Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИСтр 1 из 5Следующая ⇒
МЕНЕДЖМЕНТ Цели и задачи курса: Цель преподавания дисциплины «Менеджмент» – дать будущему специалисту углубленные знания в области различных научных течений менеджмента для принятия эффективных управленческих решений. Задачи дисциплины «Менеджмент» включают: – знания теории менеджмента; – умения в области применения и развития методов организационного управления в условиях рыночной экономки; – навыки самостоятельного творческого использования теоретических знаний и умений управления производством. Рекомендуемая литература а) Основная литература: 1. Виханский О.С. Менеджмент. Учебник для эконом. спец. вузов. / Виханский О.С., Наумов А.И.. – М.:Экономистъ, 2008. – 669 с. (23 экз) 2. Менеджмент: учеб для вузов по экон. специальностям/ под ред. Максимцов М.М, Комаров М.А. – М.: , ЮНИТИ, 2008. – 320 c. (17 экз) 3. Мескон М.. Основы менеджмента: Пер. с англ. и. ред.О.И. Медведь/ Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007– 665 с.(5 экз) б) дополнительная литература: 1. Игнатьева А.В. Исследование систем управления. учеб пособие для вузов/ А.В. Игнатьева, М. М. Максимцов – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 167с. (3 экз).
Понятие «менеджмент», субъект и объект менеджмента На сегодняшний день в научно–методической литературе по вопросам управления отсутствует единое определение понятия «менеджмент», оно трактуется в мировой литературе по управлению достаточно широко. Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как область научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, или орган управления И хотя термин «менеджмент» по сути, является аналогом термина «управление», однако термин «управление» намного шире. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне отдельной организации, функционирующей в рыночных условиях. В управлении выделяют субъект – активную часть, вырабатывающею управляющие воздействия, и объект управления – часть, подвергающеюся воздействию управляющих сигналов. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ Практика управления существует столько сколько существуют организации. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах древнего Шумера, являя собой четкое доказательство существования там практики управления им. Хорошим примером древней организации может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римские легионы с четкой структурой управления, состоящей из генералов и офицеров подразделением армий на дивизии, планированием и дисциплиной, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны и государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, которые подчинялись Риму; строились дороги, чтобы укрепить связь с Римом и помогать собирать налоги и дань в пользу императора. Эти дороги позволяли легионам, размещенным внутри страны, быстро связываться с окраинными провинциями, если местные жители восставали против римского правления. Формы почти всех видов проявления современного управления можно проследить в организациях древности, но в целом характер и структура управления отличались от сегодняшних. Например, пропорция между руководителями и неруководителями была гораздо меньшей, было меньше руководителей среднего звена. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей высшего звена. Таблица 1 Сравнение старой и современной организации
Были в истории примеры организации, которые управлялись так же, как организации управляются и в наше время. Примером тому является римская католическая церковь. Простая структура: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник успешно функционирует и в настоящее время является более “современной”, чем структура многих организаций, появившихся только сегодня. Может быть, это и есть существенная причина того, что римская католическая церковь процветает на протяжении многих веков, в то время как появлялись и исчезали целые народы. На сегодняшний момент выделяется пять революционных преобразований в управлении: Зарождение письменности в древнем Шумере привело к образованию слоя «жрецов-бизнесменов», которые осуществляли торговые операции, вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Они явились основной политической и экономической силой преобразований того времени. Это историческое событие связывают с 1-й Религиозно-коммерческой революцией (2500 – 3000 лет до н.э.). Светско-административная революция (1792 – 1750 гг. до н.э.). Связана с деятельностью правителя Вавилона – царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством и регулирования общественных отношений. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливались контроль и ответственность за выполнение работ. Производственно-строительная революция (605 – 562 гг. до н.э.) Была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Военно–командная революция (к.17 – н.18 вв.) (промышленная революция). Связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода было отделение профессионального управления от собственности, т.е. менеджмента от предпринимательства. И зарождение профессионального менеджмента. Бюрократическая революция (к.19 - н.20 вв.) Теоретической платформой преобразования в области управления была концепция бюрократии, позволявшая сформировать крупные структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров. В начале XIX века Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставил рабочим на своих фабриках в Нью-Ланарке, в Шотландии, приличное жилье, улучшая условия их работы, развивая материальную заинтересованность. Эти реформы явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Но несмотря на то, что фабрика была прибыльной, другие бизнесмены того времени видели мало смысла в реформах Оуэна. Людей тогда интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не как управлять ими. Поэтому реформы Оуэна воспринимались его современниками как чудачество и ни один из них не последовал его примеру. Взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911г. Именно тогда Фредерик У.Тейлор опубликовал свою книгу “ Принципы научного управления”, которая традиционно считается началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента - это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью, отражая изменения, происходящие в экономике, обществе, во всей системе социально-экономических отношений. |
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 568. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |