная, что сказать в свое оправдание, и снова залилась слезами.

Весь вечер отец не мог успокоиться, а на следующий день забрал у сестры тетрадку и лишнюю промокашку. Я

 

 

181


 

думал, что он отдаст их мне, но ошибся. Отец рассудил, что так как я наябедничал, то мне ничего более не причитается.                                              

2. Глаза сестры налились слезами, она с ненавистью посмотрела на меня и убежала в свою комнату. Я думал, она меня никогда не простит. В комнате наступила тиши­на. "Ты все-таки зря ее выдал", - сказал отец. Мне стало очень стыдно.

На следующий день папа принес много сала. Он сказал: "Ешьте!" Он уже не сердился на сестру.

3. Отец сказал сестре: "Ты нарушила наш мусульман­ский обряд. Ты глупая и не понимаешь, что Аллах может наказать тебя очень жестоко. Поэтому ты получишь толь­ко одну тетрадь, а эти две тетради я отдам твоим братьям. Это очень маленькое наказание, по-настоящему тебя на­кажет Аллах".

Я не верил тому, что говорит папа, потому что, может быть, это выдумка про Аллаха... Но спустя несколько ме­сяцев сестра сильно заболела. И только тогда я поверил в Аллаха.

И мне больше никогда не хотелось свинины.

4. В комнате стало очень тихо. Отец побагровел.        

- Предатель! - закричал он. - Что ты наделал! В конце концов, если она ела сало... Она, конечно, тоже хороша! Но ты, жалкий, подлый щенок! Ябеда! А доносчику пер­вый кнут!

- Но...

- Никаких но!.. Выпороть тебя надо...

Больше я ничего не помню. Но запомнил на всю жизнь:

"Доносчику - первый кнут".           

 

             

Ответ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...