Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Совсем чуть-чуть про Роджерса




Хотя и Роджерс, и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченные возможности для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия:

1)   Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу, с другой стороны, придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей.

2)   теория Роджерса в основном была сформулирована благодаря его работе с людьми, имеющими психологические проблемы. Маслоу, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы психология переключила внимание с изучения аномалий на изучение психически здоровых людей.

3)   Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие осуществлению врожденных возможностей человека, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение человека к полной самоактуализации, игнорировались. Работы Маслоу посвящены почти исключительно взрослым.

Основное: Несмотря на теоретические различия, и Роджерс, и Маслоу полагали, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью осуществляют возможности, заложенные в них от рождения.

 

24. Общие представления о личности в экзистенциальной психологии.

1.Основа – экзистенциальная философия (Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр).

· осознание уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Отвергали 2-факторную теорию развития, считали, что каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Свобода и ответственность – и дар, и ноша, которые даны человеку. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и тревогу.

· Концепция становления.Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие àпоиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений.

· единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или «здесь-и-сейчас» направление.Экзистенциалисты в этом тезисе основываются на феноменологию (Гуссерль «Назад, к самим вещам», беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт, то есть обращение к первичному опыту),

2.Экзистенциальная психология:феноменологический анализ – анализ явлений, факторов чел жизни (переживания, чувства, эмоции чел-ка, как он переживает свое бытие)

Единственная реальность, поддающаяся анализу – актуальное чел-ое существование.

Прблемы: жизнь/смерть, свобода выбора, смысл существования, любви/одиночества.

Диалектика между существованием и сущностью.Человек должен проявлять личностную активность à сущность (активное субъектное достижение совершенства).

Личность – это продукт последовательных, активных личностных выборов.

3.Основоположником экзистенциальной психологии является В.Франкл –его ученик Ленгле (развивал экзистенциальный анализ)

Основыватель школы логотерапии, или экзистенциального анализа, или «Третьей Венской Школы», в противовес психоанализу и «индивидуальной психологии» А. Адлера («воле к удовольствию» Фрейда и «воле к власти» Адлера Франкл противопоставляет «волю к смыслу»)

 

Основные части учения:

1. учение о стремлении к смыслу,

2. учение о смысле жизни,

3. учение о свободе воли

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни – врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности.

Изобилие свободного времени àЭкзистенциальный вакуум – особое состояние, порождаемое у человека отсутствием смысла à Логоневроз

Пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:

творческая работа (то, что мы даем жизни) Ûценности творчества

переживание ценностей (то, что мы берем от мира) Ûценности переживания

позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменитьÛценности отношения

Смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл, мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретем смысл. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть.

Смысл еще необходимо осуществить. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла – процесс не простой и далек от того, чтобы совершаться автоматически..

Дихотомия «свобода-ответственность» является одной из ключевых для понимания идей В. Франкла. «Экзистенциальный анализ не признает человека свободным, не признавая его в то же время ответственным». В разных работах Франкл предлагает несколько разные формулировки понятия свободы, однако общий их смысл: это свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе; это свобода изменяться, свобода быть таким и не быть каким-либо иным. А главное, человек наделен свободой принять на себя ответственность за тот выбор, который он осуществляет, за аутентичность его бытия, за нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Основной тезис учения о свободе воли:человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.

Человек как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент.

Аспекты свободы:

негативный – «свобода от» – характеризует человека как относительно независимого от его естественной заданности, но проявление независимости возможно лишь в определенном диапазоне, который предоставляют человеку объективные условия его существования.

позитивный аспект – связан с ответственностью:

Понятие самотрансценденциичеловек направлен на что-то более широкое, чем он сам. Существовать – это значит постоянно выходить за пределы самого себя Реализация жизненных ценностей или другой человек, к которому мы тянемся с любовью

Способы утверждения неповторимости и своеобразия собственной личности:

Активныйпуть реализации созидательных целей

Пассивныйпуть любви, путь быть любимым

Любовьвозможность сказать кому-то «ты» и «да». Это способность понять человека в его сути, в его конкретности, в его уникальности и неповторимости, понять в нем не только его суть и конкретность, но и его целость и необходимость.

Логотерапия

Сообразно представлениям о логоневрозе, Франкл создает и метод борьбы с ним – логотерапию, основным средством которой является выработка у человека адекватного отношения к любой ситуации, вплоть до самой критической.

Логотерапия отличается от психоанализа и индивидуальной психологии в трактовке базисных мотивов человеческого поведения. Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. Задача – помочь пациенту в поиске смысла своей жизни.

Психотерапевтический аспект логотерапии (сферы применения логотерапевтических методов):

специфическая сфераноогенные неврозы, порожденные утратой смысла жизни. В этих случаях используется методика сократического диалога, позволяющая подтолкнуть пациента к открытию им для себя адекватного смысла. Большую роль играет при этом личность самого психотерапевта, хотя навязывание им своих смыслов недопустимо.

неспецифическая сферапсихотерапия разного рода заболеваний с помощью методов, построенных на соответствующем подходе к человеку. Например, техники парадоксальной интенции и дерефлексии применяются при лечении соответственно фобий и навязчивых состояний, с одной стороны, и сексуальных неврозов – с другой. Механизм действия этих техник основывается на двух фундаментальных онтологических характеристиках человека: способности к самоотстранению и к самотрансценденции.

Парадоксальная интенция – от пациента требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается.

Дерефлексия- пациент, страдающий от того или иного функционального симптома, формулирует для себя цель смириться с ним, воспринимая его как неустранимое зло, и в тех ситуациях, которые вызывают его проявления, переключать своевнимание с нарушенной функции на другую деятельность, придавая тем самым самой ситуации новый смысл










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...