Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема № 7. ПОНЯТИЯ О СЛОГЕ И ПРОСОДИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ
Во всех языках мира речевой поток членится на слоги. Это минимальная произносительная (артикуляционная) единица речи. Слог может состоять из одного звука (н-р, междометие О!), из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и объединенных в целостную произносительную единицу (мрак). Слог состоит из ядра и периферии. Ядро (или вершину) слога образует, как правило, гласный звук, а периферию – согласные звуки: мра-мор. Если слог состоит из одного гласного, то периферия имеет нулевой знак, т.е. никакого. Но бывают и слоги, вообще не содержащие гласного звука. В русском яз. таковые встречаются в беглом разговорном стиле произношения (н-р, Степановна [сt’e-pa-n-nъ], корочка [ko-r-ckъ], и т.д. В этих словах ядро составляют слогообразующие или слоговые сонанты. Реже встречаются слогообразующие шумные (н-р, в междометии Тсс!). В некоторых языках слогообразующие сонанты – обычное явление, например, в чешском языке есть слогообразующие [r] и [l] : Brno, Plzen, Trnka. Слог может также содержать два или даже три гласных: например, нем. Maus (мышь), вьетн. ngoai (cнаружи), в которых [a] составляет ядро слога, а другой или другие гласные – периферию. Слог, заканчивающийся слогообразующим звуком, называется открытым (ма-ма, Br-no), неслогообразующим звуком – закрытым (лом, май). В некоторых языках (английский, немецкий, французский) широко используются открытые и закрытые слоги, в некоторых – только открытые слоги. Например, на определенном этапе своего развития таким был общеславянский (праславянский) язык – общий предок современных славянских языков. Близок к этому типу современный японский язык. В современных славянских языках открытые слоги используются шире, чем закрытые: интервокальные группы согласных (т.е. находящихся между двумя гласными) обычно отходят к следующему слогу (и-зба, па-рламент). С понятием слога тесно связаны понятия дифтонга и трифтонга (т.е. полифтонгов). Это сочетания соответственно двух или трех гласных, которые произносятся как один слог. Tierra (исп.) – восходящий дифтонг, Nose [nouz] (анг.), noise [noiz] ‘шум’ (англ.), русск. дай, маузер – нисходящий дифтонг (т.е. вершиной слога является первый гласный. В англ. словах fire ‘огонь’, our ‘наш’ – представлены нисходящие трифтонги [ai´], [au´]. Реже встречаются равновесные дифтонги, в которых вершина слога равномерно распределена между обоими гласными звуками (н-р, латышские слова tauta 'народ’, iela ‘улица’).
Понятия фонемы и слога являются единицами линейными, или сегментными, т.е. такими, которые представлены сегментами определенной протяженности (фоны, слоги в речи), следующими друг за другом в речевой цепи. Кроме таких единиц речевой поток характеризуют суперсегментные(или супрасегментные) особенности, которые одновременно реализуются с сегментными единицами. Супрасегментные единицы называются просодическими элементами. Они включают: - мелодику (движение высоты основного тона голоса); - изменение интенсивности звучания и темпа произнесения отрезков речи, тембровые характеристики. Раздел языкознания, изучающий ударение слова или слога, называется акцентологией; раздел языкознания, изучающий фразовую интонацию, называется просодикой(в узком смысле), или интонологией.
Тема № 8. ЛЕКСИКОЛОГИЯ Предмет изучения лексикологии. Слово как единица языка. Лексическая семантика слова. Полисемия и омонимия слова. Слова мотивированные и немотивированные. Предмет изучения лексикологии. Лексикология (от др-греч. lexis ‘слово, выражение’) – раздел науки о языке, изучающий лексику, т.е. словарный состав языка. Лексика состоит из слов и устойчивых словосочетаний, функционирующих в речи наподобие слов. Фонетика и лексикология отличаются тем, что фонетика занимается односторонними единицами (фонемами и фонами), а лексикология имеет дело с двусторонними единицами (словами), имеющими как план выражения, так и план содержания. Если количество фонем в одном языке исчисляется всего несколькими десятками, то количество лексических единиц - десятками и сотнями тысяч, более того оно не поддается счету, поскольку словарный состав языка постоянно пополняется за счет внутренних резервов (н-р, словообразовательные модели и неологизмы) и внешних (заимствования из других языков). Инвентаризацией лексики языка, выяснением и описанием значений каждой лексической единицы занимается л е к с и к о г р а ф и я , дающая описание лексики в виде словарей. Наиболее существенным разделом лексикологии является с е м а с и о л о г и я, изучающая проблемы семантики (значения) лексических единиц.
Слово как единица языка. Слово – минимальная относительно самостоятельная значащая единица языка. Относительная самостоятельность слова – большая, чем у морфемы, - проявляется в отсутствии у него жесткой линейной связи с соседними словами (хотя связь между частями слова, как правило, жесткая). Относительная самостоятельность слова проявляется также в способности многих слов функционировать синтаксически либо в качестве члена предложения, либо в качестве минимального высказывания в виде одного слова (назывные предложения, однословные реплики). Слово вариативно, т.е. оно может иметь языковые варианты. Варьирование может быть чисто фонетическим (ср. галоша и калоша); оно может быть связано - с различием стилей (картофель и картошка, печь и печка) и принадлежностью к различным профессиональным подъязыкам (н-р, комп’ас и рап’орт у моряков и к’омпас и р’апорт в остальных случаях); - с фонетическими условиями окружающего контекста (англ. неопределенный артикль a перед согласным и an перед гласным; - с варьированием морфемного состава слова (прочесть/прочитать); - с грамматическим варьированием слова, т.е. образованием его грамматических форм, или с л о в о ф о р м (пою, поешь, буду петь, спел бы).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 613. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |