Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Билет 38. Психология половых различий.
В современной гендорной психологии существуют две различные области исследования: психология половых различий и психология сексуальности. Ориентиры в психологии половых различий: 1 Пол как индивидное первичное свойство (наследственность) Мани и Хатчинсон анализируют закономерности развертывания генетической программы в онтогенезе под влиянием соц-ых факторов. 2 Пол как социогенетическое направление. Роль культуры в становление гендора. Половая социализация - это механизм усвоения половых социальных ролей, в соответствии с принятыми в культуре стереотипами поведения муж/женщин. М. Мид "Пол и темперамент в развитых культурах" 3 Становление пола в персоногенезе. "Я-образ", индивидуальный стиль. Активность субъекта в соотнесении себя с тем или иным полом. Маккоби и Джекли "Психология половых различий". Тенденции в исследовании половых различий: 1) социальная дифференциация ролей, связанных с эволюцией общества, семьи 2) влияние совместной деятельности и образ жизни на генезис половых различий в развитии личности ребенка, формировании его психического пола, и выработке стратегий воспитания с учетом психологии половых различий 3) изучение причин возникновения половых различий и их адаптивной функции в историко-эволюционном процессе 4) историко-эволюционный подход к причинам нарушений формирования пола личности и разработка методов активной социально-психологической реабилитации отклонений поведения личности, связанных с половым диморфизмом. Пол индивида - предпосылка развития психологического пола личности. Однако половой диморфизм не определяет однозначно формирование псих-ого пола личности. Биол пол не является с самого начала возникшим универсальным свойствам любого биологического вида. Половой диморфизм имеет свою филогенетическую историю и свой эволюционный смысл. Гипотеза об эволюционном смысле полового диморфизма (Геодакян) - гипотеза о оперативной и консервативной подсистемы в эволюционной системе. Оперативная подсистема обеспечивает изменчивость системы в ее взаимоотношениях со средой. "Оперативной подсистемой" является особи мужского пола. На них природа "опробует" разные варианты развития. Если эти варианты оказываются удачными, то они закрепляются в процессе отбора вначале мужскими особями, а затем передаются женским особям. Женские особи - консервативная подсистемы: устойчивые, сохраняют и передают потомству признаки неизменные. Психосексуальная дифференциация и соц-ое поведение. В онтогенезе пол дан человеку как индивидное свойство. Хромосомный пол. Гонадный ( гормональный) пол. Внешний и внутренний морфологический пол. Социальный пол - набор предписаний и ожиданий, которые предъявляет данное общество индивиду. Психологический пол зависит от отношения самой личности как к своим индивидуальным свойствам, связанных с полом, так и к социальным половым ролям. Схема психосексуальной дифференциации Эрхардт и Мани. Важно для психосексуальной дифф - поведение других людей. Периодизация психосексуального развития в психоанализе: 1) Оральная фаза. (до года) Сексуальная цель - рот. Доминирование принципа удовольствия. Начало роста Ego. 2) Анальная. (1 - 3) Цель - анус. Акт дефекации. Появляется самоконтроль, саморегуляция. Ego сформировано. 3) Фаллистическая. (3-5) Главная психол-ая задача - адекватная половая идентификация. Преодоление комплекса Эдипова/ Электры. Идентификация реб с родителем своего пола. 4) Латентная (6-12) Формирование сознательного "Я" и предметных интересов. 5) Генитальная (12-18) Возрастание либидозной энергии. Этапы формирования половой идентичности: 1) Формируется у реб в 1,5 года в ходе общения со взрослым. У реб формируются: образ тела, типичные стереотипы мужественности / женственности в поведении реб. 2) В 3-4 года. Дети начинают ясно различать пол окружающих их людей. 3) В 6-7 лет. Происходит дифф-ция половых ролей, выбираются определенные формы игры, определенные формы компаний. Нарушение самоидентификации личности ведет к такому заболевания как транссексуализм. На анализе клинических данных Белкин выделяет следующие механизмы формирования псих-ого пола: 1) Идентификация - постановка себя на место другого 2) Эмпатия - эмоц-ое сопереживание с лицами того или иного пола 3) Рефлексия - осознание субъектом того, как он воспринимает окружающих 4) Сигнификация - знаковое опосредование совместной деятельности. Белкин - формирование половой идентичности у лиц, перенесших операцию смены пола: 1) Выбор идеальной модели "мужественности"/ "женственности" 2) Имитация. Человек пытается усвоить новую роль. 3) Присвоение новой роли и формирование психологического пола личности.
|