Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема № 1. Что такое наука о языке ?Стр 1 из 11Следующая ⇒
По данным Юнеско на земном шаре существуют тысячи различных языков. Это языки народов, населяющих и населявших ранее земной шар. Общее число колеблется от 2500 до 5000 (точную цифру установить невозможно, т.к. различие между разными языками и диалектами одного языка зачастую условно. К наиболее распространенным языкам мира относятся (считая в числе говорящих и тех, для кого данный язык является вторым языком межнационального и международного общения): - китайский (свыше 1 млрд. чел.), - английский (420 млн.), - хиндии близкий емуурду (320 млн.), - испанский (300 млн. – Испания, 19 стран Латинской Америки, Филиппины, бывшие колонии испанского протектората, Экваториальная Гвинея, Ю.-З. США), - русский (220 млн.), - индонезийский (170 млн.), созданный на базе малайского языка и являющийся неродным для самих индонезийцев, половина которых говорит на яванском; причем некоторые статистические справочники учитывают индонезийский язык, другие – нет, - арабский (170 млн. – Ирак, Сирия, Ливан, Израиль, Иордания, Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Мальта, Марокко, Мавритания, Зап, Сахара, Сомали, Джибути, Чад. Диалекты встречаются также островками в Афганистане, Иране, Турции, Кипре, в Узбекистане), - бенгальский (170 млн. – Респ. Бангладеш и штат Зап. Бенгалия Индии), - португальский(150 млн. – Португалия, Бразилия, ряд стран Африки, в Азии – Аомынь и некоторые р-ны Индии), - японский (120 млн.), - немецкий (100 млн. – Германия, Австрия, Швейцарская Конфедерация наряду с французским, итальянским и ретороманским), - французский (100 млн. – Франция, Бельгия наряду с нидерландским, Канада, Швейцария, Гаити, Монако, ряд стран Афртки, Австралии и Океании), - панджаби (82 млн. – штаты Пенджаб Индии и Пакистана), - итальянский (70 млн. – Италия, Ватикан, Респ. Сан-Марино, Швейцария, а также в США, Германии, Аргентине, Франции, Бельгии, Эфиопии Сомали, Ливии и на Мальте), - корейский (65 млн.), - телугу (андхра) (63 млн. - в Индия в штате Андхра-Прадеш, а также в соседних штатах, в Шри-Ланке, ЮАР, Юго-Вост. Азии в Мьянме – бывшей Бирме, Малайзии, Сингапуре, на некоторых островах Индийского и Тихого океанов, в частности на островах Маврикий и Фиджи), - маратхи (57 млн. – официальный язык индийского штата Махараштра), - тамильский (52 млн. - официальный язык индийского штата Тамилнад, отд. анклавы в др. штатах Индии, в Шри-Ланке, Мьянме, Малайзии, Сингапуре, где он является одним из 4-х официальных языков, Индонезии, в Кении, Уганде, Танзании, Замбии, Зимбабве, Вест-Индии и Центральной Америке (Мартиника, Гайана, Тринидад и Тобаго). Несмотря на такое большое кол-во языков, объединенных в различные языковые семьи, мы говорим не только о «языках», но и о «языке» - человеческом языке как о чем-то едином. Это происходит потому, что при всех различиях между языками они все имеют между собой в самом главном много общего. Каждый язык – явление общественно-историческое, т.к. является достоянием какого-то коллектива. Язык является обязательным условием развития культуры, непревзойденное средство формирования мысли и средством коммуникации. Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком; каждый язык – членоразделен: обычное высказывание на любом из языков членится на элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе других высказываний. Каждый язык обладает широким набором таких повторяющихся элементов и гибкой системой правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания. Языкознание (лингвистика, языковедение) – это наука, изучающая языки (в принципе все существующие, существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Как всякая наука, языкознание возникло в связи с практическими потребностями, но постепенно развилось в сложную и разветвленную систему дисциплин как теоретического, так и прикладного характера. Внутри теоретического языкознания условно различают частное и общее. Частное языкознание занимается отдельным языком (русским и т.д.) или группой родственных языков (н-р, германскими). Оно может быть синхроническим, т.е. описывающим языковые факты в какой-то момент его истории, но чаще – факты современного состояния), либо диахроническим (историческим), изучающим развитие языка на протяжении определенного периода времени, т.е. в эволюции. Разновидностью последнего является сравнительно-историческое, изучающее историческое прошлое родственных языков путем их сравнения (не путать со сравнительно-типологическим и сопоставительным языкознанием, изучающим сходства и различия неродственных языков). Общими особенностями человеческого языка занимается общее языкознание. Областью его интересов является сущность и природа языка, проблема его происхождения и общие законы его развития и функционирования, а также разработка методов анализа языковых фактов и исследования языков. Общее и типологическое языкознание выявляет и формулирует языковые универсалии, т.е. положения существующие во всех языках мира (абсолютные универсалии) или для значительного большинства языков (статистические универсалии). Абсолютными универсалиями являются, н-р, следующие положения: - во всех языках существуют гласные и согласные звуки; - на всех языках люди разговаривают предложениями; - во всех языках есть имена собственные; - если в каком-нибудь языке существует различие по грамматическому роду, то в нем обязательно существует различие и по числу. Пример статистической универсалии: почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел (исключение: древний и современный яванский – язык о. Ява, [в котором, кстати нет категорий рода, падежа и времени. Связь между предложениями осуществляется порядком слов и служебными словами. В словарном составе много заимствований; характерны особые стилистические градации – формы вежливости, которые различаются между собой составом наиболее употребительной лексики-до нескольких сотен слов. Крупнейшие из них: «ингоко»-простой язык, «кромо»-вежливый язык и «мадья»-средний язык. Употребление их определяется социальным статусом людей – возрастом, родственными отношениями, служебной иерархией. Сейчас наблюдается тенденция к стиранию различий между этими градациями].
Прикладное языкознание также решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка: создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, иностранному языку, создание систем автоматического перевода, аннотирования и реферирования информации и т.д. Курс языкознания формирует филолога как специалиста, а курс «Введение в языкознание» - это элементарный курс общего языкознания, дающий первые сведения о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях и терминах, без знания которых невозможно серьезно изучать какой-либо язык. Языкознание тесно связано со многими другими науками. Прежде всего с философией, изучающей наиболее общие законы природы, общества и мышления. Далее с социологией, историей, этнографией. Поскольку язык непосредственно связан с человеческим сознанием и психической жизнью , языкознание имеет тесные связи с логикой и психологией, а через психологи. – с физиологией высшей нервной деятельности. Являясь «первоэлементом», языкознание соприкасается с литературоведением, поэтикой и фольклористикой, объединяясь с ними в комплексную дисциплину – филологию, изучающую язык, литературу и культуру народа. Наконец, решая разнообразные прикладные задачи, языкознание взаимодействует с педагогикой и методикой, а в наши дни с такими науками как математическая логика, статистика, теория информации и кибернетика. В результате взаимодействия языкознания с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных областей знания – социолингвистика, психолингвистика, лингвокультурология и др. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 587. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |