Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Акустический аспект в изучении звуков.




Каждый звук есть физическое явление – колебательное движение, передаваемое через воздух и воспринимаемое человеческим слухом. Это колебательное движение характеризуется определенными физическими (акустическими) свойствами. Н-р, т о н создает гласные, ш у м - согласные ([k, t, f]) и т. д., а в сонантах ([r, l, m, n и др.]) тон преобладает над шумом, тогда как в звонких шумных ([g, d]), наоборот, шум преобладает над тоном.

Самым важным для языка различием звуков является различие их т е м б р а, т.е. специфической окраски. Именно тембр отличает [i] от [a], [u] от [o] и т.д.

Специфический тембр каждого звука создается главным образом резонансными характеристиками, т.е. дополнительными тонами, которые наслаиваются на основной тон, возникающий в результате колебания голосовых связок, а также на шумы.

 Явление резонанса состоит в том, что колебания звучащего тела вызывают ответные колебания другого тела или воздуха, находящегося в полом сосуде, в замкнутом пространстве (ср. явление эха, наблюдаемое в горах, на лесных полянах, но не на ровном поле).

При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки, причем благодаря разнообразным движениям органов речи (языка, губ, небной занавески и т.д.) форма и объем резонатора меняются, что и ведет к появлению разных резонаторных тонов. Этим и создается разнообразие звуков нашей речи.

 

Биологический аспект в изучении звуков языка.

Каждый звук, произносимый нами, - это результат определенной работы человеческого организма, кроме того, объект слухового восприятия.

Произносительный аспект. Звук появляется в результате его артикуляции. Это совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов.

Функции произносительных органов.Важнейшими активными органами являются голосовые связки, язык, губы и небная занавеска.

- Голосовые связки приходят при прохождении воздуха через голосовую щель в колебательное движение, создающее музыкальный тон, который и называется голосом.

- Надгортанные полости (глотки, носа, рта) выполняют функцию подвижного резонатора, создающего резонаторные тоны. Кроме того, при образовании всех согласных (кроме гортанных) в разных точках полости рта (или глотки) или на выходе из полости рта возникает то или иное препятствие на пути воздушной струи. При плотном соприкосновении произносительных органов образуется смычка (был, там), при достаточном сближении их друг с другом – щель ([f, v, s]). В некоторых случаях воздушная преграда идет «кружным путем» (н-р, при произнесении звука [m] через нос: мама).

- Язык – наиболее активный орган при произнесении большинства звуков. Благодаря языку произносятся переднеязычные ([i, e, t, d, s]), среднеязычные ([ы, j]), заднеязычные  ([k, g, х]) гласные и согласные.

- Небная занавеска участвует в создании неносовых или носовых звуков. Когда проход в полость носа закрыт при поднятой небной занавеске, артикулируются неносовые звуки, когда он открыт при опущенной небной занавеске, подключается носовой резонатор ([m, n], к каковым добавляются носовые гласные во французском, португальском языках.

- Язычок участвует при произнесении увулярного согласного [R] (не путать с переднеязычным [r] русского, испанского и т.д. языков), а в некоторых языках участвует задняя стенка глотки – при произнесении глоточных (фарингальных) согласных (н-р, глухой щелевой [h] в англ. Haus и звонкий щелевой [ ] в укр. гора.

Анатомо-физиологическая классификация звуков.

Первое и главное членение в этой классификации – членение на гласные и согласные. При артикуляции гласных речевой канал в надгортанных полостях свободен, ток воздуха не встречает преград. При произнесении согласных возникает та или иная преграда на пути воздушной струи (обычно в надгортанных полостях, а в случае гортанных согласных – в гортани). Гласные классифицируются прежде всего по работе языка. Учитывается ряд (передние – [a], [i], средние - [ы] и задние [у]) и степень подъема языка (открытые, закрытые гласные). Второй момент – работа губ: огубленные и неогубленные гласные, называемые по-другому лабиализованными или нелабиализованными, н-р, [о] (лабиализованный) / [и] (нелабиализованный). В некоторых языках гласные классифицируются по работе небной занавески (носовые / неносовые, н-р, во французском, испанском).

Классификация согласных сложнее. Сонанты и шумные. В сонантах голос преобладает над шумом, а в шумных наоборот. Пример сонантов: [r], [R] (дрожащие), [l], [j], [w] (щелевые). В целом для сонантов характерны слабый шум и преобладание голоса.

Второе деление согласных – по способу образования шума, т.е. по характеру преграды, на уже отмеченные нами выше группы смычных, щелевых и дрожащих. Среди смычных, в свою очередь, выделяются взрывные, у которых смычка заканчивается взрывом (н-р, [p], [t], [k], [d], [g] в положении перед гласным), и аффрикаты, у которых смычка без взрыва переходит в щель (н-р, [c] в слове царь, [c] в слове чай).

Третье деление согласных – по активному артикулирующему органу. Здесь выделяются, как мы видели, губные, переднеязычные, среднеязычные, заднеязычные, увулярные, фарингальные и гортанные.

Наконец, для многих языков важны и некоторые другие признаки: их палателизация (н-р, в русском языке [l] / [l’] – т.е. дифференциация по признаку мягкости согласного: полоть \ полезный).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 631.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...