Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 38. Психология половых различий.




В современной гендорной психологии существуют две различные области исследования: психология половых различий и психология сексуальности.
Ориентиры в психологии половых различий:
1 Пол как индивидное первичное свойство (наследственность)
Мани и Хатчинсон анализируют закономерности развертывания генетической программы в онтогенезе под влиянием соц-ых факторов.
2 Пол как социогенетическое направление. Роль культуры в становление гендора. Половая социализация - это механизм усвоения половых социальных ролей, в соответствии с принятыми в культуре стереотипами поведения муж/женщин.
М. Мид "Пол и темперамент в развитых культурах"
3 Становление пола в персоногенезе. "Я-образ", индивидуальный стиль. Активность субъекта в соотнесении себя с тем или иным полом.
Маккоби и Джекли "Психология половых различий".
Тенденции в исследовании половых различий:
1) социальная дифференциация ролей, связанных с эволюцией общества, семьи
2) влияние совместной деятельности и образ жизни на генезис половых различий в развитии личности ребенка, формировании его психического пола, и выработке стратегий воспитания с учетом психологии половых различий
3) изучение причин возникновения половых различий и их адаптивной функции в историко-эволюционном процессе
4) историко-эволюционный подход к причинам нарушений формирования пола личности и разработка методов активной социально-психологической реабилитации отклонений поведения личности, связанных с половым диморфизмом.
Пол индивида - предпосылка развития психологического пола личности.
Однако половой диморфизм не определяет однозначно формирование псих-ого пола личности. Биол пол не является с самого начала возникшим универсальным свойствам любого биологического вида. Половой диморфизм имеет свою филогенетическую историю и свой эволюционный смысл. Гипотеза об эволюционном смысле полового диморфизма (Геодакян) - гипотеза о оперативной и консервативной подсистемы в эволюционной системе. Оперативная подсистема обеспечивает изменчивость системы в ее взаимоотношениях со средой. "Оперативной подсистемой" является особи мужского пола. На них природа "опробует" разные варианты развития. Если эти варианты оказываются удачными, то они закрепляются в процессе отбора вначале мужскими особями, а затем передаются женским особям. Женские особи - консервативная подсистемы: устойчивые, сохраняют и передают потомству признаки неизменные.
Психосексуальная дифференциация и соц-ое поведение. В онтогенезе пол дан человеку как индивидное свойство. Хромосомный пол. Гонадный ( гормональный) пол. Внешний и внутренний морфологический пол. Социальный пол - набор предписаний и ожиданий, которые предъявляет данное общество индивиду. Психологический пол зависит от отношения самой личности как к своим индивидуальным свойствам, связанных с полом, так и к социальным половым ролям.
Схема психосексуальной дифференциации Эрхардт и Мани.
Важно для психосексуальной дифф - поведение других людей.

Периодизация психосексуального развития в психоанализе:
1) Оральная фаза. (до года) Сексуальная цель - рот. Доминирование принципа удовольствия. Начало роста Ego.
2) Анальная. (1 - 3) Цель - анус. Акт дефекации. Появляется самоконтроль, саморегуляция. Ego сформировано.
3) Фаллистическая. (3-5) Главная психол-ая задача - адекватная половая идентификация. Преодоление комплекса Эдипова/ Электры. Идентификация реб с родителем своего пола.
4) Латентная (6-12) Формирование сознательного "Я" и предметных интересов.
5) Генитальная (12-18) Возрастание либидозной энергии.
Этапы формирования половой идентичности:
1) Формируется у реб в 1,5 года в ходе общения со взрослым. У реб формируются: образ тела, типичные стереотипы мужественности / женственности в поведении реб.
2) В 3-4 года. Дети начинают ясно различать пол окружающих их людей.
3) В 6-7 лет. Происходит дифф-ция половых ролей, выбираются определенные формы игры, определенные формы компаний.
Нарушение самоидентификации личности ведет к такому заболевания как транссексуализм.
На анализе клинических данных Белкин выделяет следующие механизмы формирования псих-ого пола:
1) Идентификация - постановка себя на место другого
2) Эмпатия - эмоц-ое сопереживание с лицами того или иного пола
3) Рефлексия - осознание субъектом того, как он воспринимает окружающих
4) Сигнификация - знаковое опосредование совместной деятельности.
Белкин - формирование половой идентичности у лиц, перенесших операцию смены пола:
1) Выбор идеальной модели "мужественности"/ "женственности"
2) Имитация. Человек пытается усвоить новую роль.
3) Присвоение новой роли и формирование психологического пола личности.

 















































Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...