Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема №2. Язык как важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли




 

Функции языка.

Язык и речь.

Взаимоотношение языка и мышления.

Язык и общество.

Функции языка.

Слово «функция» обычно употребляется в смысле «назначение», «роль». Первейшей функцией языка является к о м м у н и к а т и в н а я (от лат. communicatio «общение»), его назначение – служить орудием общения, т.е. в первую очередь обмена мыслями. Но язык не только средство передачи «готовой мысли», он и средство самого формирования мысли. С коммуникативной функцией языка неразрывно связана вторая его центральная функция – м ы с л е ф о р м и р у ю щ а я. Крупнейший языковед-мыслитель первой половины ХIХ в. Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) называл язык «образующим органом мысли».

В коммуникативной функции языка можно выделить ее отдельные стороны, т.е. частные функции: констатирующую – служить для простого нейтрального сообщения (повествовательное предложение), вопросительную – служить для запроса о факте (вопросительные предложения или слова), апеллятивную (от лат. appello – обращаюсь к кому-л.) – служить средством призыва, побуждения к тому или иному действию (формы повелительного наклонения), экспрессивную – выражать подбором слов или интонацией личность говорящего, его настроения и эмоции, метаязыковую – функцию истолкования языковых фактов (н-р, объяснение значения слова, непонятного для собеседника) и т.д.

В конкретном высказывании частные функции языка обычно выступают в ранообразных сочетаниях друг с другом. Высказывание, как правило, полифункционально. Яркая экспрессия может быть и в побудительном предложении, и в вопросе, и в формуле приветствия, и при констатации факта. Предложение, повествовательное по форме (например, Уже поздно), может содержать скрытое побуждение,т.е. выполнять апеллятивную функцию.

 

Язык и речь.

Человеческий язык существует в виде отдельных языков – русского, английского и др. Каждый отдельно взятый язык существует в дихотомии: язык-система и язык-речь. Язык-система – это существующие в данном конкретном языке средства, которые могут быть использованы говорящим для выражения своих мыслей (например, лексические единицы, или слова, и система грамматических правил для организации высказывания). А вся эта система функционирует в речи, в речевых актах.

Впервые разграничение понятий «язык» и «речь» было обосновано швейцарским ученым Фердинандом де Соссюром (1857-1913), крупнейшим теоретиком в области общего языкознания. Затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными (Шарль Балли, Л.В.Щерба, В.Г. Гак). Под «речью» (по Соссюру “la parole”) понимается не только устная речь, но и письменная, а также «внутренняя речь, т.е. мышление с помощью языковых средств, осуществляемое «про себя», без произнесения вслух.

Отдельный а к т   р е ч и есть проявление р е ч е в о й д е я т е л ь н о с т и. В речевом акте создается т е к с т – речевое произведение любой протяженности – от однословной реплики до целого рассказа или романа.

Почему произнесенное или написанное высказывание в нормальном случае будет правильно понято адресатом? Во-первых, потому, что оно построено из элементов, форма и значение которых известны адресату (говоря проще, из слов). Во-вторых, потому, что эти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам, также известным (правда, во многом интуитивно) нашему собеседнику или читателю. Владение этой системой правил позволяет и строить осмысленный текст, и восстанавливать по воспринятому тексту его содержание. Вот эти-то элементы высказывания и правила их связи и являются языком участников общения, частями их языка, т.е. языка того коллектива, к которому данные индивиды принадлежат. Язык того или иного коллектива (у Соссюра “la langue”) и есть находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов – единиц разных ярусов (слов, значащих частей слов) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком.

Систему единиц называют инвентарем языка, систему правил функционирования единиц, т.е. правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правил его понимания) – г р а м м а т и к о й  этого языка. Язык и речь различаются так же, как правило грамматики и фразы, в которых использовано это правило, или слово в словаре и различные случаи употребления этого слова в разных текстах. Речь – это форма существования языка. Язык функционирует и непосредственно дан в речи (для «мертвых» языков формой существования следует признать его тексты, если они были записаны и сохранились). Но в отвлечении от речи, от речевых актов и текстов всякий язык есть абстрактная сущность.

 

Взаимоотношение языка и мышления.

Будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, язык тесно связан с мышлением. Вместе с тем, образуя тесное диалектическое целое, они не составляют,  однако, тождества.

Так же, как и общение, мышление может быть вербальным и невербальным. Н е в е р б а л ь н о е мышление осуществляется с помощью наглядно-чувственных образов, которые возникают в результате восприятия впечатлений действительности и затем сохраняются памятью и воссоздаются воображением. Невербальное мышление представлено в той или иной степени у некоторых животных, что обеспечивает им правильную ориентировку в ситуации.

В е р б а л ь н о е мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениями, анализирует и обобщает. Оно протекает в формах, установившихся в языке, и осуществляется в процессах внутренней или внешней речи. Понятийное мышление может опираться и на вторичные, искусственные языки, на построенные человеком специальные системы общения. К примеру, математик или физик мыслят не словами, а формулами, с помощью которых добывает новые знания.

Учет всех этих фактов говорит о том, что мышление человека – это сложная совокупность различных типов мыслительной деятельности, дополняющих друг друга. Вербальное, или речевое мышление является, таким образом, лишь одним из компонентов человеческого мышления, хотя и важнейшим.

 

Язык и общество

Язык всегда является достоянием коллектива. Организация совместной трудовой деятельности, функционирование социальных институтов, развитие культуры имеют непременным условием активное речевое общение. В большинстве случаев коллектив людей, говорящих на одном языке («языковая общность»), - это коллектив э т н и ч е с к и й (нация, народность, племя). Языки некоторых этнических коллективов используются и как средство межэтнического общения (н-р, русский язык). Иногда в одном этническом коллективе используются параллельно два или больше языков., причем сферы их употребления так или иначе разграничиваются (н-р, один язык – дома или в кругу друзей, другой – на работе).

Язык этнической общности не является абсолютно единым на всей территории своего распространения: в едином литературном языке различаются местные диалекты (или более частные диалекты – говоры) и профессиональный жаргон. Вся совокупность вопросов, связанных с воздействием общества на язык, занимается  с о ц и о л и н г в и с т и к а.

Даже на сравнительно небольшой территории диалекты порой отличаются друг от друга. Более дробные диалекты называют говорами. Они объединяются по тем или иным признакам в группы, называемые наречиями. Так, н-р, севернорусское наречие характеризуется «оканьем», т.е. произношением звука «о» не только под ударением (бросить), но и в неударных слогах (бросать, вода); более того, даже безударная «а» произносится как «о», н-р, слово паром произносится «пором». Можно отметить также «стяженные» формы в спряжении настоящего времени (бываш, играт, он не знат), совпадение тв. падежа мн. ч. с дат. п. (пойти за грибам, с рукам, с ногам), многоми специфицескими словами (орать в смысле ‘пахать’) и др. Причем каждая такая особенность имеет свою географическую зону распространения, не вполне совпадающую с зоной других диалектных особенностей. В результате диалектолог имеет дело не столько с границами диалектов, сколько с границами отдельных диалектных явлений, так называемыми и з о г л о с с а м и (от др.-греч. isos‘равный, одинаковый’ и glossa ‘язык’). Среднерусские говоры отличаются «аканьем». Картографирование диалектных явлений составляет задачу диалектографии (лингвистической географии), занимающейся также историческим истолкованием изоглосс.

В настоящее время диалекты постепенно изживаются, сохраняясь в более или менее чистом виде у старших поколений деревенского населения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 718.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...