Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОМПЛЕКСНЫЕ ЕДИНИЦЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ




Словообразовательное гнездо как единица словообразовательной системы языка

 Система в словообразовании — это система словообразовательных гнезд. Под словооб­разовательным гнездом понимается упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующихся общностью корня. Общность однокоренных слов проявляется не только в плане выражения (в наличии у них одного и того же корня), но и в плане содержания (корень выражает общий для всех родственных слов элемент значения), т. е. слова, объединяющиеся в словообразовательное гнездо, имеют и смысловую, и мате­риальную общность. Ср. соль, соляной, солонка, солонина, солонинный, солевой, солить, соление, посолить, засолить, засаливать, засолка, пересолить, недосолить, подсолить, подсаливать, насолить, соленый, соленость, солоноватый, солепромышленный, солепромышленность и мн. др. Наличие у этих слов общего элемента значения не вызывает сомнения.

Однако наличие общего элемента значения (смысловой общности) само по тебе еще не обеспечивает тому или иному образованию доступ в гнездо. Так, не входят в одно гнездо уложить и укладывать, заложить и закладывать, я и мы, ты и вы, я и свой (ср. ты и твой) и т. п., несмотря на то, что здесь смысловая общность, а для некоторых пар даже семантическая тождественность - факт бесспорный. Ср. также: большой и огромный, отец и папа, мало и чуть! много и уйма, говорить и сказать и др.

Словообразовательное гнездо нередко определяют как простую совокупность однокоренных слов. Такое определение не отражает одно существенное свойство словообразовательного гнезда — упорядоченный характер этой совокупности слов. Дело в том, что любое гнездо имеет строго определенную структуру, и каждый его элемент (слово) занимает в нем предусмотренное системой языка и закрепленное в норме место.

В основе строения гнезд лежит принцип иерархии, принцип последовательного подчинения одних единиц другим.

В одних гнездах родственные связи слов основываются исключительно на прямых значениях. Ср., например: алый аленький, аловатый, аловатость, аловато, алёхонь-кий, ало, алость, алеть, алеться, заалеть, заалеться, поалеть, разалеться, ало-голубой, алёшенький, алощёкий и др.; акварель акварелька, акварелист, акварелистка, акварельный; верба вербочка, вербняк, вербный, вербовый; верблюд верблюдище, верблюдица, верблюжонок, верблюжина, верблюжатина, верблюжатник, верблюжий, верблю-довод, верблюдоводство, верблюдоводческий.

В других они опираются как на прямые, так и на переносные значения. Так, прилагательное бледный обозначает: 1. Лишенный румянца, свежести; бескровный. Как ты похудел, какой ты больной, бледный (Достоевский). 2. Слабо окрашенный, неяркий (о цвете чего-л.). Бледные краски. Бледные тона. Темно-синие вершины гор... рисовались на бледном небосклоне (Лермонтов). 3. Светящийся слабым, неярким светом; тусклый. Бледный месяц. Бледная луна. Бледное небо.//Переносно.

Таким образом, производные слова в гнездах группируются на основе стержневых значений. В качестве стержневых значений могут выступать не только номинативные, производно-номинативные (по терминологии акад. В. В. Виноградова), но и переносные значения слов. Семантика производных в гнезде чаще всего базируется на прямом значении исходных слов. Если исходное слово многозначно, то производные могут группироваться вокруг разных его значений.

Структура словообразовательного гнезда.

В простейших гнездах (микрогнездах), кроме исходного слова, только одно производное слово: мензурк(а) мензуроч-н-ый ;     

ментор - ментор-ск-ий. Здесь микрогнездо = словообразовательной паре.

выступает словообразовательная пара. Словообразовательную пару (минимальную единицу гнезда) составляют производящее и производное, например: степь степной; дорог(а) дороженька; дорог(а) — дорожный.

Имеются гнезда с несколькими производными:

легенд(а)                                      лукошк(о)

легенд-арн(ый)                             лукошеч-к-о

легендарн-о легендарн-ость        лукошеч-н-ый

Чаще всего словообразовательное гнездо представляет собой сложное структурное образование, состоящее из большого числа производных. Большие гнезда (макрогнезда) включают сотни, нередко по 400—500 и более образований: ходить — 470, вести — 507, два — 547, нести (доставлять куда-л.) — 541, половина — 587 и т. д. Обязательным компонентом словообразовательного гнезда является исходное слово. В качестве исходных слов выступают непроизводные слова: а) слова со свободным корнем: один, озеро, окно, чай; большой, синий; бить, писать, стирать; свой, твой; два, три; вчера, здесь; кря, мяу; б) слова со связанным корнем: прибавить, убавить; впрячь, выпрячь, запрячь, перепрячь и т. п. Все остальные слова гнезда являются производными.

 

СЛОВОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПЬ (цепочка)

Следующей, более крупной единицей словообразовательного гнезда на горизонтальной оси является словообразовательная цепь. Словообразовательная цепь — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной производности. Исходное слово цепи (оно же и исходное слово гнезда) является непроизводным и выполняет функцию производящего. Слова последующих звеньев, кроме последнего, одновременно выступают как производные и производящие. Слово, замыкающее цепь, является только производным, не используется как производящее. Примеры: нести (исходное слово — производящее) -» с-нести (производное/производящее) -> снос-и-ть (производное/производящее) -> снос (про­изводное/производящее) -> снос-н-ый (производное/производящее) -> не-сносный (производное/производящее) -> пре-несносный (производное/производящее) —> пренесносн-о (производное); дыра (исходное слово — производящее) —> дыр-яв-ый (производное/производящее) —>- дыряв-и-ть (производное/производящее) — про-дырявить (производное/производящее) —> продырявл-ива-ть (производное/производящее) —> продырявлива-ниj-е (производное).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...