Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общие представления о личности в классическом психоанализе.
Концепция Фрейда — двухфакторная теория. Особенность соотношения факторов наследственности и среды — их антагонизм, выраженный в вытеснении природного в человеке и подавлении наследственного социальной средой. Теория личности с точки зрения классического психоанализа рассматривается в нескольких перспективах: · Динамическая Внутри личности происходит преобразование и энергетический обмен. Нашей психической жизнью движут влечения, в виду существования которых скапливаемое изнутри напряжение, исходящее от соматических источников, стремится к разрядке. Человеку от природы врождены два рода влечений, связанные и составляющие в предельном варианте целое: Эрос, сексуальное влечение, трактуемое Фрейдом как влечение к жизни; Танатос, или влечение к смерти. Сексуальное влечение наделено энергией либидо. Либидо составляет энергию человеческой активности. Сексуальное влечение характеризуется: · объектом - биологически не предопределен, наследственно не зафиксирован, а выбирается в течение жизни · сексуальными целями - телесные области, связанные с удовлетворением влечения, эрогенные зоны. Сексуальные цели меняются на протяжении жизни человека, отражая логику развития. Они связаны с функциями телесных органов и в определенном смысле обусловлены наследственно. Влечение к смерти может выражаться в двух формах: аутоагрессии — саморазрушении, направленности на себя; внешне направленной агрессии · топографическая человеческую природу можно объяснить в терминах сознания, предсознания и бессознательного. · На настоящее, а также на познание внешнего мира ориентировано сознание. · В бессознательном сосредоточены инстинктивные и подавляемые силы личности, а также факты или впечатления, неприемлемые для сознания. · Предсознательное же совмещает в себе аспекты и сознания, и бессознательного, представляет собой нечто вроде прослойки между ними. Для человека феноменально не осознаются ни бессознательное, ни предсознание. Однако предсознание – это то, что не осознается непосредственно в данный момент. Граница, разделяющая предсознание и бессознательное, прозрачна. Между предсознанием и бессознательным расположена уже более жесткая граница, на которой стоит страж – цензор, или цензура · Структурная Личность состоит из трех частей: Ид, Эго и Суперэго. 1.Id или Оно — врожденно и наследственно зафиксировано. Бессознательно. Врожденные влечения + вытесненное и приобретенное. Снабжено энергией либидо. Находится в конфликте с Я и Сверх-Я, которые возникают из Оно. Подчинено принципу удовольствия. 2.Ego или Я — возникает и дифференцируется из Оно на оральной стадии развития как приспособительный аппарат. Посредник, «слуга двух господ» Оно и Сверх-Я, задача удовлетворить и тех и других с учетом требований Оно, императивов Сверх-Я и требований реальности. 3.Super-Ego или Сверх-Я — возникает на фаллической стадии в результате преодоления Эдипова комплекса и интериоризации родительских требований и запретов. Включает компоненты врожденного — комплекс кастрации и чувство вины. Объективирует в себе систему идеалов, социальных норм, стандартов, ценностей, правил. Выступает как цензор и судья по отношению к Я. Регулирует поведение и активность человека на основе нравственного сознания и самонаблюдения. В Суперэго выделяют две основные подсистемы: · Эго-идеал, который вознаграждает тех, кто следует родительским и социальным предписаниям · Совесть, вызывающая чувство вины у тех, кто не выполняет эти предписания. · генетическая Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития личности: оральная, анальная, фаллическая, латентный период и генитальная стадия, основываясь на развитии сексуальности от рождения до зрелости. Изначально ребенок – чисто инстинктивное создание, управляемое недифференцированной и пространственно неорганизованной сексуальностью. Согласно Фрейду первую стадию развития ребенка можно назвать разлитым аутоэротизмом и нарциссизмом. Однако по мере дифференциации эрогенных зон ребенок постепенно начинает открывать для себя новые области наслаждения. 1.Оральная стадия (0 - 1,5 г.). Эрогенная зона — рот, губы, язык. Включает две фазы. А)Орально-инкорпоративная фаза (1-6 месяцев). Аутоэротизм и глобальный нарциссизм. Ребенок не отделяет себя от матери. Доминирует принцип удовольствия. Прообраз интроекции и идентификации. Б)Орально-садистическая фаза (6-12 месяцев). Началом отлучения ребенка от груди. Впервые сталкивается с принципом реальности. Мать начинает оставлять ребенка одного. Формирование Эго ребенка. Ребенок начинает дифференцировать границы Я и внешнего мира, разделение Я и не-Я. Возникает амбивалентность в отношении матери. Вытеснения может быть «комок в горле», истерическая рвота у детей. Оральная фиксация — увязывание получения удовольствия с оральной областью (курение, обжорство, тяга к спиртному, поцелуям и др.) Понятие орального характера связано с фиксацией либидо на оральной стадии: оральный оптимизм/ оральный пессимизм — враждебность, недоверие, жадность, неудовлетворенность, требовательность. 2. Анальная стадия (1 – 3 года).Вступает в открытое противостояние с обществом — взрослым. Эрогенная зона — анус. Взрослый впервые регламентирует социальные требования и эталон действия в отношении поведения ребенка. А А) Анально-садистическая фаза (1—1,5 года) характеризуется противостоянием ребенка и взрослого. Ребенок получает удовольствие от напряжения и боли Б)Анально-ретентивная (удержание) фаза (1,5-3 года) характеризуется тем, что ребенок начинает произвольно регулировать свои функции впервые соотносит два принципа: удовольствия и реальности. Возникает тестирование реальности. В случае фиксации может быть сформировано два типа характера: анально-удерживающий и анально-выталкивающий. Фиксация может привести к формированию чувства удовольствия от наказания, проявлениям энуреза и искажению сексуальной ориентации. 3.Фаллическая стадия (3-5лет).Эрогенна зона – пенис, клитор. У девочек возникает зависть к пенису и попытки объяснения различий между полами. На фаллической стадии осуществляется первый выбор сексуального объекта, который приводит к формированию Эдипова комплекса у мальчиков (комплекса Электры у девочек) и инцестозной направленности.Важными условиями преодоления Эдипова комплекса выступают врожденный страх кастрации и комплекс вины, связанные с мифом о первобытной орде. Результатом разрешения Эдипова комплекса становится формирование структуры Сверх-Я.Негативный Эдипов комплекс характеризуется любовью к отцу и ненавистью к матери, что чревато формированием гомосексуальных тенденций на генитальной стадии. 4.Латентный период. (6 лет — до начала полового созревания). Характеризуется прерыванием сексуального развития, амнезией и вытеснением из памяти первичных сексуальных переживаний 5.Гениталъная стадия (12-18 лет).Эрогенная зона — пенис, вагина. Отличается бурным половым созреванием и возрастанием давления сексуальной энергии либидо. Источник конфликта - невозможность удовлетворения сильного сексуального влечения пред лицом социальных запретов. Второй выбор сексуального объекта, который вызывает направленность на достижение автономии от родителей и находит отражение в преодолении остатков Эдипова комплекса.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 499. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |