Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Словообразование русского языка (основные сведения)




 

Термин словообразование, как известно, употребляется в двух значениях: для обозначения словообразовательного строя языка и для обозначения соответствующего раздела языкознания. Следует отметить, что морфемным составом обладают все слова, тогда как словообразовательную структуру имеют только производные слова. Словообразовательная структура слова всегда бинарна, в то время как для морфемного состава слова бинарность не является его характерным признаком: слово может состоять всего из одной морфемы или из множества морфем .

Различия в морфемном составе и словообразовательной структуре по-разному проявляются в разных типах слов.

 

Способы словообразования.

 По основному компоненту форманта производные слова объединяются в способы словообразования. Производные слова, образованные с помощью одного и того же основного средства словообразова­ния, относятся к одному и тому же способу словообразования. Так, все слова, образованные при помощи суффиксов, (независимо от их частеречной принадлежности и конкретной семантики, а также формальных свойств суффиксов), относятся к суффиксальному способу словообразования:    гус-ёк, гус-ак, гус-ын-я; дом-ик, дом-ишк-о, дом-ищ-е, дом-ашн-ий; друж-ок, друж-ищ-е, друж-н-ый, друж-еск-чй, друж-и-ть.

 Все слова, образованные при помощи префиксов (независимо от того, к какой части речи они относятся, какой семантикой и какими формальными свойствами обладают префиксы, участвующие в их образовании), составляют префиксальный способ словообразования: пра-дед, подгруппа, под-прыгнуть, при-лететь, анти-военный, навсегда, не-когда, не-где, не-правда, не-высокий, не-ровный.

 В современном русском языке действуют следующие способы словообразования:

1. 1. Суффиксация: а) чист-еньк-чй, письм-ишк-о, чи-та-тель, верх-ом, ах-ну-ть, бел-и-ть, син-е-ть, утр-ечк-ом, два-жды; б) разрыв-0, разогрев-О.

2. Префиксация: после-завтра, на-завтра, со-брат, никто, не-высокий, сверх-мощный, пре-милый, вылечить, из-лечить, под-лечить, у-лететь, за-лететь.

3. Постфиксация: учить-ся, радовать-ся.

4. Префиксация в сочетании с суффиксацией: а) на-стен-н-ый, при-мор-ск-ий, по-прежн-ему,  по-сматр-ива-ть, при-крик-ива-ть, из-головь- е).

5. Префиксация в сочетании с постфиксацией: на-кри-шть-ся, на-есть-ся, рас-шуметь-ся, раз-воевать-ся, про-говорить-ся.

6. Суффиксация в сочетании с постфиксацией: петуш-и-ть-ся, горд-и-ть-ся, табун-и-ть-ся, кус т-и-ть-ся.

7. Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфик-ацией: при-бедн-и-ть-ся, при-сосед-и-ть-ся, при-лун-и-ть-ся, о-банкрот-и-ть-ся, пере-свист-ыва-ть-ся, ш-смех-а-ть-ся, над-смех-а-ть-ся, раз-ветр-и-ть-ся.

II. 8. Сложение: а) сложение производящей основы н производящего слова: овц-е-бык, лес-о-степь, тигр-о-лев, ес-о-тундра, вод-о-стойкий, черн-о-белый, сер-о-бур-о-ма~ иновый, цар-е-убийца, вод-о-гряз-е-лечебница, вуал-е-хвост, 1олг-о-град, пол-у-час, пол-у-финал, пол-у-сырой, пол-у-си-'еть, пол-у-прикрыть, пол-у-открыть;

б) сложение производящих слов: плащ-палатка, диван-кровать, генерал-лей-тенант.

9. Сложение в сочетании с суффиксацией: а) ясн-о-вид-ец, голов-о-лом-к-а, общ-е-город-ск-ой, вагон-о-ремонт-н-ый, ле-с-о-пиль-н-я, дв-ух-метр-ов-ый, одн-о-сторон-н-ий; б) рыб-о--лов-0, дым-о-ход-0, больш-е-глаз-в-ый, светл-о-волос-0-ый.

10. Сложение в сочетании с префиксацией и суффиксацией: в-пол-оборот-а.

11. Аббревиация (образование сложносокращенных слов): а) вуз, втуз, ГАИ, СамГУ; б) МГУ, ЛГУ, СССР, в) рай/ком, мест/ком, команд/арм, ком/див, ком1со!мол); г ) зар/плат, дет/дом, сберкнижка, е) эс/мин/ец - эс(кадренный) мин(онос)ец].

