Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Соотношение задатков, способностей и личности.
В соответствии со взглядами Б. М. Теплова и С. Л. Рубинштейна
Способности = психические особенности, которые обуславливают скорость и легкость овладения тем или другим видом деятельности, оказывают содействие накоплению знаний, умений и навыков, но к последним не сводятся. · Не врожденные · Возникают в процессе деятельности Одним из специфических видов деятельности является обучение. Скорость и легкость овладения знаниями, умениями и навыками в процессе обучения характеризует степень способностей индивида. Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Виды способностей: 1. общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); 2. специальные - связаны с условиями отдельной деятельности. Условия развития способностей: · Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций; · Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.); · В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности: - простая деятельность - снижение интересов; - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации. На основе одних и тех же задатков может проявиться успешное овладение многими видами деятельности. à между врожденными задатками и приобретенными способностями не может существовать жесткая зависимость. Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.
Способности являются инструментальным проявлением индивидуальности личности (как и характер).
Соотношение темперамента, характера и личности.
Проблема, трудность, которая быстро обнаруживается при употреблении понятий "темперамент", "характер", "личность", заключается в том, что они нередко используются как синонимы; признаки, составляющие их содержание, не дифференцируются. EX: Таким примером могут служить описания типов темперамента, предложенные американским психологом В. Шелдоном. Шелдон выделил три психических типа (назвав их типами темперамента), основываясь на данных о тесноте корреляционных связей между признаками, характеризующими психический облик человека. Подход включает недифференцированно темпераментные, личностные, характерологические и иные признаки.
Темпераментные проявления: · висцеротонического типа: расслабленность в движениях и осанке, замедленность реакции, безмятежная удовлетворенность, любовь к физическому комфорту, любовь к пище, удовольствие от пищеварения; · соматотонического типа: уверенность в осанке и движениях, любовь к физическим нагрузкам, энергичность, потребность в движениях, удовлетворенность от них, решительные манеры, громкий голос, любовь к шумным играм, потребность в деятельности в трудную минуту, склонность к риску, храбрость в бою, экстраверсия, безразличие к боли: · церебротонического типа: сдержанность движений, чопорность, чрезмерная физиологическая реактивность, повышенная скорость реакций, чрезмерная чувствительность к боли, тихий голос, боязнь вызвать шум, интроверсия.
Личностные проявления: · висцеротонического типа: социофилия, ориентация на других людей, приветливость со всеми, потребность в людях в тяжелую минуту, ориентация на семью, терпимость, бесхарактерность, жажда любви и одобрения, любовь к галантному обхождению, социализация пищевой потребности, общительность в состоянии опьянения; · соматотонического типа: стремление к господству, власти, отсутствие такта, агрессивность и самодовольство, агрессивность в соревновании, ориентация на юношеские занятия; · церебротонического типа: затруднения в установлении социальных контактов, склонность к интимности, неумение предвидеть отношение к себе других людей, потребность в уединении в тяжелую минуту, ориентация на пожилой возраст.
Характерологические проявления: · висцеротонического типа: стабильность эмоциональных проявлений, легкость выражения чувств, глубокий сон; · соматотонического типа: психологическая нечувствительность, отсутствие жалости. · церебротонического типа: скрытность чувств, контроль над эмоциями, чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность, трудность в приобретении новых привычек, недостаточный сон, хроническая усталость, устойчивость к действию алкоголя.
à Приведенные описания демонстрируют не только возможности дифференциации проявлений, соответствующих разным психическим механизмам, но одновременно указывают на недостаточную четкость (а может быть, и некорректность) такого рода дифференциации. Одним из первых, кто осознал и четко сформулировал задачу дифференциации темпераментных, характерологических и личностных признаков, был П. Ф. Лесгафт. 3 понятия: 1. темперамент = это "степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого по времени, т.е. сила и быстрота проявления действий и чувствований, а также сила и быстрота развития желаний отдельного лица, степень возбудимости организма от внешних и внутренних стимулов и продолжительность его реакции на последовавшее возбуждение" 2. характер = "проявление воли человека, основанное на истинах, выясненных и твердо установленных разумом" 3. тип = степень сознательного отношения человека к окружающей среде, нравственного его развития 3 уровня сознательной деятельности: I."отраженно-опытные действия с отсутствием нравственных проявлений" II."подражательно-рассудочные действия с внешнеусвоенными нравственными основаниями" III."разумно-самостоятельные проявления с вполне усвоенными нравственными основаниями" Применительно к детскому возрасту и условиям школьного воспитания Лесгафт описал шесть типов. Лицемерный тип · старается более легким способом достигнуть личных выгод и избежать деятельности, связанной с трудом и усилиями. · легко усваивает то, что сильно на него влияет, в особенности все внешние проявления окружающих. · способ деятельности= практически-опытный · отношение к истине только внешнее, заучены одни только общие нравственные правила и шаблоны. Честолюбивый тип · умение усваивать все памятью · действия находятся в зависимости от сильно развитых чувствований · чувство превосходства является главным возбуждающим моментомà гордость, самоуверенность, спесь, напыщенность, постоянное стремление первенствовать и властвовать над другими · скромные серьезные занятия не привлекают. Деятельность возможна при надежде на внешний успех. 3) добродушный тип · аналитическая деятельность, привычка рассуждать над каждым новым явлением · при недостатке знаний мыслительная деятельность легко принимает характер фантазии; · умственная деятельность сосредоточена преимущественно на выяснении личности человека, разборе собственных проявлений. Но деятельность поддерживается, пока существует умственный интерес. · несоответствие между умственными физическим трудом, а именно, преобладанием первогоà недостаток возбуждений со стороны активно-физических органов тела и вследствие этого известная степень апатии и лени. Мягко-забитый тип · делает так, как указано и что сказано; · нет ни наблюдательности, ни знаний, ни нравственных понятий. · упорство имеет характер пассивного состояния, из которого он не решается выйти. · труднее поддаются развитию, с возрастом у них формируется только узкая эгоистическая практичность и расчетливость, они совершенно безучастно и даже бездушно относятся ко всему окружающему. Злостно-забитый тип · ожесточенный, подозрительный, самолюбивый. · деятельность более всего сосредоточена на личной защите. · постоянно стремится к перемене впечатлений, к сильным возбуждениям. · никогда не постесняется сказать или поступить не согласно с правдой, если это будет иметь отношение к лицу ненавистному или даже заподозренному, а таким может быть каждое незнакомое ему лицо. · преобладает развитие памяти над рассуждением. · недостаточно приучается к отвлеченному мышлению, ему свойственны скорей наблюдательность и опытность. Угнетенный тип · недостаточное стремление к отвлеченному мышлению. · ценит свой труд · обладает большой скромностью, терпением, терпимостью к окружающим, правдивостью, искренностью.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 284. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |