Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История изучения способов защиты организма человека от инфекции. Прививки от оспы




Н.В. БОГАЧЕВА

 

СБОРНИК ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СПЕЦГЛАВЫ ИММУНОЛОГИИ

УЧЕБНИК

 

 

Киров

2013

 


УДК хх.ххх.хх

ББК хх.хх

И хх

 

Рекомендовано к изданию методическим советом

биологический факультета ФГБОУ ВПО «ВятГУ»

 

Допущено методическим советом кафедры микробиологии ФГБОУ ВПО «ВятГУ» в качестве учебника для бакалавров, для студентов направления 020400 «Биология», всех профилей подготовки всех форм обучения

 

Рецензент

доктор медицинских наук,

профессор ФГБОУ ВПО «ВятГУ» В.Ю.Охапкина

 


Богачева, Н.В.

И   Сборник лекций по дисциплине «Спецглавы иммунологии»: учебное издание для студентов направления 020400 «Биология», всех профилей подготовки всех форм обучения / Н.В. Богачева. – Киров: ПРИП ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013. – 105 с.

 

Учебник содержит систематизированное изложение учебной дисциплины «Иммунохимия и медицинская микробиология» в удобной для изучения и преподавания форме. Учебное издание составлено в соответствии с программой обучения и включает в себя лекционный материал по данной дисциплине. Учебник предназначен для лучшего усвоения студентами пройденного материала.

 

УДК хх. ххх. ххх.

ББК хх.хх.

Редактор …………………..

 

© Богачева. Н.В., 2013

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013



СОДЕРЖАНИЕ

 

  СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 4
ЛЕКЦИЯ I Часть 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИММУНОЛОГИИ. ИММУНОЛОГИЯ КАК НАУКА…………………………. 5
ЛЕКЦИЯ I Часть 2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ММУНИТЕТА. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ. ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ ИММУНОЙ СИСТЕМЫ 15
ЛЕКЦИЯ II АНТИГЕНЫ. ГЛАВНЫЙ КОМПЛЕКС ГИСТОСОВМЕСИМОСТИ………………………………... 27
ЛЕКЦИЯ III ИММУНОГЛОБУЛИНЫ: СТРУКТУРА, ФУНКЦИЯ, ГЕНТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ……………………………... 34
ЛЕКЦИЯ IV Т- и В-ЛИМФОЦИТЫ. РЕЦЕПТОРЫ СУБПОПУЛЯЦИЙ. КООПЕРАЦИЯ КЛЕТОК В ИММУННОМ ОТВЕТЕ……………………………………. 41
ЛЕКЦИЯ V Часть 1 ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОИНФЕКЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ. 50
ЛЕКЦИЯ V Часть 2 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ АЛЛЕРГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ИММУНОЛОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ 62
ЛЕКЦИЯ VI ТРАНСПЛАНТАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ. ИММУНИТЕТ К ОПУХОЛЯМ 66
ЛЕКЦИЯ VII Часть 1 ИММУНОДЕФИЦИТЫ. ИММУННЫЙ СТАТУС МАКРООРГАНИЗМА И МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ. 79
ЛЕКЦИЯ VII Часть 2 ИММУНОПРОФИЛАКТИКА И ИММУНОТЕРАПИЯ 87

 



СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АПК – антиген презентующая клетка

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

ГЗТ – гиперчувствительность замедленного типа

ИЛ – интерлейкин

ИФА – иммуноферментный анализ

ЛПС – липополисахарид

МкАТ – моноклональные антитела

МЛ – митоген лаконоса

РБТЛ – реакция бласттрансформации

РНГА – реакция непрямой гемагглютинации

РТМЛ – реакция торможения миграции лейкоцитов

ФГА – фитогемагглютинин

ФНО – фактор некроза опухоли

CD – claster differentiation – кластер дифференцировки

DAF – decay accelerating factor – фактор, усиливающий расщепление

HLA – human leukocyte antigens – антигены, расположенные на лейкоцитах человека

ICAM – Inter-Cellular Adhesion Molecule – молекула межклеточной адгезии

INF – интерферон

MCP – membrane cofactor proteolysis – мембранный кофактор протеолиза

МНС – major histocompatibility complex – главный комплекс гистосовместимости

NK – натуральный киллер

TLR – толл-подобный рецептор

VCAM – Vesicular Cellular Adhesion Molecule – сосудистая клеточная адгезивная молекула



ЛЕКЦИЯ I. Часть 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИММУНОЛОГИИ. ИММУНОЛОГИЯ КАК НАУКА

План лекции

1 История иммунологии

1.1 2000 г. до н.э. – XVII в. Первые описания оспы. Первые опыты, теории

1.2 История изучения способов защиты организма человека от инфекции. Прививки от оспы

1.3 XVIII-IX вв. Начало истории современной иммунологии. Вакцинация. Прививки от бешенства, сибирской язвы, куриной холеры

1.4 XX в. Иммуноглобулины. Гуморальная теория иммунитета

1.5 Дальнейшие открытия в иммунологии: исследования по открытию групп крови и резус фактора, системы МНС, структуры иммуноглобулинов

1.6 История открытия цитокинов и роли лимфоцитов в иммунном ответе

2 Определение иммунологии и иммунной системы организма

3 Основные разделы иммунологии

4 Взаимосвязь иммунологии с другими науками

 

История иммунологии

Г. до н.э. – XVII в. Первые описания оспы. Первые опыты, теории

Всякая биологическая наука имеет свою структуру и предмет изучения. Предметом изучения иммунологии, кратко говоря, является внутренняя защищенность организма от инфекций. В связи с этим первые исследования ученых были посвящены изучению течения инфекционных заболеваний и наблюдений по развитию невосприимчивости к ним у переболевших лиц.

Так, греческий историк Thucydides, при описании эпидемии чумы в Афинах в 430 г. до н.э. (по старой хронологии) подробно остановился на наблюдениях о том, что переболевшие и выжившие от чумы люди никогда не заражаются ею повторно.

Римский историк Procopius, описывая эпидемию бубонной чумы в Риме, также назвал состояние устойчивости людей, единожды переболевших чумой, к повторному заражению резистентностью (невосприимчивостью), и ввел латинский термин immunitas.

В X веке персидский врач Разипровел дифференциальную диагностику оспы, с другими лихорадочными заболеваниями, протекающими с сыпью. При этом Рази также писал о том, что у выздоровевших от оспы людей остается пожизненная невосприимчивость к данному заболеванию. Рази объяснял развитие иммунитета к оспе по Гиппократу, который понимал всякую болезнь как нарушение равновесия между четырьмя жидкостями в организме – кровью, слизью, желтой желчью и черной желчью. Оспа по Рази – это процесс избавления организма от лишней влаги (через пустулы на коже). Рази заметил также, что оспой болеют преимущественно дети, гораздо реже взрослые и не болеют старики. Причастность Рази к иммунологии проявилась еще и в том, что он по каким-то своим соображениям предлагал лечить людей, укушенных ядовитыми скорпионами, сывороткой ослов, покусанных теми же скорпионами. Таким образом, Рази впервые задумался о возможности применения серотерапии.

В XI веке Авиценна выдвинул свою теорию приобретенного иммунитета. Позже эту теорию развил итальянский врач Джироламо Фракасторо. В 1546 г. он написал книгу «Зараза» («On Contagion»). Авиценна и Фракасторо полагали, что все болезни вызываются мелкими «семенами» (seeds, germs, seminaria), которые переносятся от человека к человеку. Разные «семена заразы» имеют различное сродство к разным растениям и животным, а внутри организма – к различным органам и жидкостям тела. Фракасторо полагал, что иммунитет к оспе у взрослых объясняется тем, что, переболев оспой в детстве, организм уже выбросил из себя тот субстрат, на котором только и могут развиваться «семена оспы». Современник Фракасторо врач Геронимус Меркуриалис обращал внимание на то, что невосприимчивость к повторному заболеванию оспой не распространяется на возможность заболеть другой экзематозной лихорадкой, например корью (это наблюдение специфичности иммунитета).

История изучения способов защиты организма человека от инфекции. Прививки от оспы

Далее развитие иммунологии шло по пути изучения способов защиты организма человека от инфекции. Первым заболеванием, в отношении которого развивалось данное направление научного поиска, стала черная оспа.

По преданиям, практика профилактики черной оспы берет свое начало в античном Китае. Там здоровым детям в нос вдували через серебряную трубочку порошок, полученный из истолченных сухих корочек (струпьев) с оспенных язвочек больных оспой людей. Похожая практика имела место в народной медицине многих стран Азии и Африки. С начала XVIII в. практика противооспенных прививок пришла и в Европу. Эту процедуру называли вариоляцией (от лат. variola — оспа).

По сохранившимся документам в Константинополе начали прививать от оспы с 1701 г. Прививки не всегда заканчивались успехом, в 2-3 % случаев от прививок против оспы умирали. Но в случае пришествия дикой эпидемии смертность составляла до 15-20 %. Кроме того, выжившие от оспы оставались с некрасивыми щербинами на коже, в том числе и на лице. Поэтому сторонники прививок уговаривали людей решиться на них хотя бы ради красоты лица своих дочерей (как, например, Вольтер в «Философских тетрадях» и Жан Жак Руссо в романе «Новая Элоиза»). Из Константинополя в Англию идею и материал для прививки оспы привезла леди Магу Montague. Она сделала вариоляцию своим сыну и дочери и убедила привить детей принцессу Уэльскую. Но прежде чем подвергнуть риску детей из королевской семьи, прививку сделали шести заключенным, пообещав им освобождение, если они хорошо перенесут вариоляцию. Заключенные не заболели, и в 1722 г. принц и принцесса Уэльские привили оспу двум своим дочерям, чем подали монарший пример жителям Англии.

С 1756 г. практика вариоляции имела место и в России.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 298.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...