Во всех этих случаях сокращенные слова восходят к словосочетаниям, составным наименованиям. Однако в живой разговорной речи встречаются также слова, образованные путем усечения одиночных (отдельных) слов: зам (заместитель), зав (заведующий), пом (помощник), пред (председатель), пед (пединститут) и др. При образовании таких слов иногда используется и аффиксация: без хозяина —> бес--хоз-н-ый (ср. без-билет-н-ый, бес-пилот-н-ый), спецодежда-спец-овк-а и др.

III. 12. Неморфолошические или неморфемные способы образования слов:

1) Морфолого-синтаксический способ образования - переход различных слов, групп слов из одной части речи в другую, например, переход прилагательных и причастий в имена су­ществительные - субстантивация) : столов-ая, учительск-ая, операционн-ая; чаев-ые, командировочн-ые, суточн-ые, премиальн-ые; ра-нен-ый, морожен-ое, трудящ-ий-ся, учащ-ий-ся.

2) Лексико-синтаксический способ образования – слияние 2-х и более слов без изменения в одно - сращение (компоненты словосочетания «срастаются», сливаются в одно слово): тепло/выделяющий, долго/играющий, выше/указанный, быстро!растворимый, ума/лишенный, с!ума! сшедший.

3) Лексико-семантический – изменение значения слова, приобретение словом новых значений: кулак (сжатые пальцы рук_ и кулак (зажиточный крестьянин).

 

 

Единицы словообразования

 

Основной единицей словообразования является словообразовательная пара.

 Члены словообразовательной пары — производящее и производное — связаны между собой и формально и семантически. Производное слово представляет собой сочетание производящего (то, от чего образовано слово) и форманта (то, с помощью чего образовано новое слово), поэтому словообразовательная структура всегда бинарна, т.е. состоит из 2-х частей.

Значение производного формируется на базе семантики производящего. Производящие и производные слова связывает не какое-то общее значение, не какая-то общая идея, заложенная в корне слова и свойственная всем однокоренным словам. Каждое производное слово возникает на базе строго определенного значения производящего. Семантическая общность однокоренных слов базируется на конкретных лексических значениях, свойственных производящим словам словарного гнезда.

Ср. база и базовый, базировать, базироваться, базирование, базировка. В современном русском языке слово база употребляется в значениях: 1. Архит. Нижняя, более широкая часть колонны или столба. 2, Основа, основание чего-л., то главное, на чем зиждется что-л. Экономическая база.II Совокупность каких-л. материальных, технических ценностей, условий, необходимых для существования или деятельности чего-л. Техническая база МТС, Кормовая база животноводства. 3. Опорный пункт, место, где сосредоточены какие-л. запасы, материальные ценности, специальные сооружения для обслуживания яего-л. Авиа­ционная база. Военно-морская база. Туристическая база.// Склад, место хранения товаров, материалов и/ пр.

 Прилагательное базовый (базовое имущество) возникло на основе 3-го значения слова база; глагол базировать восходит ко 2-му значению;

базироваться, образованный от базировать в 1-м значении «основываться на чём-л.; опираться на что-л.», соотносится также со словом база в 3-м значении и обозначает «иметь что-л. в качестве базы, размещаться, располагаться где-л.». В этом значении от возвратного базироваться образованы базировка, базирование.

Не всегда бывает легко определить, на базе каких именно значений производящего слова возникло то или иное производное слово. Ср., например: глаз 1. Орган зрения. Близорукие глаза.//Взгляд, взор. Встретиться глазами. 2. Способность видеть; зрение. Мартышка к старости слаба глазами стала (Крылов).//Особая способность видения. Зоркий глаз.//Надзор, присмотр. У семи нянек дитя без глазу (пословица). 3. Дурной глаз. Верят в глаз, и в порчу, и в привороты (Л. Толстой) и глазеть «смотреть на что-л. из любопытства, как на зрелище (причем продолжительно.

 Как известно, объясняется это тем, что в процессе развития языка под влиянием различных (лингвистических и экстралингвистических) факторов лексико-семантические связи между производящими и производными словами могут сильно затемняться или вообще утрачиваться. Чаще всего ослабление или потеря семантической соотносительности между производными и производящими словами наблюдается тогда, когда производные слова возникают на базе метафорических значений производящих или подвергаются метафоризации в процессе словопроизводства (т. е. при образовании производного слова одновременно происходит метафорическое переосмысление производящего слова).

