Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Важнейшие динамические понятия Левина
· ЭНЕРГИЯ. Человек – сложная энергетическая система. Психическая Э. совершает психическую работу .Психическая Э. высвобождается, когда психическая система пытается вернуть состояние равновесия после того, как оказалась в состоянии неуравновешенности. · Неуравновешенность продуцируется возрастанием НАПРЯЖЕНИЯ в одной части системы относительно других. Свойства Н.: 1. Напряжение стремится к выравниванию (процесс). 2. Напряжение оказывает давление на границы · ПОТРЕБНОСТЬ (продуцируется возрастанием Н. или высвобождением Э.). Потребностей столько, сколько специфических отдельных желаний. Состояния потребностей: голод, насыщение, пресыщение. Кроме того, существуют потребности (соотносится с некоторым внутренним состоянием) и квазипотребности (эквивалентны специфическим намерениям). (Пример на века: потребность – я хочу есть, квазипотребность – пойду поем в макдак) · ВАЛЕНТНОСТЬ –ценность региона для человека. Может быть положительной (уменьшение Н.) и отрицательной (увеличение Н.). В. зависит от силы потребности и непсихологических факторов. · Локомоция возникает, когда на человека действует достаточная СИЛА. С. существует в психологической среде. Свойства: направление, величина, точка приложения.
ПРИМЕР: ребенок проходит мимо конфетной лавки, заглядывает в окошко и хочет конфет. Вид конфеты побуждает потребность, а эта потребность делает: · высвобождает энергию и тем самым повышает напряжение во внутреннем регионе (система "хотения конфеты"). · наделяет положительной валентностью регион, в котором находятся конфеты. · порождает силу, толкающую ребенка в направлении конфеты.
Изменения поведения, возникающие в процессе развития:разнообразие, организация, протяженность пространственной активности, внутренняя взаимосвязанность поведения, уровень реализма. Основные понятия теории развития личности:дифференциация, свойства границ, интеграция (отношения управляющего и управляемого между системами) Левин исследовал регрессию (переход к более примитивным формам поведения) и ретрогрессию (переход к более ранним формам поведения). ЭКСПЕРИМЕНТЫ Опыты Зейгарник - Овсянкиной: 1. Квазипотребность. Даётся задание, отнимается недоделанным, даётся другое задание. В итоге 86% испытуемых возвращаются потом к первому заданию. 2. Лучше запоминается незавершенное. Даётся 20 заданий, из них примерно половина не дают доделать, в конце просят назвать задание, которые были выполнены. Лучше запоминаются те, которые были незавершены. К. Левин пришел к выводам, что если поведение человека определяется формирвоанием квазипотребности, то ее влияние сказываеться и на других видах психологичсекой деятельности, например, на памяти. Пример: официант помнит невыполненный заказ, но не помнит уже оплаченный; это потому что у официанта нет квазипотребности запоминать то, что заказывали люди, которые уже уходят à Значит память определяется не закрепившимися в прошлом ассоциациями, не количсетвом повторений, а наличием квазипотребностей. Динамическое состояние, напряжение являются решающими, а главное, детерминируется фактором психической деятельности человека. Факторы влияющие на действенность намерения: I. Значимость намерения; II. Эмоциональная окрашенность намерения; III. Степень связи намерения с основной деятельностью; IV. Наличная ситуация («психологическое поле»); V. Личностные особенности. Значимость намерения зависит от истинных потребностей, которые лежат в основе возникновения квазипотребности. Замещающие действия Неудовлетворенные потребности как последствия незавершенных действий могут быть удовлетворены через ЗД. Изучение условий, при которых доп. действие приобретает значение замещающего: -Лисснер. Прерывала работу детей и просила их выполнить схожее задание. Чем сложнее замещающее задание, тем выше его ценность. -Малер.Замещающая ценность растет соответственно степени реальности промежуточного действия. -Хенле.Замещающая ценность сильнее, если больше валентность промежуточного действия. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – КЕЛЛИ. Теория конструкта Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. Человек по существу - ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли, а также современной когнитивной ориентации в психологии личности. Теория Джорджа Келли, появившаяся в 1955 году, необычайно опередила свое время. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 297. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |