Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Биологический возраст и периодизация развития индивида. Соотношение биологического и психологического возрастов.




В связи с тем, что любой возраст, в том числе и «биологический», связан с социально-историческим образом жизни, закономерности этого возраста индивида будут более объемно представлены в системе отсчета социально-исторического образа жизни. Поэтому и «биологический возраст», и «пол» выступают не как факторы, определяющие развитие личности, а как индивидные «безличные» предпосылки, каждая из которых имеет свои закономерности, свою историю в индивидуальном развитии личности.

Временная шкала и закономер­ности созревания биологического возраста представляют для психо­логии личности интерес в связи со следующими проблемами ана­лиза развития личности: 1) проблема возрастной периодизации жизненного пути личности; 2) проблема сензитивных и критических пери­одов развития индивида; 3) проблема гетерохронности (неравномерности) развития индивида в онтогенезе; 4) проблема акселерации развития индивида; 5) проблема оценки профессиональных возможностей личности с уче­том особенностей ее биологического возраста.

       1)При попытках построения возрастной периодизации развития человека нередко критерии календарного, или биологического, созревания индивида брались в качестве тех показателей, посредством которых жизненный путь личности разбивался на различные фазы, этапы, периоды и эпохи. В качестве критерия, например, у Блонского был показатель “появление и смена молочных зубов”, часто брался критерий полового созревания. Одна из наиболее распространенных периодизаций детского развития принадлежит А.Гезеллу, который наряду с признаком полового созревания взял за основу периодизации «ритм и темп внутреннего развития организма».

Еще до попыток А.Гезелла, общая парадигма биогенетических периодизаций развития личности ребенка была задана американским психологом С.Холлом. В основе биогенетической периодизации развития человека лежит принцип рекапитуляции. Точно так же, как человек в своем эмбриональном разви­тии воспроизводит те стадии развития, которые прошла эволюция в филогенезе (биогенетический закон Э.Геккеля) ребенок в своем развитии проходит все стадии, кото­рые были в социогенезе.

Как правило, С.Холла, А.Гезелла и ряд других исследователей (Э.Кречмер, Э.Иенш, В.Целлер) спра­ведливо относят к представителям биогенетической перио­дизации развития личности ребенка (И. С.Кон).

В конце 20-х—начале 30-х гг. П.П.Блонский и Л.С.Выготский, об­суждая проблему периодизации развития ребенка в са­мом широком плане, ставили вопросы о сензитивности - возрастной чувствительности ребенка, неравномерности (гетерохронности) его развития. Затем наступил, вплоть до конца 50-х гг., перерыв в разработке этой проблемы. И лишь в 60-х гг. вопросы онтопсихологии были вновь подняты Б.Г.Ананьевым.

В онтопсихологии Б.Г.Ананьевым были разработаны проблемы возрастной изменчивости организма, динами­ки возрастной чувствительности.

Под онтогенезом понимается весь цикл индивидуального развития человека— от оплодотворения до смерти.

2)Запросы практики, например выявления критериев готовности ребенка определенного возраста к школе, оцен­ка работоспособности человека, анализ социальной адап­тации при переходе на пенсию и т.п., побудили психологов обратиться к исследованиям сензитивных и критических периодов индивидуального развития. Под сензитивными периодами развития понимаются периоды повышенной восприимчивости, отзыв­чивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям, например к обучению, игре и т.п. В физиологии сензитивные периоды изучены на животных, в частности на материале импринтинга (запечатления). С сензитивными периодами не следует смешивать критические перио­ды возрастной чувствительности индивида.

Критические периодыпредставляют собой такие «узло­вые точки» онтогенеза индивида (И.А.Аршавский), в воз­растном интервале которых повышается чувствительность индивида к неадекватным раздражителям. Критические периоды можно было бы назвать возрастными зонами наибольшей повреждаемости индивида, в которых с наи­большей вероятностью нарушается нормальный ход фи­зиологического развития.

3)В онтопсихологии необходимо учитывать неравномерность и гетерохронность развития индивида, без анализа которых предпосылки периодизации целостного развития личнос­ти, ее жизненного пути останутся вне поля зрения психо­логов. В онтогенетической эволюции гуморальные, кортико-ретикулярные и другие индивидные структуры человека развиваются неравномерно. Гетерохронность наблюдается не только на процессах роста и сохревание, но еще и в старости.

Анализ сензитивных и критических периодов возраст­ной чувствительности, гетерохронности развития инди­вида как предпосылок формирования психологического возраста личности и построения периодизации ее жиз­ненного пути предполагает выделение тех закономернос­тей развития биологического возраста, которые раскрыты в возрастной физиологии, геронтологии и демографии (И.А.Аршавский, В.В.Фролькис, Б.Ц.Урланис, В.П.Войтенко). Системный анализ феноменов возрастного развития че­ловека дан в исследованиях Т.В.Карсаевской и И.С.Кона.

При характеристике биологического возраста индивида отмечается, что одинаковые по календарному возрасту люди могут существенно различаться по выраженности признаков созревания и старения.

Помимо различных антропометрических, физиоло­гических и биохимических тестов специалисты по биологическому возрасту ищут косвенные критерии жиз­неспособности организма, под которой понимается диапа­зон адаптивных возможностей индивида, его «жизненные ресурсы» для выполнения широкого круга реальных жиз­ненных задач. При этом идут поиски не только морфологических структурных, но и функциональ­ных критериев биологического возраста, например мы­шечной работоспособности. По этим функциональным критериям биологического возраста, а также по ряду дру­гих параметров (оценка обмена веществ) развития инди­вида предложена возрастная периодизация постнатального развития человека, в которой выделены прогрессивный рост индивида, стабильный рост и регрессивный рост.