Значение производящего слова, используемое как базовое при создании производного, подвергается переосмыслению, метафоризации. Из-за отсутствия прямых лексических соответствий слова, входящие в такие словообразовательные пары, часто лишены отчетливых и ясных мотивационных отношений. Ср. базар и базарить, разг. «сильно шуметь, скандалить», разбазарить «истратить, раздать, израсходовать не по назначению, не по-хозяйски, зря и т. п.» (разбазарить семенной фонд..

Подавляющее большинство производных слов возникает в языке на базе прямых, номинативных значений производящего слова. Прямые значения исходных (непроизводных) слов являются своего рода клеем, связывающим однокоренные слова словообразовательного гнезда и поддерживающим их семантическое родство.

Однако производные слова возникают и развиваются не только на базе прямых значений производящих. Они усваивают и переносные значения их. Словообразование путем использования исключительно переносных значений производящих основ охватывает целые группы слов, имеющих лексико-семантическую и структурно-грамматическую общность, и, таким образом, имеет закономерный характер. Ср. звонить «разглашать что-л., распространять какие-л. слухи, сплетничать» и раззвонить «разгласить, сделать известным всем, всюду» (производный глагол в других значениях не употребляется, основное значение производящего звонить производным не усвоено); сюда же: трезвонить и растрезвонить, благовестить и разблаговестить и т. п.

 

Второй по значимости единицей словообразования считается словообразовательный тип. Это понятие является одним из центральных понятий системы словообразования. Словообразовательный тип - это формально-семантическая совокупность производных слов определенной части речи, характеризующаяся общностью трех основных признаков: 1) производящие основы должны относиться к одной и той же части речи; 2) у них один и тот же формальный показатель; 3) они выражают одинаковые семантические отношения к своим производящим, т. е. имеют одно и то же словообразовательное значение.

Так, имена существительные баранина, кабанина, осетрина, фазанина и т. п. образуют один словообразовательный тип: 1) все они созданы на базе одной части речи — имен существительных (баран, кабан, осетр, фазан);имеют один и тот же формальный показатель — суффикс -ин-; 3) выражают одно и то же словообразовательное значение — обозначают «мясо животного, названного в производящей основе».

Другой словообразовательный тип составляют существительные царапина, отметина, зазубрина, пробоина и т. п.: 1) все они образованы от глаголов (царапать, отметить, зазубрить, пробить); 2) выражают одно и то же словообразовательное значение — обозначают «предмет, являющийся результатом действия, названного в производящей основе»; 3) имеют один и тот же формальный показатель — суффикс -ин-.

Таким образом, производные слова, относящиеся к одному словообразовательному типу, находятся в одинаковых формально-семантических отношениях с своими производящими. Это значит, что баран-ин-а : баран = кабан-ин-а : кабан = осетр-ин-а : осетр — фазан-ин-а : фазан или царап-ин-а : царапать = отмет-ин-а : отметить = зазубр-ин-а : зазубрить = пробо-ин-а : пробить.

Производные слова, у которых не совпадает хотя бы один из трех признаков, относятся к разным словообразовательным типам. Ср.: 1) клевет-ник, провод-пик (лицо), пута-ник, взрыв-ник; 2) коров-ник, телят-ник, обезьян-ник; 3) рябин-ник, налип-ник, ягод-ник, калин-пик, осин-ник, барба-рчс-ник; 4) колбас-ник, сапож-ник, пирож-ник, блуз-ник; 5) соус-ник, уксус-ник, салат-ник.

Во всех приведенных примерах имеется суффикс -ник, что создает впечатление, будто перед нами один словообразовательный тип. Однако это не так. Здесь представлены слова пяти словообразовательных типов. Первый тип отличается от других тем, что в него входят производные слова, образованные на базе глагола и выражающие значение лица по действию, которое названо в производящей основе. У всех остальных типов (2—5) совпадает и часть речи производящих: производные слова этих типов восходят к именам существительным. Тем не менее они относятся к разным словообразовательным типам, так как у них не совпадают словообразовательные значения: «помещение для животных, названных в производящих основах» (2); «место, где произрастают растения, названные в производящих основах» (3); «лицо, которое создает (изготовляет) предмет, названный в производящей основе»- (4); «вместилище для предметов, названных в производящей основе» (5). Значит, здесь налицо омонимия суффиксов, ведущая к омонимии словообразовательных типов.

Словообразовательный тип — важнейшая единица словообразовательной системы языка. Синхронная система словообразования представляет собой совокупность всех сущест­вующих в современном русском языке словообразовательных типов в их взаимодействии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 426.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...