Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский) и её место в становлении личности.




Выготский противопоставляет метафизическому подходу (психическое развитие ребёнка рассматривается как количественный рост врождённых задатков) подход диалектический (непрерывный процесс движения, качественного преобразования психики).

Он вводит принцип социально-исторической обусловленности психики человека и принцип специфики её развития в онтогенезе. Из первого принципа появляется понятие психологического возраста, так как развитие психики, её качественные преобразования не совпадают с хронологическим возрастом

Психологический возраст — «единица» анализа развития.

Воз­расты, согласно учению Л. С. Выготского, представляют собой цело­стную динамическую структуру, определяющую роль и удельный вес каждой частной линии развития. Психологический возраст ха­рактеризуется структурой и динамикой.

1.Структура возраста вклю­чает две составляющие: социальную ситуацию развития(ССР) и возраст­ные психологические новообразования(НВ).

· Новообразования - Новый тип строения личности и ее д-ти, соц и психические изменения, которые впервые возникают на данной стадии и которые определяют сознание ребенка

· ССР - совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде, всего социальной.

Кроме того, важно учитывать динамику перехода от возраста к возрасту.

По Блонскому - переход:

· критический (эпохи и стадии)

· литический (фазы)

Стабильные возраста изучены лучше, чем кризисы. До ЛСВ считали, что кризис – это негатив развития, болезнь развития, уклонение от нормального пути.

Кризисы –во время этих периодах на протяжении относительно коротко­го времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, измене­ния и переломы в личности ребенка.

Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофи­ческий характер, оно напоминает революционное течение событий как по темпу происходящих изменений, так и по смыслусовершающихся перемен.

Стабильный период Кризис

 

 

Стабильный характер НВ

Переходный х-р НВ
НВ отмирают, поглощенные НВ стабильных периодов, но могут существовать в латентном виде à в стабильном возрасте приводят к скачку возникновения новообразований
  2-х членное строение – 1 и 2 стадии 3-х членное: предкритическое, критическое и посткритическое. О наступлении судят по кульминационной точке

Место ССР в становлении личности

ССР -представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

ССР, специфическая для каждого возраста, определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка, или его социальное бытие.

Генез центральных НВ(НВ - являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития). Изменение в сознании ребенка возникает на основе определенной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Вот почему созревание НВ относится всегда не к началу, но к концу данного возраста.

Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неизбежно означает и новый характер восприятий вообще всего. à НВ приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе. àРебенок к концу данного возраста становится совершенно иным существом, чем тот, которым он был в начале возраста

Вывод:закон динамики возрастов.

Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 326.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...