По функциональным и другим показателям биологи­ческого возраста эта периодизация разработана на мате­риале изучения биологического возраста мужчины. Особые трудности возникают при разработке возрастной перио­дизации второй половины жизни индивида. Возрастная периодизация жизни человека принята на симпозиуме по возрастной физиологии в 1965 г. (новорожденный 1-10 дней; грудной возраст 10дней-1 год; раннее детство 1-3года; первое детство 4-7лет; второе детство 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики); подростковый возраст 13-16(мальчики) и 12-15(девушки); юношеский возраст 17-21(юноши) и 16-20(девушки); зрелый возраст первый период 22-35 (мужчины) и 21-35(женщины); зрелый возраст второй период 36-60(мужчины) и 36-55(женщины); пожилой возраст 61-74(мужчины) и 56-74(женщины); старческий возраст 75-90 лет; долгожители 90 лет и старше).

Однако периодизацию биологического возраста, возраст­ную периодизацию индивида в онтопсихологии ни в коем случае не следует смешивать с периодизацией развития личности в социальных группах, а также с периодизаци­ей жизненного пути развития личности.

Вопрос о взаимоотношении этих строящихся в разных системах отсчета периодизаций возникает как специальная проблема в связи с тем, что жизнь человека протекает одновременно и в мире биосферы, и в социальном мире, и в его собственном жизненном пространстве и везде приобретает различные системные качества, выявление взаимосвязей между которыми нередко служит предпосылкой конфликтов и драм в индивидуальном жизненном пути личности. Соотношение периодизации развития индивида и периодизации развития личности является одной из задач, определяющих будущие направления исследований психологии личности. Помимо этого, необходимо выяснить, как соотносятся закономерности непосредственно-эмоционального общения, определяющего развитие ребенка на первом году жизни (М.И.Лисина), с сензитивными периодами в созревании таких психодинамических особенностей темперамента, как эмоциональность и общая активность (В.Д.Небылицин).

В биологии старения не в достаточной сте­пени учитываются те преобразования онтогенетической эволюции индивида, которые она претерпевает в контек­сте социально-исторического образа жизни. В частности, в исследованиях, посвященных анализу долголетия, приводятся данные, отражающие динамику средней длительности жизни за 15 000 лет (В.Н.Никитин)- средняя длитель­ность жизни в условиях различного социально-историчес­кого образа жизни возрастает. Эти данные свидетельствуют о косвенном влиянии социально-исторического образа жизни на биологический возраст.

Выдвигаются и оригинальные гипотезы о роли социаль­но-исторического образа жизни в феномене долгожитель­ства (Г.В.Старовойтова).

Не столько благоприятная экологическая ниша, например жизнь в высокогорных условиях, сколько ценностный статус старости в культуре как источник развития личности име­ет теснейшую связь с феноменом долгожительства. Извес­тный психолог В.Франкл писал, что в одних культурах во взаимоотношениях между людьми доминируют отноше­ния полезности, а в других — отношения достоинства. Специального анализа требует вопрос, не встречается ли чаще феномен долгожительства в культурах, где домини­руют отношения достоинства, где старость не восприни­мается как балласт на пути историко-эволюционного прогресса.

Биологический возраст жизни человека выступает как предпосылка разработки возрастных периодизаций лич­ности. Однако тот же биологический возраст в определен­ном диапазоне оказывается результатом жизненного пути личности в условиях конкретного социально-историчес­кого образа жизни общества.

+Многочисленные исследования показали, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие психических функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости к профессиональному и социальному опыту отмечается от 18 до 25 лет. При незначительном увеличении общего интеллекта в период от 18 до 46 лет соотношение внимания, памяти и мышления претерпевают значительные колебания.
 В 26-29 лет происходит снижение функций памяти и мышления, что может быть связано с тем, что на первый план выступают межличностные проблемы: определение жизненной позиции, создание семьи, освоение новой социальной роли в трудовом коллективе. В период от 30 до 33 лет наблюдается высокий подъем всех интеллектуальных функций, который начинает снижаться к 40 годам.
 У взрослого человека интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня развития при условии творческой активности независимо от ее формы. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что наибольшего подъема научное творчество достигает к 35-40 и 40-45 годам жизни. Средние значения максимального выражения творческой активности для многих специальностей отмечаются в 35-39 лет.
 Период геронтогенеза (старения), согласно международной классификации, начинается с 60 лет у мужчин и с 55 - у женщин. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, имеющиеся и сформированные у человека в предыдущие периоды онтогенеза. Роль личности в сохранении индивидуальной организации и регуляции активности в период геронтогенеза усиливается.
 По данным исследований, неравномерность и разнородность процесса старения касается также и когнитивных функций: восприятия, памяти, мышления. Так, у людей 70-90 лет особенно страдает механическая память, когда следует запомнить информацию точно и последовательно, например выучить стихотворение, тогда как семантическое запоминание сохраняется значительно лучше, особенно той информации, которая затрагивает сущностные интересы индивида.

+Психическое развитие ребенка не совпадает с хронологическим возрастом, т. е не является простой функцией от времени, а имеет сложную организацию. Это означает, что психическое развитие имеет свой особый ритм, отличающийся от ритма биологического созревания. В течение жизни человека происходит изменение ритма и темпа раз вития. В начале жизненного пути наблюдается очень высокий темп развития, но чем ближе к зрелости, тем темп ниже.Выготский пишет, что год в младенчестве не сопоставим по фундаментальнос ти изменений с любым другим годом жизни. Гетерохронность (неравномерность) также требует выделения иной, чем хронология (время), «единицы» анализа процесса развития.

Такой единице выступает психологический возраст, который характеризуется структурой и динамикой.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...