Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
В конце XIX и начале XX в. производство достигает сравнительно больших масштабов, заметны были процессы концентрации производства, конкуренция начинает приобретать общенациональное значение, возникают новые технологии. Концентрация капитала и производства привели к созданию крупных предприятий, где небольшой, но постоянно растущий аппарат администрации противостоял огромной армии наемных работников, занятых тяжелым физическим трудом. Выделяется три фактора возникновения и развития менеджмента, как социально – экономического учения: 1. Промышленное развитие; 2. Массовый сбыт и массовое производство; 3. Создание акционерных обществ. 1. Промышленное развитие (1820–1900гг.) характеризуется сменой ручных орудий труда машинами и техникой, дает сильный толчок к углублению всех форм разделения труда и повышению производительности. По мере того, как стал возрастать уровень разделения труда, менеджмент стал необходимым для координации различных задач и операций. Именно в это время Чарльз Бэббидж и Эндрю Юр высказали две важные идеи, которые сделали неизбежным появление менеджмента как научной дисциплины. Одна из важных отличительных особенностей концепции Бэббиджа – разделение физического и умственного труда. Бэббидж составил перечень положительных характеристик специализации. Юром излагались общие принципы, на основе которых должно быть организованно материальное производство с помощью самостоятельно функционирующих машин. Там, где Бэббидж призывал к специализации, Юр ему вторил и шел дальше, также ратуя за применение машин. По мере роста заводов и увеличения их численности, происходит усложнение технологий. К этому времени всем становится ясно – один человек не может быть и владельцем и управляющим. 2. Массовый сбыт и производство характеризуется продолжением развития технологий, ростом объема выпуска продукции. Основной задачей предпринимателей в эпоху массового производства была разработка и усовершенствование механизма массового производства, значительно снижавшего издержки на изготовление единицы продукции. Перед управляющими стоят проблемы усовершенствования массового производства. Но по мере насыщения рыночного спроса появляется конкуренция, возникает потребность в сбыте. Перед управляющими встает проблема балансировки противоречий массового производства и массового сбыта. Компенсацией перекоса промышленности в сторону рыночной ориентации стала комплексная концепция маркетинга, призванная уравновесить противоречивые требования производства и сбыта. 3.Возникновение акционерных обществ и развитие корпораций. С развитием капиталистического способа производства возникают противоречия: с одной стороны, расширение размеров предприятия, с другой – ограниченность индивидуальных средств. С развитием акционерных обществ, главная роль в руководстве этими акционерными обществами переходит от собственника к наемным служащим. Главное внимание обращается на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными, этика в бизнесе объявляется золотым правилом в менеджменте. Развитие управления как научной дисциплины Представление о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появились новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления - изменялось и учение об управлении.
Развитие управления как научной дисциплины можно рассмотреть с различных точек зрения. К настоящему моменту наибольшее распространение получили следующие: 1. Подход с точки зрения выделения школ в управлении: Школа научного управления; Школа административного управления (классическая школа в управлении); Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук; Школа количественного подхода. 2. С точки зрения выделения научных подходов к управлению: Процессный научный подход; Системный научный подход; Ситуационный научный подход.
3. Подход с точки зрения выделения размерности учения об управлении Одномерные; Двумерные; Многомерные; Синтетические. Эволюция управленческой мысли показывает что решения, которые оказывались успешными в одних ситуациях, не всегда были успешными в других. Управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В то же время знакомство с учениями показывает, что практика бизнеса и управления им всегда оказывались сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны которые претендовали на окончательные истины об управлении.
Школы управления |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 687. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |